Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре





Скачать 97.41 Kb.
НазваниеСобственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре
Дата публикации31.07.2014
Размер97.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ МОРДОВСКИХ ЯЗЫКОВ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 29»

РЯБОВОЙ ЮЛИИ ИВАНОВНЫ
Приобщение детей к национальному языку

и национальной культуре

Учителем мордовских (мокшанского, эрзянского) языков я работаю два года. Занимаясь с детьми на уроках, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И вот поэтому работаю над проблемой: «Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре».

Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.
Актуальность и перспективность педагогического опыта

Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе ознакомление с лексико-семантической системой мордовского языка. Мордовский (мокшанский, эрзянский) языки наряду с русским должен быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.

В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира.

Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовских языков. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свою малую Родину, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.

На своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку учащихся школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения.

Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов:

-игровых технологий;

-информационных технологий;

-личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.
Концептуальность педагогического опыта

Основной целью обучения мокшанскому, эрзянскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать мордовские языки как средство общения в диалоге культур.

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на мокшанском, эрзянском языках, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Новизна моего опыта в том, что разработаны уроки воспитания нравственности средствами произведений мордовской литературы с использованием ИКТ (презентации).

Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.

По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Мною ведется факультатив в 7 классе «Специфика мордовской литературы – как часть национальной культуры мордвы " Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие народа. Родная литература – духовная культура народа. Через литературу родного края учащиеся глубже вникают в то, как жил народ раньше, душу и традиции народа, силу языка. Факультатив объединяет учащихся с литературой мордовского края в один процесс. Из глубины древности ведет свое начало такая специфическая особенность, как ее тесная связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением, пляской, игрой. Так, например, свадебный обряд соединяет в себе самые различные виды народного искусства: поэзию, музыку, танцы, драматическую игру.

Элективный курс по изучению литературы родного края «Специфика мордовской литературы – как часть национальной культуры мордвы» был разработан как дополнительное занятие по культуре родного края, расширяющее представление учащихся о языке и его истории, культуре мордовского края через литературу. Реализация элективного курса основана на принципе включения учащихся в родную этнокультурную среду, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю
Наличие теоретической базы опыта
Наличие теоретической базы опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А.П.Феоктистова, М.В.Мосина, М.Т.Бибина, Д.В.Цыганкина)

Так через все труды Д.В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося».

Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.

В течение всего времени преподавания мокшанского, эрзянского языков мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко», «Мокша», «Якстерь тяштеня», «Чилисема».

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Оптимальность и эффективность средств
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках мордовских языков помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:
- игровая деятельность (игры «Содак, мзяра ?» («Узнай сколько?»), «Кудня»(«Домик»), «Те кие?» («Это кто?»), «Те мезе?» («Это что?»), «Мяро?» («Сколько?») «Лавкаса» («В магазине») и другие.
- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);
- работа в парах (при чтении диалогов);
- проблемное обучение;
-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на мокшанском, эрзянском языках, на лучший рисунок по данной теме и другое);
-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 4-6 классах)

- оценивание учащимися результата своей работы на уроках;

- составление кроссвордов по различным темам и др.;

- составление презентаций.

Посещаю классные родительские собрания.
Результативность опыта.
На уроках мокшанского, эрзянского языков создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.

Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мордовских языков;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Учащиеся ежегодно принимают участие в городском конкурсе чтецов. Савина Анастасия, ученица 2 класса стала призером в данном конкурсе в 2013 г. Дети принимают активное участие в олимпиадах, всевозможных конкурсах, проводимых в республике.

Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
В данной школе работаю сразу после окончания математического факультета мгу им. Н. П. Огарева, с 1988 года. Имею первую квалификационную...
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconИнновационного педагогического опыта
«Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconИнновационного педагогического опыта
Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
«Развитие творческого мышления младших школьников через решение задач разными способами на уроках математики»
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских языков моу «гимназия №29» рябовой юлии ивановны приобщение детей к национальному языку и национальной культуре iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск