Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 471.7 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации08.12.2013
Размер471.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Дисциплина ОПД.Ф.4 Теория и методика обучения истории

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Целью освоения дисциплины является обеспечение, соответствующего требованиям ГОС ВПО, уровня профессиональной квалификационной подготовки специалистов, способных овладеть профессиональными компетенциями, лежащими в основе различных видов профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающих реализацию современных задач школьного исторического образования.

В этой связи задачи освоения учебной дисциплины состоят в следующем:

- вооружить студентов знаниями о современной системе школьного исторического образования и методическом обеспечении школьных курсов истории программными, учебными и дидактическими материалами; помочь осознать открытые проблемы современного школьного исторического образования и возможные пути их решения;

- сформировать системные знания и представления о методах, приемах, средствах обучения истории, современных образовательных технологиях, многообразии типов и форм уроков истории, методических подходах к организации учебно-воспитательного процесса по истории в условиях его вариативности;

- через систему практических занятий заложить основы профессиональных педагогических умений, необходимых учителю истории;

- обеспечить применение и закрепление полученных теоретических знаний по методике истории в ходе производственных педагогических практик на 4 и 5 курсах;

- сформировать позитивную мотивацию к профессии учителя истории.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- цели современного школьного обучения истории, обусловленные процессами модернизации в образовании и требованиями государственного образовательного стандарта к уровню исторической подготовки учащихся основной и средней (полной) общеобразовательной школы по истории;

- основные нормативные документы, определяющие государственную политику в системе российского образования и в области преподавания истории; приоритетные направления школьного исторического образования;

- образовательные программы для базового и профильного уровней по истории, современные учебники и учебно-методические комплексы по школьным курсам истории;

- основные факторы и компоненты школьного процесса обучения, понимать суть изменений, произошедших в содержательной и процессуальной сторонах учебного процесса по истории;

- систему методов, приемов, средств и образовательных технологий обучения истории;

- современные требования к уроку истории в школе;

- адекватно воспринимать традиции отечественной и зарубежной школы в области преподавания истории, соотносить их с инновационными методическими подходами и технологиями обучения истории;

уметь:

- самостоятельно осуществлять анализ образовательных программ и учебников по истории, соотносить их содержательную основу с требованиями учебных стандартов;

- отбирать адекватные содержанию и дидактическим задачам методы, приемы, средства обучения, оформлять необходимые дидактические материалы;

- применять методический инструментарий для решения разнообразных дидактических задач в процессе обучения истории.

- составлять задания разного уровня сложности для организации дифференцированной познавательной деятельности учащихся на уроках истории;

- осуществлять фрагментарное и комплексное поурочное планирование по заданию преподавателя;

- осуществлять анализ уроков истории на основе их наблюдения и самоанализ собственной педагогической деятельности;

владеть:

- основным понятийным аппаратом методической науки;

- современными методами поиска, обработки и использования педагогической информации, основными методами дидактических исследований при выполнении курсовых и дипломных работ по методике преподавания истории.

Все это должно обеспечить подготовку выпускника к осуществлению процесса обучения в средней школе с ориентацией на социализацию, формирование общей культуры личности школьника, воспитания гражданина, любящего свое Отечество с учетом специфики предмета истории.

Знания и умения, формируемые при изучении учебной дисциплины «Теория и методика обучения истории», способствуют овладению выпускником следующими компетенциями, связанными с педагогической деятельностью:

– умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении.

– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

– способность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности;

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 410 часов


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*





1.

050401.65. «История»

3-4


5,6,7,8

410 час.

166

32

110


56




244

5 сем - Экзамен

7 сем. - Зачет

8 сем. - Экзамен.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


Самостоятельная работа № 1.
Задание. Подготовить аннотацию на статью: Е.Е.Вяземский. Тенденции и перспективы развития системы исторического образования в России в контексте мирового опыта. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2013, № 2, С. 35-44.
План аннотации.

1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные)

2. Основные проблемы, поднятые автором, их актуальность для современной образовательной практики по истории в школе.

3. Какие идеи автора (изложенные вопросы) вызвали наибольший профессиональный интерес?

5. Какие положения, содержащиеся в статье, на ваш взгляд, являются спорными? Объясните и аргументируйте свою позицию по данным вопросам.

6. Сделайте общий вывод о значении материала, представленного в статье для практической работы учителя истории.
Самостоятельная работа № 2.

Рецензия на монографию.
Задание: Выберите для углубленного изучения одну из предложенных книг и составьте письменную рецензию.
Список научно-педагогической литературы для выбора:

  • Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.

  • Донской Г.М. «Целый мир уложить на странице…» - М.: Просвещение, 1992.

  • Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – Москва-Воронеж, 2001.

  • Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская). Заир-Бек С.И.,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

  • Заир-Бек С.И.,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

  • Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: Программа Intel «Обучение для будущего»: Учебно-методическое пособие. М. 2006 [Под ред. Е.Н.Ястребцева: пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Крышевой] – М: Интуит.ру, 2006, - 168 с.

  • Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 56с.

  • Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с. – (Работаем по новым стандартам).


План рецензии.

    1. Библиографическое описание (автор, название, место издания, название издательства, год издания, общий объем).

    2. Структурное построение и краткая характеристика содержания разделов (глав).

    3. Актуальность книги в контексте современного исторического образования в школе.

    4. Какие идеи автора (изложенные вопросы) вызвали наибольший профессиональный интерес?

    5. Какие положения, содержащиеся в книге, на ваш взгляд, являются спорными? Объясните и аргументируйте свою позицию по данным вопросам.

    6. Сделайте общий вывод о значении книги для практической работы учителя истории.

Срок выполнения – две недели с момента предъявления задания.
Самостоятельная работа № 3.

Тема «Модульный урок истории».

Задание: Изучите указанную ниже литературу, познакомьтесь со сценариями уроков и составьте методическую характеристику особенностей модульного урока истории.

Для выполнения задания используйте следующий план:

  1. Каковы отличительные черты модульного урока: почему он так называется, что такое « учебный модуль»?

  2. Представьте в виде схемы (или плана) структуру построения модульного урока истории. Дайте методическую характеристику каждого этапа урока.

  3. Сформулируйте выводы: какие педагогические идеи, формы и методы интегрированы в модульной технологии обучения, в чем плюсы и минусы модульного урока.

  4. Выразите Ваше личное отношение к данному типу (виду) урока истории.

Литература.

  1. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие, - М., 1994.

  2. Чернова М. Модульный урок. / История, приложение к газете «Первое сентября», 1995, № 27, С. 1-3.

  3. Модульная технология на уроках истории. / История, приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 23, С. 1-6.

  4. Устинова В. Россия при Иване Грозном (модульный урок). /История, приложение к газете «Первое сентября», 1998, № 40, С. 1, 8.

  5. Модульный урок «Восточная (Крымская) война». / Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России. 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков./ Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Д: Феникс, 2002, С. 82-91.

  6. Крикун Е.Л. Актуальные вопросы методики обучения истории в опорных схемах и таблицах. – Мурманск, МГПИ, 2001, С. 39.


Самостоятельная работа № 4.

Тема. Планирование урока истории.

Задание: Составить творческую разработку урока истории по одной из предложенных тем. Подготовиться к публичной защите методической разработки урока.
Примерный перечень тем для творческой разработки уроков.

5 класс. История Древнего мира.

Урок . «В городе богини Афины»

Урок. «Афинские школы и гимназии».

Урок «Древнегреческий театр»

Урок «Олимпийские игры»

Урок «Упадок Греции и подчинение ее Македонии».

Урок «Походы Александра Македонского на Восток».
История России (6-7 кл.)

Культура Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Куликовская битва. Рост национального самосознания.

Россия Ивана Грозного: проблемы и их решения. (любой урок в теме).

Эпоха петровских преобразований (любой урок в учебной теме )

Русское военное искусство, архитектура, живопись, скульптура (вторая половина 18 века).

«Образование и культура в ХVII веке»

«Сословный быт. Обычаи и нравы»

«Предпосылки петровских преобразований».

«Петр I. Россия на рубеже веков».

«Реформы Петра I».

«Экономика России в первой четверти ХVIII века».
8 класс. История России.

Урок «Общественное движение при Александре I»

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов»

Урок « Внутренняя политика Николая I»

Урок «Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.»

Урок «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.»
Требования к защите методических разработок уроков.


  1. Письменное оформление плана-конспекта урока в соответствие с установленными требованиями.

  2. Устное выступление (процедура защиты):

а) аргументация выбора темы урока для разработки, обоснование его места и значения в содержании соответствующего курса истории.

б) формулировка и обоснование выдвинутых задач урока (ожидаемые результаты урока).

в) характеристика методического замысла урока и логики изучения основного содержания темы.

г) демонстрация оригинальных и наиболее удачных, по мнению автора, фрагментов, сюжетов урока.

д) подготовка и демонстрация наглядного ряда для защиты урока (учебно-наглядные, дидактические, демонстрационные, электронные материалы).



  1. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Раздел «Методы, приемы и средства обучения истории»
Семинарско-практическое занятие № 1.

Тема «Методика работы с историческими документами на уроках истории»

План.

  1. Виды и роль исторических документов в обучении истории. Методические особенности использования различных видов документов в процессе обучения истории.

  2. Основные умения учащихся, формируемые при работе с историческими документами.

Практические задания.

  1. Продумать организацию работы с фрагментами рассказов древних писателей об Александре Македонском (по учебнику: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2005 (и последующие издания), док. С.193)

  2. Продумать организацию работы с историческим документом «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.» (по учебнику П.Н. Зырянов. История России. ХIХ век. Тема урока «Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. .

В учебнике Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век. – см. параграф «Крестьянская реформа 1861 г.», документ отсутствует).

(Тексты документов см. в Приложениях 1,2 к теме занятия.)
При планировании методической работы с документом на уроке используйте следующий порядок действий:

    1. Определите вид документа.

    2. Оцените содержание документа как источника знаний: при изучении, каких вопросов урочной темы он может быть использован, какие сведения по данным вопросам содержит.

    3. Соотнесите содержание документа с текстом соответствующей части параграфа и определите познавательную роль документа (он дополняет, углубляет, конкретизирует или иллюстрирует основное содержание параграфа)

    4. Определите, на каком этапе урока целесообразнее использовать документ.

    5. Сформулируйте конкретную цель (задачи) использования документа на данном этапе урока.

    6. Продумайте организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с документом: форму работы (коллективная, групповая, индивидуальная), способ включения документа в канву урока, подготовку учащихся к работе с ним, вопросы и задания, подведение итогов работы.



Литература.

  1. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000, С. 131-142

  2. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 частях. – М.: ВЛАДОС, 2002, Ч.2, С.84-92, 98-104.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000, С.105-115.

  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000, С. 99-104.


Приложение 1.

Из рассказов древних писателей об Александре Македонском. (5 класс).

Всякий раз, когда приходило известие, что царь Филипп завоевал какой-нибудь город или одержал славную победу, Александр мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».

Однажды юного Александра, отличавшегося быстротой ног, спросили, не желает ли он, когда станет взрослым, состязаться на Олимпийских играх. Он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!».

Перед походом против Персидского царства Александр Македонский решил побеседовать со старым мудрецом Диогеном. Царь застал его лежащим под открытым небом и греющимся на солнышке. Диоген слегка приподнялся при виде множества людей и пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Есть, - ответил тот, - отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца». Царю так понравился ответ, что он воскликнул:»Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой мира. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

Приложение 2.

Документ

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

(Извлечение)

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

  2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в правилах о приведении в действие Положения о крестьянах и в особом положении о дворовых людях.

  3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

  4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

П р и м е ч а н и е. Сии местные положения суть:

  1. Для тридцати четырех губерний Великоросских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской…

6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этой целию в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местных положений.

    1. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего положения…

    2. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли…

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных…

148. Помещику предоставляется на основании и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, не земле его поселенных, и сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.

149. Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения…

158. Помещику в продолжении первых девяти лет по утверждении сего положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию…

160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика…

187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей…

Семинарско-практическое занятие № 2.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск