Министерство образования саратовской области





Скачать 166.17 Kb.
НазваниеМинистерство образования саратовской области
Дата публикации16.08.2013
Размер166.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

среднего профессионального образования

«Саратовский архитектурно-строительный колледж»


УВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СО СПО «САСК»

________________ Паршенок В.А.

«_____»__________________2012 г

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе

учебных дисциплин и профессиональных модулей

основных профессиональных образовательных программ СПО/НПО

Саратов, 2012

1. Общие положения


    1. Настоящее положение регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (далее – УМК), междисциплинарных курсов и профессиональных модулей (далее – УД, МДК, ПМ), требования к содержанию и оформлению в соответствии с ФГОС в Государственном образовательном учреждении Саратовской области среднего профессионального образования «Саратовский архитектурно-строительный колледж».

    2. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ«Об образовании»;

- ФГОС СПО/НПО;

- Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);

- Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования от 14.07.2008 г. № 521;

- Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования № 674 от 26.11.2009 г.;

- Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования № 673 от 26.11.2009 г.;

- Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009 г.);

- Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009г.);

- Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180);

- Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312"

- Устава государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области среднего профессионального образования «Саратовский архитектурно-строительный колледж».

    1. УМК - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, дидактических средств обучения по конкретным УД, МДК и ПМ, необходимых и достаточных для качественной организации реализации основных профессиональных образовательных программ, согласно учебному плану, создаваемая в целях достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов.

    2. УМК являются основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы.

    3. УМК представляют собой совокупность учебно-методических материалов, определяющих содержание каждой УД, МДК, ПМ соответствующей основной профессиональной образовательной программе, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

    4. Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для изучения соответствующей УД/ПМ, теоретические материалы, а так же средства контроля знаний и умений.

    5. УМК по учебной дисциплине/ профессиональному модулю разрабатываются в соответствующих предметных (цикловых) комиссиях по каждой учебной дисциплине/ профессиональному модулю в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ОПОП и ФГОС СПО/НПО.

    6. За качественную разработку УМК, соответствие требованиям ФГОС СПО/НПО по направлению подготовки, своевременное обновление и доступность УМК отвечает председатель соответствующей предметной (цикловой) комиссии.

    7. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности ГБОУ СО СПО «САСК», соблюдаются всеми преподавателями и предметными (цикловыми) комиссиями колледжа.



2. Задачи
2.1. Подготовка учебно-методического обеспечения УД/ПМ.

2.2. Систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей.

2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов.

2.4. Внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ согласно реализуемой технологии обучения на модульно-компетентностной основе.

2.5. Правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения.

2.6. Разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки.

2.7. Создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий.

2.8. Обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИНЫ/
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ профессиональному модулю - структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающий качественное освоение обучающимися (студентами) содержания учебной дисциплины/ профессионального модуля и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМК предназначен как преподавателям, так и обучающимся (студентам). Он позволяет и тем и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.

3.2. Учебно-методический комплекс ориентирован на:

  • развитие у обучающихся (студентов) общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

  • развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;

  • на формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

3.3. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития образования, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся (студентам) глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.

3.4. УМК должны быть представлены в печатном и электронном видах.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
4.1. УМК содержит следующие материалы:

  • титульный лист;

  • лист содержания УМК;

  • нормативная и учебно-методическая документация;

  • учебно-информационные материалы;

  • учебно-методические материалы по УД/ПМ;

  • комплект материалов фонда оценочных средств;

  • методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы;

  • методический комплект по курсовому и дипломному проектированию;

  • программа ГИА.

4.1.1. Титульный лист включает в себя:

  • наименование учебной дисциплины / профессионального модуля, по которой был составлен УМК;

  • код и наименование специальности /профессии по ФГОС СПО/НПО,

  • Ф.И.О. составителя (составителей) УМК;

  • год составления УМК;

  • отметка о рассмотрении УМК на заседании соответствующей предметной (цикловой) комиссии и утверждении заместителем директора по учебной работе.

4.1.2. В листе содержания УМК приводится список основных документов и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК.

4.1.3. Нормативная и учебно-методическая документация:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт СПО/НПО (выписка из

стандарта, содержащая требования к уровню освоения умений, знаний, практического опята, профессиональных и общих компетенций студента по дисциплине/профессиональному модулю);

  • примерная программа УД/ПМ;

- рабочая программа учебной дисциплины/профессионального модуля – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины/ модуля, ее место и значение в системе подготовки рабочего/специалиста данного профиля, составляющий основу УМК. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины/ профессионального модуля, а также формы (виды) контроля образовательных результатов. Программа дисциплины / модуля оформляется в соответствии с разработанным макетом.

- перспективно-тематический план УД/ПМ - является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине/профессиональному модулю, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами;

- перечень оборудования кабинетов и (или) лабораторий.

4.1.4. Учебно-информационные материалы (перечень):

- учебники;

- учебные пособия;

- электронные ресурсы, интернет-ресурсы;

- литература, словари;

- аудио и видеозаписи и др.

4.1.5. Учебно-методические материалы по УД/ПМ:

- учебные и учебно-методические пособия для обучающихся (студентов) (в т.ч. электронные) как по всей учебной дисциплине/ профессиональному модулю, так и по отдельным разделам, темам;

- дидактические средства организации учебных занятий: карточки-задания, кроссворды, наглядные средства, сборники заданий, задач, примеров, упражнений и другой материал, используемый преподавателем на занятии;

- методические рекомендации по организации практических, лабораторных и семинарских занятий с перечнем практических, лабораторных и семинарских занятий по учебной дисциплине /профессиональному модулю, а также средства и методы обучения обучающихся (студентов), рекомендации по организации учебной деятельности, указания по оформлению практических и лабораторных работ (в т.ч. электронные);

- конспекты лекций (опорные конспекты);
- сборники заданий для освоения, закрепления, отработки умений (учебная и производственная практика);
- дневник практики;
- методические рекомендации по содержанию и оформлению отчета по практике;

- методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения;

- планы и сценарии открытых уроков;

- презентационные материалы.

4.1.6. Комплект материалов фонда оценочных средств (далее – ФОС). ФОС входит как составная часть в состав УМК учебной дисциплины/профессионального модуля.

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине/ профессиональному модулю представляет собой фонд контрольных заданий текущего контроля и промежуточной аттестации, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся (студентами) учебного материала.

Комплекты контрольно-оценочных средств по дисциплине/модулю для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации оформляются согласно утвержденному макету.

4.1.7. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной

работы:

Методические указания для обучающихся (студентов) по внеаудиторной самостоятельной работе включают в себя перечень тем для самостоятельного изучения обучающимися (студентами) с указанием объема времени, перечень форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся (студентов), указания и рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ, перечень необходимой литературы.

4.1.8. Методический комплект по курсовому и дипломному проектированию:

- методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ, согласно ФГОС;

- тематика курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ;

- перечень литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении выпускных квалификационных работ;

- образцы курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ.

4.1.9. Программа ГИА.
5. Требования к разработке Учебно-методического комплекса на основе ФГОС и модульно-компетентностного подхода
5.1.УМК разрабатываются на модульно-компетентностной основе с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и запросов работодателей.

5.2. Приоритетным направлением в формировании УМК, является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы (СР) обучающихся. УМК ориентирован, прежде всего, на овладение навыками проектной и исследовательской деятельности обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций студентов.

5.3. УМК УД и ПМ разрабатывается преподавателем, реализующим данные программы обучения. При этом структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала и использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, обеспечивать приобретение обучающимися опыта профессиональной деятельности в образовательном процессе.

5.4. Конкретная структура УМК определяется спецификой УД и ПМ и зависит от дидактических целей и содержания УД, ПМ, материально-технического обеспечения учебного процесса, индивидуальных особенностей обучающихся.

6. Дидактические требования к УМК
6.1. УМК должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям:

6.1.1.Требование научности – предполагает формирование у обучающихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания;

6.1.2.Требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

6.1.3.Требование проблемности – предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации;

6.1.4.Требование наглядности – предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение обучающимся;

6.1.5.Требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

6.1.6.Требование систематичности и последовательности обучения – означает обеспечение последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

6.1.7.Требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание;

6.1.8.Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий.
7. Методические требования к УМК
7.1.Усвоение учебного курса во многом зависит от композиционной структуры текста учебного материала и его объема. Для максимального обеспечения понимания и усвоения учебного материала необходимо выполнить следующие работы:

- провести четкую и более глубокую структуризацию текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые порции информации;

- активнее применять интересные и точные заголовки;

- шире использовать примеры, так как с их помощью можно приблизить объясняемое (предмет, явление, процесс) к обучающимся.

Повышению степени умственной активности обучающихся способствует использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации.

7.2. По содержанию и характеру изображаемого, наглядные средства делятся на три группы:

- изобразительная наглядность (репродукции картин, рисунки, видеофрагменты);

- условно-графическая наглядность (таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты и пр.);

- предметная наглядность (музейные экспонаты, макеты, модели).

Обучающийся, читая текст и видя обозначаемый в нем предмет, явление в форме иллюстрации, усваивает этот фрагмент текста быстрее и лучше запоминает содержание.

7.3. Контроль знаний обучающихся – неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы, содержащиеся в программе дисциплины. При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих правил:

  • в задании должна быть ясно выражена только одна мысль;

  • тест должен представлять важную часть пройденной темы;

  • задание по трудности должно быть доступно студенту, а по содержанию – соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;

  • при формулировании тестовых заданий и ответов к ним следует исключать намеки и подсказки к правильным ответам;

  • задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.


8. Технические требования к УМК
8.1 Требования к оформлению текстов:

Текст набирается в формате MS Word.

Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры.

Левое поле – не менее 3 см;

Правое поле – не менее 1 см;

Верхнее поле – не менее 2 см;

Нижнее – не менее 2см;

Междустрочный интервал – одинарный;

Шрифт Times New Roman;

Кегль – 12;

Режим «выравнивания по ширине».

При подготовке doc-файла необходимо страницы готовить только с использованием стилей. Каждая страница должна содержать минимальное количество стилей. Рекомендуется использовать следующие стили: Обычный, Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д.

Особое внимание следует обратить на подготовку графического материала. Графические элементы делят текст на смысловые куски, повышают зрительский интерес, подчеркивают смысл и (что очень важно) придают документу особый вид. Наибольшее применение нашли два формата графических файлов: GIF и JPEG. Все графические файлы должны быть внедрены в doc-файл, для этого используется пункты меню MS Word: «Вставить» → «Объект», или «Вставить» → «Рисунок» → «Из файла». Во всех случаях, в том числе и при использовании графических редакторов, необходимо принять меры по минимизации объема графического файла.

8.2. При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:

- употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов (следует избегать сложных грамматических оборотов);

- применение стандартизованной терминологии (следует избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте);

- снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации.

- проблемные ситуации, требующие профессионального решения должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями.

8.3.Все листы УМК должны быть пронумерованы: номер 1 присваивается титульному листу; номера листов ставятся в правом нижнем углу; нумерация листов должна совпадать с нумерацией, указанной в оглавлении.
9. Порядок рассмотрения и утверждения УМК к использованию
9.1.Настоящее положение определяет порядок оформления и предоставления УМК для использования в учебном процессе. УМК рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждается методическим советом колледжа.

9.2 УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) методической комиссии, обеспечивающей преподавание дисциплины/ профессионального модуля в соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки.

Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей.

9.3.Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя.

9.4.Учебно-методические комплексы готовятся для использования на различных носителях информации (книжная продукция, CD-ROM, и др.).

9.5.На базе подготовленных УМК разрабатываются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на учебном сервере.
10. ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК
10.1. УМК систематизируются, накапливаются и хранятся в комплекте со всеми документами ОПОП, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/ профессионального модуля.

10.2. Для каждой учебной дисциплины/ профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель.

10.3.Основными пользователями УМК являются преподавательский состав, обучающиеся (студенты) всех форм обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области Государственное бюджетное...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Министерство образования саратовской области iconО долгосрочной областной целевой программе
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области Государственное образовательное...
Порядок организации целевого приема
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области
Управлению лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования комитета по контролю за соблюдением законодательства...
Министерство образования саратовской области iconОтделения Пенсионного фонда России по Саратовской области
Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования саратовской области iconПоложение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I
Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области...
Министерство образования саратовской области iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
«лопатинская основная общеобразовательная школа ртищевского района саратовской области»
Министерство образования саратовской области iconПугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство социального развития Саратовской области гу «Комплексный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Министерство образования саратовской области iconРабочая программа учебной дисциплины иностранный язык Министерство...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Министерство образования саратовской области iconПрограмма воспитания школьников муниципального общеобразовательного...
Анализ работы моу сош с. Калининское Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период
Министерство образования саратовской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Саратовской области в 2012 году
Министерство образования саратовской области iconДоклад руководителя Россельхознадзора по Саратовской области Игонькина...

Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования саратовской области iconДоклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск