Пояснительная записка Рабочая программа по предмету история для 6 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) разработана на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5 – 11 классы - М.:Просвещение,2008, а такжеПрограммы общеобразовательных учреждений. История. 6-9 классы / М.: Просвещение, 2011 «История России с древности до конца XVI века. 6 класс», авт. Данилова А.А, Косулиной Л.Г..- М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа направлена на достижение следующейцели: формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; овладение учащимися представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов.
Задачи:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
овладение школьниками знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества.
В примерную и авторскую программы внесены изменения: увеличено количество часов с 68 до 70 часов.Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися. В связи с тем, что исходная программа «История Средних веков» рассчитана на 34 часа, а планирование составлено на 32 часа, произошло сокращение раздела «Расцвет средневековья» на 2 час. Содержание тем разделапозволяет обобщить материал и вынести часть материала на самостоятельное чтение.
№
п/п
| Наименование изучаемого раздела
| Кол-во часов по авторской программе
| Рабочая программа
|
| Введение
| 1
| 1
|
| Раннее Средневековье
| 10
| 10
|
| Расцвет Средневековья
| 13
| 11
|
| «Осень»Средневековья
| 10
| 10
|
| Итого
| 34
| 32
|
Авторская программа «История России с древнейших времён до конца XVI века» рассчитана на 34 часа, а планирование составлено на 38 часа. В связи с этим появилась возможность увеличить количество часов на разделы «Политическая раздробленность на Руси», « Русь Московская» что способствует более прочному усваиванию учащимися данного материала. Выделяется 1 час на изучение краеведческого материала по пройденному периоду (акцент на историческое развитие родного края в древности).
№
п/п
| Наименование изучаемого раздела
| Кол-во часов по авторской программе
| Рабочая программа
|
1.
| Введение
| 1
| 1
|
2.
| История региона - часть истории России
| 1
| 1
|
3.
| Русь Древняя
| 11
| 11
|
4.
| Политическая раздробленность на Руси
| 7
| 9
|
5.
| Русь Московская
| 13
| 15
|
6.
| Итоговое повторение и обобщение
| 1
| 1
|
| Итого
| 34
| 38
|
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 час в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по учебному плану в 6 классе.
Промежуточная аттестация учащихся в 6 классе будет осуществляться по основным темам разделов в виде тестовых работ- 8. Итоговая аттестация – в виде творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М.Донской; Под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение,2006
2.Данилов А.А., История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб.для 6кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина - М.: Просвещение,2007
Формой проведения занятий по программе является урок (традиционная и нетрадиционная форма)
Приемы, методы и формы организации учебного процесса:
Разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, таблиц сравнительных, работа с учебником, сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
работа в парах;
индивидуально-групповые.
фронтальные.
Формы контроля ЗУН (ов);
-хронологический диктант;
-терминологический диктант;
-тестирование;
-беседа;
-практикум.
Требования к уровню подготовки учащихсяВ результате изучения истории в 6 классе ученик должен
Знать/понимать:
Знание хронологии, работа с хронологией:
Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории и истории России.
Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.)
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различие.
Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку, умение спорить и отстаивать свои взгляды.
Умение анализировать исторический источник.
Умение читать «легенду» карты.
Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, и др.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-Понимания исторических причин и исторического значения событий Средневековья и древнейшей истории России для современной жизни.
-Умения высказывать собственные суждения об историческом наследии Средневековья и древнейшей истории России.
-Использования знаний по истории Средневековья и древнейшей истории России при общении с другими людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
-Способствования сохранению памятников истории и культуры ( пополнение экспонатов для школьного краеведческого музея, участие в общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
№ п/п
| Название разделов, тем урока
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| Введение
|
33
| Что изучает история Отечества.
Исторические источники по истории нашей страны.
| 1
| 16.01
|
|
34
| История региона - часть истории России.
| 1
| 18.01
|
|
| РазделIV. Русь Древняя (11)
|
35
| Происхождение восточных славяне, их занятие и образ жизни.
| 1
| 23.01
|
|
36
| Соседи восточных славян
| 1
| 25.01
|
|
37
| Формирование Древнерусского государства. Норманнский вопрос в исторической литературе.
| 1
| 30.01
|
|
38
| Первые киевские князь Деятельность Олега, Игоря, Ольги.
| 1
| 1.02
|
|
39
| Княжение Святослава.
| 1
| 6.02
|
|
40
| Князь Владимир и его деятельность.
| 1
| 8.02
|
|
41
| Крещение Руси. Значение принятие христианства.
| 1
| 13.02
|
|
42
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| 1
| 15.02
|
|
43
| Древнерусское государство при внуках Ярослава Мудрого.
| 1
| 20.02
|
|
44
| Культура Древней Руси.
| 1
| 22.02
|
|
45
| Быт и нравы
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX-первой половине XII вв.»-Тест№5
| 1
| 27.02
|
|
РазделV. Политическая раздробленность на Руси (9)
|
46
| Начало раздробленности Древнего государства.
| 1
| 1.03
|
|
47
| Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля.
| 1
| 6.03
|
|
48
| Великий Новгород.
| 1
| 8.03
|
|
49
| Монголо - татарское нашествие.
| 1
| 13.03
|
|
50
| Борьба русских земель с западными завоевателями.
| 1
| 15.03
|
|
51
| Русь и Золотая Орда.
| 1
| 20.03
|
|
52
| Русь и Литва.
| 1
| 3.04
|
|
53
| Культура Русских земель в XII- XIII вв.
| 1
| 5.04
|
|
54
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность на Руси» «Русь во второй половине XII-XIIIвв».-Тест№6.
| 1
| 10.04
|
|
| РазделVI. Русь Московская (15)
|
55.
| Предпосылки объединения русских земель.
| 1
| 12.04
|
|
56
| Усиление Московского княжества.
| 1
| 17.04
|
|
57
| Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
| 1
| 19.04
|
|
58
| Московское княжество и его соседи в конце XV – начале XVI века
| 1
| 24.04
|
|
59
| Российское государство в конце XV – начале XVI века.
| 1
| 26.04
|
|
60
| Создание единого русского государство и конец ордынского владычества.
| 1
| 1.05
|
|
61
| Московское государство при Иване III и Василии III Русь в IX- первой половине XII (Тест№7- «Образование единого русского государства»)
| 1
| 3.05
|
|
62
| Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.
| 1
| 8.05
|
|
63
| Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв.
| 1
| 10.05
|
|
64
| Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады
| 1
| 15.05
|
|
65
| Внешняя политика Ивана IV
| 1
| 17.05
|
|
66
| Ливонская война.
| 1
| 22.05
|
|
67
| Опричнина
| 1
| 24.05
|
|
68
| Русская культура: Просвещение, устное народное творчество, литература, архитектура и живопись в 14-16 веках.
| 1
| 29.05
|
|
69
| Быт и нравы XV- XVIвеках.
| 1
| 31.05
|
|
70
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Русь Московская» - Тест№8.
| 1
|
|
|
| Итого
| 70
|
|
|