Скачать 294.33 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ» Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070105.65 «Дирижирование академическим хором», 071301.65 «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив) РЕЦЕНЗЕНТ Старший преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ Лилия Шайхулловна Таштамирова Настоящий учебно-методический комплекс не может быть использован другими подразделениями академии и другими вузами без разрешения кафедры и автора-разработчика. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящий учебно-методический комплекс по дисциплине «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья” устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Предназначен для организации работы студентов в Тюменской государственной академиии культуры, искусств и социальных технологий по изучению факультативной дисциплины учебного плана по специальности «Дирижирование академическим хором» и «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив). Авторский курс строится в соответствии с нормативными документами:
Ближнее зарубежье – собирательное название бывших республик СССР, независимых государств, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 году. Сегодня – это страны СНГ, Прибалтийские республики (Балтийские страны), а также страны, которые не имеют общей границы с Российской Федерацией (Молдавия, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Грузия). Термин носит скорее историко-культурный, нежели географический, характер. Курс поделен на 4 раздела, каждый из которых включает определенную группу государств. Этот принцип деления основан не только на географических, но и на культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией. I. Восточноевропейские страны: Украина, Белоруссия и Молдавия. II. Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан. III. Прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония. IV. Страны Средней Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. Цель дисциплины: получение необходимых знаний о хоровой музыке стран ближнего зарубежья от ее истоков до наших дней. Задачи дисциплины:
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «История хоровой музыки». Курс «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья» предполагает изучение музыкального материала (во время аудиторной и самостоятельной работы студента), которое включает знакомство с нотным материалом, слушание музыки, анализ произведений ведущих композиторов. Требования к уровню содержания дисциплины:
Список рекомендованной литературы составлен с учетом возможностей библиотеки Тюменского государственного института искусств, культуры и социальных технологий, Тюменской областной библиотеки и интернет-ресурсов. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Следует отметить особенности организации практических и семинарских занятий. Практические занятия проходят в форме знакомства с музыкальным материалом: слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов, а так же воспроизведение и анализ нотных примеров творчества изучаемых композиторов. Семинарские занятия проходят в следующих формах: семинар-дискуссия, семинар-исследование, доклады по темам и их обсуждение. тематический план
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с историческим периодом деятельности композиторов, а так же знать факторы, способствующие развитию музыкальной культуры стран ближнего зарубежья. Следует обратить внимание на характерные черты, свойственные композиторам национальных композиторских школ соседних государств, проявляющиеся не только в своеобразии ладового интонационного склада, метроритмических особенностей, многоголосия и т. д., но и в опоре в своем творчестве на традиции отечественных и европейских композиторов-классиков. При изучении этого курса необходимо уяснить влияние русской музыкальной культуры на развитие профессионального хорового искусства некоторых стран, в том числе в советский период. Изучая хоровое творчество каждого композитора, следует акцентировать внимание на стилистические черты его творчества, уметь разбираться в жанрах, идейно-художественном содержании произведений, в особенностях хорового письма. Немаловажную роль в изучении курса играют семинарские занятия. Семинары – это форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. На занятиях и при подготовке к семинарским и практическим занятиям в курсе «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья», студент сталкивается с необходимостью делать музыкально-теоретический анализ того или иного произведения, а так же творчества композитора в целом. Несомненно, что для начала необходимо ознакомиться с нотным текстом произведения или, если такового нет, с аудио- или CD-записью, после чего уже приступать к анализу партитуры. При прослушивании произведений необходимо делать для себя заметки: свои соображения, оценки, критические замечания и т.п. Приведенные ниже планы анализа призваны помочь в этом. Примерный план анализа музыкального произведения (при первом прослушивании)
Ниже даются несколько примерных планов анализа (характеристики) как стиля композитора, так и его произведений, которые, впрочем, не являются исчерпывающими и могут быть дополнены в процессе разбора необходимыми пунктами. I. Общая характеристика стиля композитора 1. Основные области творчества композитора, важнейшие произведения. 2. Связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями данного периода. 3. Связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями. 4. Связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором). 5. Ведущие идеи, основные образные сферы. 6. Основные черты музыкального языка (мелодика, гармония, оркестр), характерные принципы формообразования. 7. Историческое значение творчества композитора (в рамках эпохи, нациолнальной школы, музыкального искусства в целом). II. Общая характеристика хорового творчества композитора 1. Место этой области в наследии композитора. 2. Причины обращения. 3. Жанры. 4. Темы, образы. 5. Период обращения (лучшие сочинения). 6. Традиции, новаторство (мелодика, гармония, форма и т.д.). 7. Оперно-хоровое творчество композитора (роль хора в операх, где, сколько, в какой роли применяется хор). 8. Вокально-симфонические жанры в творчестве композитора (оратории, кантаты, мессы, реквиемы, поэмы и т.д.). 9. Хоры малой формы: - в сопровождении фортепиано; - a cappella, объединенные в циклы; - a cappella миниатюры. 10. Обработки народных песен (стилизация, классическое письмо, свободная обработка). III. Общая характеристика кантатно-ораториального творчества композитора 1. Значение произведений кантатно-ораториального типа в творчестве композитора. 2. Характерные сюжеты, идейные концепции . 3. Жанры. Степень театрализации. 4. Соотношение словесного текста и музыки. 5. Соотношение вокальных и инструментальных партий и их значение. 6. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики . 7. Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования. 8. Эволюция кантатно-ораториального творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности). 9. Связь кантатно-ораториального творчества композитора с соответствующей традицией (традициями). IV. Анализ хорового произведения 1. Место хорового произведения в творчестве композитора. 2. Жанр произведения (традиции, новаторство). 3. Тема, идея, образное содержание произведения и воплощение их музыкальными средствами. 4. Поэтичекий текст. Раскрытие образа стихотворения средствами музыки. 5. Хоровые партии и образ произведения: тембр, регистры, динамика, звуковедение (штрихи), использование сонористических приемов. Одной из форм подготовки к семинарским занятиям является написание тематических докладов и рефератов для последующих сообщений и обсуждений в аудитории. Слово "реферат" (от латинского "referare" - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научного отчета. Рефератами называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературных и других источников. Работа над рефератом невозможна без самостоятельного библиографического поиска. Литературными источниками являются монографии, сборники, справочные издания. Большое значение для раскрытия темы имеют книги и периодические издания. Однако процесс создания книги продолжителен. Хотя книга незаменима как источник систематизированной и разносторонней информации, в ней обычно нет новейших данных. Для реферата же, тематика которого в силу специфики этого жанра всегда актуальна, сведения и факты также необходимы. Процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть и стержень реферата. Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление об их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников. После первичной обработки и систематизации материала составляют план реферата. Важными композиционными разделами работы являются Введение и Заключение. Качество будущей работы во многом зависит от оригинальности построения, четкости рубрикации, правильного соотнесения частей. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы, а все пункты в совокупности охватывали ее в целом. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое, если тема раскрывается в исторической последовательности), описательное, когда тема расчленяется на составные элементы и аналитическое при исследовании темы в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах. Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем, лаконично определяется задача работы. В Заключении формулируются основные результаты и выводы по работе, направления дальнейших исследований. Проделанная работа (подбор литературы, изучение и предварительная систематизация источников, повторное изучение собранного материала, составление подробного плана) делает написание реферата не столь трудоемким процессом, каким был предыдущий, но достаточно сложным и ответственным. Было бы неправильно ограничить свою работу механическим соединением положений, взятых из разных источников, в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам. В отличие от тематического конспекта, реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, критически оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать собственное мнение. содержание дисциплины |
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности... Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070105 «Дирижирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 053000. 65 «Народное художественное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Фгбоу впо «Пермский государственный институт искусства и культуры» Утверждаю Ректор, профессор «Дирижирование» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди... | Методические указания по выполнению рефератов Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный... | ||
Специальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология» Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... |