Скачать 166.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Саратовский архитектурно-строительный колледж» УВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СО СПО «САСК» ________________ Паршенок В.А. «_____»__________________2012 г ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом комплексе учебных дисциплин и профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ СПО/НПО Саратов, 2012 1. Общие положения
- Федеральный закон РФ«Об образовании»; - ФГОС СПО/НПО; - Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543); - Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования от 14.07.2008 г. № 521; - Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования № 674 от 26.11.2009 г.; - Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования № 673 от 26.11.2009 г.; - Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009 г.); - Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009г.); - Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180); - Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312" - Устава государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области среднего профессионального образования «Саратовский архитектурно-строительный колледж».
2. Задачи 2.1. Подготовка учебно-методического обеспечения УД/ПМ. 2.2. Систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей. 2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов. 2.4. Внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе. 2.5. Правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения. 2.6. Разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки. 2.7. Создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий. 2.8. Обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ/ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ профессиональному модулю - структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающий качественное освоение обучающимися (студентами) содержания учебной дисциплины/ профессионального модуля и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМК предназначен как преподавателям, так и обучающимся (студентам). Он позволяет и тем и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования. 3.2. Учебно-методический комплекс ориентирован на:
3.3. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития образования, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся (студентам) глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике. 3.4. УМК должны быть представлены в печатном и электронном видах. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 4.1. УМК содержит следующие материалы:
4.1.1. Титульный лист включает в себя:
4.1.2. В листе содержания УМК приводится список основных документов и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК. 4.1.3. Нормативная и учебно-методическая документация:
стандарта, содержащая требования к уровню освоения умений, знаний, практического опята, профессиональных и общих компетенций студента по дисциплине/профессиональному модулю);
- рабочая программа учебной дисциплины/профессионального модуля – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины/ модуля, ее место и значение в системе подготовки рабочего/специалиста данного профиля, составляющий основу УМК. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины/ профессионального модуля, а также формы (виды) контроля образовательных результатов. Программа дисциплины / модуля оформляется в соответствии с разработанным макетом. - перспективно-тематический план УД/ПМ - является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине/профессиональному модулю, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами; - перечень оборудования кабинетов и (или) лабораторий. 4.1.4. Учебно-информационные материалы (перечень): - учебники; - учебные пособия; - электронные ресурсы, интернет-ресурсы; - литература, словари; - аудио и видеозаписи и др. 4.1.5. Учебно-методические материалы по УД/ПМ: - учебные и учебно-методические пособия для обучающихся (студентов) (в т.ч. электронные) как по всей учебной дисциплине/ профессиональному модулю, так и по отдельным разделам, темам; - дидактические средства организации учебных занятий: карточки-задания, кроссворды, наглядные средства, сборники заданий, задач, примеров, упражнений и другой материал, используемый преподавателем на занятии; - методические рекомендации по организации практических, лабораторных и семинарских занятий с перечнем практических, лабораторных и семинарских занятий по учебной дисциплине /профессиональному модулю, а также средства и методы обучения обучающихся (студентов), рекомендации по организации учебной деятельности, указания по оформлению практических и лабораторных работ (в т.ч. электронные); - конспекты лекций (опорные конспекты); - сборники заданий для освоения, закрепления, отработки умений (учебная и производственная практика); - дневник практики; - методические рекомендации по содержанию и оформлению отчета по практике; - методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения; - планы и сценарии открытых уроков; - презентационные материалы. 4.1.6. Комплект материалов фонда оценочных средств (далее – ФОС). ФОС входит как составная часть в состав УМК учебной дисциплины/профессионального модуля. Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине/ профессиональному модулю представляет собой фонд контрольных заданий текущего контроля и промежуточной аттестации, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся (студентами) учебного материала. Комплекты контрольно-оценочных средств по дисциплине/модулю для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации оформляются согласно утвержденному макету. 4.1.7. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы: Методические указания для обучающихся (студентов) по внеаудиторной самостоятельной работе включают в себя перечень тем для самостоятельного изучения обучающимися (студентами) с указанием объема времени, перечень форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся (студентов), указания и рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ, перечень необходимой литературы. 4.1.8. Методический комплект по курсовому и дипломному проектированию: - методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ, согласно ФГОС; - тематика курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ; - перечень литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении выпускных квалификационных работ; - образцы курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ. 4.1.9. Программа ГИА. 5. Требования к разработке Учебно-методического комплекса на основе ФГОС и модульно-компетентностного подхода 5.1.УМК разрабатываются на модульно-компетентностной основе с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и запросов работодателей. 5.2. Приоритетным направлением в формировании УМК, является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы (СР) обучающихся. УМК ориентирован, прежде всего, на овладение навыками проектной и исследовательской деятельности обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций студентов. 5.3. УМК УД и ПМ разрабатывается преподавателем, реализующим данные программы обучения. При этом структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала и использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, обеспечивать приобретение обучающимися опыта профессиональной деятельности в образовательном процессе. 5.4. Конкретная структура УМК определяется спецификой УД и ПМ и зависит от дидактических целей и содержания УД, ПМ, материально-технического обеспечения учебного процесса, индивидуальных особенностей обучающихся. 6. Дидактические требования к УМК 6.1. УМК должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям: 6.1.1.Требование научности – предполагает формирование у обучающихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания; 6.1.2.Требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; 6.1.3.Требование проблемности – предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации; 6.1.4.Требование наглядности – предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение обучающимся; 6.1.5.Требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности; 6.1.6.Требование систематичности и последовательности обучения – означает обеспечение последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области; 6.1.7.Требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание; 6.1.8.Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий. 7. Методические требования к УМК 7.1.Усвоение учебного курса во многом зависит от композиционной структуры текста учебного материала и его объема. Для максимального обеспечения понимания и усвоения учебного материала необходимо выполнить следующие работы: - провести четкую и более глубокую структуризацию текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые порции информации; - активнее применять интересные и точные заголовки; - шире использовать примеры, так как с их помощью можно приблизить объясняемое (предмет, явление, процесс) к обучающимся. Повышению степени умственной активности обучающихся способствует использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации. 7.2. По содержанию и характеру изображаемого, наглядные средства делятся на три группы: - изобразительная наглядность (репродукции картин, рисунки, видеофрагменты); - условно-графическая наглядность (таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты и пр.); - предметная наглядность (музейные экспонаты, макеты, модели). Обучающийся, читая текст и видя обозначаемый в нем предмет, явление в форме иллюстрации, усваивает этот фрагмент текста быстрее и лучше запоминает содержание. 7.3. Контроль знаний обучающихся – неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы, содержащиеся в программе дисциплины. При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих правил:
8. Технические требования к УМК 8.1 Требования к оформлению текстов: Текст набирается в формате MS Word. Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры. Левое поле – не менее 3 см; Правое поле – не менее 1 см; Верхнее поле – не менее 2 см; Нижнее – не менее 2см; Междустрочный интервал – одинарный; Шрифт Times New Roman; Кегль – 12; Режим «выравнивания по ширине». При подготовке doc-файла необходимо страницы готовить только с использованием стилей. Каждая страница должна содержать минимальное количество стилей. Рекомендуется использовать следующие стили: Обычный, Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д. Особое внимание следует обратить на подготовку графического материала. Графические элементы делят текст на смысловые куски, повышают зрительский интерес, подчеркивают смысл и (что очень важно) придают документу особый вид. Наибольшее применение нашли два формата графических файлов: GIF и JPEG. Все графические файлы должны быть внедрены в doc-файл, для этого используется пункты меню MS Word: «Вставить» → «Объект», или «Вставить» → «Рисунок» → «Из файла». Во всех случаях, в том числе и при использовании графических редакторов, необходимо принять меры по минимизации объема графического файла. 8.2. При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно: - употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов (следует избегать сложных грамматических оборотов); - применение стандартизованной терминологии (следует избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте); - снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации. - проблемные ситуации, требующие профессионального решения должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями. 8.3.Все листы УМК должны быть пронумерованы: номер 1 присваивается титульному листу; номера листов ставятся в правом нижнем углу; нумерация листов должна совпадать с нумерацией, указанной в оглавлении. 9. Порядок рассмотрения и утверждения УМК к использованию 9.1.Настоящее положение определяет порядок оформления и предоставления УМК для использования в учебном процессе. УМК рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждается методическим советом колледжа. 9.2 УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) методической комиссии, обеспечивающей преподавание дисциплины/ профессионального модуля в соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки. Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей. 9.3.Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя. 9.4.Учебно-методические комплексы готовятся для использования на различных носителях информации (книжная продукция, CD-ROM, и др.). 9.5.На базе подготовленных УМК разрабатываются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на учебном сервере. 10. ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК 10.1. УМК систематизируются, накапливаются и хранятся в комплекте со всеми документами ОПОП, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/ профессионального модуля. 10.2. Для каждой учебной дисциплины/ профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель. 10.3.Основными пользователями УМК являются преподавательский состав, обучающиеся (студенты) всех форм обучения. |
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное... Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук | О долгосрочной областной целевой программе На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",... | ||
Министерство образования Саратовской области Государственное образовательное... Порядок организации целевого приема | Министерство образования саратовской области Управлению лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования комитета по контролю за соблюдением законодательства... | ||
Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их... | Министерство образования и науки архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной... | ||
Положение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области... | Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования... «лопатинская основная общеобразовательная школа ртищевского района саратовской области» | ||
Пугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников... | Министерство социального развития Саратовской области гу «Комплексный... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык Министерство... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Программа воспитания школьников муниципального общеобразовательного... Анализ работы моу сош с. Калининское Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... Основные результаты деятельности уфмс россии по Саратовской области в 2012 году | Доклад руководителя Россельхознадзора по Саратовской области Игонькина... | ||
Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | Доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя... «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности... |