Скачать 278.15 Kb.
|
На правах рукописи Проханов Дмитрий Михайлович МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКИХ КОМИКСОВ МАНГА Специальность 10.01.10 – журналистика Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Москва-2013 Диссертация выполнена на кафедре истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Ведущая организация – Российский университет дружбы народов Защита состоится «____» _______________ 2013 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103. С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27 Автореферат разослан «____» _______________ 2013 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент В. В. Славкин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы. Манга, японские комиксы, отличающиеся от западноевропейских особенностями графики, построением сюжетов и нацеленностью на четко сегментированную аудиторию, является частью современной массовой коммуникации. Манга характеризуется использованием визуально-текстового способа коммуникации, опирающегося на визуализацию информации. Манга занимает важное место среди японских СМИ, что позволяет рассматривать ее и как особый вид медиатекста, интегрирующий лексические и визуальные компоненты, и как неотъемлемую часть национальной системы медиакоммуникаций. Манга, использующая для передачи информации сочетание графических изображений и текста, является представителем особого типа СМИ, который обладает большой популярностью и широко распространен как в Японии, так и за ее пределами. В числе других представителей данного типа можно назвать американские и западноевропейские комиксы, корейские комиксы манхва и китайские комиксы маньхуа. Учитывая графические и содержательные особенности, манга занимает определенную нишу в графическо-текстовой коммуникации, а также среди подобных ей медиа. Одной из важных характеристик манга является ее направленность на четко сегментированную аудиторию. Существует пять основных аудиторных групп, для которых создается манга: дети 9-12 лет, мальчики 13-18 лет, девочки того же возраста, юноши старше 18 лет и девушки той же возрастной категории. Виды манга, создаваемые для этих аудиторных групп, в данной работе называются форматами. Каждый формат имеет определенные графическую и смысловую специфику внутри общего массива манга, что позволяет ему максимально полно соответствовать запросам аудитории. Данная особенность манга является актуальной в свете общего стремления масс-медиа найти свою аудиторию и обеспечить максимально эффективную коммуникацию. Манга, как часть массовой коммуникации, является интересным примером такого стремления. Кроме того, актуальность темы определяется существованием и успешным функционированием индустрии издания манга, которая развита не только в Японии, но и за ее пределами, хотя страна-родоначальник манга имеет самую большую манга-индустрию. Продажи специализированных журналов, в которых издается манга, а также отдельных томиков с несколькими главами одной истории составляют около 24% продаж японского издательского рынка. Суммарный тираж журналов, где манга печатается с продолжением из номера в номер, составляет до 39% от количества всех проданных в Японии книг и журналов1. Популярна манга и в России, что также добавляет теме актуальности. Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации впервые в отечественной науке осуществлено комплексное исследование японских комиксов манга, в ней впервые применяется подход к манга как к масс-медиа. В работе изучается не одна из особенностей манга, как в большинстве отечественных и зарубежных исследований, а их сочетание. В работе уделено внимание уникальной системе передачи информации, использующейся в манга и характерной только для нее. Кроме того, различные типы манга впервые анализируются с позиции типологии СМИ, встраивая ее в систему масс-медиа и расширяя традиционные для изучения манга культурологические подходы. Манга рассматривается в качестве части японской медиасистемы. Работа также дает характеристику особенностей индустрии издания манга, причем как в Японии, так и в других странах, где она популярна: США и Западной Европе. Степень научной разработанности темы. В процессе исследования было установлено, что трудов, посвященных манга, в нашей стране очень мало. Большая часть работ по данной тематике рассматривает манга только с позиции культурного феномена, и ограничивается лишь историей развития данного медиа. В числе подобных работ можно назвать книгу Б. А. Иванова «Введение в японскую анимацию1». Как ясно из названия, книга посвящена другому японскому явлению – аниме, то есть японской анимации. Манга рассматривается лишь как прародитель аниме, и в книге отсутствуют сведения о современном состоянии этого масс-медиа. Среди исследований манга в области филологии необходимо упомянуть кандидатскую диссертацию К. В. Поляковой «Становление семиотической системы американского комикса и японского манга». Однако данная работа не сосредоточена только на манга. Переводной литературы, посвященной исследованиям манга, в нашей стране также нет. Единственным исключением из этого правила может считаться книга «Манга и философия2», представляющая собой сборник переведенных с английского языка статей, однако эти статьи носят обзорный и ознакомительный характер. Чуть лучше складывается ситуация с англоязычными источниками. Большая часть литературы о манга на английском языке – американская. Среди заметных работ на эту тему необходимо назвать труды Ф. Шодта «Сказочная Япония. Записки о современной манга3», Б. Кояма-Ричарда «Тысяча лета манга4» и П. Граветта «Манга. Шестьдесят лет японских комиксов5». Тем не менее, все эти книги посвящены в основном истории развития манга с момента ее возникновения до нашего времени. Манга в них освещается с позиции культурного феномена, и, пусть и японских, но все же комиксов. Американские авторы не ограничиваются лишь историческими и культурологическими особенностями манга. Однако крупных научных трудов о манга и ее особенностях в США также нет. Исследователи, работающие в данной области, предпочитают писать статьи, которые затем опубликовываются в журналах, выкладываются в свободный доступ в сети Интернет, или же объединяются в сборники. Примером такого сборника научных статей о манга может послужить книга «Манга. Антология всемирных и культурных перспектив1». Источники на японском языке, как ни странно, практически отсутствуют. В качестве примера можно привести разве что книгу Изао Шимизу «Словарь Японской Манга2». Японские исследователи практически не занимаются анализом исследованием манга, исключение составляют лишь те из них, кто работает в основном в США. Связано это с тем, что исследовать манга интереснее иностранным исследователям, в частности – американским. Статистические материалы о манга получить весьма сложно. Это объясняется особенностью японского законодательства, согласно которому компании обязаны предоставлять сведения о результатах своей деятельности (например, о доходах или тиражах печатной продукции) только контролирующим органам, и могут не обеспечивать свободного доступа к данной информации всем желающим. Поэтому основная статистика об индустрии издания манга, тиражах и тенденциях рынка получена из американских источников, в частности, с сайта Animenewsnetwork3. Из источников на японском языке можно отметить Японскую Ассоциацию Издателей4. Необходимо также отметить, что ни в работах иностранных ученых, ни в русскоязычных источниках манга не рассматривается как масс-медиа. В данной работе впервые применен подход к манга с позиции медиа, в частности – типологии СМИ, и подведена теоретическая база под некоторые аспекты манга, ранее практически ничем не обоснованные. Работа является первым комплексным русскоязычным исследованием манга. Теоретическая и методологическая основа исследования. При написании работы использовались научные работы как российских, так и иностранных специалистов. Развитие манга, ее роль в прошлом и настоящем японского общества, изучалось по работам Б. А. Иванова1, Ф. Шодта2, Б. Кояма-Ричарда3, П. Граветта4. Из-за структурных особенностей работы используемые источники можно разделить на четыре группы: литература об особенностях коммуникации, работы, посвященные передаче информации в графическо-текстовых произведениях, работы о типологии масс-медиа и литература о японских СМИ. В качестве основного материала при изучении механизмов коммуникации и передачи информации при помощи сочетания графического и текстового материала нами использовались работы У. Эко5, Р. Арнхейма6, Д. МакКуэйла7, Е. Е. Анисимовой8. Механизмы передачи информации в графическо-текстовых произведениях, в том числе и манга, анализировались по книгам Скотта МакКлауда9 и Нейла Кона10. Принципы типологии масс-медиа изучались по трудам М. В. Шкондина11, А. А. Тертычного12, Г. В. Лазутиной13. Эти же работы использовались для выработки подходов к типологии манга. Для изучения особенностей медиасистемы Японии использовались работы В. С. Лунина1, М. В. Блиновой2, Сугиямы Мицунобу3, а также А. Гэмбла и Ватанабе Такесато4. Гипотеза данной диссертационной работы состоит в том, что манга является особенным масс-медиа, опирающимся на графическо-текстовый способ передачи информации, ключевой характеристикой которого являются форматы, основанные на сегментации аудитории, массовом распространении и маркетинговых стратегиях продвижения, а также опирающимся на индустриальный способ производства в рамках крупных издательских концернов. Методология исследования. В данном исследовании использовались универсальные методы наблюдения, историзма, библиографического анализа, сопоставления, а также эмпирические методы сравнения и описания. Во второй главе работы был применен метод качественного контент-анализа некоторых манга. При выборе манга для контент-анализа мы старались использовать популярные как в Японии, так и за ее пределами произведения, однако некоторые издания были добавлены нами без учета их популярности для того, чтобы исследование выглядело разнообразнее. Для определения популярности мы опирались на данные о тиражах манга в Японии и США, а также наличием лицензий на их издание в России. Целью настоящего исследования является изучение манга как масс-медиа, использующего графическо-текстовый способ передачи информации, выявление ее главных отличительных особенностей, классификация по видам, а также выявление особенностей индустрии издания и распространения манга. Для достижения указанной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
Объектом исследования являются японские комиксы манга, издаваемые в специализированных журналах, а также в виде томиков, составляющих несколько глав одной истории – танкобонов. Предметом исследования являются медиакоммуникационные особенности манга и индустрия ее производства. Временные рамки исследования охватывают период с начала 2000-х годов по 2012 год. Подобный выбор периода исследования продиктован стремлением изучить манга методом контент-анализа, и для этого были выбраны манга, издающиеся в последнее десятилетие. Тем не менее, данное исследование учитывает и более ранние годы. В частности, большое внимание уделяется процессам разделения манга на основные виды данного масс-медиа, которое началось в 1950-е годы. Эмпирической основой исследования стали популярные в Японии и за ее пределами манга «Дораэмон» (Дораэмон), «Труся!» (Каува!), «Белизна» (Бурити), «Тетрадь Смерти» (Дэсу Ното), «Марс» (Марс), «Рыцарь-вампир» (Вампайя но Киси), «Гантз» (Гантзу), «Детройт – город метала» (Дэтуройто Метару Сити), «Нана» (Нана) и др. Хронологические рамки для каждого из изучаемых изданий – с первого выпуска до финального, либо до последнего на август 2012 года (некоторые из изучаемых манга продолжают издаваться). Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом: 1) На современном этапе развития медиасистемы очевидна тенденция увеличения объема визуальной информации. Особенно выделяются масс-медиа, которые используют перспективный графическо-текстовый способ передачи информации, представляющий собой синергию двух видов коммуникации. В них доминирующая роль отведена рисунку, а текст дополняет его. Именно графический материал опирается на способность человека к воображению и творческому мышлению, текст же выполняет вспомогательную функцию. Японские комиксы манга являются одним из наиболее ярких представителей графическо-текстового способа передачи информации, обладают особенностями, выделяющими ее среди прочих масс-медиа, которые осуществляют коммуникацию тем же способом. Эти особенности относятся к доминированию графической составляющей, к гармоничному сочетанию теста и графики, к наличию системы смысловых оттенков, основанной на культурных особенностях Японии, что в итоге позволяет рассматривать манга в качестве особой системы кодов, подобной языку. 2) Манга создается для различных аудиторных групп и имеет определенные особенности в графическом и смысловом содержании в зависимости от нацеленности на ту или иную группу. Современный период развития манга начинается после Второй мировой войны, окончательно манга в ее сегодняшнем виде оформились в 1980-е годы. Каждый вид манга, определяемый в данной работе как формат, предназначен для определенной аудиторной группы и обладает общим графическим и сюжетным стилем, а также учитывает вкусы своей аудитории. Особенности видов манга находят свое отражение не только в содержании, но и в организации ее производства: манга издается в специализированных журналах, каждый из которых относится к определенному формату данного медиа, и в случае успеха у читателей выпускается в виде танкобонов. 3) В Японии индустрия издания манга является отдельным сегментом книжно-журнальной индустрии, занимая по продажам продукции до 24% издательского рынка. Рынок поделен между несколькими крупными компаниями, контролирующими большую его часть, и десятками мелких. В индустрии издания манга существуют две бизнес-модели: издание в специализированных журналах, а также отдельными томиками (танкобонами). Манга-журналы действуют по классической рекламной модели, то есть получают основной доход от рекламы на страницах этих журналов, в то время как танкобоны существуют за счет доходов от реализации тиража. Возможность танкобонов использовать подобную бизнес-модель является одним из доказательств популярности манга. За пределами Японии манга обычно издается сразу в танкобонах несколькими крупными издательствами, хотя нередки случаи создания издательств, специализирующихся на издании исключительно манга, а также выпуск манга-журналов по образцу японских. Помимо официальных каналов издания, огромная часть манга распространяется в интернете в электронной форме. Большая часть данного контента является пиратской, распространяется любителями манга, хотя и не приносит им никаких доходов. |
Манга (Manga)? Я возьму фотографию Кристин Кройк и сделаю из нее девушку в стиле Манга. Из этой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение городского конкурса детских плакатов и комиксов «Наше здоровье в наших руках» (в рамках реализации целевой программы «Комплексные... | ||
Презентация иллюстрированного журнала «Фотография и жизнь» Полиграфия. Канцтовары и сувениры». В центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена (ул. Чапаева, 5) и в Детской библиотеке... | Е. М. Дьяконова Поэзия японского жанра трехстиший Х1Х в хайку искусственного характера и представляет собой исключение из правил. Трехстишия хайку всего в 17 слогов произошли из японских... | ||
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» Амура, задиристый майский ветер, плавное кружение японских журавлей в бирюзовом небе, шорохи растущих трав, за яркие всполохи желто-оранжевых... | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовые рынки Характеристика финансового рынка и его элементов. Особенности кредитного рынка финансов кредитных организаций. Особенности рынка... | ||
«Курильский десант». Огромное количество литературы о военных действиях... Имя этой ценности память, которую хранит земля. Делиться своей многовековой памятью земля готова с каждым, кто неравнодушен к прошлому,... | История отечественная. Урок “особенности геополитического положения россии” Предмет Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовые рынки и институты Особенности рынка ценных бумаг и финансов его профессиональных участников. Страховой рынок и особенности финансов страховых организации.... | По анатомии человека под руководством преподавателя на 2014-2015 уч год Орган слуха и равновесия. Общий план строения и функциональные особенности. Особенности у детей | ||
Повышения квалификации и профессиональной переподготовки Особенности закрепления знаний на уроках русского языка при изучении «Морфемики и словообразования» в 5 классе, их особенности, методика... | Реферат по дисциплине история и философия науки «Особенности современной... История становления и особенности развития Российского рынка нефти | ||
Основная образовательная программа основного Мобу сош с имени Восьмое Марта, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности развития хозяйства России. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, их особенности | ||
Александра Костюнина «Земное притяжение» Цель: ознакомить учащихся с содержанием повести; путем анализа определить особенности изображения жизни деревни в различные исторические... | Рабочая учебная программа по дисциплине Изучить морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови, особенности картины периферической крови... |