Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования





НазваниеМинистерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования
Дата публикации15.07.2013
Размер197 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Экономика > Исследование
Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Балаковский политехнический техникум»
«Исследование прочности вала»

Дисциплины: Инженерная графика, компьютерная графика,

техническая механика, материаловедение


Выполнили студенты 2 курса: Ерохин Кирилл,

Кутателадзе Георгий

Руководители: Новикова Л.И., Рязаева О.Ю.

Балаково

2013

Содержание





Введение

3

1

Цели и этапы проекта

4

2

Исследование прочности вала

6

2.1

Назначение, классификация, материалы валов

6

2.2

Проектировочный расчет промежуточного вала редуктора

7

2.3

Проектировочный расчет вала кольцевого сечения, экономический эффект

10

2.4

Исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий

10

2.5

Анализ полученных результатов

11

3

Методы упрочнения материала деталей

12




Заключение

14




Список использованных источников

15




Приложение А. Эпюры исследования моделируемых вариантов валов с применением ИКТ

16




Приложение Б. Сравнение результатов исследования

18




Приложение В.Презентация на бумажном носителе,

слайды

19




Приложение Г Электронный материал проекта. Диск.




Введение

Машиностроение – базовая отрасль экономики нашей страны.Она является основой развития промышленности и обеспечивает конкурентоспособность российского товаропроизводителя на мировом рынке. От масштабов научных исследований и создания на их основе инноваций зависит, в конечном счете, уровень и качество жизни, стабильный рост экономики нашей страны.

Технологическое оборудование, машины и аппараты – материальная база любого производства. Основными критериями их работоспособности являются прочность, жесткость и износостойкость. Машины и механизмы состоят из деталей, поэтому эти требования предъявляются, прежде всего, к ним. В данном проекте рассматривается проблема прочности вала. Валы относятся к деталям общего назначения, так как применяются в большинстве машин и механизмов. Этим объясняется актуальность данной проблемы и необходимость ее решения инновационными методами на всех этапах: проектирование детали, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт.

Проект «Исследование прочности вала» - интегрированный, так как основан на применение знаний и умений общепрофессиональных дисциплин: инженерная графика, компьютерная графика, техническая механика и материаловедение.

В основной части работы представлен расчет промежуточного вала редуктора.Для сравнения приводится расчет сечения пустотелого вала и делается вывод о рациональности сечения. В экспериментальной части проекта представлены результаты сравнения прочностных качеств валов, выполненных из разных материалов и разного сечения.Для этого используются разнообразные прикладные библиотеки «КОМПАС».

В работе рассматриваются также современные методы упрочнения деталей, их достоинства и недостатки.

В заключительной части работы делается вывод о значимости прочности деталей, о возможных путях решения поставленной проблемы, о полученном собственном опыте при работе над проектом.
1 Цели и этапы проекта
Целью данной работы является:

- применение знаний и практических умений расчета и конструирования деталей машин;

- рассмотрение проблемы прочности на примере детали – вал;

- расчет диаметра промежуточного вала редуктора на сочетание основных деформаций с применением гипотезы максимальных касательных напряжений, подбор кольцевого сечения вала и сравнение двух вариантов;

- исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий и анализ полученных результатов;

- рассмотрение и анализ методов упрочнения материалов;

- расширение общего технического кругозора;

- приобретение навыков исследовательской работы с применением информационных технологий.

В работе над проектом были определены следующие этапы:

Подготовка:
- определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; 
-обсуждение методов исследования.

Планирование: 
- определение источников информации; 
- определение способов сбора и анализа информации; 
- определение способа представления результатов; 
- распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Исследование:
- практические расчеты; 
- сравнительный эксперимент;

- сбор информации

Результаты и выводы:
- анализ полученных данных; 
- формулирование выводов.

Оценка результатов и процесса: 
- оформление конечных результатов; 
- подведение итогов, окончательные выводы.


2 Исследование прочности вала

«Прочность твердых тел, в широком смысле – свойство

твердых тел сопротивляться разрушению (разделению

на части), а также необратимому изменению формы

(пластическая деформация) под действием внешних

нагрузок. В узком смысле – сопротивление разрушению»

Большая советская энциклопедия
Основными критериями работоспособности машин являются прочность, жесткость и износостойкость. Прочность - это способность элементов конструкций или деталей машин выдерживать определенную нагрузку, не разрушаясь. Чтобы машина (механизм) отвечали условию прочности, т.е. были надежны в эксплуатации, ее детали должны иметь рациональную форму и размеры, для этого необходимо знать свойства материала, из которых они будут изготовлены.

Увеличение размеров детали не всегда приводит к повышению прочности, так как при этом повышается ее вес, а в случае движущихся деталей – возрастают силы инерции. При проектировании необходимо учитывать как технологические, так и экономические факторы, поскольку машины должны быть прочными и надежными в эксплуатации, и в то же время – легкими и дешевыми.

Технологическое оборудование, машины и аппараты – материальная основа любого производства. Машины состоят из деталей, поэтому эти требования предъявляются, прежде всего, к ним.

Валы - детали общего назначения, применяются в большинстве машин и механизмов; тем самым объясняется актуальность проблемы обеспечения прочности и необходимость ее решения инновационными методами. Обеспечение прочности вала это задача, которая решается при проектировании детали, в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования любой отрасли.
2.1 Назначение, классификация, материалы валов

 Валы - детали, предназначенные для передачи крутящего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей машин (зубчатые колеса, шкивы, звездочки и т.п.). Вал воспринимает силы, действующие на детали, и передает их на опоры. При работе вал испытывает изгиб и кручение.

Классификация валов:

По назначению: валы передач, несущие детали передач: муфты, зубчатые колеса, шкивы, звездочки;коренные валы машин; другие специальные валы, несущие рабочие органы машин.

По конструкции и форме:прямые, коленчатые, гибкие.

    Прямые валы делятся на: гладкие цилиндрические, ступенчатые, валы – шестерни, валы – червяки, фланцевые, карданные.

    По форме поперечного сечения: гладкие сплошного сечения, пустотелые, шлицевые.

Выбор материала  валов определяется критериями их работоспособности.
Для большинства валов применяют среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х. Для высоконапряженных валов ответственных машин применяют легированные стали 40ХН, 40ХНГМА, 30ХГТ, 30ХГСА и др. Валы из этих сталей обычно подвергают упрочнению. Для изготовления фасонных валов - коленчатых - наряду со сталью применяют высокопрочные чугуны (с шаровидным графитом) и модифицированные чугуны.
2.2 Проектировочный расчет промежуточного вала редуктора
Расчет вала проводят по опасным поперечным сечениям. При пространственном нагружении вала пользуются гипотезой независимости действия сил, рассматривают деформацию кручения и изгиб в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а суммарный момент определяют геометрическим суммированием.

При определении поперечного сечения вала используют чаще всего гипотезу максимальных касательных напряжений:

,

где σэкв - эквивалентное напряжение;


Условие прочности при совместном действии изгибаи кручения:




где МЭКВ — эквивалентный момент, Н;

-допускаемое напряжение, МПа;

- осевой момент сопротивления сечения, мм3 .

Для круглого сечения диаметром d, определяется:



Эквивалентный момент по гипотезе максимальных касательных напряжений



Практическое задание:

Для промежуточного вала редуктора, передающего мощность Р=8 кВт,при угловой скорости ω=26 рад/с, определить вертикальную и горизонтальную составляющие реакций подшипников, построить эпюры крутящего момента и изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Определить диаметры вала по сечениям, приняв [σ] = 60 МПа и полагаяFr = 0,364Ft.d 1 =100 мм, d 2 =210 мм, а= 90 мм. Расчет произвести по гипотезе максимальных касательных напряжений.

Решение: 1) Определяем нагрузку, действующую на вал, и составляем расчётную схему (рисунок 1):

= из условия равновесия вала

==308.

= =>===6160 H, =0,364∙=2242,2 H (рисунок 1)

Аналогично определяем: ===2933,3 H, =0,364∙=1067, 7 H.

Используя принцип независимости действия, сил рассматриваем деформации кручения, изгиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

2) Рассмотрим деформацию кручения вала от действия моментов и ,

строим эпюру (рисунок 1)

3) Рассмотрим деформацию изгиба в вертикальной плоскости. Реакции в подшипниках: Определяем Mх и строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости (рисунок 1).

4) Рассмотрим деформацию изгиба в горизонтальной плоскости (для удобства совместим ее с вертикальной плоскостью, повернув ось Х на 900) . Реакции в подшипниках: = 739,2 H, = 4353,1 H. Определяем и строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости (рисунок 1).новый точечный рисунок.bmp

Рисунок1 – Расчетная схема. Эпюры моментов.

5) Расчёт диаметра вала выполняется по наиболее нагруженному сечению. Определяем под 1-м и 2-м колёсами (по гипотезе максимальных касательных напряжений):





Опасное сечение под первым колесом, где Мэкв=505,6 Н∙м

Определим диаметр вала:



Принимаем d = 45 мм (согласно стандартному ряду диаметров валов)
2.3 Проектировочный расчет вала кольцевого сечения, экономический эффект
Предлагаем подобрать для предыдущего случая размеры кольцевого сечения вала, удовлетворяющего условию прочности при коэффициенте

с=0,8, который определяется: с = ,

где d – наружный диаметр, мм;

dвн– внутренний диаметр, мм.

.

Принимаем d = 55 мм

Принимаем

Сравним затраты материала на вал сплошного круглого сечения и кольцевого сечений по площади поперечных сечений в обоих случаях.

,





Вывод: для данного вала длиной 0,36 м. при одинаковых прочностных характеристиках расход металла в случае кольцевого сечения почти в 1,5 раза меньше.
2.4 Исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий
Прочность вала обеспечивается не только формой и размерами сечения, но и характеристиками материала, из которого он изготовлен. Проведем экспериментальные исследования прочности вала сплошного и кольцевого сечения из материала:Сталь 45 и Сталь 12ХНЗА с использованием интегрированной системы моделирования тел вращения (вала и зубчатого колеса) КОМПАС-SHAFT 2D.

Во время процесса создания модели четко следуем рекомендациям библиотек, вводим параметры ступеней в соответствующих диалогах. Используя новое предложение Группы компаний АСКОН - Библиотека анимации для КОМПАС-3D, задаем перемещение компонентов — движение через несколько последовательных пространственных положений при помощи создания «траекторий» — 3D-ломаных.В качестве параметров перемещения выступают направление (прямое или обратное), скорость (м/с, мм/с, км/ч, узел) или время перемещения вдоль траектории (с, мин, ч).

Также задаем валу вращательное движение вокруг оси. В этом случае параметрами являются направление вращения (по или против часовой стрелки), частота вращения (Гц, об./мин) или время вращения (с, мин, ч).

Эти возможности применили для имитации движения данного механизма.

Эпюры, полученные в результате исследования моделируемых вариантов валов, приводятся в Приложении А.
2.5 Анализ полученных результатов
Анализ полученных автоматизированным способом эпюр моделируемых вариантов позволяет сделать вывод, что прочность вала выбранного сплошного и кольцевого сечения обеспечивается при изготовлении его из материалов: Сталь 45, Сталь 12ХНЗА. Результаты сравнения полученных данных представлены в таблице Приложения Б.

Для полной объективности необходимо учитывать условия эксплуатации данной детали, срок службы и др. причины.

Использование ИКТ значительно убыстряют процесс расчета и конструирования детали.

3 Методы упрочнения материала деталей
Упрочнение в технологии металлов – это повышение сопротивляемости материала заготовки или изделия разрушению или остаточной деформации.

Упрочнение материала заготовок и изделий достигается механическими, термическими, химическими и др. воздействиями, а также комбинированными способами (химико-термическими, термомеханическими и др.). Наиболее распространённый вид упрочняющей обработки – поверхностное пластическое деформирование– простой и эффективный способ повышения несущей способности и долговечности деталей машин и частей сооружений, в особенности работающих в условиях знакопеременных нагрузок (оси, валы, зубчатые колёса, подшипники, поршни, цилиндры, сварные конструкции, инструменты и т.п.

Электротермическая закалка, с нагревом изделий токами высокой частоты (ТВЧ), имеет преимущества:

- большая экономичность, нет необходимости нагревать все изделие;

- более высокие механические свойства;

- снижение брака по короблению и образованию закалочных трещин;

- возможность автоматизации процесса;

- возможность замены легированных сталейболее дешевымиуглеродистыми;

Основной недостаток метода - высокая стоимость индукционных установок и индукторов.

Газопламенная закалка применяется для закалки крупных изделий, имеющих сложную поверхность (косозубые шестерни, червяки), для закалки стальных и чугунных прокатных валков. Используется в массовом и индивидуальном производстве, а также при ремонтных работах.

Недостатки метода:

- невысокая производительность;

- сложность регулирования глубины закаленного слоя и температуры нагрева (возможность перегрева).

В машиностроении применяются и некоторые другие методы упрочнения материала деталей (старение, закалка холодом).

Силовые детали (в том числе и валы) обычно упрочняются поверхностным наклепом. Наиболее часто местному поверхностному упрочнению подвергаются зоны концентрации напряжений (отверстия, шлицы, резьбы, галтели, пазы); а также участки, недоступные при упрочнении в вибрационных, ударно-барабанных, дробеструйных и других подобных установках. Выбор метода упрочнения поверхности деталей также зависит от технологической схемы обработки. При этом необходимо проанализировать данные о химическом составе и физико-механических свойствах обрабатываемого материала, требования по точности и шероховатости, предъявляемые к детали, наличия и вида покрытия, необходимой степени поверхностного упрочнения. Поверхностное упрочнение выполняется в качестве заключительной операции.

На наш взгляд, задача инженеров и техников будущего - совершенствование существующих методов упрочнения деталей с целью оптимизации процессов, экономии материалов и энергии, повышения производительности труда, удовлетворения требований безопасности и экологичности.


Заключение
Одна из актуальных задач машиностроения – дальнейшее развитие, совершенствование и разработка новых технологических методов обработки заготовок деталей машин, применение новых конструкционных материалов и повышение качества обработки с целью обеспечения требований прочности, жесткости и износостойкости.Прогресс в расчетах и конструировании валов невозможен без применения инноваций и ИКТ.

В данной работе: был выполнен проектировочный расчет вала по условию прочности сплошного и кольцевого сечения; дана оценка рациональности сечения; произведены исследования прочности валов разного сечения и из разных материалов автоматизированным способом; рассмотрены и проанализированы методы упрочнения деталей.

Работа над проектом заставила нас рассмотреть и проанализировать большое количество различной информации, погрузиться в исследовательскую деятельность, научиться планировать и организовывать этапы своей деятельности, подводить итоги и делать выводы. При этом мы пользовались электронной библиотекойКОМПАС-SHAFT 2D, содержащей большое количество информационных таблиц со стандартизованными значениями вводимых величин, освоили программу и новое предложение Группы компаний АСКОН - Библиотека анимации для КОМПАС-3D. Практически убедились в преимуществах автоматизированного способа расчета и проектирования деталей. Полученный опыт, несомненно, будет востребован при изучении дисциплин профессиональных модулей, при курсовом и дипломном проектировании и в будущей профессиональной деятельности. Ибо нет предела совершенствованию!

Список используемых источников

1. Кудрявцев Е.М., Практикум по КОМПАС-3DV8: Машиностроительные библиотеки– М.: ДМК Пресс, 2007

2. Кидрук М.И., КОМПАС-3DV10 на 100%.- СПб.: Питер, 2009

3. Олофинская В.П. Техническая механика – М.: «ФОРУМ», 2007

4. Олофинская В.П. Детали машин – М.: «ФОРУМ», 2007

5. Схиртладзе А.Г. Технологические процессы в машиностроении: учебник . – 2-е издание, перераб. и доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2008. – с. 289-298
6. Азбука КОМПАС-3DV12., ЗАО АСКОН

7. Азбука КОМПАС-3DV12 Машиностроительная конфигурация, ЗАО АСКОН

8. Технология конструкционных материалов: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / А.М.Дальский, Т.М. Барсукова, Л.Н. Бухаркин и др.; Под ред. А.М.Дальского. – М.: Машиностроение, 2004

Интернет-ресурсы

  1. http://www.infanata.com/science/technical/1146132099-lp-portaev-i-dr-texnicheskaya-mexanika-uchebnik-dlya-texnikumov.html

  2. http://www.twirpx.com/files/machinery/termech/

  3. http://www.booksiti.net.ru/books/2757400

  4.  http://www.mexanik.ru/

  5. http://www.mashin.ru/eshop/books/udivitelnaya_mehanika/

  6. http://www.studarhiv.ru/

  7. http://ascon.ru/

  8. http://kompas.ru/



Приложение А

Эпюры исследования моделируемых вариантов валов с применением ИКТ

Приложение Б

Сравнение результатов исследования

Сравнение результатов эпюр, полученных автоматизированным способом для выбранных вариантов, приводится в виде таблицы 1

Таблица 1 – Сравнение полученных данных автоматизированным способом




Вал сплошного сечения

Пустотелыйвал

Сталь45

Сталь 12ХНЗА

Сталь45

Сталь 12ХНЗА

Графикрадиальныхсилввертикальнойплоскости

0 -589,6Н

0 -589,6Н

0 -589,6Н

0 -592,4Н

Графикрадиальныхсилвгоризонтальной

плоскости

+2187,3Н -2187,3Н

+1115,5Н -2187,3Н

+1231,7Н -2045,6Н

+1253,8Н -2055,4Н

Графикизгибающихмоментовввертикальнойплоскости

+248,8Н∙м -248,8Н∙м

+126,9Н∙м -248,8Н∙м

+124,7Н∙м -248,8Н∙м

+131,9Н∙м -248,8Н∙м

Графикизгибающих моментоввгоризонтальнойплоскости

+69,9Н∙м -224,7Н∙м

+42,7Н∙м -224,7Н∙м

+45,8Н∙м -164,9Н∙м

+40,3Н∙м -164,2Н∙м

Графиккрутящихмоментов

+616Н∙м 0

+616Нм 0

+616Н∙м 0

+616Н∙м 0



Приложение В
Презентация на бумажном носителе, слайды

Приложение Г
Электронный материал проекта. Диск.
Авторская работа «Видеоролик - Анимация промежуточного вала», выполнена в автоматизированной системе КОМПАС-3D используя библиотеку КОМПАС-SHAFT 2D.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconМинистерство образования Саратовской области Государственное образовательное...
Порядок организации целевого приема
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconО долгосрочной областной целевой программе
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconМинистерство социального развития Саратовской области гу «Комплексный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconОтчет о результатах самообследования Государственное бюджетное образовательное...
Министерство культуры свердловской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconКонкурс капитанов 7-10 мин. Конкурс «Шутки русского языка»
Образовательное учреждение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconСаратовской области среднего профессионального образования «Саратовский...
Саратовской области среднего профессионального образования Саратовский техникум промышленных технологий
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconОтделения Пенсионного фонда России по Саратовской области
Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconМинистерство образования Московской области Государственное автономное...
Бюллетень новых книжных поступлений, полученных из издательского центра «академия»
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования iconМинистерство образования саратовской области
Изучается методология формирования финансовых планов территорий, муниципальных образований. Активно используется статистический материал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск