Как организовать успешное взаимодействие с родителями





Скачать 79.18 Kb.
НазваниеКак организовать успешное взаимодействие с родителями
Дата публикации14.09.2014
Размер79.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Липанова Римма Сергеевна, безымянный.jpg

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ СОШ № 15.


Как организовать успешное взаимодействие с родителями.

«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов
для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей
отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях,
«если дальше так будет продолжаться», -
и как можно больше такого духовного общения детей с родителями,
которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, -
все это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей,
и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу
одни огорчения – это уродливое воспитание».


В.А.Сухомлинсий.

“Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

Во-вторых, придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев праздников, в обеспечении культурной программы в каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

1 сентября. День Знаний. С этого дня связь школы и семьи будет постоянной. Теперь школа, взяв курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в единой плоскости с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство, в котором, и развивается школьник.

А учителю надо осознать и принять семью базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, во многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны стать прочными и всесторонними. Поэтому, во-первых, между учителем и родителями необходимо установить тесный контакт, родители и педагоги должны понимать друг друга. Учитель должен уметь использовать слова, взгляд, жесты, улыбку – всё это поможет вовлечь родителей в откровенный разговор, в дальнейшее формирование родительского коллектива. В это же время на основе тестирования, анкетирования, опросов родителей составляется характеристика семей учащихся класса. Нельзя исключать и такие виды работы, как посещение семей учащихся, ведение дневника педагогических наблюдений, Полученные сведения помогают мне проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации. Во-вторых, придерживаюсь честного и “открытого” общения. В индивидуальных беседах с родителями стараюсь быть честной. Это помогает и родителям обращаться ко мне с любыми проблемами в воспитании, обучении в надежде, что педагог им всегда поможет. Считаю, что родителей можно и нужно приглашать на уроки, классные часы, воспитательные мероприятия. Эта работа вошла в мою практику.

А я всегда стараюсь поблагодарить моих родителей за активность: говорю об этом на родительских собраниях, вручаю самым активным благодарственные письма, письма-поздравления к праздникам и т.д. Всегда придерживаюсь простого правила: обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ. Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителей.

Организация консультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений в сотрудничестве школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются ко мне за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях – неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, внешний вид, выполнение режима дня школьником и т. п. Я всегда стараюсь помочь родителям моих учеников, советую прочесть им статьи из педагогической литературы для родителей, часто даю отпечатанные статьи на разные темы, рекомендую новинки психолого-педагогической литературы, провожу практические консультации по учебным предметам. На классных родительских собраниях обязательно организую психолого-педагогическое просвещение родителей. Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель должен содействовать развитию условий личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание, повышению педагогической культуры семьи, гуманизации взаимоотношений родителей с детьми. На родительских собраниях в нашем классе всегда присутствуют более 70% родителей, почти всегда есть папы. При проведении педагогических лекториев родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен мнениями.

К концу первого класса мы переходим на другой этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. Родители самостоятельно организовывают чаепития в классе, поздравления учащихся к праздникам, организовывают беседы с детьми класса на воспитательные темы, помогают в озеленении и ремонте классной комнаты и т. д. Родители поддерживают и помогают мне во всех начинаниях, между нами рождается взаимное уважение. Родители – участники всех наших классных дел: выставок рисунков, поделок, газет, сочинений…

Во 2 классе мы провели:

1. Праздник осени.

2. Экскурсию по памятным местам города.

3. Семейный вечер, посвященный Дню матери.

4. Новогодний вечер

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”.

Проработав в школе много лет, я даже не мыслю идти на встречу с родителями без тщательной предварительной подготовки. Заранее продумываю тему, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого родительского собрания является оформление выставки тетрадей, поделок, детских рисунков, сочинений, творческих работ, фотомонтаж прошедших мероприятий. В классе проводятся и совместные с детьми родительские собрания, такие, как “Книга в семье и духовное развитие ребёнка”, “Ваши дети – наши таланты”, “Отец и воспитание детей”.

О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе. Исследовательские данные показывают удовлетворённость родителей моего класса организацией педагогического процесса. Многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, помогают родителям к концу обучения в начальной школе не потерять интерес к воспитанию своего ребёнка, расширяют педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

1.Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир обучающихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета.

Предлагаю Вашему вниманию диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.



– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 2 года. В 3-м классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах, и будут очень огорчаться, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд.

Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconДоклад на втором всероссийском съезде специалистов по охране труда
Работодатель и оценивающая организация: как организовать взаимодействие и разделить ответственность при проведении специальной оценки...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconПланы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconСемь советов о том, что надо и чего не надо делать в каникулы
Учебный год в школе — это не только уроки, отметки, экзамены, но и каникулы. Поэтому среди других забот, связанных с учебой детей...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconРасписание логопеда и психолога позволяет организовать работу с учащимися,...
...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconРабота с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями...
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прием детей, взаимодействие с родителями, игровая деятельность детей, индивидуальные, подгрупповые, дидактические самостоятельные...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прием детей, взаимодействие с родителями, игровая деятельность детей, индивидуальные, подгрупповые, дидактические самостоятельные...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconВзаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних...
Заведующая структурным подразделением Кайчакским детским садом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconСлайд Ежедневное взаимодействие с родителями – это неотъемлемая часть...
...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема «Взаимодействие. Масса»...
Повторить и обобщить посредствам теста и решения качественных задач понятие «инерция»
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconУчебно-тематическое планирование по экологии 7 класс
«Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Такие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconСеминар для начинающих педагогов доу по построению эффективного общения...
Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconРеферат на тему: Сравнение операционных систем Windows и Linux
Ос – комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которого – организовать взаимодействие пользователя с компьютером и...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconПроект по теме «Взаимодействие с родителями»
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация физкультурно-оздоровительной работы, двигательные режимы, двигательная деятельность ребенка, комплексная система физкультурно-оздоровительной...
Как организовать успешное взаимодействие с родителями iconКашинский район
Структура образовательной среды: взаимодействие данного конкретного учреждения с учреждениями основного и дополнительного образования:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск