«риторика» Пояснительная записка





Название«риторика» Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации29.07.2014
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

на 2013-2014 учебный год

Программа курса

«РИТОРИКА»

 

Пояснительная записка.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с культурой речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Помня о том, что до­школьники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо больше внимания уделять развитию культуры речевого поведения ребенка.

Ритм современной жизни не позволяет родителям делать это целенаправленно и планомерно.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: чужими, знакомыми, родными и близкими, взрослыми и ровесниками, детьми младшего возраста. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс до­школьной риторики.

Основными целями предлагаемого курса являются:,

- а) использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

-б) развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;

В связи с этим главные задачи курса дошкольной риторики могут быть сформулированы следующим образом:

1) подготовить дошкольников к восприятию курса "Детская риторика";

2) способствовать преодолению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

3) познакомить с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

4) совершенствовать невербальные средства общения.

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

-обучение средствам выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи, громкость звучания, тембр);

- обучение мимике, жестам, телодвижению;

- обучение культуре слушания;

- обучение речевому этикету в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону).

Содержание программы.

В программе курса риторики выделяются три части:

I. Общение. П. Речевой этикет. III. Техника речи.

Определим круг проблем, входящих в каждую часть.

I. Общение, его суть. Речь письменная и устная. Устная речь. Несловесные средства общения. Мимика, жесты, телодвижения. Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет. Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III. Техника речи. Голос - наш помощник. Интонация.

Занятия по риторике с детьми проводятся по учебному пособию "Ты - словечко, я - словечко" (автор З.И.Курцева). Концепция и программа курса риторики Дошкольный курс риторики - начальная ступень непрерывного курса "Детская риторика", разработанного под научным руководством профессора Т.А.Ладыженской.
Организация занятий

Занятия проводятся два раза в неделю в течение 25 минут.

Преподаватель -собеседник детей, который помогает им раскрепостить­ся; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации; радуется успехам вместе с детьми. Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению.

На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия. Кроме того, может быть использована кукла (лучше предназначенная для кукольного театра, так как она может двигаться), которая в качестве собеседника стимулирует детей к активному, заинтересованному включению в речевую ситуацию.

Каждое занятие предполагает проигрывание ситуаций общения.

К концу обучения в Школе раннего развития ребенок получит возможность научиться 

- владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро-медленно, с какой интонацией;

- ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

- соотносить вербальные и невербальные средства общения;

- внимательно и сдержанно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»


Школа раннего развития
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «РИТОРИКА»

на 2013 – 2014 учебный год.

Учитель - КАДЬКАЛО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по 1 ступени обучения

Т.И. Кадькало

__________________________________________

«___» ___________ 2013 г.




Йошкар-Ола

2013





Тема


Месяц



Что такое общение? Для чего люди общаются?


октябрь



Общение бывает разным. Устное и письменное общение


октябрь-ноябрь



Зачем быть вежливым? Здравствуйте! До свидания!


ноябрь



Кто? Кому? Зачем? Как? Твой голос. Тихо – громко


ноябрь-декабрь



Поспешишь – людей насмешишь. Не сломай язык.

Каким тоном?


декабрь-январь



Благодарность. От улыбки… Можно ли общаться без слов? Отгадай, что я сказал



январь



Как обратиться к собеседнику? Как обратиться с просьбой?

В магазине. Не забудь извиниться.


январь-февраль



Алло! Алло! Ты слушатель


февраль-март



Правила общения. День рождения. Ты зритель


март



Слово – не воробей…Человек без друзей, что дерево без корней


апрель


Программа курса

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Данная программа направлена на интегрированное обучение детей дошкольного возраста. Изучение иностранных языков способствует развитию различных сторон личности, таких, как память, внимание, прилежание, языковая догадка, эрудиция, дисциплина; делает ребенка более сообразительным и активным, приучает к коллективным формам работы, пробуждает любознательность и артистизм, развивает ребенка интеллектуально и эстетически. Дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. У детей в возрасте 5-6 лет высок интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Использование ведущей для этого возраста деятельности – игры – позволяет сделать коммуникативно-ценными любые языковые единицы. Следовательно, изучение иностранных языков в раннем возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т.к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста.

Цель данной программы — помочь детям в овладении речевой коммуникациии в рамках строго отобранной речевой тематики и ситуаций общения, доступных данному возрасту.

Задачи программы : отработка произношения, усвоение простейших коммуникативно-значимых грамматических структур, овладение словарным минимумом, развитие психических процессов и свойств личности ребенка.
Методика проведения занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут. На изучение каждой темы отводится 2 часа. Слова и фразы произносятся неторопливо, с четкой артикуляцией. Начинаем знакомство с наиболее простых с точки зрения произношения и запоминания английских слов и фраз. Ребенок учится говорить на английском языке и слушать иностранную речь.

Эта тренировка особенно важна, чтобы научить малыша отличать английские звуки от русских. На каждом занятии проводим зарядку для языка, чтобы развить артикуляцию для произнесения английских звуков.

Изучение иностранного языка связано с многократным повторением материала. Именно поэтому важно разнообразить занятия, используя такие приемы обучения, как сюжетные игры, игры в вопросы и ответы, составление маленьких рассказов, сказки и истории. Все это помогает поддерживать у детей интерес к изучению языка, активнее усваивать новый материал и повторять пройденное в новых ситуациях. Основная цель данных занятий – научить ребенка говорить на английском языке.

На занятиях используется много наглядности: игрушки, картинки, плакаты, постеры, открытки, книги, предметы жизненного обихода(одежда, мебель, посуда), и другие практические материалы.

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»


Школа раннего развития
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

на 2013 – 2014 учебный год.
учитель - ГУСЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по 1 ступени обучения

Т.И. Кадькало

__________________________________________

«___» ___________ 2013 г.





Йошкар-Ола

2013






Тема



Месяц




Лексический и грамматический материал

Виды, формы и приемы работы

октябрь

1

Знакомство. Hi! Hello! Good bye! Bye-bye!

A cat, a dog, a toy, a mouse, a doll.

Диалоги - знакомство. Сценки - знакомство в парах.

Игрушки.

октябрь-ноябрь

2

An apple, a banana, a bird, a horse, a zebra, a block, a box.

I see. I like. I have.

Лексические игры.

Рифмовки.

Прятки.

ноябрь

3

A car, a window, a door, a house, a flower, a rose.

My, your.

I give. I take.

Please! Thank you! Sorry!

«Сказочный поезд».

Игра «Магазин».

Игра «Мы строим дом».

ноябрь-декабрь

4

A cup, a plate, a ball, a fox, a clock, a boy, a girl.

I am a boy/girl.

I am Sasha.

I am five.

Игра «Я пакую чемодан».

Кубик “I am”.

Мини-рассказ о себе.

декабрь-январь

5

A cock, a hen, a chicken, a teddy-bear, a log.

You are

She is

He is

Игра «Смотрите, кто пришел!».

январь

6

A mat, a hare.

Цвет: black, white, blue, red, brown, yellow, green, grey.

It is

Сказка про двух братцев.

Раскрашивание.

Игра «Что у меня в кармане?».

январь-февраль

7-8

A kitten, a puppy.

Счет 1 – 5

Цвет

Сказка о ядовитой змее.

Игра «Паровозик».

Считалки.

Игра «Кто знает цвет лучше?».

февраль-март

9-10

A hat, a dress, jeans, a cap, a pen, a pencil, a book.

Счет 1 - 10

Считалки.

Лексические игры.

Обобщение.

март-апрель


Программа курса

«МИР ЗВУКОВ И БУКВ»
Пояснительная записка

Программа курса «Мир звуков и букв» (обучение грамоте) строится на основе содержания букваря Д.Б.Эльконина.

Детским психологом Д.Б.Элькониным создан букварь для шестилеток, сочетающий теоретическую, экспериментально-исследовательскую и практическую работу. Д.Б. Эльконин предпринял попытку пересмотреть основные принципы методики обучения грамоте, ее лингвистические и психологические основы. Все это, по его мнению, облегчит детям процесс усвоения чтения и сделает этот процесс развивающим, содействующим умственному развитию ребенка.

Основное внимание уделено механизму обучения чтению, при этом используется разработанный автором позиционный принцип, сущность которого в ориентации на последующую букву. Особое внимание обращено на дифференциацию гласных и согласных, мягких и твердых согласных фонем. Дифференциации согласных по звонкости - глухости на этом этапе не придается особого значения, полагая, что эти понятия обслуживают следующий за ним этап изучения орфографии.

В обучении по букварю усилены три главные развивающие идеи:

-идея учебной игры как переходной формы от дошкольного возраста к школьному;

-идея учебной деятельности как развертывания системы учебных задач;

-идея нерепродуктивного характера сотрудничества учеников и учителя, совместно решающих учебные задачи.

Букварь Д.Б.Эльконина отличается от других букварей практической реализацией психологических идей, направленной на выявление и использование резервов развития ребенка шести-семи лет, на достижение максимума возможностей этого возраста.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Все умения...
«риторика» Пояснительная записка iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочие программы по риторике для 5-9 классов...
Рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе «Школьная риторика» Т. А. Ладыженской 2008г
«риторика» Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
«риторика» Пояснительная записка iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
«риторика» Пояснительная записка iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
«риторика» Пояснительная записка iconПрограмма «Детская риторика»
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
«риторика» Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
«риторика» Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
«риторика» Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск