Скачать 0.55 Mb.
|
Управление образования Администрации муниципального образования « Малопургинский район» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Малопургинский Центр детского творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол методического совета №___ Директор МОУ ДОД от _____________________ 20___ года Малопургинский ЦДТ ______________ Н.А.Сабирова от __________________ 20___ года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по краеведению «СЛАВЯНЕ» возраст обучающихся 12—16 лет, срок реализации — 3 года Автор разработчик программы: Павлова Анжелика Михайловна, педагог дополнительного образования ЦДТ высшей категории с. Ильинское 2014 Пояснительная записка Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того, какие ценности будут сформированы у них сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем. Проблема заключается в том, что мы уже настолько изменили среду, что не ясно, успеем ли перестроить социализацию до того, как условия изменятся кардинально. Кризис семьи приводит к тому, что даже появление собственных детей, не каждого человека подталкивает к будущему. Это современная проблема ответственности за будущее. Для нас, для школы, эта проблема также актуальна. Мы в условиях угасания индивидуального интереса к будущему и недостаточного деятельностного потенциала гражданского общества, через головы нерадивых отцов и матерей, опираясь на кружковую деятельность в школе, стараемся выстраивать социализацию подростков. Сегодня заграничные «благодетели» завлекают молодежь идолом западной моды, внушают всеми средствами тягу к привлекательным побрякушкам, духовным и материальным наркотикам. Учитывая все эти факты развития современного общества, мы хотим стать, хотя бы на местном уровне, оплотом, стержнем, гарантом и надеждой того, чтобы наши подростки, занимаясь в кружке, не потеряли перспектив своего будущего. Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Данная программа рассчитана на 3 года занятий с учащимися 6-11 классов (12-17 лет). Она разработана в соответствии с требованиями инструктивного письма Министерства образования РФ № 28-02-484/16 от 18 июня 2003 г. для педагогов дополнительного образования. Программа имеет туристско-краеведческую направленность. В объединение принимаются все желающие ребята. В группе занимается 10-20 человек. Объем часов в год составляет 72 занятия. Занятия проводятся на базе МОУ СОШ с. Ильинское. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Решая задачи воспитания и образования, программа способствует осуществлению комплексного подхода к становлению личности ребенка:
Предполагаемый результат: приобретение научно – исследовательских знаний, навыков, самоопределение, саморегуляция и творческая активность. Новизна этой программы состоит в том, что теория связана с научной деятельностью ребят. Также программа рассчитана для реализации в сельской местности, где существует особый уклад, особая социальная атмосфера. Поэтому суть нашей программы состоит в том, чтобы воспитывать самобытные личности, т.е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. История России едина, единство прослеживается в ходе исторического развития регионов. В этом курсе раскрывается взаимосвязь истории, быта, искусства удмуртского народа и древних славян. Общеобразовательная программа по истории, посвященная славянам, как правило, начинается с краткого изложения основных событий эпохи, затем следует подробный разбор общественного устройства, и едва ли не в последнюю очередь уделяется внимание таким «малозначительным» вещам, как одежда, жилище, домашние занятия. Что же касается язычества, ему чаще всего уделяется крохотный пункт темы учебника по истории, который содержит весьма убогую информацию. А ведь у школьника это обычно вызывает большой интерес. Предлагаемый курс организован совершенно иначе. Из двенадцати его разделов язычеству посвящены целых три, причем идут они самыми первыми. Причина очень проста. Религиозные понятия и нормы столь густо пронизывали всю жизнь древнего человека, что совершенно невозможно судить даже о таких, казалось бы, сугубо материальных предметах, как украшения и оружие, не имея понятия о сложном комплексе верований, определявших изготовление и применение вещи. Вот и получается: отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков – и духовного, и материального. Впрочем, курс составлен так, что его можно «осваивать» в произвольном порядке, с любой главы. Цель программы: познакомить с традициями русской семьи; воспитать нравственные качества личности через приобщение к народной культуре. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: - изучение традиций и обычаев славянских народов; - изучение традиций и обычаев народов, проживающих в своем районе; - развитие творческого мышления у воспитанников; Приобщение к культуре славянских народов является одной из задач программы. Для ее решения используются такие формы деятельности ребят, как написание рефератов о жизни и быте славянских народов (часто, опираясь на исследовательский материал местного значения), доклады, сообщения, диспуты, встречи, лекция, мозговая атака, игра, исследование, экскурсия, конференции. Здесь и складывается система отношений между подростками. Таким образом, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, географии, музыке, т.д.). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Учитель выступает организатором коллективного мышления. Предоставляет информацию, дает возможность каждому выразить свою позицию, акцентирует внимание на противоречия и проблемные моменты, острые углы истории. Учитель ищет эмоциональные стороны, чтобы весь материал проходил через сердце ребенка и связывает их с научностью. С этой целью разрабатываются сценарии занятий, организуются творческие работы, определяются формы подачи материала. Учащиеся должны сначала почувствовать себя жителями России, Удмуртии, а потом уразуметь это. Условия реализации программы: -наличие учебного кабинета; наличие дидактического материала, учебной и методической литературы; -наличие канцтоваров; Показатели результативности: -умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков; -овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке; -приобретение знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала; -поступление в средние и высшие учебные заведения; -передача своих знаний другим людям. Методы диагностики: -педагогический срез; -тестирование (определение уровня комфортности, коммуникативности); -карта-схема творческой активности воспитанников: а) участие в конкурсах; б) участие в олимпиадах, научных конференциях. Формы контроля: -открытые занятия; -итоговые занятия (в конце каждого полугодия); -мастер-классы; - конкурсы, учебно-исследовательские конференции; Ожидаемый социально-практический эффект:
Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание программы первого года обучения |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Социальная активность подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на государственном и общественном уровне. А... | Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение:... Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации... | ||
Оказание помощи ребёнку младшего школьного возраста в формировании социального опыта Воспитание– это целенаправленное управление процессом развития личности ребёнка и вхождения его в культуру общества | Основы социального государства основные разделы/темы курса Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации | ||
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических... | План Развитие и формирование принципов социального государства Понятие... В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью изучения дисциплины является изучение современных теорий социального благополучия и применение полученных знаний на практике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования.... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка... Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение... | Программа «здоровье» Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных... | ||
Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний,... Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение... | Аннотация рабочей программы дисциплины «Основы социального государства... «Основы социального государства и гражданского общества» для направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое образование),... | ||
Пояснительная записка обеспечение условий для становления ребенка... Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта уд, заинтересованного в самоизменении и способного к нему- такова исходная... | Д филос н., проф. Ю. И. Борсяков В этом процессе повседневность выступает как «сфера», где собираются и хранятся осмысленные осадки прошлого опыта. «Оповседневнивание»... | ||
Программа «Наш чудесный город». ( начальная школа) Пояснительная... Родины, что способствует формированию системы ценностей и жизненных приоритетов, осознанию ребенком собственного места и роли в пространстве... | Темы рефератов по курсу «Основы социального государства» Социальное... Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения |