Скачать 471.7 Kb.
|
Дисциплина ОПД.Ф.4 Теория и методика обучения истории
Целью освоения дисциплины является обеспечение, соответствующего требованиям ГОС ВПО, уровня профессиональной квалификационной подготовки специалистов, способных овладеть профессиональными компетенциями, лежащими в основе различных видов профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающих реализацию современных задач школьного исторического образования. В этой связи задачи освоения учебной дисциплины состоят в следующем: - вооружить студентов знаниями о современной системе школьного исторического образования и методическом обеспечении школьных курсов истории программными, учебными и дидактическими материалами; помочь осознать открытые проблемы современного школьного исторического образования и возможные пути их решения; - сформировать системные знания и представления о методах, приемах, средствах обучения истории, современных образовательных технологиях, многообразии типов и форм уроков истории, методических подходах к организации учебно-воспитательного процесса по истории в условиях его вариативности; - через систему практических занятий заложить основы профессиональных педагогических умений, необходимых учителю истории; - обеспечить применение и закрепление полученных теоретических знаний по методике истории в ходе производственных педагогических практик на 4 и 5 курсах; - сформировать позитивную мотивацию к профессии учителя истории. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - цели современного школьного обучения истории, обусловленные процессами модернизации в образовании и требованиями государственного образовательного стандарта к уровню исторической подготовки учащихся основной и средней (полной) общеобразовательной школы по истории; - основные нормативные документы, определяющие государственную политику в системе российского образования и в области преподавания истории; приоритетные направления школьного исторического образования; - образовательные программы для базового и профильного уровней по истории, современные учебники и учебно-методические комплексы по школьным курсам истории; - основные факторы и компоненты школьного процесса обучения, понимать суть изменений, произошедших в содержательной и процессуальной сторонах учебного процесса по истории; - систему методов, приемов, средств и образовательных технологий обучения истории; - современные требования к уроку истории в школе; - адекватно воспринимать традиции отечественной и зарубежной школы в области преподавания истории, соотносить их с инновационными методическими подходами и технологиями обучения истории; уметь: - самостоятельно осуществлять анализ образовательных программ и учебников по истории, соотносить их содержательную основу с требованиями учебных стандартов; - отбирать адекватные содержанию и дидактическим задачам методы, приемы, средства обучения, оформлять необходимые дидактические материалы; - применять методический инструментарий для решения разнообразных дидактических задач в процессе обучения истории. - составлять задания разного уровня сложности для организации дифференцированной познавательной деятельности учащихся на уроках истории; - осуществлять фрагментарное и комплексное поурочное планирование по заданию преподавателя; - осуществлять анализ уроков истории на основе их наблюдения и самоанализ собственной педагогической деятельности; владеть: - основным понятийным аппаратом методической науки; - современными методами поиска, обработки и использования педагогической информации, основными методами дидактических исследований при выполнении курсовых и дипломных работ по методике преподавания истории. Все это должно обеспечить подготовку выпускника к осуществлению процесса обучения в средней школе с ориентацией на социализацию, формирование общей культуры личности школьника, воспитания гражданина, любящего свое Отечество с учетом специфики предмета истории. Знания и умения, формируемые при изучении учебной дисциплины «Теория и методика обучения истории», способствуют овладению выпускником следующими компетенциями, связанными с педагогической деятельностью: – умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении. – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. – способность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности; – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач; – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 410 часов
Самостоятельная работа № 1. Задание. Подготовить аннотацию на статью: Е.Е.Вяземский. Тенденции и перспективы развития системы исторического образования в России в контексте мирового опыта. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2013, № 2, С. 35-44. План аннотации. 1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные) 2. Основные проблемы, поднятые автором, их актуальность для современной образовательной практики по истории в школе. 3. Какие идеи автора (изложенные вопросы) вызвали наибольший профессиональный интерес? 5. Какие положения, содержащиеся в статье, на ваш взгляд, являются спорными? Объясните и аргументируйте свою позицию по данным вопросам. 6. Сделайте общий вывод о значении материала, представленного в статье для практической работы учителя истории. Самостоятельная работа № 2. Рецензия на монографию. Задание: Выберите для углубленного изучения одну из предложенных книг и составьте письменную рецензию. Список научно-педагогической литературы для выбора:
План рецензии.
Срок выполнения – две недели с момента предъявления задания. Самостоятельная работа № 3. Тема «Модульный урок истории». Задание: Изучите указанную ниже литературу, познакомьтесь со сценариями уроков и составьте методическую характеристику особенностей модульного урока истории. Для выполнения задания используйте следующий план:
Литература.
Самостоятельная работа № 4. Тема. Планирование урока истории. Задание: Составить творческую разработку урока истории по одной из предложенных тем. Подготовиться к публичной защите методической разработки урока. Примерный перечень тем для творческой разработки уроков. 5 класс. История Древнего мира. Урок . «В городе богини Афины» Урок. «Афинские школы и гимназии». Урок «Древнегреческий театр» Урок «Олимпийские игры» Урок «Упадок Греции и подчинение ее Македонии». Урок «Походы Александра Македонского на Восток». История России (6-7 кл.) Культура Киевской Руси. Монголо-татарское нашествие на Русь. Куликовская битва. Рост национального самосознания. Россия Ивана Грозного: проблемы и их решения. (любой урок в теме). Эпоха петровских преобразований (любой урок в учебной теме ) Русское военное искусство, архитектура, живопись, скульптура (вторая половина 18 века). «Образование и культура в ХVII веке» «Сословный быт. Обычаи и нравы» «Предпосылки петровских преобразований». «Петр I. Россия на рубеже веков». «Реформы Петра I». «Экономика России в первой четверти ХVIII века». 8 класс. История России. Урок «Общественное движение при Александре I» Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов» Урок « Внутренняя политика Николая I» Урок «Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.» Урок «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.» Требования к защите методических разработок уроков.
а) аргументация выбора темы урока для разработки, обоснование его места и значения в содержании соответствующего курса истории. б) формулировка и обоснование выдвинутых задач урока (ожидаемые результаты урока). в) характеристика методического замысла урока и логики изучения основного содержания темы. г) демонстрация оригинальных и наиболее удачных, по мнению автора, фрагментов, сюжетов урока. д) подготовка и демонстрация наглядного ряда для защиты урока (учебно-наглядные, дидактические, демонстрационные, электронные материалы).
Раздел «Методы, приемы и средства обучения истории» Семинарско-практическое занятие № 1. Тема «Методика работы с историческими документами на уроках истории» План.
Практические задания.
В учебнике Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век. – см. параграф «Крестьянская реформа 1861 г.», документ отсутствует). (Тексты документов см. в Приложениях 1,2 к теме занятия.) При планировании методической работы с документом на уроке используйте следующий порядок действий:
Литература.
Приложение 1. Из рассказов древних писателей об Александре Македонском. (5 класс). Всякий раз, когда приходило известие, что царь Филипп завоевал какой-нибудь город или одержал славную победу, Александр мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего». Однажды юного Александра, отличавшегося быстротой ног, спросили, не желает ли он, когда станет взрослым, состязаться на Олимпийских играх. Он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!». Перед походом против Персидского царства Александр Македонский решил побеседовать со старым мудрецом Диогеном. Царь застал его лежащим под открытым небом и греющимся на солнышке. Диоген слегка приподнялся при виде множества людей и пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Есть, - ответил тот, - отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца». Царю так понравился ответ, что он воскликнул:»Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой мира. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его. Приложение 2. Документ Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. (Извлечение)
П р и м е ч а н и е. Сии местные положения суть:
6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий: 1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этой целию в местных положениях; 2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и 3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем положении. Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местных положений.
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных… 148. Помещику предоставляется на основании и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, не земле его поселенных, и сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества. 149. Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения… 158. Помещику в продолжении первых девяти лет по утверждении сего положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию… 160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика… 187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей… Семинарско-практическое занятие № 2. |