Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ______ «___»__________ 2012 г. приказ №_________
от «___» __________ 2012г. _____________________ от «___»_________2012г.
_______________________ (подпись) ______________________
(подпись) / / (подпись)
/ / / /
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по обществознанию для 8 класса
Составитель: учитель ІІ квалификационной категории
Кашлакова Марина Евгеньевна
2012/2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию
по обществознанию
8 класс.
Нормативной базой составления данной программы являлись: - Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
- Федеральный БУП 2004 г.
- БУП МБОУ «СОШ № 2» на 2012 – 2013 уч. год
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории Базовый уровень // Сборник нормативных документов. История / Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007;
- Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
- Положение МБОУ «СОШ № 2» о рабочих программах. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого курса.
Примерная программа среднего (полного) общего образования была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов учебного времени для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 8 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. В том числе:
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 35
за 1 четверть – 9
за 2 четверть – 7
за 3 четверть – 10
за 4 четверть – 9
Самостоятельные работы – 3
Эссе - 7 Содержательная и практическая части программы выполнятся за счёт уплотнения материала.
Так как на 1-м этапе знакомства с учебным предметом «Обществознание» учащиеся в ознакомительном порядке изучили основные понятия курса и была обеспечена преемственность с курсом «Окружающий мир», изучаемом в начальной школе, в 7-м классе обеспечивалось более глубокое изучение предмета по разделам «Общество», «Человек» и «Сфера духовной культуры».
Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На наш взгляд, для изучения в 8-ом классе целесообразно предложить разделы: «Общество и человек», «Экономика» и «Социальная сфера».
Цели и задачи курса
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов и критического мышления.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач по разделам курса. Требования к уровню подготовки учащихся
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
сознательно организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Содержание программы по обществознанию 8 класс
№ п/п
| Название разделов, глав, тем уроков
| Кол-во часов
| 1
| Вводный урок. Что изучает наука обществознание.
| 1 ч.
|
| Раздел I. Общество и человек
| 10 ч
| 2
| Что такое общество
| 1 ч.
| 3
| Человек, природа, общество
| 1 ч.
| 4
| Человек, природа, общество
| 1ч
| 5
| Типология общества
| 1 ч.
| 6
| Социальный прогресс и развитие общества
| 1 ч.
| 7
| Личность и социальная среда
| 1 ч.
| 8
| Потребности человека
| 1 ч.
| 9
| Социализация и воспитание
| 1 ч.
| 10
| Общение
| 1ч.
| 11
| Самостоятельная работа №1 «Общество и человек»
| 1 ч.
|
| Раздел II. Экономическая сфера
| 11 ч
| 12
| Что такое экономика?
| 1 ч.
| 13
| Товар и деньги
| 1 ч.
| 14
| Товар и деньги
| 1ч
| 15
| Спрос и предложение
| 1 ч.
| 16
| Рынок, цена, конкуренция
| 1 ч.
| 17
| Предпринимательство
| 1 ч.
| 18
| Предпринимательство
| 1 ч
| 19
| Роль государства в экономике
| 1 ч.
| 20
| Бюджет государства и семьи
| 1 ч.
| 21
| Труд
| 1 ч.
| 22
| Самостоятельная работа № 2 «Экономическая сфера»
| 1 ч.
|
| Раздел III. Социальная сфера
| 12 ч
| 23
| Социальная структура
| 1 ч.
| 24
| Социальная стратификация
| 1 ч.
| 25
| Социальная стратификация
| 1ч
| 26
| Богатые
| 1 ч.
| 27
| Бедные
| 1 ч.
| 28
| Этнос: нации и народности
| 1 ч.
| 29
| Этнос: нации и народности
| 1 ч
| 30
| Межнациональные отношения
| 1 ч.
| 31
| Межнациональные отношения
| 1 ч
| 32
| Конфликты в обществе
| 1 ч.
| 33
| Семья
| 1 ч.
| 34
| Самостоятельная работа № 3 «Социальная сфера»
| 1 ч.
| 35
| Резервный час
| 1 ч.
|
| ИТОГО: 35 часов
|
|
Темы самостоятельных работ по обществознанию 8 класс
-
№ работы
| Название главы
| Тема самостоятельной работы
(тестовой)
| Дата
| 1
| Раздел 1. Общество и человек
| «Общество и человек»
| 20.11
| 2
| Раздел 2. Экономическая сфера
| «Экономическая сфера»
| 19.02
| 3
| Раздел 3. Социальная сфера
| «Социальная сфера»
| 21.05
|
Темы эссе по обществознанию 8 класс
№ раздела
| Тема
| Дата
| 1
| «Экологические проблемы в стране и за рубежом»
| 25.09
| 1
| «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г. Белинский
| 16.10
| 2
| «Деньги на службе человека или человек – слуга денег?»
| 11.12
| 2
| «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость; умело расходовать их - искусство» Б. Ауэрбах
| 05.02
| 3
| «Образование создаёт разницу между людьми» ДЖ. Локк
| 12.03
| 3
| «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык» И.Н. Шевелёв
| 16.04
| 3
| «Искусство толерантности – противоречия современной России»
| 23.04
| |