Скачать 101.56 Kb.
|
ВЕКОВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДУХОВНЫЙ ФУНДАМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Е.П. Белозерцев, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», Россия belozercev_e@mail.ru Понимание образования как фундаментальной категории, отдельных его проблем возможно только в контексте Времени в котором живем, Места нашего развития, Наследия, доставшегося нам. О Времени, в котором живем, рассказывать сложно; это время между двумя веками, двумя государственными устройствами, между многообразными идеологиями, парадигмами, теориями. Это время безвременья. Обратимся к мнению «старца всея Руси», архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Кругом только и разговоров, что об открывающихся монастырях, церквах, о благодати, о Боге. Да, дорогие наши, разговоров много, но совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней «гармонии» сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь – с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божие истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождения духа христианского в нашем мире – это его истребление» [1, с. 234]. События последнего времени настойчиво заставляют нас с горечью говорить о том, что святые места оскверняются варварами, история предается и продается. Достаточно посмотреть ТВ-проект «Исторический процесс», увидеть и услышать господина Сванидзе!.. Историко-культурные памятники (например, Архангельское, Бородино, Радонеж и мн. др.) превратились в высококоррупционные объекты… * * * Отечественное образование постепенно, но уверенно превращается в артефакт, когда традиционные, свойственные нашей истории и культуре характеристики возникают только в ходе историко-педагогических исследований. Мне иногда кажется, что для определенной части народа; его руководителей, в особенности, определенного отряда ученных (что странно) образование уже стало артефактом. Что-то очень важное мы не хотим понять, хотим умолчать, оболгать на фоне разговоров об уважительном отношении к истории. Но, наверное, не все помнят, не все знают пророческое предупреждение В.О. Ключевского: «История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение». Любое обращение к истории прошлому (событиям, идеям, персоналиям) не ограничивается только узнаванием в этом прошлом чего-либо нового, ранее неизвестного. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину проблем современности и тем самым по-другому оценить перспективы их решения, равно как и миссию интеллигенции в современном, быстро изменяющемся мире. Перспективы развития отечественного образования размышляющие специалисты связывают с историей и культурой России. В последние годы обозначились три тенденции в гуманитарном знании. Первая. Несмотря ни на что, все ярче, настойчивее звучит тема человека в истории, культуре, философии, религии, образовании. Возрастает интерес к антропологии. Обратимся к названию некоторых публикаций. - Русская религиозная антропология: В 2 тт. – М., Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. - Педагогическая антропология. Учеб. пособие. Автор-составитель: Б.М. Бим-Бад. – М.,1998 - Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла: Философско-педагогические очерки. – М.: Пихта, 2000. - Разумный В.А. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). – Псков, 2006. - Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы. Монография. Автор – И.В. Ирхина. – Барнаул, 2003. - Педагогическая антропология. Учеб. пособие 2-е изд. Автор – В.И. Максакова. – М. изд. Центр «Академия», 2004. - Психолого-педагогическая антропология. Учебное пособие. Автор – Лифинцева Н.И. – Курск, 2004. - Розин В.М. Теория культуры. – М., 2005. - Розин В.М. Философия образования. – М.: МПСИ, 2007. - Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибрск: Наука, 2007. - Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Сочинения в 11 томах. – М.: РАО, 2008.- Философская антропология и философия науки. Автор – В.С. Степин – М.: Высшая школа, 2008. - Антропологический кризис и феномен понимания. Монография. Автор – О.И. Тарасова. – Волгоградское научное издательство, 2009. - Антропологическая перспектива отечественного образования. Автор – В.И. Слободчиков. – Екатеринбург, 2009. Вторая. В противовес всему происходящему (формализации, «ЕГЭизации», «тестизации») активно обсуждаются образы и смыслы, сущность и миссия образования. Для этого используются как традиционные, привычные понятия (образование – знания, умения, навыки; процесс, система), так и относительно новые или принципиально новые (феномен, ноумен, среда, наследие, соборность). Это позволяет отказаться от обсуждения того, что происходит вокруг образования и сосредоточиться на понимании того, что происходит в самом образовании на постижении истинного смысла образования. Третья. Разнонаправленность научных интересов и ценностей в педагогике как главной науке об образовании. К великому сожалению, появилась целая плеяда «так называемых ученных», которые с удовольствием изучают не реальную, а виртуальную действительность, в центре или сбоку находится не Человек, а модель. Все чаще появляются «педагогические исследования» удивительным образом похожие на новый нелитературный жанр, который можно назвать «наивной утопией в бюрократическом стиле». Образовательное учреждение, коим является университет, постепенно, но верно, из просвещенческой, воспитательной, культурной, научной среды превращается в коммерческое бюро образовательных услуг. Здесь мы явно видим трансформацию идейных и духовных основ гражданской и профессиональной позиции части современной интеллигенции, дистанцировавшейся от традиций и нравственных принципов своих великих предшественников. Иной отряд ученых следует другому направлению в своих исследованиях. Они последовательно уточняют предмет изучения образования: взаимодействие, взаимоотношение человека и окружающей действительности, человека и среды. Представители данного направления этим самым изучают процесс реальной жизни и возвышают Человека, ибо смысл, главный субъект и конечный результат образования – человек, в центре среды – человек. Человек – трехмерен, его целостность состоит из биологического, социального, духовного. «Человек – это, очевидно, единственное существо в мире, которое находиться в состоянии постоянного зановорождения» (М.К. Мамардашвили). Необходимо уточнить или дополнить: вероятно, не всякий человек заново рождается, а только размышляющий человек. Вот почему зановорождающийся человек в разных контекстах может быть индивидом, объектом, субъектом, гражданином, профессионалом, личностью, интеллигентом, элитой, аристократом. О каждом из этих состояний человека многое написано, но все равно, о состоянии современного человека рассказывать весьма сложно, ибо потеряны или забыты вековечные ценности нашей истории, культуры, образования. Известный мыслитель, наш земляк, доктор философии Владимир Петрович Фетисов в конце своей жизни много размышлял о том, что подлинный Человек отличается благородством – способностью поставить совесть, нравственность, порядочность выше всего в жизни; пытался отделить черты подлинного аристократизма от аристократизма ложного. В 1995 году написал книгу с таким названием: «Философия морали. Тоска по русскому аристократизму» (Воронеж: Квадрат). В качестве эпиграфа приводятся слова Ф.М. Достоевского: «Жаждет в жизни русский человек благородства, а делает пакости». Привожу довольно длинную цитату из названного издания, надеясь на понимание читателя. Приглашаю читателя поразмышлять об этом феномене нашей истории и культуры; потосковать вместе с автором, но уже по поводу того, что, словно шагреневая кожа, усыхает аристократизм в современных образовательных учреждениях, но и вдохновиться тем, что все-таки знаете подлинного аристократа, подобно тому, как я горжусь знакомством с Владимиром Петровичем и его учениками. «Снова кружат бесы по России. Нищета отвлекает от духовных проблем, а богатство тем более. И, кажется, не осталось ничего возвышенного и благородного в русском народе. Весь он духовно измельчал в борьбе с бедностью и морально разложился в погоне за прибылью. Так думаю самые умные, приходят в ужас и становятся нигилистами, а то и циниками. А самые бестолковые всем довольны и готовы считать аристократами чуть ли не каждого, окончившего вуз, а тем более добившегося успехов в науке, искусстве, политике. Кто похитрее, кинулся записываться в «дворянские собрания», отыскивая голубые примеси в своей кухарской крови. Наглые же утверждают, что сумевшие быстро разбогатеть автоматически становятся представителями высшего сословия, а для доказательства демонстративно вытягивают шею, замедляют движения головы и делают томные выражение глаз. И никто не знает, где искать следы русской аристократии. Не там ищут, не то находят. А потому и тоскуют все на Руси, сколько бы бутылок не выпили, сколько бы миллионов ни нахапали, сколько бы сексуальных партнеров не сменили. Да, жаждет и ищет русский человек благородства. Только где ж оно? Или погибло окончательно? И да, и нет. Русская аристократия погибла как особая социальная прослойка и как свойство отдельной целостной личности. Попытки реанимировать потомков прежних дворян у нас или в эмиграции аналогичны попыткам воскресить разложившиеся трупы. Уже нет целостного аристократичного организма ни на уровне группы, ни на уровне индивида. Все настолько запятнаны и морально измучены, что в аристократы не готовятся». Но дух русской аристократии не погиб. Он рассыпался, распался от страшных потрясений на отдельные лучи. Утратилась целостность, остались отблески; погибли личности, остались черты характера; исчезли лица, остались выражения глаз или просто слезы. Не говорите мне «Он умер» – он живет! Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает; Пусть роза сорвана, но корень еще цветет; Пусть арфа сломана, аккорд еще рыдает»… Так писал настоящий русский аристократ Семен Яковлевич Надсон. Сквозь рыдания души прорывается часто дух русского аристократизма. А иногда сквозь грустную улыбку. И если верно, что уже не найти ни одного аристократа среди русских, то так же верно и то, что в каждом русском человеке присутствует если не какая-то черточка аристократической натуры, то хотя бы искренняя тоска по ней. Зарьяна Некрасова в «Новой ежедневной газете» удачно подметила такие черты русских аристократов, как сентиментальность, мечтательность, взрывной темперамент, любовь к людям без подобострастия, высокий менталитет и эстетство как свойство натуры. Сюда можно добавить верность слову, недостаточную прагматичность, критическое отношение к расхожим моральным и религиозным представлениям и др. Но перечисление признаков – не лучшая, а тем более не философская затея. Гораздо важнее выделить одно свойство, из которого, как из основы, произрастают все остальные, бесчисленны проявления аристократизма в характере, вкусах, поведении и т.д. В России основным признаком (или основанием для всех других признаков) благородства является нравственность. Конечно, нравственность и у других народов играет важную роль в жизни, но только у русских она безоговорочно ставится выше политики, науки, искусства и даже религии. Это ни в коем случае не значит, что мораль у русских людей лучше, благороднее. Наоборот, многие моральные оценки и нормы могут быть чудовищно отсталыми по сравнению с культурными и прогрессивными странами, но склонность к нравственным исканиям у нас все равно будет сильнее. Таков характер русского народа, и его лучшие представители (аристократы) полнее других выражают этот сущностный признак. Интересно, что тезис об особой склонности русского народа к нравственным исканиям и о соблюдении приоритета нравственных ценностей как отличительном признаке русских аристократических натур нельзя доказать логически. Это чувствовалось большинством русских философов и писателей и принималось без всяких доказательств большинством читателей. В том-то и специфика России, что нравственность и справедливость не из разума выводятся, а над разумом хотят встать. Выражение «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» прекрасно передает особенность русского морализованного менталитета. Список использованной литературы
Заявка для участия в конференции
Подпись |
Иностранный язык в формировании мультикультурного сознания студентов Этническая культура должна содержать нравственные ценности, которые называют общечеловеческими. Это любовь к ближнему, доброта, отзывчивость,... | Программа основана на обширном материале, охватывающем различные... Цель изучения предмета «Музыка» в школе с учётом специфики учебного предмета является | ||
Кафедра российской истории Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом... | Динамика социокультурного статуса российской интеллигенции ... | ||
Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности,... Вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... ... | ||
Казанский государственный университет культуры и искусств Привлечь внимание международного сообщества к вопросам воспроизводства и сохранения здоровья общества и каждого его члена средствами... | Урок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности» | ||
Конспект Тема: «Серебряный век» в русской поэзии. ( Духовный кризис или духовный подъём?) Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Синергетическая модель воспроизводства и становление российской экономики... О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа | ||
Урока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей.... Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся | Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности... Защита диссертации состоится 12 сентября 2007 года в 15 час на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам... | ||
Закон российской федерации "об образовании" // Вестник образования.... В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент как для продолжения в 7-9 классах изучения математики... | Семья, семейные ценности Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;... | ||
Экологическая экспертиза социокультурной ситуации Липатова О. А. 1 По-прежнему, остается проблема потери духовный ценностей и приоритетов, что необходимо ставит вопрос о сохранении статуса культуры... | Темы рефератов Моральные нормы и ценности «малой науки» и«большой... Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности |