Учителя музыки





Скачать 79.56 Kb.
НазваниеУчителя музыки
Дата публикации18.09.2014
Размер79.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Обобщение инновационного педагогического опыта учителя музыки

Сыркиной Елены Петровны
Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки»

2012год

Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников, лежит в основе формирование всесторонне развитой личности. Технократизация образования, и его ориентация на простое восприятие только учебной информации, ставят перед педагогической наукой задачу поиска путей разрешения сложившейся в России начала XXI века ситуации, при которой молодые люди постепенно утрачивают способность отличать истинные общечеловеческие ценности от подделок.

Перед отечественной педагогикой и школой стоит исключительно важная задача: подготовка высокообразованных, культурных, конкурентоспособных граждан, готовых к активной, созидательной деятельности. Вопросы эстетического воспитания в последние годы привлекают пристальное внимание педагогической общественности страны. С уровнем развития эстетического сознания, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Формирование эстетического опыта, как составляющей эстетического сознания необходимо человеку для реализации себя в мире в качестве свободной, полноценной и нужной обществу личности. Новые подходы к оценке педагогического прошлого, порождённые изменениями последних полутора десятилетий, служат верным способом преодоления сложившихся стереотипов в характерной деятельности отечественной системы воспитания и образования.

На протяжении многих веков искусство, и, прежде всего музыкальное, признавалось незаменимым средством эстетического воспитания, важнейшим фактором формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка, воздействуя на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает эмоциональный мир. Приобщаясь к музыкальному наследию, молодое поколение познаёт эталоны красоты, усваивает культурный опыт поколений.

Поиск путей решения проблемы формирования эстетического сознания молодёжи ведётся в различных направлениях, важнейшим из которых является обращение к отечественному опыту музыкального воспитания и образования учащейся молодёжи, как средству формирования эстетического сознания.

Концептуальность.

1.Приобщении молодежи к шедеврам мировой и национальной музыкальной культуры, позволяющей видеть мир в его единстве - является необходимым для воспитания гармонично развитой личности, способной к эстетическому восприятию и творческому преобразованию действительности, к противостоянию неполноценной культуре, ложным, антигуманным ценностям.

2.Значимость формирования непреходящих ценностей, эмоционально обогащающих личность является, важным противопоставлением истинного образования продолжающейся технократизации общества.

В решении указанных задач неоценимым подспорьем может является накопленный отечественной педагогикой опыт эстетического и музыкального воспитания, изучение которого призвано способствовать формированию личности во всей её полноте и гармонии.
Теоретическая база.

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель.

Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого искусства. “Отец комедии” Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они “воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке”, и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические.

Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово “мусике” (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Основным средством воспитания считал музыку и Аристотель. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Музыкально-эстетическое воспитание, по их мнению, принадлежало трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам. Особенная музыкальность и эстетичность свойственна древнегреческой мифологии, в которой в единстве выступают эстетическое и космологическое.

Традиции музыкально-эстетического воспитания в античной Греции основывались на эпосе и музыкально-спортивной культуре, которую отразил идеал калокагатии (человек прекрасный и добрый) – воспитание атлетикой и музыкой.

Великий мыслитель, учитель и воспитатель Пифагор видел в математике не только науку, обращенную к интеллекту, но и как чувственно-воспринимаемую гармонию пластических форм архитектуры и скульптуры, движения звездного неба, - создающего музыку космических сфер и упорядоченную игру на музыкальных инструментах, подающуюся математической точности и обращенную к эмоциям. Высшей целью пифагорейского музыкально-эстетического воспитания являлось подчинение своего тела и души всеобщей космической музыкальности, найти свое место, смысл в этой жизни и, тогда правильно настроенное тело даст здоровье, а душе и интеллекту откроется гармония астральных сфер.
Ведущая педагогическая идея.

Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах, является развитие слуховых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений.

Значительное место в музыкально-эстетическом воспитании школьника принадлежит Д.Б. Кабалевскому. Кабалевский вывел свою теорию из русской мысли о музыке, из взглядов Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, из теории жанров А.А Альшванга, из исследований о жанрово-интонационной основы музыкального языка и форм В.А. Цуккермана и Л.А. Мазеля.

Суть учения Кабалевского заключается в постижении музыки через интонацию и жанры. Кабалевский выдвигает задачу формирования музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественно-социальной роли. Следует подчеркнуть то положение его концепции, которое принципиально значимо. Так, Кабалевский считает, что, используя эмоционально увлекательные формы общения на уроках музыки, необходимо стремиться приучать детей к активному, осмысленному восприятию музыки, научить слышать музыку как содержательное искусство.

Система массового музыкально-эстетического воспитания Кабалевского стала общепризнанной и основополагающей в отечественной музыкальной практике.

Умение слушать и слышать музыку адекватно композиторскому замыслу (обозначим этот процесс как «ценностное восприятие») проблема не только общего музыкально-эстетического развития, но и музыкально-профессионального образования. «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную … – писал Б.В. Асафьев, – Слышать так, чтобы ценить искусство, это уже напряженное внимание, значит и умственный труд, умозрение».

Что нужно сделать для того чтобы ребенок не просто слушал музыку, но и понимал ее? Для этого необходимо сформировать в нем эстетическую культуру.

Под эстетической культурой человека понимается ценностно-стержневое, базисное свойство личности, которое позволяет полнокровно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Сущность музыкально-эстетической культуры человека заключается в способности к эстетическому восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству. Основу эстетической культуры личности составляют три взаимосвязанных блока личностных свойств:

1 научно-познавательный (художественно-эстетический кругозор, система обобщенных знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой),

2 ценностно-ориентационный (интеграция личностных свойств на основе эстетических идеалов, вкусов, интересов, потребностей),

3 творчески-созидательный (наличие художественных способностей: творческого воображения, образного мышления, восприимчивости к красоте.

Анализ теории и практики музыкально-эстетического воспитания показывает, что в становлении эстетической культуры человека основополагающую роль выполняет взаимодействие трех факторов: творческий фонд личности, влияние социокультурной среды, целенаправленная педагогическая коррекция и стимуляция.

Формирование подлинно высшего музыкального слуха, которое предполагает умение вслушиваться в музыку, в «события», происходящие в ней, предполагает развитую способность «вслушивания – переживания- понимания» музыки является центральным звеном в воспитании музыкальной культуры человека, в формировании его эстетической ориентации.
Оптимальность и эффективность средств.

Для достижения этих целей, считаю необходимым проведение уроков с мультимедийной поддержкой. То есть уроков на которых учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, а ученики используют компьютер для защиты проектов.

На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления восприятия, особенно сложной классической музыки такой как «Симфония №7»Д.Д.Шостаковича,а так же для подключения одновременно нескольких каналов представления информации.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей. При его проведении существенно меняется восприятие классической музыки учащимися. Они не просто слушают, но и вглядываются в кадры военной хроники относящейся к тому времени. Это вызывает у них яркие эмоции, формирует нравственно- патриотический образ , воспитывает эстетическое восприятие музыки. Поэтому уроки с использованием мультимедии захватывают детей.
Результативность опыта.   

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Таким образом, используя различные методы мультимедии на уроках музыки ( таких как видеофрагменты опер, балетов, мюзиклов, видео-нарезки, видео-презентации, музыкальные физкультминутки) я заметила, как вырос интерес учащихся к этим урокам. Как изменилось их мировоззрение, и отношение к классической музыке, которая ранее была им не совсем понятна. Я считаю, что использование таких методов приводят только к положительной мотивации. Это помогает повысить уровень производительности урока, способствует развитию познавательного интереса учащихся, облегчает процесс усвоения материала школьниками, возбуждает интерес к познанию предмета, расширяет общий кругозор детей, что помогает их музыкально-эстетическому воспитанию.

Для создания презентаций я использую несколько программ таких как: Киностудия Windows, при помощи которой можно легко соединить видео материал, фотографии и музыку, а так же программу Ulead VideoStudio, Microsoft PowerPoint и Nero StartSmart. Свои уроки я выкладываю на школьном сайте, даю мастер-классы для учителей музыки муниципального района и Республики Мордовия.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но однако, если правильно и с пользой использовать его на уроках эстетического цикла, то он сыграет огромную роль в музыкально-эстетическом воспитании школьников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учителя музыки iconКонспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки...
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Учителя музыки iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Учителя музыки iconГородской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя...
Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко...
Учителя музыки iconТема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Учителя музыки iconКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Учителя музыки iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Учителя музыки iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Учителя музыки iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Учителя музыки iconРабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Учителя музыки iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Учителя музыки iconУрок будет дан: 5 мая 2010 года
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Учителя музыки iconПояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной...
Специфика педагогической деятельности выдвигает конкретные требования и ставит учителя в достаточно жёсткие рамки. Работа учителя...
Учителя музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пнпо 1 чел, Сушкина Е. П., учитель английского языка, в номинации «Урок года 2011». На сегодняшний день в восьми классах начальной...
Учителя музыки iconИскусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки
Диссертационного совета д 008. 015. 01 в учреждении рао «Институт художественного образования» по адресу: 119121, Москва
Учителя музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие и закрепление темы «Гомофония и полифония». Знакомство с новыми типами музыки; сравнение музыки немецких композиторов...
Учителя музыки iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск