Скачать 153.02 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тегульдетская детская школа искусств
Рабочая программа «Скульптура» Срок реализации – 4года. Возраст обучающихся 9-17 лет. Составитель: преподаватель Пелых О.И. Тегульдет 2012г Пояснительная запискаДанная программа является адаптированной и составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по определению содержания образования и разработке требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств, данные в Письме от 18 мая 2004г. № 626-06-32 Министерства культуры РФ, а также в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, данными в Приложении к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844. При разработке данной программы учитывалась типовая программа «Для преподавателей детской школы искусств и художественных отделений школ искусств (I-IV классов). Учебная практика. Скульптура». Программа направлена на общее эстетическое развитие детей 9 -17 лет. Срок реализации программы 4 года. Перемены, происходящие в общественной жизни страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Одной из причин, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня образования в школе искусств, является перегруженность детей в общеобразовательной школе. Единственный реальный путь повышения качества художественного образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания. Ключевой задачей является межпредметная взаимосвязь обучения и развитие объемного представления предметов, а так же наблюдательности и памяти. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы. Адресат: Программа адресована учащимся 1 - 4 классов художественного отделения. Цель курса: Развитие у учащихся навыков лепки с глиной и пластилином, а как же развитие художественного вкуса и объемного восприятия целостного виденья. Задачи курса: - Воспитание умения самостоятельного удвоения основных положений работы со скульптурой, и необходимые навыки техники исполнения. - Овладение навыками осознанного восприятия, круговой обзор, умение работать обеими руками, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения – от общего к частному и наоборот. - Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. Формирование навыков коллективной деятельности, проявлять индивидуальные способности в творческой деятельности. Ожидаемые результаты. В результате освоения данной программы учащиеся должны овладеть всеми приемами лепки, как двигательными так и умственными. Умение из целого куска находить нужную форму, искать новые варианты. Учащиеся должны понимать, как дополнительный предмет скульптура формирует творческие способности, развивает кругозор, память, наблюдательность. Профессионально ориентированные учащиеся должны иметь высокий уровень подготовки, так как это связано с дополнительными требованиями для занятий в художественных колледжах или техникумов. Оценка знаний. Знания учащихся оцениваются по 5-ти бальной системе. Оценки выставляются по четвертям и в конце года – итоговая. Контроль успеваемости. В целях повышения ответственности учащихся по предмету художественный класс необходимо проводить контрольные просмотры 2 раза в год с приглашением 2-х преподавателей и руководителей родительского комитета, на котором учащиеся представляют 4-5 своих работ. Принцип организации занятия. Уроки по лепке проводятся в форме коллективного занятия продолжительностью 45 минут по два урока подряд. Условия реализации данной программы предлагает наличие отдельного кабинета со специальными инструментами и стойками, шкафчиками для постановки (скульптур) и электропечи. Краткие методические пояснения. Занятия скульптурой должны начинаться с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься, с ее оборудованием, рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала (глины). На первом занятии преподаватель проводит беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. Нужно коротко раскрыть об ее видах: рельефе, круглой скульптуре (в том числе о скульптуре малых форм), о материалах в которых работает скульптор. Работа над заданием в круглой скульптуре начинается с установки станка. В ходе урока педагог должен учитывать (особенно в 1-2 классах) индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности. Каждое задание должно быть направлено на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, координация зрительного аппарата и мелкой мускулатуры рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки. Ученик обязательно должен время от времени сравнивать натуру со своей работой отводя на некоторое время глаза и за тем с новым виденьем приступать к работе (следует напоминать об этом в течении всего периода обучения). С самого начало занятия педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученики освоили основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения, такие как лепка, из целого куска, умение работать обеими руками, воспитание кругового обзора, и правильная последовательность ее выполнения. После прокладки рельефа в глине, учащиеся приступают к детальной и конкретной проработке натюрморта, передавая индивидуальные особенности каждого предмета, сохраняя правильные пропорции, учитывая особенности пространственного сокращения объема в рельефе. Ребенок по своим возрастным особенностям не может трудится как взрослый человек(работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в творческой игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности, но так как эта лепка, и казалось бы, что процесс игры не возможен, но в начале обучения на первых годах, предметы вылепленные руками детей можно обыграть и даже провести мини спектакли. Игра помогает развивать фантазийные образы. В процессе чего приобретается эмоционально-образное содержание. Важно так выстроить игру, (занятие) чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть в каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приемов следует наводящими вопросами подвести действие ребенка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. Содержание 1 класс Общие задачи обучения.
Примерный план уроков 1 класс
2 класс Общие задачи обучения 2класса.
Примерный план уроков 2 класса.
3 класс Общие задачи обучения.
Примерный план уроков
4 класс Общие задачи обучения.
Примерный план уроков
В заключение: - Учитель отбирает и сохраняет лучшие работы каждого ученика на протяжении всего учебного года. В течении учебного года рекомендуется проводить коллективные обсуждения выполняемых учащимися заданий. При этом лучшие работы должны быть отобраны сфотографированы. Контрольные задания по скульптуре проводятся в конце каждого учебного года. В четвертом классе II полугодие полностью считается экзаменационным. Просмотр экзаменационных работ учащихся четвертых классов проходит в мае. Работы принимает педсовет. Преподаватель скульптуры характеризует работы учащегося. Оценка проходит голосованием всех преподавателей. Эта оценка идет в свидетельство об окончании Детской школы искусств. Список литературы Бардина Р.А. «Изделия народных промыслов и сувениров». Москва. «Высшая школа»1986г. Ермонская В.В. «Основы понимания скульптуры». Москва. Издательство «Искусство». 1964г. (методические рекомендации). Федотов Г.»Глины и керамика». Москва «ЭКСМО» 2004г. (учебное пособие). Халезова И.Б. «Народная пластика и декоративная лепка». Москва. «Просвещение». 1984г. (учебное пособие). Силаева К. «Соленое тесто. Украшения. Сувениры. Поделки». Москва. «ЭКСМО». 2005г. «Skira Bookkina». (Интернациональ 1995г) или IRL Лозанна «Швейцария». |
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом... | Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» Направление подготовки: 261400. 62 Технология художественной обработки материалов | ||
Вид работы Анализ- презентация одного произведения (картина, литературное произведение, фильм, скульптура, фреска) | Описание и анализ произведений искусства Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины "скульптура и пластическая анатомия" для студентов | «Скульптура города Белгорода» Индивидуальная работа по карточкам: техника исполнения скульптуры и жанры скульптуры | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее) | Тематическое планирование 1 вариант (134 часа) Фотография и произведение изобразительного искусства сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: “в москве на Болотной площади есть скульптура Михаила Шемякина “Дети в окружении пороков взрослых”. Там изображены 13 пороков”... | Реферат на тему: Архитектура и скульптура Китая. Работу На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие искусства. Пластические, или пространственные виды искусства: изобразительные, живопись, графика, скульптура, Конструктивные:... | Реферат Исаакиевский собор Впечатление величественности, богатства и монументальности, создававшееся им, вполне отвечало назначению главного собора столицы... | ||
«Б 10 История пространственных и пластических искусств (живопись,... Цель преподавания дисциплины: изучение истории пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры | «Роль музыки в эстетическом воспитании детей» Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так восторженно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оу о рабочих программах. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графика,... | Ф. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное... |