Рабочая программа «Скульптура»





Скачать 153.02 Kb.
НазваниеРабочая программа «Скульптура»
Дата публикации17.07.2014
Размер153.02 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тегульдетская детская школа искусств


Одобрена на заседании


педагогического совета

Протокол № 1 от 28.08.2012г.






Утверждаю

Директор МКОУ ДОД ТДШИ

_______________Лагун Г.И.

Приказ №18 от 29.08.2012г.




Рабочая программа

«Скульптура»

Срок реализации – 4года.

Возраст обучающихся 9-17 лет.

Составитель:

преподаватель Пелых О.И.

Тегульдет

2012г

Пояснительная записка



Данная программа является адаптированной и составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по определению содержания образования и разработке требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств, данные в Письме от 18 мая 2004г. № 626-06-32 Министерства культуры РФ, а также в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, данными в Приложении к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844. При разработке данной программы учитывалась типовая программа «Для преподавателей детской школы искусств и художественных отделений школ искусств (I-IV классов). Учебная практика. Скульптура». Программа направлена на общее эстетическое развитие детей 9 -17 лет. Срок реализации программы 4 года.

Перемены, происходящие в общественной жизни страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры.

Одной из причин, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня образования в школе искусств, является перегруженность детей в общеобразовательной школе. Единственный реальный путь повышения качества художественного образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания.

Ключевой задачей является межпредметная взаимосвязь обучения и развитие объемного представления предметов, а так же наблюдательности и памяти. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

Адресат: Программа адресована учащимся 1 - 4 классов художественного отделения.

Цель курса: Развитие у учащихся навыков лепки с глиной и пластилином, а как же развитие художественного вкуса и объемного восприятия целостного виденья.

Задачи курса:

- Воспитание умения самостоятельного удвоения основных положений работы со скульптурой, и необходимые навыки техники исполнения.

- Овладение навыками осознанного восприятия, круговой обзор, умение работать обеими руками, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения – от общего к частному и наоборот.

- Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. Формирование навыков коллективной деятельности, проявлять индивидуальные способности в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты. В результате освоения данной программы учащиеся должны овладеть всеми приемами лепки, как двигательными так и умственными. Умение из целого куска находить нужную форму, искать новые варианты. Учащиеся должны понимать, как дополнительный предмет скульптура формирует творческие способности, развивает кругозор, память, наблюдательность.

Профессионально ориентированные учащиеся должны иметь высокий уровень подготовки, так как это связано с дополнительными требованиями для занятий в художественных колледжах или техникумов.

Оценка знаний. Знания учащихся оцениваются по 5-ти бальной системе. Оценки выставляются по четвертям и в конце года – итоговая.

Контроль успеваемости. В целях повышения ответственности учащихся по предмету художественный класс необходимо проводить контрольные просмотры 2 раза в год с приглашением 2-х преподавателей и руководителей родительского комитета, на котором учащиеся представляют 4-5 своих работ.

Принцип организации занятия. Уроки по лепке проводятся в форме коллективного занятия продолжительностью 45 минут по два урока подряд.

Условия реализации данной программы предлагает наличие отдельного кабинета со специальными инструментами и стойками, шкафчиками для постановки (скульптур) и электропечи.

Краткие методические пояснения. Занятия скульптурой должны начинаться с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься, с ее оборудованием, рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала (глины).

На первом занятии преподаватель проводит беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. Нужно коротко раскрыть об ее видах: рельефе, круглой скульптуре (в том числе о скульптуре малых форм), о материалах в которых работает скульптор.

Работа над заданием в круглой скульптуре начинается с установки станка. В ходе урока педагог должен учитывать (особенно в 1-2 классах) индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности. Каждое задание должно быть направлено на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, координация зрительного аппарата и мелкой мускулатуры рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки. Ученик обязательно должен время от времени сравнивать натуру со своей работой отводя на некоторое время глаза и за тем с новым виденьем приступать к работе (следует напоминать об этом в течении всего периода обучения).

С самого начало занятия педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученики освоили основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения, такие как лепка, из целого куска, умение работать обеими руками, воспитание кругового обзора, и правильная последовательность ее выполнения.

После прокладки рельефа в глине, учащиеся приступают к детальной и конкретной проработке натюрморта, передавая индивидуальные особенности каждого предмета, сохраняя правильные пропорции, учитывая особенности пространственного сокращения объема в рельефе.

Ребенок по своим возрастным особенностям не может трудится как взрослый человек(работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в творческой игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности, но так как эта лепка, и казалось бы, что процесс игры не возможен, но в начале обучения на первых годах, предметы вылепленные руками детей можно обыграть и даже провести мини спектакли. Игра помогает развивать фантазийные образы. В процессе чего приобретается эмоционально-образное содержание. Важно так выстроить игру, (занятие) чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть в каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приемов следует наводящими вопросами подвести действие ребенка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться.
Содержание
1 класс

Общие задачи обучения.

  1. Дать учащимся элементарные навыки обращения с глиной, пластилином и природным материалом.

  2. Развить в детях умение лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, передавая характерные особенности и пропорции предметов, а так же подвести учащихся к умению передавать в пластической форме свои творческие замыслы.

  3. В связи с возрастными особенностями учащихся 1 класса, особое место занимают композиционные задания. Темы задания должны быть близки и понятны данному возрасту. Темы выбираются по сказкам, басням.

  4. Рельеф одноплановый, из одного предмета, простого по форме. Орнамент не сложный по своему содержанию.

  5. Работа над восприятием и передача объемной формы, величинными соотношениями и их структурой. Стараться передавать пропорции человека и животного в движении.



Примерный план уроков 1 класс





№ п/п

Названия тем

Кол-во часов

1

Беседа о скульптуре. Вводный

2

2

Лепка осенних листьев.

2

3

Мир насекомых.

2

4

Ветки различных деревьев.

2

5

Лесные деревья.

2

6

Лепка диких животных.

2

7

Лепка диких птиц.

2

8

Лепка домашних птиц.

2

9

Лепка домашних животных

2

10

Лепка фруктов и овощей.

4

11

Лепка натюрморта состоящего из 2-х овощей и гипсового цилиндра.

2

12

Лепка натюрморта состоящего из крынки и яблока на подставке.

2

13

Лепка растений цветов с натуры.

2

14

Создание сказочного новогоднего образа.

4

15

Лепка с натуры человека сидя и стоя.

4




Композиционные уроки.




16

Зимние игры и развлечения.

2

17

Композиция «Цирк».

2

18

Композиция по сказке.

4

19

Лепка несложного гипсового орнамента. Рельеф.

2

20

Лепка гипсовых геометрических тел.

4

21

Лепка мелких бытовых предметов по памяти.

4

22

Лепка африканского дерева. Пальма.

2

23

Лепка африканских животных.

4

24

Лепка птиц в движении.

2

25

Образ сказочного героя.

2

26

Человек с животным. Человек на верблюде

4

27

Очеловечивание овоща в образ сказочного героя.

2




Итого

70


2 класс

Общие задачи обучения 2класса.

  1. На втором году обучения учащиеся делают двухчасовые наброски фигуры человека сидящего в несложных позах. Главное в этой работе - уловить – и обобщенно передать характер и движения объема в пространстве, не вникая еще на этом этапе в детали.

  2. Работа строится по углубленному обучению и закреплению навыков полученных в 1 классе.

  3. Во 2 классе учащийся должен пользоваться каркасом. Углубить у учащихся знания формы предметов, развивать навыки перспективного изображения предметов в рельефе.

  4. В композиционных заданиях учащимся даются основные принципы. Дети учатся находить выражение темы, размещения предметов в пластической связи

  5. В конце второго гола обучения учащиеся делают 2-х часовые наброски, сидящего в несложных позах. Главное в этой работе – уловить и обобщенно передать характер и движения объема в пространстве, не вникая еще на этом этапе в детали.


Примерный план уроков 2 класса.


№ п/п

Названия тем

Кол-во часов

1

Этюд тематического натюрморта.

4

2

Этюд гипсового слепка, представляющий растительную форму (розетку).

4

3

Этюд растений с натуры.

4

4

Этюд глиняного кувшина.

2

5

Этюд геометрических тел.

6

6

Наброски животных по наблюдению и по памяти.

8

7

Этюд кувшина и горшочка (разных по высоте).

2

8

Этюд геометрических форм (разных по высоте).

2

9

Кратковременные наброски с натуры человека. Знакомство с пропорциями.

10




Композиционные работы.




10

Создание тематических композиций (человека и животных).

4

11

Создание тематической композиции на основе литературного произведения.

6

12

Создание динамической композиции например на тему: спорт, труд, балет.

4

13

Создание композиций на тему народных былин, басен.

4

14

Создание композиций на тему народных песен.

4

15

Создание детской народной игрушки.

4




Итого

68


3 класс

Общие задачи обучения.

  1. На третьем и четвертом годах обучения учащиеся продолжают работу над копированием классических образов, добиваясь выразительности возможности передачи верности оригинала.

  2. Продолжение работы с живой натуры по темам «Животное», «Человек» в которой большое внимание уделяют передаче характера и состояния модели, проработке формы.

  3. Усложняется работа над передачей гипсовых моделей. Ход работы идет от выполнения мелких деталей к более крупным формам. Ребенок закрепляет понятие трехмерного объема.

  4. Помимо набросков с натуры учащиеся выполняют этюды с натуры более продолжительного характера, учащиеся знакомятся с основными требованиями пластической передачи живой натуры, уясняют ее строение, пропорции, движения.

  5. Задания по композиции носят более динамичный характер, используя основные закономерности.


Примерный план уроков





№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Этюд с чучела крупной птицы (чайка, филин, утка).

6

2

Этюд с гипсовой модели частей лица человека (нос, глаз, губ, ушей, подбородок).

10

3

Этюд в рельефном изображении объемных предметов.

6

4

Кратковременные наброски с фигуры человека в одежде, стоящего с опорой га одну ногу, на табурете, сидящего на корточках.

8

5

Наброски с фигуры домашнего животного находящегося в движении.

4




Композиционные работы.




6

Создание тематической композиции на тему литературного произведения.

6

7

Создание анималистических композиций с передачей эмоционального состояния животного например «Хитрая лиса», «Злой волк», «Трусливый заяц», «Обиженная собака», «Забавный медвежонок», «Испуганная кошка».

12

8

Изображение человека в ограниченном пространстве.

4

9

Динамичная композиция «Едем на базар».

4

10

«Человек и пейзаж».

4

11

Самостоятельная композиция на свободную тему.

4




Итого

68

4 класс

Общие задачи обучения.

  1. Проводится более углубленное изучение живой натуры. В лепке головы учащиеся уясняют особенности ее построения и роль костяка в образовании ее форм.

  2. На четвертом году обучения продолжается работа по представлению создания композиции. Закрепляются профессиональные навыки работы в скульптуре – как в объемной, так и в рельефе.

  3. В течении года продолжается работа над созданием эскиза для итоговой композиции с целью нахождения лучшего решения темы.

  4. Рекомендуется делать композицию не более чем из 2-х фигур. В процессе работы педагог должен ориентировать учащихся на современную тему.


Примерный план уроков


№ п/п

Названия темы

Кол-во часов

1

Этюды с деталей фигуры человека (гипсовые слепки: стопа, кисть руки, череп, бедро, туловище).

10

2

Этюд с чучела птицы или мелкого животного (ворона, утка, гусь, петух, заяц, ежик, белка).

14

3

Наброски фигуры человека в движении.

8

4

Наброски с сидящей фигуры человека (в одежде в складку).

4

5

Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни.

6

6

Создание тематической композиции по мотивам поэзии А.С. Пушкина.

10

7

Лепка экзаменационных работ в материале.

16




Итого

68


В заключение:

- Учитель отбирает и сохраняет лучшие работы каждого ученика на протяжении всего учебного года. В течении учебного года рекомендуется проводить коллективные обсуждения выполняемых учащимися заданий. При этом лучшие работы должны быть отобраны сфотографированы.

Контрольные задания по скульптуре проводятся в конце каждого учебного года. В четвертом классе II полугодие полностью считается экзаменационным.

Просмотр экзаменационных работ учащихся четвертых классов проходит в мае. Работы принимает педсовет. Преподаватель скульптуры характеризует работы учащегося. Оценка проходит голосованием всех преподавателей. Эта оценка идет в свидетельство об окончании Детской школы искусств.
Список литературы
Бардина Р.А. «Изделия народных промыслов и сувениров». Москва. «Высшая школа»1986г.

Ермонская В.В. «Основы понимания скульптуры». Москва. Издательство «Искусство». 1964г. (методические рекомендации).

Федотов Г.»Глины и керамика». Москва «ЭКСМО» 2004г. (учебное пособие).

Халезова И.Б. «Народная пластика и декоративная лепка». Москва. «Просвещение». 1984г. (учебное пособие).

Силаева К. «Соленое тесто. Украшения. Сувениры. Поделки». Москва. «ЭКСМО». 2005г.

«Skira Bookkina». (Интернациональ 1995г) или IRL Лозанна «Швейцария».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Скульптура» iconОзнакомление детей с лепкой. (реферат)
Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом...
Рабочая программа «Скульптура» iconРабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка»
Направление подготовки: 261400. 62 Технология художественной обработки материалов
Рабочая программа «Скульптура» iconВид работы
Анализ- презентация одного произведения (картина, литературное произведение, фильм, скульптура, фреска)
Рабочая программа «Скульптура» iconОписание и анализ произведений искусства
Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории
Рабочая программа «Скульптура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины "скульптура и пластическая анатомия" для студентов
Рабочая программа «Скульптура» icon«Скульптура города Белгорода»
Индивидуальная работа по карточкам: техника исполнения скульптуры и жанры скульптуры
Рабочая программа «Скульптура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее)
Рабочая программа «Скульптура» iconТематическое планирование 1 вариант (134 часа)
Фотография и произведение изобразительного искусства сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись,...
Рабочая программа «Скульптура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: “в москве на Болотной площади есть скульптура Михаила Шемякина “Дети в окружении пороков взрослых”. Там изображены 13 пороков”...
Рабочая программа «Скульптура» iconРеферат на тему: Архитектура и скульптура Китая. Работу
На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся...
Рабочая программа «Скульптура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие искусства. Пластические, или пространственные виды искусства: изобразительные, живопись, графика, скульптура, Конструктивные:...
Рабочая программа «Скульптура» iconРеферат Исаакиевский собор
Впечатление величественности, богатства и монументальности, создававшееся им, вполне отвечало назначению главного собора столицы...
Рабочая программа «Скульптура» icon«Б 10 История пространственных и пластических искусств (живопись,...
Цель преподавания дисциплины: изучение истории пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры
Рабочая программа «Скульптура» icon«Роль музыки в эстетическом воспитании детей»
Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так восторженно...
Рабочая программа «Скульптура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оу о рабочих программах. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графика,...
Рабочая программа «Скульптура» iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск