Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий





НазваниеИнновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий
страница1/7
Дата публикации17.10.2013
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Методическое

сопровождение ЕГЭ по истории.

Выступление Нигаметзяновой М.Ф. на муниципальном семинаре «Подготовка к ЕГЭ по истории».

Я думаю, что одним из главных условий успешной сдачи учащимися ЕГЭ по истории и обществознанию является инновационная деятельность учителя.

Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий
Помня собственный школьный и университетский опыт, с самого начала своей работы я не тяготела к традиционным методам преподавания. Мой научный руководитель, известный историк, профессор КГУ Г.Н.Вульфсон требовал от нас при написании курсовых и дипломных работ не констатации фактов, а их активного осмысления.
Какой же в результате стала моя учебная деятельность и деятельность моих учеников?

Какова моя система преподавания?


Методическая система

Система взглядов (концепция)

Методический продукт (разработка)

Результат:


Личностно – ориентированные и развивающие технологии:

Моя педагогическая деятельность выстраивается

на основе пяти педагогических школ:

  • развивающего обучения,

  • проблемного обучения,

  • критического мышления,

  • школы диалога культур


и информационных технологий (медиаобучение).


1. Система интеллектуального развития ( учебные задачи по истории и обществознанию исследовательского

характера)


1. поддержание устойчивого интеллектуального развития личности
2. Усвоение ключевых компетенций

  • Умение логически мыслить и войти в содержание темы.

  • Выработка исторического мышления

  • Коммуникативные навыки




2. Участие в экспериментальной работе по предпрофилю и профилю .Спецкурс «Основы исследовательской работы»

И элективные курсы

  • «Молодежные субкультуры»

  • «Психология власти»,

  • «Социально-экономические проблемы»



Противоречия современного общества»

3. Продуманная система подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию


3. высокий уровень знаний

подтверждается успешной сдачей экзаменов в форме ЕГЭ


4. система подготовки к олимпиадам по

  • праву

  • обществознанию

  • истории




4. победители и призеры муниципальных олимпиад


5. проектная деятельность

5. высокий качественный уровень проектов и значительная степень самостоятельности учащихся в процессе их создания


Выбираемые мною образовательные технологии предполагают

- свободу высказываний ,отход от единомыслия и диалогичность;

- мотивацию на поиск новых знаний; навыки работы с информацией;

- высокую познавательную активность ;

- собственное осмысление учебного материала;

- активное взаимодействие в конкурентной среде;

- самоидентификацию, успешный поиск ребенком самого себя.
Особое значение в моей методической системе , наряду с содержанием материала, приобретают вопросы о том

  • как, с помощью какой познавательной деятельности, организована работа с материалом,

  • какие ценности и идеалы у обучающихся, самоощущение и мировосприятие формируются в результате,

  • как ученик проецирует освоенный материал в свое будущее, какие жизненные цели перед собой ставит.


В плане урока в системе развивающего обучения существенное место занимает моя работа с субъективным опытом учащегося в различных формах:

  • проблемного урока

  • урока – дискуссии

  • работа в малых группах и др.


Я считаю, что образовательные программы должны предоставлять возможность ученикам развивать разные, особенно личностно значимые, формы мышления, а также осваивать разнообразные формы проработки материала.

Так идет освоение ценностного подхода в содержании образования
Метод постановки учебных задач
Мне предстоит ответить на следующие вопросы;


  • Какова деятельность ученика?

  • Насколько она интеллектуальна ?

  • Насколько грамотно она организована?

  • Как осуществляется контроль и самоконтроль?

  • Как планируется деятельность?

  • Как прогнозируется результат ?

  • Какие условия дали такой результат?



ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
При подготовке к определенному уроку, я рассматриваю результаты диагностики начального и планируемые признаки промежуточного и конечного состояния учащихся для выбора оптимальной (по характеру и содержанию) учебной задачи и набора средств, стимулирующих продуктивную мыслительную деятельность (таблицы, модели, научные тексты, цитаты, видео- и аудиофрагменты, компьютерные презентации) и средств проверки достигнутых результатов.

Постановка учебной задачи является одним из самых трудных моментов моей работы, потому что кроме внешних атрибутов развивающего обучения (оживленные " дискуссии ", провокационные ошибки педагога, манипуляции с предметами, игры и т. д.) необходимо постоянное "присутствие" цели метода - поиска общего способа решения учебных задач.
1 этап - создание "ситуации успеха".

Данный этап я начинаю с конкретно-практической задачи, которая опирается на опыт ученика. Ребята должны, прежде всего, продемонстрировать себе и другим то, что они уже умеют и знают. Необходимо создать "ситуацию успеха и подобрать задачи, которые дают возможность проконтролировать степень готовности к изучению нового материала.
В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова невозможно написать "конспект урока". План урока должен быть примерным, возможно многовариантным. На самом деле трудно предусмотреть какой-то один вариант развития событий на уроке. Можно идти на урок с одной задачей, но решать необходимо ту, которая возникает непосредственно у детей.

Поэтому под проектированием урока я понимаю прогнозирование нескольких возможных вариантов развития событий в зависимости от создавшейся ситуации

При подготовке к определенному уроку, я рассматриваю результаты диагностики начального и планируемые признаки промежуточного и конечного состояния учащихся для выбора оптимальной (по характеру и содержанию) учебной задачи и набора средств, стимулирующих продуктивную мыслительную деятельность

"Ситуация успеха" является обязательным условием перехода на следующий этап работы на уроке. Результатом работы на данном этапе урока является: эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями и положительная оценка учителем достижений учащихся; фон, на котором в последствии более четко проявится несостоятельность применяемых способов; - мотивация к дальнейшей деятельности.
Например, при изучении в 11 классе темы «СССР в 30-е годы. Сталинская модернизация» я ставлю вопрос: Как была совершена ускоренная модернизация страны, за счет каких ресурсов и какой ценой?

Чем были обоснованы массовые репрессии, какое место они занимали в процессе модернизации?
Опираясь на ранее изученные темы ( в том числе «Противоречия незавершенной российской модернизации начала 20 века», «Революция 1917 года», «Военный коммунизм», «НЭП» ), начинаем искать проявления истинной модернизации советского общества в 30-е годы.
2 этап - возникновение и фиксация ситуации "интеллектуального конфликта"

Я предлагаю своим ученикам новую учебную ситуацию. Должен возникнуть определенный разрыв между тем, что дети знают, и чего они еще не знают.

Кроме успехов сталинской модернизации, многие ребята отмечают и ее трагическую сторону. Что же дало в итоге стране построение тоталитарной системы?
Задается составление аналитической таблицы на выбор:


  • Политический портрет И.В.Сталина ( блок 1)

  • Индустриализация ( блок 2)

  • Коллективизация ( блок 3)

  • Политическая революция ( блок 4)

  • Культурная революция ( блок 5)

  • Внешняя политика. ( блок 6)


Многие учащиеся предлагают свои варианты граф.

Направление поисков задано.
Примеры заданий учащихся:
Блок 1. Политический портрет И.В.Сталина
Культ Сталина - одного из более жестоких

и своекорыстных диктаторов в истории

человечества,

и по сей день остается, пожалуй, наименее

проясненной для общественного сознания

и понятой им безмерной трагедией,

которой отмечен XX век

ТАБЛИЦА 1 . ВАРИАНТ 1.


ЛЖЕЛИДЕР


ЛИДЕР

Злопамятность


Мощный интеллект

Мстительность

проницательность

Коварство

Единственный из советских вождей, по которому была совершена панихида РПЦ

Честолюбие




Властолюбие










Неторопливость в принятии решений.

Особый способ принятия решений:

Собирал совещания, выслушивал всех присутствующих, никогда не выступал первым. Брал слово последним и выдавал текст с оценкой чужих выступлений. В конце оглашал свое решение и конкретные распоряжения



Производил впечатление «серости и посредственности»




Посредственность Сталина выражалась в сфере больших идей и крупномасштабной политической стратегии, но не в сфере политической тактики.

Но если хоть на минуту предположить, что Сталин действительно был, по выражению своего главного соперника, «гениальной посредственностью»…Сталин никогда не смог бы завоевать популярности в народе, если бы не обладал большим природным умом. Л. Троцкий называя Сталина «посредственностью», говорил о его неспособности к логическому мышлению, к обобщению и предвидению.

Генератор преступных идей (подобно Гитлеру)




Консерватизм




Стремление все контролировать




Умение использовать чужие ошибки




Жестокость




упрямство




Иезуитство: цель оправдывает средства




Сокрушал оппонентов мощью партийного аппарата





Эльвина Гильмутдинова:
Сталин – маргинал, не подчинявшийся ни одной социальной группе, ни одной культуре;

Непонятный, неординарный, обособленный от всех.

Ни с кем не считался, достигал поставленных задач, не учитывая мнения других
ТАБЛИЦА 1 . ВАРИАНТ 2.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАСЛУГ


ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

политический долгожитель XX века

Личная жестокость и жесткость решений

огромная работоспособность





Гений Сталина состоял в том, что он сумел коммунизм из орудия разрушения России превратить в инструмент государственной политики, укрепления и развития.




умелое сочетание деятельности военной с политической позволили Сталину приобрести многих сторонников

В 20-х годах в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат, возглавил партию и установил в стране авторитарный политический режим

Получив хорошо функционирующий аппарат, сформированный за 5 лет Я.М. Свердловым, Н.Н. Крестинским, В.М. Молотовым, смог понять решающее значение центральной партийной машины для упрочения власти.




В ходе подготовки страны к надвигавшейся мировой войне проводил форсированную индустриализацию страны и насильственную коллективизацию.

В конце 20-х и в 30-е годы Сталин уничтожил реальных и предполагаемых соперников, что вылилось в массовый террор.

С конца 30-х годов проводил внешнюю политику, направленную на смягчения конфликтов с фашистской Германией (см. Советско-германские договоры 1939 года). Эта политика не спасла советский народ от трагедии Великой Отечественной войны.




Реанимировав идеи патриотизма и народности, произведя себя в Маршалы, а затем в Генералиссимусы, Сталин, за счет массового героизма и огромной крови добившийся победы, использовал ее для укрепления собственной власти.




В послевоенные годы тотальный контроль над обществом был восстановлен. Очередной виток террора, начавшийся "делом врачей" в январе 1953 года, был прерван смертью Сталина, величайшего тирана мировой истории.

Сталинизм (в словотворчестве Сталин - "марксизм-ленинизм"), несмотря на попытку Н. С. Хрущева осудить "культ личности", закончившуюся театральными действиями выноса тела из Мавзолея, переименованием городов и т.п., оставался идеологией Советского государства вплоть до его крушения.



ТАБЛИЦА 1 . ВАРИАНТ 3.
О. Платонов так оценивает интеллектуальный уровень вождя:
В квартире Сталина в Кремле и на его дачах были большие библиотеки, содержавшие преимущественно литературу по истории, философии, экономике. Книги постоянно использовались, Сталин читал и делал пометки на полях. Люди, которым довелось видеть написанные его рукой письма, статьи и постановления, высоко оценивали его интеллектуальные возможности. Правка Сталина на текстах многих документов была точна и позволяла видеть в нем тонкого политического деятеля, хорошего стилиста, отлично владевшего русским языком. Пометки Сталина на страницах сотен книг его библиотеки свидетельствовали о широте его знаний, о том, что он читал не только труды марксистов, но и произведения многих зарубежных ученых. С большим презрением Сталин относился к атеистической литературе. В одной из своих записок 1920-х годов он называет ее “антирелигиозной макулатурой”.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconКраткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных...
Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов....
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconУчителя истории и обществознания
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconГ. Балтийск, Россия в статье рассматриваются вопросы, связанные с...
Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconИспользование современных образовательных технологий – один из критериев успешности учителя
Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconМбдоу «Детский сад №18» г. Рязани» Фрагмент портфолио учителя логопеда...
Использование современных образовательных технологий в коррекционно – логопедическом процессе
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование современных образовательных технологий – икт в том числе – в преподавании учебных предметов»
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий icon1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно—коммуникативных, в процессе обучения предмету и воспитательной...
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconЗаседания
Решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconСогласовано
Введение Федеральных образовательных стандартов в образовательную деятельность предусматривает использование на уроках новых современных...
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку

Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий icon“Плесневые грибы и дрожжи”
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения биологии
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий icon4 Достижения обучающихся в олимпиадах и конкурсах
Использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconПрограмма развития
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникативных
Инновационная деятельность учителя: от перессказа прочитанного к системе учебных задач. Использование современных образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование современных образовательных приемов, методов и технологий для развития профессионального мастерства при реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск