Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов





НазваниеРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов
страница1/5
Дата публикации06.09.2014
Размер0.6 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:


Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

– по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Данная программа составлена по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Мин. общего среднего образования РФ, 2009г., ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе.

Целью программы обучения русскому языку является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков. Т.А. Ладыженская также выделяет специфическую цель своей программы – формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.

Для достижения цели выделяются три группы задач:

1) Познавательные:

  • формирование научно-лингвистического мировоззрения;

  • вооружение учащихся основными знаниями о русском языке;

  • развитие эстетического идеала.

2) Практические:

  • формирование орфографических, пунктуационных умений и навыков;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3) Общепредметные

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно получать знания по русскому языку;

  • формирование общепредметных умений (работа с книгой, справочной литературой);

  • совершенствование навыков чтения.

Программа обучения построена с учетом принципов системности. Доступности, научности, а также преемственности между разделами курса.

В пятом классе на изучение материала по стандарту отводится 210 часов. В начале года повторяется изученное в начальной школе: отрабатывается понятие орфограммы, место орфограммы в слове и повторяются правила написания, известные учащимся. На данном этапе закрепляются знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, происходит знакомство с наречием как частью речи. Особое место в методике работы со словарными словами отводится использованию ассоциативного словаря, механизм запоминания которого сводится к использованию слов-опор, графических и иллюстративных ассоциаций, применяется ассоциация по смежности, синонимичная и антонимичная ассоциации.

Формы организации образовательного процесса в 5 классе

  • традиционный урок (изучения нового материала, закрепления, обобщения, повторения, контроля)

  • урок-практическая работа

  • уроки-соревнования

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки творчества

  • уроки-конкурсы

  • уроки-игры

  • интегрированные уроки

  • межпредметные уроки

  • уроки-экскурсии


Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников учебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

Для этого используем диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение; сжатое и подробное изложение; тест; самостоятельные, проверочные, контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 5 класса:

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

  • словосочетание, его отличия от слова; строение словосочетания, смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании; порядок разбора словосочетания;

  • основные признаки предложения; виды предложений по цели высказывания и по интонации;

  • грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого;

  • опознавательный признак употребления тире, как знака разделения между главными членами предложения;

  • определение распространенных и нераспространенных предложений;

  • определение понятия второстепенных членов предложений, способы их выражения, графическое обозначение;

  • определение однородных членов предложения, функцию запятой между однородными членами предложений; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схема предложений с однородными членами;

  • определение обращения, опознавательные признаки выделения обращения устно и на письме; о возможности смешения подлежащего и обращения;

  • порядок синтаксического разбора простого предложения и порядок пунктуационного разбора;

  • порядок синтаксического разбора сложного предложения;

  • прямая речь и слова автора; опознавательные признаки для употребления знаков препинания при прямой речи; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

  • диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге;

  • предмет изучения фонетики, гласные и согласные звуки, смыслоразличительная роль звуков, элементы транскрипции;

  • отличия устной речи от письменной; различие между звуками и буквами; русский алфавит и его назначение;

  • о роли Ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных;

  • звуковое значение Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях;

  • предмет изучения орфоэпии, представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

  • порядок фонетического разбора слова;

  • функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»;

  • понятия «однозначные» и «многозначные», о прямом и переносном значении слов;

  • понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы»; о роли использования их в речи;

  • предмет изучения морфемики, понятие «морфема», отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова;

  • определение морфем, их грамматическое и смысловое значение, определение основы слова, его лексическое значение;

  • порядок морфемного разбора слова;

  • правописание гласных и согласных в приставках; словарные слова;

  • правила написания корней с чередованием гласных А – О, Е – И;

  • правила написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения;

  • правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на –ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения;

  • предмет изучения морфологии, самостоятельные и служебные части речи, изученные в 5 классе; их назначение

  • морфологические признаки самостоятельных частей речи, их синтаксическую роль в предложениях

  • правила правописания гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

  • признаки текста (основная мысль, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте)

  • о теме текста (широкие и узкие темы, микротемы)

  • способы сжатия текста

  • стили речи (художественный, научный, разговорный);

  • типы речи; роль заголовка; структуру текстов типа повествования, описания, рассуждения

  • устное и письменное описание картины

  • о роли деталей художественного описания предметов

  • об элементах рассуждения в описании

  • о рассказе как об одном из видов повествования; о композиции рассказа

Уметь:

  • связывать слова в предложения по смыслу; расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; разграничивать знаки препинания по их функциям

  • составлять словосочетания и предложения

  • распознавать виды словосочетаний

  • распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации

  • разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены

  • находить в грамматической основе подлежащее и сказуемое, выраженное разными частями речи и сочетанием слов

  • разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, распространять предложение второстепенными членами

  • находить определения, дополнения, обстоятельства в предложении, верно обозначать их графически, составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам

  • находить однородные члены, составлять предложения с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами

  • составлять схему предложений с однородными членами

  • обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего

  • уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль, к которому относится устный разбор

  • разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить слова с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; употреблять простейшие вводные слова в предложениях с прямой речью (пожалуйста, конечно и др.)

  • распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи

  • правильно расставлять знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме

  • различать гласные и согласные звуки по способу образования; записывать односложные слова с элементами транскрипции

  • различать согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости

  • различать позиционное чередование гласных и согласных в словах

  • правильно произносить названия букв, находить и исправлять ошибки в названиях букв

  • употреблять Ь для обозначения мягкости согласных; разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола с разделительным Ь

  • различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я

  • правильно произносить указанные слова, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки

  • производить фонетический разбор (устный и письменный) слов

  • распознавать однозначные и многозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов

  • находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; употреблять в своей речи слова с переносным значением, находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением

  • находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания; использовать школьные словари антонимов и синонимов

  • выделять части слова, выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах

  • разграничивать в словах совпадающих по звучанию, но различные по лексическому значению корни; находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам

  • подбирать слова с указанными приставками и суффиксами, определять их значение, группировать слова по значению приставок и суффиксов

  • понимать механизм основных способов образования слов

  • опознавать чередование согласных и гласных звуков при образовании и изменении слов в корне

  • опознавать слова с беглыми гласными О-Е в разных морфемах

  • различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов)

  • производить морфемный разбор (устный и письменный) слова

  • находить и правильно писать слова с орфограммой в приставках и корнях с чередующейся гласной; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями; пользоваться орфографическим словарем

  • находить и правильно писать слова с орфограммами «Е-О после шипящих в корне», «буквы Ы-И после Ц»

  • распознавать слово как часть речи; доказывать принадлежность к определенной части речи в форме рассуждения; определять морфологические признаки изученных в 5 классе частей речи

  • правильно писать окончания изученных в 5 классе частей речи

  • производить морфологический разбор частей речи (устный и письменный)

  • формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение, строить сжатый текст

  • распознавать широкую и узкую тему сочинения; определять свободную тему сочинения, стиль сочинения, создавать текст на определенную тему

  • составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины

  • выбирать заголовок из указанного в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие выполнить авторскую задачу

  • различать описание предмета в художественном, научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст

  • составлять план исходного текста

  • излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика;


Основные блоки

  1. Язык – важнейшее средство общения 4 ч.

  2. Повторение изученного в начальной школе 26 ч.

  3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 33 ч.

  4. Фонетика. Орфография. Графика и орфография. Культура речи 17 ч.

  5. Лексика. Культура речи 12 ч.

  6. Морфемика. Орфография. Культура речи 26 ч.

  7. Морфология. Орфография. Культура речи 76 ч.

  8. Повторения и систематизация изученного 16ч.

Всего: 210 ч.
Содержание рабочей программы
Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку

Роль языка в жизни общества

Вводный курс

Орфография

Орфограмма

/ Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова

Морфология и орфография

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. / Правописание падежных окончаний

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. / Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола

/ Правописание гласных перед суффиксом –л и в окончании глаголов

/ Ь в глаголе 2-го лица единственного числа

/ Глаголы с –ться и –тся

Наречие. Различение наречий по вопросу

/ Правописание наиболее употребительных наречий по списку

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др

/ Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределённых местоимениях

Предлог. Разграничение предлогов и приставок

/ Раздельное написание предлогов с именами существительными

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях

/ Раздельное написание частиц с другими словами

Умения и навыки:

  • опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах

  • находить орфограммы-гласные буквы в корне и приставке и орфограммы-согласные (звонкие и глухие, непроизносимые)

  • узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения

/ Знаки препинания в конце предложения

Главные члены предложения.

/Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже)

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении

Предложение с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами

/ Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами

Предложения с обращениями.

/ Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

/ Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение

Сложносочинённые предложения

Сложноподчинённые предложения

Сложные бессоюзные предложения

/ Запятая между частями сложного предложения

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними)

Диалог

/ Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме

Умения и навыки:

  • различать и правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и эмоциональной окраске

  • использовать повествовательные и вопросительные предложения (как путём плана высказывания)

  • находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях)

  • отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения

  • совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений)

  • производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях

  • применять изученные правила пунктуации при письме

Основной курс

Понятие о литературном языке

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Звуки речи. Звуки речи и буквы

Алфавит

Гласные и согласные звуки

Слог

/ Правила переноса слов

Ударение

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиции звука

/ Правописание безударных гласных в корне

Звонкие и глухие согласные звуки

/ Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными

Твёрдые и мягкие согласные звуки

/ Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь

Значение букв я, ю, е, ё

/ Правописание разделительных ъ и ь

/ Правописание гласных после шипящих

/ Правописание ь после шипящих на конце слов

/ Правописание гласных и и ы после ц

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь

Умения и навыки:

слышать и различать звуки; различать звуки и буквы

акцентировать ударные слоги

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме

пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями

Морфемика. Орфография

Понятие о морфемике

Основа слова и окончание. Корень слова

Приставки и суффиксы

Словообразование. Основные способы образования слов

/ Правописание сложных и сложносокращенных слов

Чередование звуков в корне слова

/ Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а – о

/ Правописание корней с чередованием гласных е – и

/ Правописание согласных и гласных в приставках

/ Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)

/ Правописание приставок роз-(рос-) – раз-(рас-)

/ Ы после приставок, оканчивающихся на согласный

/ Правописание приставок при- и пре-

Морфемные и словообразовательные словари русского языка

Умения и навыки:

осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор

видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила

пользоваться морфемным и словообразовательным словарями

производить этимологический анализ слов в практических целях

Лексика

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка.
Умения и навыки:

  • пользоваться словарями

  • подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании

  • выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов

  • производить (выборочно) лексический разбор слова

  • совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов

  • обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их

Повторение

Развитие речи

Устная и письменная формы речи

Речь диалогическая и монологическая

Понятие о связном тексте

Тема

Основная мысль текста. Смысловые части текста

Простой план

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте

Выразительные средства устной речи

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи

Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении

Умения:

  • анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.)

  • выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением

  • озаглавливать текст, составлять простой план гoтового текста

  • подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

  • самостоятельно строить высказывание (повествование, описание)

Для работы над данными умениями используются темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи




Календарно-тематическое планирование

Планирование составлено на основе «Программа по русскому языку для 5-9 кл.»

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Москва «Просвещение» 2009 г.

Учебник «Русский язык: учеб. для 5 кла.»/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2009


№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

словарная работа

Способы проверки ЗУН

Домашнее задание

Коррекция

план

факт

Язык и общение (4 ч.)







1







Язык и человек

Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека

Уметь читать и анализировать лингвистический текст

функции русского языка

устный опрос




2







Р/Р Общение устное и письменное.

Понятие об устном и письменном общении

Знать понятия «слушание», «говорение», «чтение», «письмо»

единицы языка

диктант с заданием




3







Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Понятие об устном и письменном общении

Уметь читать и слушать




составить рассказ




4




Р/Р Стили речи

Стили речи

Уметь читать и анализировать лингвистический текст, иметь представление о речевой ситуации




работа в группах




Повторение изученного в начальных классах (26 ч.)







5




Звуки и буквы. Произношение и

правописание.

Различие букв и звуков, правильное название букв

Осознание, что буквы и звуки – понятия не тождественные, уметь правильно произносить название букв

транскрипция

практическая работа по теме




6




Орфограмма

Понятие орфограммы, способ обнаружения орфограмм

Знать понятие орфограммы, способ обнаружения орфограммы в корне слова и способы различения орфограмм по видам

орфограмма

самостоятельная работа




7




Правописание безударных гласных в корне слова

Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов

Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова




диктант «Проверь себя»

футбол, хоккей, матч

8




Правописание безударных гласных в корне слова

Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов

Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова




проверочный диктант




9




Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов

Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова




взаимопроверка

спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак

10




Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Словарные слова.

Различение проверяемых и непроверяемых произношением, а также непроизносимых и удвоенных согласных

Уметь различать согласные в корнях, безошибочно писать согласные в корнях слов




проверочный диктант




11




Буквы и, у, а после шипящих

Правописание сочетаний букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Развить навыки правописания сочетаний букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ




диктант «Проверь себя»




12




Разделительные Ъ и Ь.

Правило употребления Ь и Ъ

Знать правило употребления Ь и Ъ




орф. диктовка




13




Раздельное написание предлогов с другими словами.

Раздельное написание предлогов со словами

Уметь отличать предлог от омонимичных приставок и существительных




объяснительный диктант




14 – 15




Р/р Текст. Обучающее изложение (по упр.66).

Особенности написания изложения по тексту, составление плана изложения

Уметь сжато изложить текст с опорой на план, продолжить изложение, отвечая на вопрос

правописание безуд. гласных в

корне

фронтальный опрос

вдруг, вперёд, назад, вскоре,

слева, вверху

16





Части речи

Части речи и их разграничение

Уметь определять часть речи по общему значению и грамматическим признакам




Словарно- орфографическая работа




17




Глагол

Глагол как часть речи

Знать основные морфологические признаки глагола, уметь отличать от других частей речи




перфокарта




18




-Тся- и –ться- в глаголах

Способ определения ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Знать способ определения ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов, уметь правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов










19




Р/р Тема текста

Понятие темы текста, узкая и широкая тема

Уметь определять тему текста










20




Личные окончания глаголов

Личные окончания глагола

Уметь выделять окончания в глаголах, правильно писать безударные личные окончания

синтаксический разбор

объяснительный диктант




21




Не с глаголами

Правило написание НЕ с глаголами, правописание слов с непроверяемыми орфограммами

Знать правило написания НЕ с глаголами, развить навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами

морфемный разбор

выборочный диктант




22




Имя существительное

Имя существительное как часть речи

Знать основные морфологические признаки существительного, уметь отличать от других частей речи

правописание ь после шипящих

взаимопроверка




23




Падежные окончания существительных

Падежные окончания существительных

Уметь правильно писать безударные окончания существительных

знаки препинания при ОЧП







24




Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи

Знать основные морфологические признаки прилагательного, уметь отличать от других частей речи




словарный диктант




25




Р/р Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

Анализ текста упражнения и репродукции картины, составление плана сочинения

Иметь навыки написания сочинения-описания по картине, уметь составлять простой план сочинения










26




Местоимение.

Местоимение как часть речи

Знать местоимения 1, 2, 3 лица




контрольное списывание

вдвоём, втроём

27




Р/р Основная мысль текста.

Понятие основной мысли текста (идеи)

Уметь определять основную мысль текста (идею)




работа в парах, опрос




28




Повторение материала по разделу.

Повторение и обобщение изученного

Повторить изученное, подготовиться к контрольному диктанту










29




Контрольный диктант с грамматическим заданием

Диктант, грамматическое задание, работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе










30




Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Уметь объяснить орфограмму в неправильно написанном слове, выполнить предложенные виды разбора










Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33 ч).







31




Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке, деятельность А.М. Пешковского

Знать определения понятий «синтаксис» и «пунктуация», уметь обосновать их взаимосвязь

синтаксис, пунктуация

работа над построе-

нием предложений




32




Словосочетание.

Понятие словосочетания и его выделение из предложения

Уметь устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, вычленять словосочетание из предложения

правопис. безуд. гласных в корне

разбор сл/соч., срезовая работа

стремиться, беседовать, посетить
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconН. Н. Глухова / от 31. 08. 2013 г приказ №62-о
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 6 классе на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку в 7 классе...
Рабочая программа по немецкому языку в 7 классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconРабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 6...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка 1 Общая характеристика курса литературы в 11...
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка 9 класс (гимназический, 4 часа в неделю) умк...
Программа разработана на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание обучения иностранному языку
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы...
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconРабочая программа по немецкому языку в 11 классе на 2012 2013 учебный...
...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconРабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе мбоу «Никольская сош»
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку в 9...
Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск