Скачать 336.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И.Я. Яковлева» Аликовского района Чувашской республики Рассмотрена Утверждена На заседании ШМО Приказ по школе № протокол № от «___» ___________ 2011 г. от «___» ___________ 2011 г. Согласована Заместитель директора по УР ____________ Куликов С.Н. (подпись) «___» ______________ 2011 г. Рабочая программа по истории для 5 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Волков Эдикт Константинович с. Аликово 2011 г. Пояснительная записка В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. 1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2005 2. Программа по всеобщей истории. 5-9 классы. Авт С.В.Колпаков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин 2010 2.Цели изучения курса: В традиционной школе сложилась практика формулирования целей и задач по троичной схеме: цели подразделяются на обучающие, развива-ющие и воспитательные. В УМК «Школа 2100» принят новый формат – основным считается развитие личности ученика. 1-я линия развития личности. Картина мира в фактах. Сформировать общие представления об эпохах (периодах) всемирной истории и дать детальную картину первых эпох – Первобытный мир и Древний мир: раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру. 2-я линия развития личности. Картина мира в понятиях. Для данной линии развития курс Древнего мира является основополагающим. Во-первых, необходимо сформировать базовые понятия, нужные для теоретического осмысления истории (первобытное общество, цивилизация, раб и т.п.). Во-вторых, требуется заложить понимание общей культуры обществоведческих понятий, представленной в виде четырех сфер: хозяйство (экономика), социальная сфера (общество), политика (управ-ление), культура. В рамках каждой сферы необходимо сформировать базовые понятия («государство», «народ», «собственность», «религия» и т.п.) и постепенно подкреплять фактами систему взаимосвязи этих понятий с более частными. 3-я линия развития личности. Историчность мышления. Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации. При этом возможно по-разному выстраивать причинно-следственные цепочки фактов, которые объясняли бы развитие и взаимодействие разных обществ, их сходство и различия. Недостаток или отсутствие материала об отдельных личностях заставляет при изучении тем по Первобытному миру и Древнему Востоку сделать упор на восприятии фактов как результатов действий безымянных «рядовых» личностей. Материал тем по истории Древней Европы позволяет правильно поставить акценты и уделить внимание фактам, связанным с конкретными персоналиями. 4-я линия развития личности. Нравственное самоопределение. Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного мира и Древнего мира, соотносимых с современностью (проблема личного достоинства и общественной необходимости и т.д.). При сохранении самостоятельности в выборе ученика необходимо стремиться к тому, чтобы основанием для нравственной оценки служили гуманистические ценности. Следование принципу историзма требует, чтобы там, где это необходимо, оценка с позиций сегодняшнего дня была представлена обособленно позициям современников событий. 5-я линия развития личности. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение. Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества; использовать различные эпизоды первобытной и древней истории для моделирования ситуаций, требующих от учеников самостоятельной гражданской оценки, определения своей гражданской позиции, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции. КОМПЕТЕНЦИИ
3. Структура курса
4. Контроль реализации программы а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя б) Текущий контроль – после изучения большой темы в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»,авторы: Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А. Николаева. – М.: Баласс,2009. (Образовательная система «Школа 2100»). |