Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования





Скачать 420.06 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер420.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 600»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГБОУ СОШ № 600 РАО)


Утверждаю:

Директор А.В. Азарова

___ __________ 2012 г.

Программа

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы

на 2012-2013 учебный год


Москва 2012 г.

1. Введение

Коренные экономические изменения в жизни страны в значительной степени обострили социальные проблемы населения, привели к потере общих для всех граждан духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования нравственных устоев личности. В этой ситуации формирование общечеловеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки, позволяющие применять и сохранить свою индивидуальность, выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, слабо развиты у подавляющей массы молодого поколения.

Современные дети находятся в нравственном вакууме, многие из них затрудняются в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами. А школьный возраст — это период, когда формирование моральных, нравственных идеалов проходит весьма активно. Поэтому роль школы как реального противовеса давлению пагубных факторов в формировании духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.

Духовно-нравственное воспитание — это педагогически организованный процесс, в ходе которого обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни; создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие школьников осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, ее народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество—уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом реализации УМК «Школа России», «Начальная школа ХХ1 века» и опыта воспитательной работы школы в гражданско-патриотическом, эколого-краеведческом, трудовом направлениях. Программа реализуется в сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социума, принимающими участие в реализации воспитательного процесса.

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

  • формировать чувство гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, к правам и свободам человека;

  • воспитывать нравственные качества личности ребенка путем освоения им основных социальных ролей, моральных и этических норм поведения;

  • приобщать детей к труду, формируя навыки бережного отношения к природе и окружающей среде;

  • совершенствовать культуру речи и культуру общения обучающихся;

  • создать среду, благоприятствующую духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников;

  • координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

3 Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых основано на определенной системе базовых национальных ценностей.

Таблица 1. Основные направления и ценности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Направление

Ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Любовь к России, своему народу, своему краю;

  • служение Отечеству;

  • правовое государство;

  • гражданское общество;

  • закон и правопорядок;

  • поликультурный мир;

  • свобода личная и национальная;

  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • Нравственный выбор;

  • жизнь и смысл жизни;

  • справедливость;

  • милосердие;

  • честь; достоинство;

  • уважение к родителям;

  • уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

  • забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • Уважение к труду;

  • творчество и созидание;

  • стремление к познанию и истине;

  • целеустремленность и настойчивость;

  • бережливость;

  • трудолюбие

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • Родная земля;

  • заповедная природа;

  • планета Земля;

  • экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • Красота; гармония;

  • духовный мир человека;

  • эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Приоритетными направлениями программы являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, трудовое и экологическое воспитание.

4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно ориентировано на определенную положительную ценность. Организация уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание образовательного процесса должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать младшему школьнику реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей, а также природных явлений, очеловеченных живых и неживых существ, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого делает возможной организацию воспитательного процесса на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.

Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через изучение общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Система идеалов и ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни, придают ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог (не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью) формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Необходимо наполнить весь уклад жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержание каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания активно включаются примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принимает ту или иную ценность ребенок самостоятельно. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание направлены на преодоление изоляции, обеспечение полноценного социального созревания младших школьников. Взрослым необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, микрорайона, находить возможности для совместной общественно

полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconОказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №600» Российской академии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconМинистерство образования Саратовской области Государственное бюджетное...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconВ соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconПрограммы по внеурочной деятельности Государственное бюджетное образовательное...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №609
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconГ. Б. Елякова дальневосточного отделения Российской академии наук
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская...
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 600» российской академии образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск