Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил





Скачать 464.08 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил
страница1/5
Дата публикации19.09.2013
Размер464.08 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра всеобщей истории и методики её преподавания


Учебная программа


по курсу « История средних веков»

факультет истории и юриспруденции

курс II семестр III-IV

Программу составил


К.и.н., ст. преподаватель

Клочков О.Б.

Переутверждена на заседании


кафедры всеобщей истории

протокол № 1 от 30.08.07.

Зав. кафедрой

Славянск – на – Кубани

2007


  1. Пояснительная записка


1.1. Назначение дисциплины ее место в системе подготовки специалиста

Курс «Истории средних веков» является неотъемлемой частью курса «Всеобщая история», являющимся, наряду с «Историей Отечества», одним из основных в системе подготовки учителя истории для средних школ. Курс позволяет сформировать историческое мировоззрение будущего специалиста-историка, осознать, что история нашей страны является частью мирового исторического процесса

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого

По окончании данного курса студент должен знать:

  • понятие истории средних веков, основные теории генезиса феодализма;

  • этапы исторического развития стран Европы, Азии и Америки в эпоху феодализма;

  • особенности исторического развития Запада и Востока;

  • этапы исторического формирования основ капитализма.

Студент должен уметь:

  • использовать источники по данному курсу;

  • работать с историческими картами;

находить общее и особенное в исторических этапах и процессах.
Предполагаемый ниже подход к изучению курса «История средних веков» основывается на следующих принципах.


1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины

Построение материала предполагает попытку исследования трех принципов периодизации всемирной истории: формационного, цивилизационного и интеграционного, предложенного кафедрой всеобщей истории АГПИ. Хронологические рамки курса охватывают время с конца по начало XVII веков.

В первом случае мы считаем, что традиционная дата 476 г. – дата падения Западной Римской империи во многом формальна. Есть основание считать средневековую эпоху с «Великого переселения народов», когда в процесс мировой истории вторглись и начали активно в нем участвовать так называемые «варварские племена». Конец средневековой эпохи, и в этом мы почти полностью согласны с кафедрой всеобщей истории АГПИ, можно связывать с эпохой Великих географических открытий. Именно тогда в лоно мировой истории влились истории новых народов и материалов, что существенно раздвинуло рамки исторического процесса.

Однако мы решили значительно – на 100 лет раздвинуть рамки нашего курса вплоть до начала XVII века и включить раздел нового раннего времени. Это связано, на наш взгляд, с необходимостью рассмотреть процесс складывания экономических, политических и идеологических предпосылок и основ капитализма. Кроме того, даже современные учебники рассматривают новое время с периода Английской буржуазной революции, и дабы не допустить хронологического пробела, в данном курсе мы рассматриваем буржуазную революцию в Нидерландах.

Вследствие объективных причин и в первую очередь, недостатка литературы, географические рамки курса в основном охватывают Западную Европу, так как считаем, что именно Европа в то время была «двигателем» мировой истории. Вместе с тем, фрагментарно дается и развитие исторического процесса на Севере и Востоке Европы, Азии, Америке. Следует отметить, что в связи с отсутствием параллельного курса «Мировой художественной культуры» мы были вынуждены уделить достаточно большое внимание вопросам культуры, исторической психологии и идеологи в предлагаемом курсе. Однако считаем, что времени на эти разделы выделено крайне недостаточно, и поэтому очень надеемся на введение спецкурса по МХК средних веков.

Считаем возможным и необходимым рассмотреть раннесредневековый период в истории Византии через призму взаимоотношений со сторонами Восточной Европы и Кавказа, имевшими огромные значения для становления культуры, идеологии, государственности у населения этих регионов. С этой же целью введено рассмотрение раннесредневекового периода на Севере Европы, в первую очередь, через призму его связей с Русью.

Комплекс вопросов, связанных со становлением капиталистических отношений и их последствиями, типологически связан с процессами, происходящими сейчас в России.
1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий

Основными видами занятий в данном курсе являются лекции и семинары. Эти классические для высшей школы формы занятий до сих пор не утратили своей актуальности и ценности и при умелом их использовании позволяют добиться высоких результатов. Особенно это актуально в педагогическом ВУЗе, где необходима практика общения и совершенствование студентами приемов живой, образной речи. Обращает на себя внимание тот факт, что на самостоятельную работу студентов в данном курсе выделено столько же учебного времени, сколько и на аудиторные занятия. Это позволяет студентам эффективнее реализовать свои индивидуальные особенности и полнее использовать литературу монографического характера и источники.
1.5. Методические рекомендации преподавателям.

Заключаются в том, прежде всего, что раздел «История средних веков» является одним из важнейших в системе подготовки учителя истории. Необходимо помнить, что изложение курса начинается с периода складывания основ феодального строя – еще в рамках Поздней Римской империи. А завершается рассмотрение курса периодом разложения феодального строя и складыванием предпосылок капитализма в экономике, политическом устройстве, идеологии.

При рассмотрение данного курса необходимо нацеливать студентов на более энергичную, зрелую работу с источниками. Это необходимо для выработки навыков исследовательской работы.

В связи с развитием концепции гуманитарного образования необходимо при рассмотрении данного курса уделять большое внимание меж предметным связям. Преподавателям необходимо нацеливать обучающегося на повышение уровня их общей образованности, расширения кругозора.

Необходимо подчеркнуть, что феодализм является строем, через который прошли все народа. Это благодатная почва для проведения обобщений и сравнений, в частности, с историей России.
1.6. Использование компьютерной технологии

Как и в любой общественной науке, компьютерные технологии внедряются для хранения информации и моделирования тех или иных общественных процессов. В связи с отсутствием доступных и реальных программ моделирования исторических процессов, в основном компьютерные технологии применяются для доступа к информации, отсутствующей в научных библиотеках Для использования их необходимо применять поисковую программу «ЯНДЕКС». В частности, это позволяет более эффективно пользоваться источниками по истории средних веков, которые в полном объёме можно найти в сети INTERNET.
2. Тематический план по курсу «История средних веков»

Специальность «история с юриспруденцией»




п/п

Наименование темы

лекции

семинары

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

1.

Введение. Важнейшие источники по «Истории средних веков»

2

2

4

8

2.

Проблема сущности феодализма и ее решения в исторической науке

2

2

4

8

3

Начало средневекового мира

4

2

6

12

4.

Пути складывания феодализма

2

2

4

8

5.

Складывание феодализма во Франкском государстве

4

4

8

16

6.

Восток в начале средних веков

4

4

8

16

7.

Европа в IХ-ХI вв.

2

2

4

8

8.

Крестовые походы

2

2

4

8

9.

Средневековый город

4

4

8

16



















10.

Франция в ХI-ХV вв.

4

4

8

16

11.

Англия в ХI-ХV вв.

4

4

8

16

12.

Германия в ХI-ХV вв.

4

4

8

16

13.

Италия в ХI-ХV вв.

4

4

8

16

14.

Христианская церковь в эпоху средневековья

4

4

8

16

15.

Восток в эпоху средневековья

6

4

10

20

16.

Великие географические открытия

2

2

4

8

17.

Зарождение основ капитализма

6

4

10

20

18.

Протестантство

4

4

8

16

19.

Европа в ХVI в.

4

2

6

12

20.

Культура эпохи средневековья

4

4

8

16




Итого:

72

64

136

272

3. Содержание дисциплины «История средних веков»

3.1 . Содержание учебного материала (теоретической части)
Тема 1 Введение. Важнейшие источники по истории средних веков
Предмет курса «История средних веков». Место курса в системе исторических знаний. Термин «средние века» и его соотношение с историей феодализма. Временные рамки курса. Подходы к решению проблемы начала и окончания средневековья. Периодизация курса. Введение нового раздела – «История раннего нового времени», его актуальность. Проблемы курса. Понятие «источников», виды важнейших источников по изучению истории средних веков. Характеристика источников по истории раннего средневековья. «Варварские правды», картулярии и капитулярии, анналы и хроники. Количественный рост, рост многообразия источников, появление новых видов их с развитием феодализма. Поземельные описи, памятники обычного права, городские хартии, цеховые статуты. Королевское законодательство.

Тема 2. Проблема сущности феодализма и её решения в исторической науке
Термин «феодализм», понимание феодализма как системы феодального права просветителями XVIII века. Отождествление феодализма с вассально-ленной системой и феодальной иерархией (К.Ф. Эйхгорн, Л. Ранке). Политико – юридическое определение феодализма в «формуле» Ф. Гизо. Понимание феодализма К. Марксом и Ф. Энгельсом как социально-экономической формации. Появление «классической вотчинной теории». Понимание феодализма как системы личных связей (Ж.Ф. Флакк). Зарождение на рубеже XIX-XX вв. критического направления в медневистике и его развитие А. Допшем. Многоплановое понимание сущности феодализма М. Блоком. Вклад отечественных медневистов в разработку проблем средневековья.

Понятие «генезис». «Германистическая» теория происхождения феодализма. Появление «романистической» теории и теории романо – германского синтеза (К.Ф. Савиньи, О. Тьерри, Ф. Гизо). Взгляд К. Маркса и Ф. Энгельса на проблему генезиса феодализма как процесс смены общественно-экономических формации на основании противоречий развития производительных сил и производственных отношений. Марковая теория генезиса феодализма Г. Маурера. Теория непрерывного развития (континуитета) от античных или древнегерманских порядков к феодальным.
Тема 3. Начало средневекового мира
Понятие “варвар”, этнические группы, локализация. Хозяйственный и общественный строй германцев на рубеже новой эры. Влияние Рима, появление неравенства, мирные и военные контакты с Римской империей. Романизация варваров и варваризация Рима. Экономические и общественные отношения у древних славян. Значительный рост производительных сил у германцев в III – IV вв., рост народонаселения. Создание племенных союзов, завоевание плацдармов для вторжений.

Причины крупных и массовых передвижений германских племен. Отличия этих передвижений от вторжений предыдущих веков. «Великое переселение народов» как переходный период от античности к Средневековью. Движение гуннов – исходный толчок «великого переселения народов». Передвижение германских племен. Гибель Западной Римской империи. Образование варварских королевств и их быстрый распад. Движение англо-саксонских и славянских племен. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств в Европе. Общие результаты и значения «варварских» завоеваний.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПрограмма по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции...
Охватывают время с конца по начало XVII веков
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconРабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс...
Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconТематическое планирование по курсу «История Средних веков»
Место средних веков во Всемирной истории; по каким источникам ученые изучают историю Средних веков
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconАгибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл
Средних веков составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история средних веков
Курс «История средних веков» является базовой дисциплиной всеобщей истории на II курсе исторического отделения. Данная дисциплина...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconТематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику...
«История средних веков» к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков» 6 класс М. «Просвещение» 2007г и «История...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconРабочая программа по учебному курсу «история» 6 класс (базовый уровень)
Мо РФ история. Обществознание 5-11 классы (Данилов А. А., Косулина Л. Г история России), Просвещение 2007 г и Примерной программы...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconИстория средних веков
Примерной программы основного общего образования по истории, в соответствии с п ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для изучения курса истории средних веков на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средних веков, в который вхо­дят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (Е. В. Агибаловой,...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconРабочая программа «История средних веков»
Римской империи в Константинополь до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить роль средневековья...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История...
В. А. Ведюшкин Программы для общеобразовательных учреждений. История 6 кл. М.: Просвещение, 2008г и авторской программы «История...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconРабочая программа по всеобщей истории в 6классе. ( «Истории средних веков», «Истории России»)
Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «История средних веков», авторов Искровская...
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции курс II семестр III-IV программу составил iconРабочая программа по истории для 6 класса (с подробным календарно-тематическим планированием)
А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А. А. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск