Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
Данная программа составлена по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Мин. общего среднего образования РФ, 2009г., ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе.
Целью программы обучения русскому языку является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков. Т.А. Ладыженская также выделяет специфическую цель своей программы – формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.
Для достижения цели выделяются три группы задач:
1) Познавательные:
формирование научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение учащихся основными знаниями о русском языке;
развитие эстетического идеала.
2) Практические:
формирование орфографических, пунктуационных умений и навыков;
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
3) Общепредметные
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно получать знания по русскому языку;
формирование общепредметных умений (работа с книгой, справочной литературой);
совершенствование навыков чтения.
Программа обучения построена с учетом принципов системности. Доступности, научности, а также преемственности между разделами курса.
В пятом классе на изучение материала по стандарту отводится 210 часов. В начале года повторяется изученное в начальной школе: отрабатывается понятие орфограммы, место орфограммы в слове и повторяются правила написания, известные учащимся. На данном этапе закрепляются знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, происходит знакомство с наречием как частью речи. Особое место в методике работы со словарными словами отводится использованию ассоциативного словаря, механизм запоминания которого сводится к использованию слов-опор, графических и иллюстративных ассоциаций, применяется ассоциация по смежности, синонимичная и антонимичная ассоциации.
Формы организации образовательного процесса в 5 классе
традиционный урок (изучения нового материала, закрепления, обобщения, повторения, контроля)
урок-практическая работа
уроки-соревнования
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки-конкурсы
уроки-игры
интегрированные уроки
межпредметные уроки
уроки-экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников учебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
проектная деятельность
исследовательская деятельность
применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Для этого используем диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение; сжатое и подробное изложение; тест; самостоятельные, проверочные, контрольные работы. Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 5 класса:
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;
словосочетание, его отличия от слова; строение словосочетания, смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании; порядок разбора словосочетания;
основные признаки предложения; виды предложений по цели высказывания и по интонации;
грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого;
опознавательный признак употребления тире, как знака разделения между главными членами предложения;
определение распространенных и нераспространенных предложений;
определение понятия второстепенных членов предложений, способы их выражения, графическое обозначение;
определение однородных членов предложения, функцию запятой между однородными членами предложений; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схема предложений с однородными членами;
определение обращения, опознавательные признаки выделения обращения устно и на письме; о возможности смешения подлежащего и обращения;
порядок синтаксического разбора простого предложения и порядок пунктуационного разбора;
порядок синтаксического разбора сложного предложения;
прямая речь и слова автора; опознавательные признаки для употребления знаков препинания при прямой речи; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге;
предмет изучения фонетики, гласные и согласные звуки, смыслоразличительная роль звуков, элементы транскрипции;
отличия устной речи от письменной; различие между звуками и буквами; русский алфавит и его назначение;
о роли Ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных;
звуковое значение Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях;
предмет изучения орфоэпии, представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;
порядок фонетического разбора слова;
функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»;
понятия «однозначные» и «многозначные», о прямом и переносном значении слов;
понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы»; о роли использования их в речи;
предмет изучения морфемики, понятие «морфема», отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова;
определение морфем, их грамматическое и смысловое значение, определение основы слова, его лексическое значение;
порядок морфемного разбора слова;
правописание гласных и согласных в приставках; словарные слова;
правила написания корней с чередованием гласных А – О, Е – И;
правила написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения;
правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на –ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения;
предмет изучения морфологии, самостоятельные и служебные части речи, изученные в 5 классе; их назначение
морфологические признаки самостоятельных частей речи, их синтаксическую роль в предложениях
правила правописания гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов
признаки текста (основная мысль, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте)
о теме текста (широкие и узкие темы, микротемы)
способы сжатия текста
стили речи (художественный, научный, разговорный);
типы речи; роль заголовка; структуру текстов типа повествования, описания, рассуждения
устное и письменное описание картины
о роли деталей художественного описания предметов
об элементах рассуждения в описании
о рассказе как об одном из видов повествования; о композиции рассказа
Уметь:
связывать слова в предложения по смыслу; расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; разграничивать знаки препинания по их функциям
составлять словосочетания и предложения
распознавать виды словосочетаний
распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации
разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены
находить в грамматической основе подлежащее и сказуемое, выраженное разными частями речи и сочетанием слов
разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, распространять предложение второстепенными членами
находить определения, дополнения, обстоятельства в предложении, верно обозначать их графически, составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам
находить однородные члены, составлять предложения с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами
составлять схему предложений с однородными членами
обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего
уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль, к которому относится устный разбор
разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить слова с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; употреблять простейшие вводные слова в предложениях с прямой речью (пожалуйста, конечно и др.)
распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи
правильно расставлять знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме
различать гласные и согласные звуки по способу образования; записывать односложные слова с элементами транскрипции
различать согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости
различать позиционное чередование гласных и согласных в словах
правильно произносить названия букв, находить и исправлять ошибки в названиях букв
употреблять Ь для обозначения мягкости согласных; разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола с разделительным Ь
различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я
правильно произносить указанные слова, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки
производить фонетический разбор (устный и письменный) слов
распознавать однозначные и многозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов
находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; употреблять в своей речи слова с переносным значением, находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением
находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания; использовать школьные словари антонимов и синонимов
выделять части слова, выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах
разграничивать в словах совпадающих по звучанию, но различные по лексическому значению корни; находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам
подбирать слова с указанными приставками и суффиксами, определять их значение, группировать слова по значению приставок и суффиксов
понимать механизм основных способов образования слов
опознавать чередование согласных и гласных звуков при образовании и изменении слов в корне
опознавать слова с беглыми гласными О-Е в разных морфемах
различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов)
производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
находить и правильно писать слова с орфограммой в приставках и корнях с чередующейся гласной; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями; пользоваться орфографическим словарем
находить и правильно писать слова с орфограммами «Е-О после шипящих в корне», «буквы Ы-И после Ц»
распознавать слово как часть речи; доказывать принадлежность к определенной части речи в форме рассуждения; определять морфологические признаки изученных в 5 классе частей речи
правильно писать окончания изученных в 5 классе частей речи
производить морфологический разбор частей речи (устный и письменный)
формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение, строить сжатый текст
распознавать широкую и узкую тему сочинения; определять свободную тему сочинения, стиль сочинения, создавать текст на определенную тему
составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины
выбирать заголовок из указанного в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие выполнить авторскую задачу
различать описание предмета в художественном, научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст
составлять план исходного текста
излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика;
Основные блоки
Язык – важнейшее средство общения 4 ч.
Повторение изученного в начальной школе 26 ч.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 33 ч.
Фонетика. Орфография. Графика и орфография. Культура речи 17 ч.
Лексика. Культура речи 12 ч.
Морфемика. Орфография. Культура речи 26 ч.
Морфология. Орфография. Культура речи 76 ч.
Повторения и систематизация изученного 16ч.
Всего: 210 ч. Содержание рабочей программы Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку
Роль языка в жизни общества
Вводный курс
Орфография
Орфограмма
/ Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова
Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. / Правописание падежных окончаний
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. / Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола
/ Правописание гласных перед суффиксом –л и в окончании глаголов
/ Ь в глаголе 2-го лица единственного числа
/ Глаголы с –ться и –тся
Наречие. Различение наречий по вопросу
/ Правописание наиболее употребительных наречий по списку
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др
/ Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределённых местоимениях
Предлог. Разграничение предлогов и приставок
/ Раздельное написание предлогов с именами существительными
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях
/ Раздельное написание частиц с другими словами
Умения и навыки:
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах
находить орфограммы-гласные буквы в корне и приставке и орфограммы-согласные (звонкие и глухие, непроизносимые)
узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения
/ Знаки препинания в конце предложения
Главные члены предложения.
/Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже)
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении
Предложение с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами
/ Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами
Предложения с обращениями.
/ Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
/ Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение
Сложносочинённые предложения
Сложноподчинённые предложения
Сложные бессоюзные предложения
/ Запятая между частями сложного предложения
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними)
Диалог
/ Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме
Умения и навыки:
различать и правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и эмоциональной окраске
использовать повествовательные и вопросительные предложения (как путём плана высказывания)
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях)
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений)
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях
применять изученные правила пунктуации при письме
Основной курс
Понятие о литературном языке
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Звуки речи. Звуки речи и буквы
Алфавит
Гласные и согласные звуки
Слог
/ Правила переноса слов
Ударение
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиции звука
/ Правописание безударных гласных в корне
Звонкие и глухие согласные звуки
/ Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными
Твёрдые и мягкие согласные звуки
/ Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь
Значение букв я, ю, е, ё
/ Правописание разделительных ъ и ь
/ Правописание гласных после шипящих
/ Правописание ь после шипящих на конце слов
/ Правописание гласных и и ы после ц
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь
Умения и навыки:
слышать и различать звуки; различать звуки и буквы
акцентировать ударные слоги
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями
Морфемика. Орфография
Понятие о морфемике
Основа слова и окончание. Корень слова
Приставки и суффиксы
Словообразование. Основные способы образования слов
/ Правописание сложных и сложносокращенных слов
Чередование звуков в корне слова
/ Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а – о
/ Правописание корней с чередованием гласных е – и
/ Правописание согласных и гласных в приставках
/ Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)
/ Правописание приставок роз-(рос-) – раз-(рас-)
/ Ы после приставок, оканчивающихся на согласный
/ Правописание приставок при- и пре-
Морфемные и словообразовательные словари русского языка
Умения и навыки:
осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор
видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила
пользоваться морфемным и словообразовательным словарями
производить этимологический анализ слов в практических целях
Лексика
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка. Умения и навыки:
пользоваться словарями
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов
производить (выборочно) лексический разбор слова
совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их
Повторение
Развитие речи
Устная и письменная формы речи
Речь диалогическая и монологическая
Понятие о связном тексте
Тема
Основная мысль текста. Смысловые части текста
Простой план
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте
Выразительные средства устной речи
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи
Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении
Умения:
анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.)
выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением
озаглавливать текст, составлять простой план гoтового текста
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи
самостоятельно строить высказывание (повествование, описание)
Для работы над данными умениями используются темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи
Календарно-тематическое планирование
Планирование составлено на основе «Программа по русскому языку для 5-9 кл.»
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Москва «Просвещение» 2009 г.
Учебник «Русский язык: учеб. для 5 кла.»/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2009
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| словарная работа
| Способы проверки ЗУН
| Домашнее задание
| Коррекция
| план
| факт
| Язык и общение (4 ч.)
|
|
| 1
|
|
| Язык и человек
| Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека
| Уметь читать и анализировать лингвистический текст
| функции русского языка
| устный опрос
|
| 2
|
|
| Р/Р Общение устное и письменное.
| Понятие об устном и письменном общении
| Знать понятия «слушание», «говорение», «чтение», «письмо»
| единицы языка
| диктант с заданием
|
| 3
|
|
| Читаем учебник. Слушаем на уроке.
| Понятие об устном и письменном общении
| Уметь читать и слушать
|
| составить рассказ
|
| 4
|
| Р/Р Стили речи
| Стили речи
| Уметь читать и анализировать лингвистический текст, иметь представление о речевой ситуации
|
| работа в группах
|
| Повторение изученного в начальных классах (26 ч.)
|
|
| 5
|
| Звуки и буквы. Произношение и
правописание.
| Различие букв и звуков, правильное название букв
| Осознание, что буквы и звуки – понятия не тождественные, уметь правильно произносить название букв
| транскрипция
| практическая работа по теме
|
| 6
|
| Орфограмма
| Понятие орфограммы, способ обнаружения орфограмм
| Знать понятие орфограммы, способ обнаружения орфограммы в корне слова и способы различения орфограмм по видам
| орфограмма
| самостоятельная работа
|
| 7
|
| Правописание безударных гласных в корне слова
| Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов
| Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова
|
| диктант «Проверь себя»
| футбол, хоккей, матч
| 8
|
| Правописание безударных гласных в корне слова
| Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов
| Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова
|
| проверочный диктант
|
| 9
|
| Правописание проверяемых согласных в корне слова.
| Различение проверяемых и непроверяемых ударением гласных корня, подбор однокоренных слов
| Иметь представление о проверяемых и непроверяемых орфограммах корня слова; уметь подбирать однокоренные слова
|
| взаимопроверка
| спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак
| 10
|
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Словарные слова.
| Различение проверяемых и непроверяемых произношением, а также непроизносимых и удвоенных согласных
| Уметь различать согласные в корнях, безошибочно писать согласные в корнях слов
|
| проверочный диктант
|
| 11
|
| Буквы и, у, а после шипящих
| Правописание сочетаний букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
| Развить навыки правописания сочетаний букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
|
| диктант «Проверь себя»
|
| 12
|
| Разделительные Ъ и Ь.
| Правило употребления Ь и Ъ
| Знать правило употребления Ь и Ъ
|
| орф. диктовка
|
| 13
|
| Раздельное написание предлогов с другими словами.
| Раздельное написание предлогов со словами
| Уметь отличать предлог от омонимичных приставок и существительных
|
| объяснительный диктант
|
| 14 – 15
|
| Р/р Текст. Обучающее изложение (по упр.66).
| Особенности написания изложения по тексту, составление плана изложения
| Уметь сжато изложить текст с опорой на план, продолжить изложение, отвечая на вопрос
| правописание безуд. гласных в
корне
| фронтальный опрос
| вдруг, вперёд, назад, вскоре,
слева, вверху
| 16
|
| Части речи
| Части речи и их разграничение
| Уметь определять часть речи по общему значению и грамматическим признакам
|
| Словарно- орфографическая работа
|
| 17
|
| Глагол
| Глагол как часть речи
| Знать основные морфологические признаки глагола, уметь отличать от других частей речи
|
| перфокарта
|
| 18
|
| -Тся- и –ться- в глаголах
| Способ определения ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов
| Знать способ определения ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов, уметь правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов
|
|
|
| 19
|
| Р/р Тема текста
| Понятие темы текста, узкая и широкая тема
| Уметь определять тему текста
|
|
|
| 20
|
| Личные окончания глаголов
| Личные окончания глагола
| Уметь выделять окончания в глаголах, правильно писать безударные личные окончания
| синтаксический разбор
| объяснительный диктант
|
| 21
|
| Не с глаголами
| Правило написание НЕ с глаголами, правописание слов с непроверяемыми орфограммами
| Знать правило написания НЕ с глаголами, развить навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами
| морфемный разбор
| выборочный диктант
|
| 22
|
| Имя существительное
| Имя существительное как часть речи
| Знать основные морфологические признаки существительного, уметь отличать от других частей речи
| правописание ь после шипящих
| взаимопроверка
|
| 23
|
| Падежные окончания существительных
| Падежные окончания существительных
| Уметь правильно писать безударные окончания существительных
| знаки препинания при ОЧП
|
|
| 24
|
| Имя прилагательное.
| Имя прилагательное как часть речи
| Знать основные морфологические признаки прилагательного, уметь отличать от других частей речи
|
| словарный диктант
|
| 25
|
| Р/р Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».
| Анализ текста упражнения и репродукции картины, составление плана сочинения
| Иметь навыки написания сочинения-описания по картине, уметь составлять простой план сочинения
|
|
|
| 26
|
| Местоимение.
| Местоимение как часть речи
| Знать местоимения 1, 2, 3 лица
|
| контрольное списывание
| вдвоём, втроём
| 27
|
| Р/р Основная мысль текста.
| Понятие основной мысли текста (идеи)
| Уметь определять основную мысль текста (идею)
|
| работа в парах, опрос
|
| 28
|
| Повторение материала по разделу.
| Повторение и обобщение изученного
| Повторить изученное, подготовиться к контрольному диктанту
|
|
|
| 29
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| Диктант, грамматическое задание, работа над ошибками
| Знать орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе
|
|
|
| 30
|
| Работа над ошибками.
| Работа над ошибками
| Уметь объяснить орфограмму в неправильно написанном слове, выполнить предложенные виды разбора
|
|
|
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33 ч).
|
|
| 31
|
| Синтаксис и пунктуация.
| Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке, деятельность А.М. Пешковского
| Знать определения понятий «синтаксис» и «пунктуация», уметь обосновать их взаимосвязь
| синтаксис, пунктуация
| работа над построе-
нием предложений
|
| 32
|
| Словосочетание.
| Понятие словосочетания и его выделение из предложения
| Уметь устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, вычленять словосочетание из предложения
| правопис. безуд. гласных в корне
| разбор сл/соч., срезовая работа
| стремиться, беседовать, посетить
| |