Скачать 234.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Е.Ю. Гордеева Язык и стиль рекламы Рабочая программа курса Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (магистерская программа «Паблик рилейшнз») Нижний Новгород 2012 УДК 808.1.070.4 ББК 76.0 Гордеева Е. Ю.Язык и стиль рекламы: рабочая программа курса. - Нижний Новгород, 2012. -17 с. Рецензент: к. ф. н., доцент И. С. Юхнова Методическая разработка представляет собой рабочую программу по курсу «Язык и стиль рекламы». Она направлена на углубление у магистрантов знаний о стилистической и жанровой принадлежности рекламных произведений, их языковых особенностях, формирование коммуникативной компетентности студентов, навыков самостоятельного составления и редактирования рекламных текстов. Задача курса – научить будущих журналистов и специалистов по связям с общественностью эффективно использовать весь текстовый инструментарий PR-коммуникаций, а также проводить исследования, где в качестве объекта будут выступать рекламные тексты. Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (магистерская программа «Паблик рилейшнз). Может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. Ответственный за выпуск: Председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к. ф. н., доцент Кузьмин И. В. УДК 808.1.070.4 ББК 76.0 © Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2012
Цели освоения дисциплины: углубление знаний у студентов о стилистической дифференциации языка и стилистической принадлежности рекламных произведений, формирование знаний о рекламных жанрах и их специфике, изучение специфических языковых особенностей рекламных текстов и способов языкового воздействия в рекламных произведениях, обобщение опыта устранения типичных ошибок в рекламных текстах, формирование навыков составления рекламных произведений различных жанров в зависимости от рекламного носителя и вида СМИ, овладение навыками литературного редактирования чужих и собственных материалов. 2.Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина по выбору, входящая в вариативную часть общенаучного цикла ООП, изучается студентами параллельно с такой дисциплиной вариативной части этого цикла, как «Теория и практика паблик рилейшнз», а также с курсом «Современные теории массовой коммуникации», относящейся к базовой части указанного цикла. Соответственно в рамках дисциплины по выбору могут быть использованы знания, полученные в рамках двух других курсов, касающиеся PR-коммуникаций, и, прежде всего, их текстового инструментария. Одной из основных форм PR-деятельности является подготовка текстов для целевой общественности и СМИ. PR-текст как разновидность текстов массовой коммуникации функционирует рядом с текстовыми феноменами смежных коммуникационных форм – журналистики и рекламы, находясь с последними в отношениях дополнительной дистрибуции. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее при изучении таких дисциплин, как «Типология современных СМИ» (вариативная часть общенаучного цикла), «Язык и стиль СМИ. Современный медиатекст» (базовая часть профессионального цикла), «Специфика деятельности пресс-секретаря» (вариативная часть профессионального цикла). Главная задача дисциплины по выбору «Язык и стиль рекламы» - сформировать коммуникативную компетентность студентов, научить будущих журналистов и специалистов по связям с общественностью эффективно использовать весь текстовый инструментарий PR-коммуникаций, а также проводить исследования, где в качестве объекта будут выступать рекламные тексты. Именно эти, полученные в ходе освоения данной дисциплины навыки, актуализируются при изучении последующих курсов. 3 Требования к результатам освоения дисциплины «Язык и стиль рекламы» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-18, ПК-7. В результате освоения дисциплины магистрант должен: знать элементы структуры рекламного произведения и приемы их создания, элементы дизайна рекламы, основные жанры рекламы, способы языкового воздействия в рекламных текстах; уметь находить наиболее часто встречающиеся ошибки в рекламных текстах (на уровне фонетики, лексики, синтаксиса, стилистики), описывать и использовать технику языковой игры; владеть: приемами литературного редактирования рекламного текста и навыками эффективного копирайтинга. 4. Структура и содержание дисциплины «Язык и стиль рекламы» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Содержание разделов дисциплины
5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, мастер-классы нижегородских копирайтеров. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (дискуссий, групповых дискуссий, компьютерных симуляций, деловых игр, проектных методик, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет
Темы для рефератов и вопросы, выносимые на самостоятельную работу студентов
Вопросы к творческой работе по теме «Рекламный текст. Основные вербальные составляющие рекламного текста и язык рекламы»
- выделите заголовок и определите его вид, -найдите ОРТ (основной рекламный текст): вводный абзац, внутренние абзацы, заключение, -определите эффективность коды, -опишите художественную и маркетинговую ценность слогана. Описание обучающей коммуникативной игры «Копирайтер» Цель игры – формирование у студентов навыков работы в команде, формирование учебного и научного сотрудничества и партнерства, развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний, полученных в ходе освоения всего курса (игра проводится на последнем занятии). Структура игры. Игра проводится в 3 этапа:
Роли и задачи участников. Учебная группа делится на 2 подгруппы, каждой из которых отводится роль команды копирайтеров рекламного агентства. Задачи магистрантов: за отведенное время придумать легенду своей команды, написать и подготовить презентацию рекламного текста с заранее определенной структурой, темой и рекламоносителем. Несколько оставшихся студентов и преподаватель составляют экспертную комиссию. В легенде участники игры должны указать название рекламного агентства, год его создания, основные направления его деятельности, роли участников, корпоративный девиз. Оценка действий участников игры: Поощрительные баллы
-по 1 баллу за соблюдение структуры рекламного текста и за каждое использование речевой тактики, -по 2 балла за информативность текста и за наличие оригинального слогана, -по 3 балла за оригинальность идеи и за проявление навыков работы в команде. 2. оценка обсуждения текста команды-соперника: -1 балл за каждое использование профессионального термина, -2 балла за каждое использование речевой тактики, -3 балла за грамотное обоснование своей позиции. Штрафные баллы
-1 балл за каждую грамматическую ошибку, -2 балла за каждую речевую ошибку, -3 балла за несоответствие рекламного текста и средства его распространения. 2. баллы вычитаются при оценивании обсуждения: -1 балл за каждую речевую ошибку или несоблюдение речевого этикета, -2 балла за каждое неубедительное высказывание или неправильное использование профессионального термина, -3 балла за каждый некорректный вопрос или реплику. После обсуждения представленных материалов студенты получают задание отредактировать рекламные тексты с учетом всех замечаний и представить в экспертную комиссию окончательный вариант. Экспертная комиссия подводит итоги игры с указанием степени активности каждого студента, а также объявляет команду-победительницу, набравшую наибольшее количество баллов. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература 1. Бердышев С. Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления. М., 2008. 2. Бернардская Ю. С. Текст в рекламе: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. 3. Дегтярев А. Р. Изобразительные средства рекламы. Слово, композиция, стиль, цвет. М., 2006. 4. Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М., 2009. 5. Иншакова Н. Г. Рекламный текст. Редакторский взгляд. М., 2007. 6. Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения. СПб., 2011. 4. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М., 2005. 7. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М., 1995. 8. Кеворков В. Слоган: практическое руководство. М., 2003. 9. Коньков. В. И. Язык рекламного текста// Реклама и связи с общественностью: теория и методика профессионального творчества. Ч.1. СПб., 1999. 10. Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе. М., 2000. 11. Кохтев Н. Н. Реклама: искусство слова: Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 1997. 12. Кохтев Н. Н. Стилистика рекламы: Учебно-методическое пособие. М., 1991. 13. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М., 1998. 14. Ксензенко О. А. Как создается рекламный текст: функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста. М., 1998. 15. Кузнецов П. А. Копирайтинг& спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии. М., 2012. 16. Курганова Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. Воронеж, 2004. 17. Лившиц Т. Н. Реклама в прагмалингвистическом аспекте. Таганрог, 1999. 18. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. М., 2003. 19. Морозова И. Слагая слоганы. М, 2003. 20. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М., 2004. 21. Назайкин А. Н. Рекламный текст в современных СМИ. М., 2007. 22. Остроушко Н. А. Секреты рекламных текстов: проблема речевого воздействия в рекламных текстах. М., 2009. 23. Паршин П. Б. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе. М., 2000. 24. Пронин С. Рекламная иллюстрация. Креативное восприятие. М., 2003. 25. Реклама: язык, речь, общение: Учебное пособие/ Под ред. О. Я. Гойхмана, В. М. Лейчика, М., 2008. 26. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика/ Под ред. Ю. К. Пироговой, П. Б. Паршина. М., 2000. 27. Розенталь Д. Э., Кохтев Н. Н. Язык рекламных текстов: Учебное пособие для факультетов журналистики вузов. М., 1981. 28. Рощупкин С. Н. Язык рекламы. М., 2003. 29. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект/ Под ред. В. И. Конькова СПб., 2007. 30. Сердобинцева Е. Н. Структура и язык рекламных текстов. Пенза, 2009. 31. Шляхова С. С. Русский PR-текст: 100%-ое достижение результата. Ростов- на -Дону, 2009. Дополнительная литература 1. Адлер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб., 2000. 2. Аниськина Н .В., Колышкина Т. Б. Анализ рекламного текста. Ярославль, 2008. 3. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст. Задачник для копирайтеров. М., 2004. 4. Данилов А. А. Идея, сценарий, дизайн в рекламе. СПб., 2008. 5. Иванова К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб., 2006. 6. Кара-Мурза Е.С., Лейчик В. М. Два подхода к языку рекламы// От слова к делу: Сб. докладов/ Х Конгресс МАПРЯЛ. М., 2003. С.133-145. 7. Кара-Мурза Е. С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты// Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М., 2001. С.164-187. 8. Кара-Мурза Е. С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов //Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 624-633. 9. Ксензенко О. А. Прагматические особенности рекламных текстов//Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 611-623. 10. Лебедев А. Н. Особенности психологического воздействия в российской рекламе. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов - на- Дону, 2007. 11. Лисоченко О. В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и речи: Учебное пособие. Ростов - на - Дону, 2007. 12. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы. М., 2007. 13. Огилви Д. Тайны рекламного двора: Советы старого рекламиста. М., 1993. 14. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT. СПб., 2003. 15. Полукаров В.Л., Рощупкин С. Н., Кобулашвили К. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебное пособие. М., 2006. 16. Психология и психоанализ рекламы: Учебное пособие /Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2001. 17. Слободянюк Э. П. Настольная книга копирайтера. М., 2008. 18. Сметанина С. И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003. 19. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб., 2000. 20. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. СПб., 2003. 21. Хейзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2011. 22. Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. М., 2003. 23. Швецов И. В., Вегенер Ю. С. Игра в рекламе: учебное пособие для студентов вузов. М., 2009. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1.Кара-Мурза Е.С. Русский язык в рекламе//Справочно-информационный портал «Русский язык». http://www.gramota.ru. 2.Репьев А.П. Язык рекламы. [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.repiev.ru/articles.htm. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) На отдельные лекции необходимо оборудование для электронного обучения, в остальных случаях требуется типовое оборудование лекционной аудитории. Также необходим доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки студентов, во время проведения коммуникативной игры, выполнения творческих заданий). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (магистерская программа «Паблик рилейшнз»). Елена Юрьевна Гордеева ЯЗЫК И СТИЛЬ РЕКЛАМЫ Рабочая программа курса Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» |
Реферат по предмету «Введение в рекламу» на тему «Характеристика мирового рынка рекламы» Главная цель рекламы остановить, заинтересовать и прочно запасть в мозгу потребителя. Для того чтобы понять, насколько и как реклама... | Реферат «Анализ магазина» Реклама современного магазина состоит из основных видов: рекламы самого магазина, привлекающей к нему покупателей, и рекламы товаров,... | ||
Календарно-тематическое планирование Развитие речи. Художественный стиль, язык речи и язык художественной литературы. Эссе – понятие о жанре | Учебно-методический комплекс Психология рекламы. Часть I. «Поведение потребителей» Систематизировать знания основ потребительского поведения как одной из составляющих психологии рекламы | ||
Реферат тема: "Форматирование текста в MicroSoft Word" Для того чтобы изменить стиль необходимо выбрать команду «Стиль» в меню «Формат», после чего, в появившемся окне в поле “Стили” выберите... | Рабочая программа дисциплины государственный контроль рекламы специальность... При современном становлении рыночных отношений, основной презентирующей сферой которых является деловая информация, значение рекламы... | ||
Основы рекламы Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное Москва М89 Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е изд перераб и доп. — М. Магистр, 2008. — 397 с ил | Романский стиль в архитектуре. Романский стиль Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области | ||
Рабочая учебная программа по музыке для 8 класса 0,5 часа в неделю (всего 17 часов) Понятие «музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Художественный стиль речи» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель учебного курса «Психология рекламы»: содействие повышению профессионализма специалиста по рекламе на основе овладения системы... | Реферат По дисциплине Культурология, Культура речи и русский язык Законодательное и общественное нормирование этической составляющей рекламной деятельности. Этика рекламы как процесс, регулируемый... | ||
Задачами учебной дисциплины «Социальная реклама» являются Отдельное внимание уделяется психологическим аспектам воздействия рекламы на потребителя – эти сведения необходимы для формирования... | Реферат Дипломная работа выполнена на 124 страницах, содержит 61... Ключевые слова: мода, стиль, мужчины, потребительское поведение, маскулинность, стиль жизни, факторы потребительского поведения | ||
Л. Ю. Фалько «индивидуальный стиль в одежде» Индивидуальный стиль в одежде: Рабочая тетрадь. Владивосток, Изд-во вгуэс, 2012. 40 с | Кафедра рекламы Реклама, очная форма, 4 курс Различные определения медиапланирования. Эволюция и распространение медиапланирования. Понятие и суть термина медиапланирование.... |