Скачать 217.87 Kb.
|
Муниципальное образовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Орска» Рассмотрено на методическом совете УТВЕРЖДАЮ: школы _____________ Директор МОАУ Протокол _________ «СОШ №6 г.Орска» _________Новикова Т.А. Рабочая программа учителя Бажановой Ирины Васильевны по технологии 4 класс (указать предмет и класс) на 2013 - 2014 учебный год ТЕХНОЛОГИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ«Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,годовым календарным графиком и учебным планом школы ,на основе программы под редакцией Н.М.Конышевой (Программы общеобразовательных учреждений .Смоленск « Ассоциация ХХΙ век» ) 2009 г Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы. Общая характеристика учебного предмета Уроки технологии уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах: 1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета); 2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества); 3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).6 Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой. Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности. Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Следует отметить, что уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности. Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям,процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным,если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.Развитию духовности и нравственных принципов в художе-ственно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка. Главная цель : углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Основные задачи уроков технологии : 1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой. 2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира. 3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти,воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение классификация,обобщение и др.). 4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование,контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). 5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений. 6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основепредметно-преобразующейдеятельности. 7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми. Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практическойдеятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. 4 КЛАСС. «СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ» Главным стержнем программы четвёртого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры. На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени,социального опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьёзная информация, которая не только может пролить свет на прошлое человечества, но и позволяет многое понять в проблеме связи времён, задуматься о единстве жизни и тех силах,которые это единство поддерживают. При этом основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов.На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно.Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек. Мастер, творец является высшим выразителем духовной сущности вещей. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» мастеров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворённость и гармония его деятельности. На этом фоне они совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения. На какой-то период ученики сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд, такой приём может показаться противоречащим общей – творческой – концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более чётко и убедительно выделить мысль: «Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров». При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства – его духовно-нравственный смысл; с распространённым в различных методиках трудового обучения механическим копированием учебных образцов указанный приём не имеет ничего общего. В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз специально обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом.В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека. В рабочую программу были внесены изменения. Программа дополнена часами «Работа с компьютером». Практика работы на компьютере введена модульно.На изучение данной темы отводится 12 часов. Место предмета в учебном плане Авторская программа составлена без изменений,так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки технологии в 4 классе рассчитаны на 2 часа в неделю.Следовательно общее количество часов составило - 68 часов . Общие учебные умения , навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной Основное содержание 4 класс Историческая информативность мира вещей Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы. Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения:плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики. Традиции и современность Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах. Рукоделие в духе народных традиций: лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах. Новые материалы и технологии Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно художественными эффектами. 32 Бисероплетение; окантовка картона, жёсткий переплёт; сложные формы из волокнистых материалов; вязание крючком; новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»); аппликация из соломки; папьемаше; простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и проч.). Сложные виды бумагопластики. Развёртки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях (маски, упаковки, открытки, игрушки) Наблюдения и опыты, а также логические задачи и задания на пространственное мышление в четвёртом классе строятся в соответствии с обозначенным выше программным содержанием. Они во многом аналогичны тому, что было во 2-м и 3-м классах, но выполняются на более сложном материале. Изучение образцов дизайна и декоративноприкладного искусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и археологических материалов); керамика, изразцы; плетёные изделия из лозы, бересты, щепы и проч.; украшения; предметы бумажной пластики; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу. Проект: «Город, в котором удобно и приятно жить» (коллективная работа). Тематическое планирование
|