Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции





Скачать 101.56 Kb.
НазваниеВековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции
Дата публикации07.08.2013
Размер101.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ВЕКОВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДУХОВНЫЙ ФУНДАМЕНТ

ВОСПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Е.П. Белозерцев, доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ,

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

педагогический университет», Россия

belozercev_e@mail.ru
Понимание образования как фундаментальной категории, отдельных его проблем возможно только в контексте Времени в котором живем, Места нашего развития, Наследия, доставшегося нам. О Времени, в котором живем, рассказывать сложно; это время между двумя веками, двумя государственными устройствами, между многообразными идеологиями, парадигмами, теориями. Это время безвременья. Обратимся к мнению «старца всея Руси», архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Кругом только и разговоров, что об открывающихся монастырях, церквах, о благодати, о Боге. Да, дорогие наши, разговоров много, но совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней «гармонии» сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь – с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божие истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождения духа христианского в нашем мире – это его истребление» [1, с. 234]. События последнего времени настойчиво заставляют нас с горечью говорить о том, что святые места оскверняются варварами, история предается и продается. Достаточно посмотреть ТВ-проект «Исторический процесс», увидеть и услышать господина Сванидзе!.. Историко-культурные памятники (например, Архангельское, Бородино, Радонеж и мн. др.) превратились в высококоррупционные объекты…

* * *

Отечественное образование постепенно, но уверенно превращается в артефакт, когда традиционные, свойственные нашей истории и культуре характеристики возникают только в ходе историко-педагогических исследований. Мне иногда кажется, что для определенной части народа; его руководителей, в особенности, определенного отряда ученных (что странно) образование уже стало артефактом. Что-то очень важное мы не хотим понять, хотим умолчать, оболгать на фоне разговоров об уважительном отношении к истории. Но, наверное, не все помнят, не все знают пророческое предупреждение В.О. Ключевского: «История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение». Любое обращение к истории прошлому (событиям, идеям, персоналиям) не ограничивается только узнаванием в этом прошлом чего-либо нового, ранее неизвестного. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину проблем современности и тем самым по-другому оценить перспективы их решения, равно как и миссию интеллигенции в современном, быстро изменяющемся мире. Перспективы развития отечественного образования размышляющие специалисты связывают с историей и культурой России. В последние годы обозначились три тенденции в гуманитарном знании.

Первая. Несмотря ни на что, все ярче, настойчивее звучит тема человека в истории, культуре, философии, религии, образовании. Возрастает интерес к антропологии. Обратимся к названию некоторых публикаций.

- Русская религиозная антропология: В 2 тт. – М., Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997.

- Педагогическая антропология. Учеб. пособие. Автор-составитель: Б.М. Бим-Бад. – М.,1998

- Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла: Философско-педагогические очерки. – М.: Пихта, 2000.

- Разумный В.А. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). – Псков, 2006.

- Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы. Монография. Автор – И.В. Ирхина. – Барнаул, 2003.

- Педагогическая антропология. Учеб. пособие 2-е изд. Автор – В.И. Максакова. – М. изд. Центр «Академия», 2004.

- Психолого-педагогическая антропология. Учебное пособие. Автор – Лифинцева Н.И. – Курск, 2004.

- Розин В.М. Теория культуры. – М., 2005.

- Розин В.М. Философия образования. – М.: МПСИ, 2007.

- Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибрск: Наука, 2007.

- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Сочинения в 11 томах. – М.: РАО, 2008.


- Философская антропология и философия науки. Автор – В.С. Степин – М.: Высшая школа, 2008.

- Антропологический кризис и феномен понимания. Монография. Автор – О.И. Тарасова. – Волгоградское научное издательство, 2009.

- Антропологическая перспектива отечественного образования. Автор – В.И. Слободчиков. – Екатеринбург, 2009.

Вторая. В противовес всему происходящему (формализации, «ЕГЭизации», «тестизации») активно обсуждаются образы и смыслы, сущность и миссия образования. Для этого используются как традиционные, привычные понятия (образование – знания, умения, навыки; процесс, система), так и относительно новые или принципиально новые (феномен, ноумен, среда, наследие, соборность). Это позволяет отказаться от обсуждения того, что происходит вокруг образования и сосредоточиться на понимании того, что происходит в самом образовании на постижении истинного смысла образования.

Третья. Разнонаправленность научных интересов и ценностей в педагогике как главной науке об образовании. К великому сожалению, появилась целая плеяда «так называемых ученных», которые с удовольствием изучают не реальную, а виртуальную действительность, в центре или сбоку находится не Человек, а модель. Все чаще появляются «педагогические исследования» удивительным образом похожие на новый нелитературный жанр, который можно назвать «наивной утопией в бюрократическом стиле».

Образовательное учреждение, коим является университет, постепенно, но верно, из просвещенческой, воспитательной, культурной, научной среды превращается в коммерческое бюро образовательных услуг. Здесь мы явно видим трансформацию идейных и духовных основ гражданской и профессиональной позиции части современной интеллигенции, дистанцировавшейся от традиций и нравственных принципов своих великих предшественников. Иной отряд ученых следует другому направлению в своих исследованиях. Они последовательно уточняют предмет изучения образования: взаимодействие, взаимоотношение человека и окружающей действительности, человека и среды. Представители данного направления этим самым изучают процесс реальной жизни и возвышают Человека, ибо смысл, главный субъект и конечный результат образования – человек, в центре среды – человек.

Человек – трехмерен, его целостность состоит из биологического, социального, духовного. «Человек – это, очевидно, единственное существо в мире, которое находиться в состоянии постоянного зановорождения» (М.К. Мамардашвили). Необходимо уточнить или дополнить: вероятно, не всякий человек заново рождается, а только размышляющий человек. Вот почему зановорождающийся человек в разных контекстах может быть индивидом, объектом, субъектом, гражданином, профессионалом, личностью, интеллигентом, элитой, аристократом. О каждом из этих состояний человека многое написано, но все равно, о состоянии современного человека рассказывать весьма сложно, ибо потеряны или забыты вековечные ценности нашей истории, культуры, образования.

Известный мыслитель, наш земляк, доктор философии Владимир Петрович Фетисов в конце своей жизни много размышлял о том, что подлинный Человек отличается благородством – способностью поставить совесть, нравственность, порядочность выше всего в жизни; пытался отделить черты подлинного аристократизма от аристократизма ложного. В 1995 году написал книгу с таким названием: «Философия морали. Тоска по русскому аристократизму» (Воронеж: Квадрат). В качестве эпиграфа приводятся слова Ф.М. Достоевского: «Жаждет в жизни русский человек благородства, а делает пакости». Привожу довольно длинную цитату из названного издания, надеясь на понимание читателя. Приглашаю читателя поразмышлять об этом феномене нашей истории и культуры; потосковать вместе с автором, но уже по поводу того, что, словно шагреневая кожа, усыхает аристократизм в современных образовательных учреждениях, но и вдохновиться тем, что все-таки знаете подлинного аристократа, подобно тому, как я горжусь знакомством с Владимиром Петровичем и его учениками.

«Снова кружат бесы по России. Нищета отвлекает от духовных проблем, а богатство тем более. И, кажется, не осталось ничего возвышенного и благородного в русском народе. Весь он духовно измельчал в борьбе с бедностью и морально разложился в погоне за прибылью. Так думаю самые умные, приходят в ужас и становятся нигилистами, а то и циниками. А самые бестолковые всем довольны и готовы считать аристократами чуть ли не каждого, окончившего вуз, а тем более добившегося успехов в науке, искусстве, политике. Кто похитрее, кинулся записываться в «дворянские собрания», отыскивая голубые примеси в своей кухарской крови. Наглые же утверждают, что сумевшие быстро разбогатеть автоматически становятся представителями высшего сословия, а для доказательства демонстративно вытягивают шею, замедляют движения головы и делают томные выражение глаз.

И никто не знает, где искать следы русской аристократии. Не там ищут, не то находят. А потому и тоскуют все на Руси, сколько бы бутылок не выпили, сколько бы миллионов ни нахапали, сколько бы сексуальных партнеров не сменили. Да, жаждет и ищет русский человек благородства. Только где ж оно? Или погибло окончательно? И да, и нет. Русская аристократия погибла как особая социальная прослойка и как свойство отдельной целостной личности. Попытки реанимировать потомков прежних дворян у нас или в эмиграции аналогичны попыткам воскресить разложившиеся трупы. Уже нет целостного аристократичного организма ни на уровне группы, ни на уровне индивида. Все настолько запятнаны и морально измучены, что в аристократы не готовятся».

Но дух русской аристократии не погиб. Он рассыпался, распался от страшных потрясений на отдельные лучи. Утратилась целостность, остались отблески; погибли личности, остались черты характера; ис­чезли лица, остались выражения глаз или просто слезы.

Не говорите мне «Он умер» – он живет! Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает; Пусть роза сорвана, но корень еще цветет; Пусть арфа сломана, аккорд еще рыдает»…

Так писал настоящий русский аристократ Семен Яковлевич Надсон. Сквозь рыдания души прорывается часто дух русского аристок­ратизма. А иногда сквозь грустную улыбку. И если верно, что уже не найти ни одного аристократа среди русских, то так же верно и то, что в каждом русском человеке присутствует если не какая-то черточка аристократической натуры, то хотя бы искренняя тоска по ней.

Зарьяна Некрасова в «Новой ежедневной газете» удачно подме­тила такие черты русских аристократов, как сентиментальность, меч­тательность, взрывной темперамент, любовь к людям без подобо­страстия, высокий менталитет и эстетство как свойство натуры. Сюда можно добавить верность слову, недостаточную прагматичность, кри­тическое отношение к расхожим моральным и религиозным пред­ставлениям и др. Но перечисление признаков – не лучшая, а тем более не философская затея. Гораздо важнее выделить одно свойство, из ко­торого, как из основы, произрастают все остальные, бесчисленны про­явления аристократизма в характере, вкусах, поведении и т.д.

В России основным признаком (или основанием для всех других признаков) благородства является нравственность. Конечно, нравственность и у других народов играет важную роль в жизни, но только у русских она безоговорочно ставится выше политики, науки, искусства и даже религии. Это ни в коем случае не значит, что мораль у русских людей лучше, благороднее. Наоборот, многие моральные оценки и нормы могут быть чудовищно отсталыми по сравнению с культурными и прогрессивными странами, но склонность к нравственным исканиям у нас все равно будет сильнее. Таков характер русского народа, и его лучшие представители (аристократы) полнее других выражают этот сущностный признак.

Интересно, что тезис об особой склонности русского народа к нравственным исканиям и о соблюдении приоритета нравственных ценностей как отличительном признаке русских аристократических натур нельзя доказать логически. Это чувствовалось большинством русских философов и писателей и принималось без всяких доказа­тельств большинством читателей. В том-то и специфика России, что нравственность и справедливость не из разума выводятся, а над разу­мом хотят встать. Выражение «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» прекрасно передает особенность русского морализованного менталитета.
Список использованной литературы

  1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Составлено по трудам архимандрита Иоанна. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 448 с.

  2. Фетисов В.П. Философия морали. Тоска по русскому аристократизму / В.П. Фетисов. – Воронеж: Квадрат, 1995.

  1. Русская религиозная антропология: В 2 тт. – М., Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997.

  2. Педагогическая антропология. Учеб. пособие. Автор-составитель: Б.М. Бим-Бад. – М.,1998

  3. Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла: Философско-педагогические очерки / В.А. Разумный. – М.: Пихта, 2000.

  4. Разумный В.А. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека) / В.А. Разумный. – Псков, 2006.

  5. Ирхина И.В. Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы. Монография / И.В. Ирхина. – Барнаул, 2003.

  6. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2004.

  7. Лифинцева Н.И. Психолого-педагогическая антропология / Н.И Лифинцева. – Курск: Изд-во КГУ, 2004.

  8. Розин В.М. Теория культуры / В.М. Розин. – М., 2005.

  9. Розин В.М. Философия образования / В.М. Розин. – М.: МПСИ, 2007.

  10. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов / Т.А. Ромм. – Новосибрск: Наука, 2007.
  11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Сочинения в 11 томах. – М.: РАО, 2008.


  12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин – М.: Высшая школа, 2008.

  13. Тарасова О И. Антропологический кризис и феномен понимания. Монография / О.И. Тарасова. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009.

  14. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. – Екатеринбург, 2009.


Заявка для участия в конференции


Фамилия

Белозерцев

Имя

Евгений

Отчество

Петрович

Место работы

ГФБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Должность

Профессор

Ученая степень

Доктор педагогических наук

Ученое звание

Профессор

Почтовый адрес

394024, г.Воронеж, Рабочий проспект, 40, кв.100.

Телефон для связі (+ код)

+7 (4732) 37-25-29; +7-920-407-91-11.

Е – mail

belozercev_e@mail.ru

Тема доклада

Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции

Необходимые технические средства





Подпись

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconИностранный язык в формировании мультикультурного сознания студентов
Этническая культура должна содержать нравственные ценности, которые называют общечеловеческими. Это любовь к ближнему, доброта, отзывчивость,...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconПрограмма основана на обширном материале, охватывающем различные...
Цель изучения предмета «Музыка» в школе с учётом специфики учебного предмета является
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconКафедра российской истории
Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconДинамика социокультурного статуса российской интеллигенции
...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconЯвляется формирование представлений о мире как социокультурной реальности,...
Вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconКазанский государственный университет культуры и искусств
Привлечь внимание международного сообщества к вопросам воспроизводства и сохранения здоровья общества и каждого его члена средствами...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconУрок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена
«ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconКонспект Тема: «Серебряный век» в русской поэзии. ( Духовный кризис или духовный подъём?)
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconСинергетическая модель воспроизводства и становление российской экономики...
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconУрока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей....
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconТеоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности...
Защита диссертации состоится 12 сентября 2007 года в 15 час на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconЗакон российской федерации "об образовании" // Вестник образования....
В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент как для продолжения в 7-9 классах изучения математики...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconСемья, семейные ценности
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconЭкологическая экспертиза социокультурной ситуации Липатова О. А. 1
По-прежнему, остается проблема потери духовный ценностей и приоритетов, что необходимо ставит вопрос о сохранении статуса культуры...
Вековечные ценности отечественной культуры и образования как духовный фундамент воспроизводства российской интеллигенции iconТемы рефератов Моральные нормы и ценности «малой науки» и«большой...
Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск