Лилия царегородцева





Скачать 64.84 Kb.
НазваниеЛилия царегородцева
Дата публикации03.07.2014
Размер64.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Друг в беде не бросит,

или Как имя меняет «характер»
ЛИЛИЯ ЦАРЕГОРОДЦЕВА
В Омске 46 муниципальных библиотек. Некоторые из них носят имена, известные всему миру: Пушкина, Толстого, Лер­монтова, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Маяковского, Гай­дара. Названия других отра­жают основные направления работы: библиотека «Отече­ство», библиотечный центр «Дом семьи», Муниципальная детская компьютерная библиотека.

ДО НЕДАВНЕГО времени в на­шем городе было мало библио­тек, носящих имена земляков. А ведь омская земля богата талан­тами. Многие омские писатели и поэты являются выдающимися деятелями рос­сийской культуры. Их произведения — это наша история, увлекательный рас­сказ о людях и судьбах, природе Сибир­ского края.

По согласованию с Департаментом культуры Администрации города Омска и Обществом коренных омичей в 2005 г. Централизованная система муниципаль­ных библиотек Омска начала реализа­цию проекта «Омским библиотекам — новые имена». Его целью стало увекове­чить память писателей-земляков.

Самым сложным было убедить биб­лиотеки принять участие в данном про­екте. Поначалу инициатива с их сторо­ны была минимальной. Кто-то так и не смог выбрать имя или новое название библиотеки, кто-то побоялся неизбеж­ных при любых переменах рисков. Тем не менее в ходе реализации проекта бы­ло переименовано 11 омских муници­пальных библиотек. Взамен безликих номеров библиотеки получили имена наших замечательных земляков: Робер­та Рождественского, Леонида Мартыно­ва, Георгия Вяткина, Павла Васильева и других писателей.

Библиотеки-участницы разработали собственные локальные проекты, в ко­торых отражён весь комплекс необхо­димых мероприятий: координация рабо­ты и установление партнёрских отноше­ний; работа с библиотечным фондом; реорганизация библиотечного про­странства; создание комфортной среды для пользователей; информационная и рекламно-просветительская деятель­ность; анализ результатов работы по проекту.

Важнейшим этапом в реализации проекта было согласование проекта с городской топонимической комиссией. Был подготовлен пакет документов, подтверждающий намерения библиотек изменить названия и начать активную работу по выбранному направлению деятельности. Инициатива омских биб­лиотекарей была поддержана на двух заседаниях городской топонимической комиссии, о чём свидетельствуют соот­ветствующие документы (выписка из заседания городской топонимической комиссии). Далее вносились изменения в уставные документы МУК «ЦСМБ г. Омска» и шло согласование измене­ний с Учредителем.

В 2006 году началась непосредствен­ная работа по реализации проекта. Биб­лиотеки, которым были присвоены име­на писателей-земляков, оказались осо­бенно активны. Библиотеки, носящие имена Роберта Рождественского, Лео­нида Мартынова, Георгия Вяткина, Пав­ла Васильева, установили контакты с родными и близкими поэтов, партнёр­ские отношения с писательскими орга­низациями города, местными музеями и краеведами. Начался сбор документов о жизни и творчестве писателей. Благода­ря сотрудничеству с дочерью и внуком Г. А. Вяткина в фонде библиотеки, нося­щей имя этого самобытного поэта, появи­лись уникальные фотодокументы из ар­хива семьи. Фонд библиотеки им. Р. Рож­дественского пополнился книгами, при­сланными вдовой поэта А. Б. Рожде­ственской. Музей Павла Васильева (Павлодар) предоставил омской библиотеке им. П. Васильева копии редких документов для персонального фонда.

Все библиотеки собрали пресс-досье, выделили персональные рубрики в кар­тотеках, оформили информационные зоны и создали постоянно действующие экспозиции. Проводятся мероприятия, популяризирующие творчество авто­ров: творческие вечера, обзоры, Дни поэта в библиотеке, литературные кон­курсы, вечера-портреты и т. д.

Тщательно изучив творчество и био­графические материалы, библиотеки обновили программы сотрудничества с образовательными учреждениями горо­да: на уроках краеведения, в беседах и обзорах, при подготовке литературно-музыкальных композиций акцент дела­ли на творчестве писателей, подарив­ших библиотекам свои имена. По сути, был дан старт целенаправленной по­пуляризации творчества знаменитых земляков среди современного юноше­ства. Например, преподаватели обще­образовательных школ, взаимодей­ствующие с библиотекой им. Р. Рожде­ственского, обогатили учебные планы уроками, посвященными творчеству поэта. Преподаватели и учащиеся дет­ской школы искусств №8 включили в свой репертуар песни на слова Р. Рожде­ственского. У всех «именных» библио­тек стало традицией начинать любое мероприятие ознакомлением аудитории с действующими экспозициями, посвя­щенными жизни и творчеству авторов.

Ежегодными стали окружные кон­курсы чтецов, для участия в которых приглашаются учащиеся общеобразова­тельных школ, средних специальных учебных заведений города. С каждым годом желающих принять участие в конкурсах становится всё больше. По­добные мероприятия широко осве­щаются в омских СМИ и на сайтах горо­да, при этом библиотека выступает как автор интересного начинания, которое вернуло в город творчество наших вы­дающихся земляков.

Среди самых необычных и интерес­ных форм работы можно назвать лите­ратурную экскурсию «По Омску с Лео­нидом Мартыновым», разработанную сотрудниками библиотеки им. Л. Мар­тынова. Эта форма предполагает пешие экскурсии по бывшему Никольскому проспекту с рассказом о жизни и твор­честве Л. Мартынова и чтением поэти­ческих строк у бывшего дома поэта. Так библиотека восстанавливает в культурной памяти омичей полузабы­тые имена деятелей отечественной культуры.

В 2007 г. в рамках проекта была ор­ганизована информационно-просвети­тельская акция «Знакомые имена — но­вые встречи», в которой приняли уча­стие не только библиотеки-участницы проекта, но и другие библиотеки города, много лет носящие имена известных русских писателей. Цель акции: пробу­дить и поддержать интерес омичей к творческому наследию писателей; пози­ционировать муниципальные библиоте­ки в культурном пространстве города. В течение месяца библиотеки активно по­пуляризировали творчество тех писателей и поэтов, чьи имена они носят. Про­ходили Дни писателя, творческие вече­ра, вечера-портреты, беседы, обзоры, читательские конкурсы, литературные чтения, игры, викторины, поэтические часы, театрализованные представления, книжные экспозиции.

Среди библиотек, участвующих в проекте «Омским библиотекам — но­вые имена», были и такие, которые по­меняли безликие номера на яркие назва­ния: «Радуга», «Дружба», «Золотой клю­чик», «Мир женщины».

Творческий подход и планомерность действий отличают деятельность дет­ской библиотеки «Дружба». Коллектив успешно работает по локальному про­екту «Учусь дружить». Почему детская библиотека выбрала такое название? Дружба, по мнению юных читателей библиотеки, — это Доброта, Радушие, Ум, Жизнелюбие, Бескорыстие, Актив­ность. Библиотека всегда уделяла пер­востепенное значение нравственному воспитанию подрастающего поколения омичей, и поэтому свою миссию опреде­ляет как создание оптимальной среды для духовной реализации растущей лич­ности. Она ставит перед собой следую­щие задачи: формирование нравствен­ных ориентиров детей; совершенствова­ние их духовных качеств, толерантного мышления и гражданского сознания; создание атмосферы дружелюбия, единения и взаимопонимания; приобщение к культурному наследию, истории и тра­дициям страны и родного города.

В холле библиотеки выросло «дерево дружбы», на котором читатели развеши­вают «яблоки» с афоризмами, высказы­ваниями героев книг, пословицами и поговорками о дружбе. Для ребят проведе­на масса различных мероприятий, посвя­щенных дружбе; их названия говорят са­ми за себя: вечер дружбы «Единство раз­ных» (ко Дню толерантности); огонёк дружбы «Протяни другому руку» (для детей с ограниченными возможностя­ми); доверительные беседы «Если друг оказался вдруг...»; «Святая наука — расслышать друг друга»; час откровенных вопросов и ответов «В поисках друга»; вечер дружной семьи «Моя семья — моё богатство»; праздник «Библиотека соби­рает друзей» (к Общероссийскому Дню библиотек); экологический разговор «Друзей не обижают»; уроки выживания «Не оставим друг друга в беде». Для того чтобы детям было проще найти хоро­шую книгу о дружбе, создана картотека «Учись дружить», составлены библио­графические списки «Сила в дружбе», распространяются тематические листов­ки-закладки.

Интересные идеи по созданию в биб­лиотеке особой предметно-эстетической атмосферы, благоприятной для органи­зации детского чтения и досуга, вопло­щают сотрудники детской библиотеки «Золотой ключик». Оформленные в биб­лиотеке книжные выставки и информа­ционная зона подчинены общей идее: «У очага», «Уроки мудрой Тортиллы», «Что открывает "Золотой ключик"?». Сфор­мирована коллекция разных изданий книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Проведе­на акция по сбору игрушек, открыток, рисунков, книг и других экспонатов буду­щей музейной экспозиции библиотеки. Свои творческие способности юные чи­татели библиотеки могут проявить в «Театре Карабаса-Барабаса». В планах библиотеки оформление театрального зала для постановки кукольных спектак­лей и комнаты отдыха «Харчевня трёх пескарей». Это далеко не все примеры успешной реализации запланированных в рамках проекта мероприятий. У омских библиотекарей ещё масса интересных идей и планов, которые в скором време­ни порадуют омичей.

Какие же плоды принесло переиме­нование библиотек? Прежде всего, сме­на имени позволила каждой из них об­рести собственное лицо, обогатила их деятельность новым содержанием. Биб­лиотеки стали более интересны пользо­вателям и более заметны в социокуль­турном пространстве города. Данное на­правление деятельности поддерживает­ся Администрацией города Омска, его департаментом культуры. Как след­ствие, в 2008 г. библиотеки, получившие имена писателей-земляков, стали участ­никами общегородской целевой про­граммы «Культура Омска. Создание се­ти общедоступных информационно-просветительских центров на базе муни­ципальных библиотек» (2008-2010).

Как известно, имя человека во мно­гом влияет на его судьбу. Точно также и имя библиотеки определяет не только её сегодняшний день, но и день будущий. Обретая новое имя, библиотека получа­ет новые перспективы, а значит, и но­вую жизнь.

С автором можно связаться: soloveva_csmb@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лилия царегородцева iconМолостова Лилия Федоровна Приложение №7
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория
Лилия царегородцева iconЧего боятся приемные родители?
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Лилия царегородцева iconИсследовательская работа по русскому языку учеников 7 «б» класса
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Лилия царегородцева iconМетодическая разработка урока: «Галерея замечательных чисел»
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Лилия царегородцева iconУчитель информатики и икт спицкая Лилия Вячеславовна
Обобщить и систематизировать знания учащихся по аппаратному, программному обеспечению компьютеров и системам счисления
Лилия царегородцева iconКонкурс для учителей «я- классный руководитель» Свидетельство 5 Дорофеева Лилия Ильинична
Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»
Лилия царегородцева iconМетодическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях
Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции....
Лилия царегородцева iconПб Выдомская Лилия Владимировна, преподаватель литературы и русского языка
Система работы над прозаическим произведением как способ активизации мыслительной деятельности учащихся
Лилия царегородцева iconПриложение Фоменко Лилия Николаевна
«Азбука Доброжелательности»; ларец Доброжелательности; магнитола, смарт-доска, 5 компьютеров; оценочные листы, презентация
Лилия царегородцева iconПрограмма спецкурса для 6-7 класса ( Общий объём курса- 34 часа)
Квасникова Лилия Алексеевна, учитель биологии Красноярской сош илекского района (высшая категория)
Лилия царегородцева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мухаметзянова Лилия Агзамовна учитель русского языка и литературы высшей категории
Лилия царегородцева iconЛысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального...
Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Лилия царегородцева iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070105....
Старший преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования тгакист лилия Шайхулловна Таштамирова
Лилия царегородцева iconОсокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области
«Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся, как способ укрепления духовно-нравственного здоровья»
Лилия царегородцева iconКонспект урока окружающего мира на тему: «Насекомые» фио: Сырыско Лилия Мударисовна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Лилия царегородцева iconУрока по физике на тему: «Решение задач на применение уравнения теплового баланса»
Автор учитель физики высшей категории моу сош№112 Калининского района городского округа г. Уфа рб кирова Лилия Фаритовна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск