Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала.





Скачать 330.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала.
страница1/2
Дата публикации03.10.2014
Размер330.27 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2


Рассмотрено

на методическом совете

«__»______________200__г.

протокол №_____

Утверждаю:

Директор школы:

_________________

Муржухина Е.В. «__»______________200__г.


Министерство Образования РФ

МОУ СОШ № 21


Музыка
7 класс
Кобец

Елена Станиславовна


г. Шарья

2006 год
Пояснительная записка
Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Эту задачу невозможно решить на уроке музыки, следуя установившему шаблону его проведения. Специфика педагогической деятельности выдвигает конкретные требования и ставит учителя в достаточно жёсткие рамки. Работа учителя музыки не должна сводиться к тому, чтобы «удержать прошлое, застраховать будущее».

Появление этой авторской программы обусловлено следующими факторами:

 минимальное количество часов, отводимых на освоение искусства в школе;

 потребность в культурном и эстетическом воспитании учащихся;

 требование времени в воспитании творчески активных личностей;

 оторванность изучаемых в школе художественных предметов от реальной жизни.

В основу настоящей программы положена идея внедрения интегрированных уроков, в частности, музыки и живописи. Программа позволяет развивать умение учащихся способности «передвижению» от одного способа мышления к другому: слушание музыки и абстрактное воплощение её на плоскости.

Главной отличительной чертой уроков по данной программе является ярко выраженная художественно – творческая направленность, как один из концептуально важных элементов. На уроках развиваются общетворческие способности детей: фантазия и воображение, интуиция, художественно – эстетическое отношение к действительности, способность к эстетически обоснованной оценки; интроперсональные качества: принятия ценности, субъективности, стремление к независимости, уважительное отношение к Другому (любой субъект художественного общения), как к личности, доверие его духовным и творческим силам.

Такие понятия, как «индивидуальность» и «художественное творчество», со «стереотипом» здесь не совместимы. Учитель побуждает каждого ученика в классе подойти к решению поставленной задачи индивидуально, оригинально, гибко и динамично, к нестандартному мышлению, для которого не свойственны шаблонность, предоставляя каждому проявить инициативу.

Сам собой разрешается извечный вопрос педагогической деятельности: как сделать так, чтобы в центре воспитательно-образовательного процесса стоял ученик? (Для сравнения: программы Д. Б. Кабалевского и Б. Н. Неменского содержат достаточно выраженное дидактическое содержание, идущее от учителя)

Безусловно, осью программы является проблема ЗУНов. Без них не обходится ни одна сфера человеческой деятельности вообще. Искусство (музыка) здесь не исключение. С 1 – ого по 6 класс ребята постоянно что–то узнают, запоминают, тренируют, чтобы приобретенные ранее ЗУНы применить на практике в 7 классе.

Теперь музыкально – жизненный опыт учащихся и их мыслительная деятельность организуются на принципиально ином уровнеувидеть саму музыку.

Музыкальные произведения, звучащие на уроках, в своём большинстве уже знакомы школьникам. Они слушали их в начальном и среднем звене. Главное требование, которое предъявляется к выбору музыкального произведения – это его доступность для слуха обычного ученика, не имеющего специальной музыкальной подготовки и, встречаясь с музыкой 1 раз в неделю, оно должно быть ярким образным в эмоциональном плане. Отметим, что, работая над музыкой, которую ребята слышали ранее, учитель в 7 классе (выпускном) обязательно дополняет знания учащихся информационно. Например, работая над музыкой Э. Грига «В пещере горного короля», учитель проводит параллель между его личностью и личностью Г. Ибсена, мировоззрением и мироощущением, переплетением их творческих путей.

На уроках используются следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная; разработка и выполнение звуковых эскизов к музыке, декораций; организуются выставки творческих работ учащихся; обзорное изучение творчества композитора.

Методы работы: слушание, восприятие, наблюдение, учебно-мозговой штурм, исследование, целостный анализ музыкального произведения, сопоставление.

Средства: интонирование («вышивание голосом»), опорные таблицы, графическое и живописное отображение музыки.

Чтобы добиться желаемого результата, учитель должен помнить, что его деятельность – это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом традиционном понимании, а методическое творчество в организации проведения урока на основе равноправного сотрудничества с учениками. Учитель должен создавать необходимые условия для развития качеств самоактулизирующейся личности у школьников – заинтересованность, спонтанность и естественность, безоценочное восприятие себя и других, стремление к независимости, доверие себе, ответственная свобода, творческая адаптированность.

Особое внимание в работе на уроке отводится диалогичности. От учителя требуется способность к установлению глубоких эмоционально – чувственных контактов с образами произведений, их авторами и исполнителями, с учащимися в процессе сотворчества. Учитель, прежде всего, стремится узнать, попытаться понять и принять чувства и мысли Других, давая возможность всем участникам высказаться, тем самым побуждая их к самораскрытию. Поведение учителя должно быть гибким, предполагая скорость и адекватность реагирования на подвижную ситуацию взаимодействия.

Графические и художественные элементы рекомендуются автором вносить на уроки уже с 1 – ого класса, тем самым изначально учить детей творческой фантазии, художественному воображению, что сразу ломает стереотипы внутреннего восприятия музыки.

Творческие уроки музыки этой программы напрямую связаны с ИЗО, а подготовительные – с историей, литературой.

Используемая в тексте программа система условных обозначений:

МСВ – музыкальные средства выразительности;

ЖСВ – живописные средства выразительности.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Цели:

Расширение границы восприятия искусства музыки учащимися.

Развитие общетворческих способностей учащихся и их интроперсональные качества.
Задачи:

Развивающие:

развитие эстетического восприятия мира;

реализация творческих способностей школьников, образного и ассоциативного мышления, фантазии;

включение ребят в активный совместный и индивидуальный творческий процесс.
Образовательные:

формирование у учащихся познавательной деятельности – наблюдения (восприятия), моделирования художественного творческого процесса;

самостоятельное выполнение музыкально – творческих задач;

выбор и использование художественных средств для выражения музыки;

углубление имеющихся знаний о музыке у учащихся.
Воспитательные:

формирование духовности и культуры, самостоятельности, инициативности;

развитие у учащихся желания активно выражать себя в художественном творчестве.

Требования к уровню освоения дисциплины.
1. Уметь осознано слушать музыкальное произведение.

2. Владеть знаниями музыкальных понятий, МСВ, ЖСВ.

3. Уметь владеть элементарными приёмами работы с красками (наложение мазков).

4. Владеть навыком соотношения музыкального звука и цвета МСВ и ЖСВ.

5. Уметь графически выразить движения музыки (интонации).

6.Уметь эстетически верно в цветном решении оформить услышанное и проанализированное музыкальное произведение.
Содержание тем учебного курса.

На повторение первичных понятий отводится 5 уроков и здесь же вводятся новые элементы из другой области искусства – живописи. Содержанием повторения являются базовые вопросы и понятия основных атрибутов музыкального искусства, которые нам раннее формулировали понятие «образ музыки». На этих уроках идёт целенаправленная работа по сближению звука и цвета: цветное представление лада, регистра, тембра, динамики, настроения музыки, а так же музыкального образа в целом.

Анализируя музыкальный звук, мы ведём наблюдение за собственным голосом. В классе всегда найдутся ученики, которые смогут хорошо проинтонировать звук, интонационный рисунок или куплет из песни. Слушая одно и то же в разном исполнении, отмечаем особенности голоса: нежный, звенящий, бархатистый, тяжёлый, грубоватый. Делаем вывод: каждый звучавший голос имеет свою индивидуальную окраску.

Далее ведём наблюдение за инструментальным звуком. На примере простой гаммы учащиеся без особого труда анализируют музыкальный звук: низкий – высокий, короткий – длинный, тише – громче.

Без предварительного объяснения учитель показывает классу таблицу.

Просим учащихся объяснить увиденное. Как правило, ответ безошибочный: чем выше звук, тем прозрачнее краска. Подбираем ассоциации из их жизненного опыта. Пение птиц – высокий звук – светлые краски; гудок паровоза – низкий звук – тёмные краски. Голос мамы? Задумались… Однозначно не скажешь, потому что у каждой мамы свой особенный голос, а это уже тембр. Получается, что у каждого голоса, музыкального инструмента свой тембр, своя окраска (низкий тембр – тёмные краски, высокий – светлые). А если у нас меняется настроение, голос совсем по – другому звучит: мягко, жёстко, резко, весело, грустно, здесь мы говорим о ладе, о двух полюсах в музыке.

Все рассуждения учитель подкрепляет отрывками из музыкальных произведений.

Возвращаясь к человеческому голосу, музыкальному звуку, вспоминаем, что голос (звук) может звучать громко или тихо, постепенно изменять свою громкость. Это уже динамика. Цвет так же может изменять свою насыщенность, яркость.

Говоря об интонационном языке, возвращаемся к её истокам: марш – маршевость, песня – песенность, танец – танцевальность. Для нас важно услышать маршевый порядок, певучесть, плетение, ритмичность. Покажем это схематично:
маршевый порядок – – – – –



песенность

танцевальность

Здесь нужно отметить, что в зависимости от темпа, линии интонации будут меняться. Традиционно отмечаем темпы:




быстрый




средний




медленный
Безусловно, главное в любом музыкальном произведении это его содержание, замысел автора: что хотел сказать композитор слушателю? Это тот общий настрой, который необходим нам в работе над произведением.

Всегда интересно первичное детское восприятие музыки. Не называя произведения и не говоря о нем ни слова, – СЛУШАЕМ. Не поняли, не успели вслушаться – слушаем ещё раз. На доске уже нарисовано знакомое «солнышко», лучики которого заполнятся ребячьими впечатлениями от услышанной музыки.

music Проанализировав каждый лучик, оставляем верное и рисуем солнышко с заполненными лучиками в ученическую тетрадь. На следующем уроке, возвращаясь к слушанию произведения, ученики уже смогут настроить свой слух на более внимательное прослушивание музыки. Хорошее слушание – это залог успешно выполненной работы. Наша задача услышать душу музыки – интонацию. Сначала, конечно, на интуитивном уровне.

В альбоме появляется схематическая зарисовка интонаций красками. Моторная, полётность – легкие, тонкие, искрометные мазки (линии); шаги, скачка, маршевость – равномерное движение линий; песенность, танцевальность, лирическая, растворение – плавный переход одного цвета в другой. Здесь простор детской фантазии.

Говоря об инструментовке, отмечаем богатство звучащего оркестра. Обилие музыкальных тембров даёт нам обилие красок. Слышим весь спектр цвета.

Учитель дает учащимся задание на дом: учиться разным приёмам наложению мазков (плотные, раздельные, в виде точек, смешение цвета).

При всём объёме работы необходимо выделить время для пения. Лучше это сделать в начале урока.

Далее уроки представлены блоками. Блок начинается с урока – представление личности композитора, отмечаются особенности его творчества. Учащиеся на этом уроке становятся активными собеседниками, так как им знаком материал. По мере взросления учащихся, информация о личности композитора и его музыке углубляется. Например, на уроках, посвящённых Э. Григу, впервые затрагивается вопрос: почему мы не смеёмся над образами в музыке Грига «Пер Гюнт», а любуемся ими? Ведь пьеса Г. Ибсена – сатира, пафос, который направил драматург против своих современников. Говорим о том, как трудно было писать композитору музыку к пьесе. Романтик до мозга костей, Григ – гений утверждения добра, смог, всё-таки, преодолеть своё ожесточение против земляков, не озлобится на них, и не изменить своим идеалам. Учащимся открывается подлинное лицо троллей в музыке «В пещере горного короля».

Тему патриотизма, любви к своей Родине продолжает развивать блок уроков, посвящённый композитору Н.А.Римскому – Корсакову. Он никогда не был равнодушным зрителем несчастной родной страны. Композитор возмущался ходом русско-японской войны 1904 г., и, как результат его внутренних волнений, после полутора лет интенсивного труда, появилась опера «Сказание о невидимом граде Китеже». В легендарных образах «Сказания» композитор раскрыл трагедию и показал патриотическую и героическую борьбу великого народа.

В программу включена музыка Р. Вагнера. С музыкой этого композитора учащиеся встречаются впервые. Одной из главных причин знакомства с личностью музыканта является раскрытие особенностей романтической музыки. (О романтизме – как направлении в искусстве, школьники знакомятся на уроках МХК в 8 классе). Отметим, что возникновение в Германии музыки Вагнера неслучайно. В немецком обществе начала 19 века царил дух патриотических настроений. Народ взбодрился после изгнания в 1814 г. наполеоновских войск из Германии.

Чарующая музыка Вагнера завораживает своим звучанием. Язык его музыки способен выразить сокровенную сущность природы, религии, человеческой души. Мифологические сюжеты опер немецкого гения самобытны, смелы, что воодушевляло его современников. Учитель отмечает, что все оперы Вагнера (их 13) написаны на собственные поэтические тексты. Их сюжеты связаны с романтическими легендами, древними мифами.

По желанию учителя, можно заранее раздать учебный материал, чтобы учащиеся подготовили небольшие сообщения о содержании некоторых опер: о моряке- скитальце («Летучий голландец»), о рыцаре, который томится в гроте Венеры, пленённый её чарами («Тангейзер») и др. на выбор учителя. Каждое сообщение иллюстрируется музыкой из опер.

Музыкой Вагнера восхищался П. И. Чайковский и ставил немецкого гения рядом с Моцартом и Бетховеном.

Сквозную тему о великих романтиках продолжает блок уроков, посвященный музыке Ф. Шуберта. Фортепианная музыка композитора уже звучала на уроках. Сейчас мы пытаемся понять индивидуальность композитора. Франс Шуберт – музыкант от Бога. Прожив недолгую жизнь, оставил огромное творческое наследие. Говоря об особенностях шубертовских песенных циклах, отметим, что одним из главных персонажей музыки является сама музыка. В песнях Шуберта идет диалог между героями и музыкой. Обращаем внимание на интонацию музыки, сопровождающей стихи. Она словно часть героя («Любимый цвет», «Лесной царь» и др.). Музыка композитора обладает удивительным свойством – одушевлять поэтические тексты Гёте, Гейне, тексты близких друзей. Отмечаем музыкальную гибкость интонаций, их разнообразие, тонкую нюансировку. Как романтика, Шуберта привлекали романтические мотивы: единство человека и природы, странствия, надежда и любовь, разочарования («Прекрасная мельничиха»).

Шуберт доказал, что музыка способна выразить больше, чем это возможно другому виду искусств эпохи. Для большего прочувствования песен Шуберта рекомендуется разучить одну из песен композитора на усмотрение учителя.
Заканчивается изучение курса музыкой далёкой от романтической эпохи – музыкой А. Вивальди. Этот выбор обусловлен тем, что к концу учебного года чувствуется усталость школьников. Звучащая музыка на уроке должна по – своему помочь ученику «скинуть» эту усталость.
После введения в музыкальный мир каждого композитора (2 урока) начинается подготовительный этап анализа конкретного музыкального произведения. Желательно, чтобы произведение, хотя бы 1 раз прозвучало на предыдущих уроках. На этом уроке, перед его слушанием звучит небольшое вступительное слово учителя. Это может быть краткая история создания произведения, исторические предпосылки написания его. Учитель умалчивает только о самой музыке. На доске рисуется всё то же солнышко, лучики которого заполнятся детским впечатлением от услышанного.

Следующий шаг – вторичное прослушивание музыки и коллективное отсеивание неверных ответов.

Мы знаем, если музыка имеет название и авторское к ней пояснение, то она программна и имеет конкретное содержание.
Например: Э. Григ «В пещере горного короля».

Есть название музыки; знаем, что музыка заменяет почти весь 4 акт пьесы и данная музыка рисует пещеру и её жителей.

Выявляем тип музыки – выразительно – изобразительно, одночастная форма.

Что лежит в её основе? Поступательные движения

(Слушаем самое начало произведения)

Уч-ль: Дайте характеристику движения музыки.

Уч-ся: Лёгкое, умеренное, словно кто-то крадётся, присутствует элемент танцевальности.

(Слушаем продолжение музыки до начала кульминации)

Уч-ль: Что слышим дальше?

Уч-ся: Ускоряется темп, усиливается динамика, что говорит о приближении образов.

(Звучит финал музыки)

Уч-ль: Что услышали сейчас?

Уч-ся: Бешеную пляску, а не танцевальность, сильная громкость.
(Возвращаемся к названию музыки)

Уч-ль: Где происходит действие?

Уч-ль: Кто там может жить?

Уч-ль: Дайте характеристику этому образу, опираясь на музыку.
Во время обсуждения образа заполняется таблица. Её 1 – 2 колонки

(см. приложение 1). Заполнение таблицы – это тот опорный конспект, который нам необходим для творческой работы.

Уч-ль: Что можете сказать об интонационном языке темы?
Здесь необходимо учителю дать послушать учащимся основную тему(ы).

Проиграть её на инструменте, проинтонировать с ребятами голосами. Затем подключить движения руки. Учителю необходимо убедиться, что класс слышит тему.

На 1-ом или 2- ух, в зависимости от степени сложности музыки, анализируем её содержание, образы, главные темы, определяем кульминацию.
Следующий наш шаг будет направлен на сопоставление МСВ и ЖСВ.

Учитель выписывает на доске МСВ (учащиеся работают с таблицей, см. приложение 1).

Например: Н. А. Римский – Корсаков «Сеча»



МСВ

ЖСВ

Содержание

Кульминация

Интонационный язык

Динамика

Регистр

Тембр


Сюжет

Композиционный центр

Ритм линий

Динамика

Цвет

Декоративность



Последовательно анализируются ЖСВ, которые мы посчитали главными в работе над музыкой. Чтобы дать высказаться большему числу ребят, ЖСВ обсуждаются в группах: 1 группа думает над композицией всего рисунка: что, где и как будет располагаться; другие группы работают над конкретным образом, темой(см. карточки в приложении конспекта урока: Н.А Римский – Корсаков «Сеча при Керженце»).

Время работы над заданием оговаривается заранее, не более 10 мин.

По истечении времени начинаем слушать выступающих от каждой группы. Тут же идет дополнение и поправка ребят из других групп.

На примере темы «русской дружины» проследим рассуждение ребят.
Русская дружина защищает свой город, поэтому движения мелодического рисунка будет горизонтальным. Тема звучит в быстром темпе, с лирической окраской. Горизонтальные линии будут сплошными (так как тема песенная), но не растянутыми, на что указывает быстрый темп. В рисунке возможен орнамент, плетение. Так как тема «русской дружины» - тема защиты, тема добра, то краски будем применять любого цвета (выбор ребят) исключая тёмные. Доказательства:

1. мажорный лад несёт в себе светлое начало;

2. регистр звучит средний и высокий.

Выбираем мазки сплошные, с постепенным утолщением.
Рассуждение о «теме татар» другой группы.

Татары нападают на русских.

Отчётливо слышится мотив «скачки», «топота». Движение линий по отношению к линиям русских будет вертикальным, отрывистым, стремительным. Тема несёт в своей основе зло – краски выбираем тёмные. На это указывает низкий регистр, минорный лад, так как слышим сближение главных тем наложение красок будет увеличиваться. Сближение двух тем подтверждает нарастающая динамика.
Как всё сказанное расположить на плоскости? Слушаем ребят, у которых задание было: продумать композицию рисунка. Возможно, будет несколько вариантов.

Рассматриваем все. Общее количество времени на обсуждение идей отводится от 7 до 10 минут.

Приступаем к оформлению рисунка (наша таблица всегда под рукой). Хотите получить результат за короткое время – пусть ребята выполняют творческую работу своей группы (свой вариант). На оформление всего произведения потребуется урок и домашняя доработка.

Интересно проходит урок, когда анализируются работы учащихся. Ребята защищают свои работы и становятся пристрастными критиками. Учитель, наблюдая за работой класса, делает для себя заметки – чему больше уделить внимание в следующей работе.

Все работы, без исключения, вывешиваются на классной выставке, которая заинтересовывает другие классы поработать в этом направлении на уроке музыки.
Ребята проделывают огромный творческий путь, труд души и разума. Результатом их деятельности становятся маленькие произведения искусства. Учащиеся становятся соучастниками творческого процесса, который проходит каждый Художник.

Достоинство этой программы в том, что учителю видна работа каждого ученика в классе. По результатам творческих работ ребят он видит, что понял и как услышал ученик музыку; над, чем учителю обратить внимание в следующий работе. Учитель может наблюдать художественно творческий рост своих учеников.

Учебно – тематический план (34 ч.)


блока

Раздел, тема урока.

Кол.

Час.


1


2

3


4

5

Повторение. (6 часов)

1. МСВ

2. Особенности музыкальной речи. Характеристика музыкального звука.

3. МСВ и спектр цвета.

4. Симфонический оркестр. Тембр и цвет.

5. Соотношение динамики и цвета. Приёмы наложения мазков.
Э. Григ. (5 часов)

1. Творческие взаимоотношения Э. Грига и Г. Ибсена. Пьеса «Пер Гюнт»

2. Реальность и образный мир музыки Грига

3. «В пещере горного короля». Анализ музыкальной темы образа.

4. «В пещере горного короля». Графический анализ и рисунок.

5. «В пещере горного короля». Рисунок красками.
Н.А. Римский – Корсаков. (7 часов)

1. Н. А. Римский- Корсаков и его идеалы.

2. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже».

3. «Сеча при Керженце».

4. Анализ главных тем в «Сече».

5.ЖСВ в «Сече».

6. Графическое и живописное оформление рисунка.

Создание звуковой декорации.

7. Анализ творческих работ.
Р. Вагнер. (6 часов)

1. Романтические черты музыки композитора.

2. « Полёт валькирий». Целостный анализ музыки.

3.Анализ МСВ.

4.Графическое изображение музыки.

5.Выбор ЖСВ. Эскиз рисунка

6.Оформление рисунка.
Ф.Шуберт. (5 часов)

1. Великий романтик своего времени.

2. Особенности музыки Шуберта.

3. Баллада «Лесной царь» целостный анализ.

4. Графический анализ баллады.

5. Живописное решение баллады.
А. Вивальди. (4 часа)

1. Интонационный язык музыки композитора. «Времена года» (отрывки из концертов)

2. Время. Его собирательный образ в музыке Вивальди.

3. Наблюдение и сопоставление МСВ и ЖСВ.

4. Рисунок музыки Вивальди.

5. Подведение итогов.




1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Список литературы
для учителя:

  1. Научно – методический журнал «Музыка в школе»

  2. Учебно-методическая газета «Искусство»

  3. Общественно – политический и научно – популярный журнал «Наше наследие»

  4. Музыкальные энциклопедии, словари.

  5. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. Музыкальное искусство.

Методическое пособие для учителя.
для учащихся:

    1. Музыкально – познавательная и художественная литература

    2. Музыкальные энциклопедии, словари, справочники для детей


Приложение 1

Таблица



МСВ


Слуховое восприятие


ЖСВ

Зрительное восприятие

Выбор элементов цвета


1 форма, жанр















2 содержание















3 тип музыки















4 характер















5 интонацион-ный язык















6 тембр















7 динамика















8 регистр















9 лад















10 кульмина-ция















Приложение 2
Конспект урока

Основной конфликт в опере

Н. А. Римского – Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже» («Сеча при Керженце»).

Бинарный урок музыки в 7 классе.
Цель:

Расширение границы восприятия музыки. Перенос педагогического акцента с изучения материала (музыка Римского – Корсакова «Сеча при Керженце») на творческое проявление самих детей.
Задачи.

Развивающая:

включить ребят в активный совместный и индивидуальный творческий процесс;

развитие эстетического восприятия мира;

реализация творческих способностей школьников, образного и ассоциативного мышления, фантазии;

Образовательная:

формирование у учащихся познавательной деятельности – наблюдения (восприятия) , моделирование художественного – творческого процесса;

выделение частей в музыкальном произведение;

самостоятельное выполнение музыкально – творческих задач ;

выбор и использование художественных средств для выражения музыки;

Воспитательная:

развитие у ребят желания активно выражать себя в художественном творчестве;

формирование духовности и культуры, самостоятельности, инициативности;

Рефлексивная деятельность:

оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;

осознанное определение сферы своих музыкальных и художественных интересов и возможностей.
Методическое обоснование урока.
Настоящий урок является связующим звеном в цепи уроков, посвященных творчеству Римского-Корсакова.

Одной из главных задач, которую преследует учитель на уроке, является детское творчество, основанное на восприятии музыки в новом качестве, в новом направлении - синтезирование музыки: ребята не просто слушают музыку, а пытаются остановить ее во времени для обозрения; звук и цвет сливаются в одно целое и рождаются детские творения, помогающие глубже понять свое видение услышанного.

Такая работа (абстрактное воплощение музыки на плоскости) формирует умение учащихся к способности «передвижению» от одного способа мышления к другому, формирует у ребят художественный вкус, развивает способность к быстрой смене вида деятельности, помогает саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Безусловно, проведение такого урока предполагает накопление определённого опыта эмоционально- образного восприятия не только музыки, но и окружающей среды ( природной, художественной, социума); развитие эмоционально-чувственной сферы.

Творческая работа класса заключается в создании звуковой декорации к музыке «Сеча при Керженце»Римского-Корсакова. Чтобы выполнить задание, ребята должны применить на практике уже имеющие у них знания в области музыки. Свободно владеть такими понятиями, как: музыкальная форма, программная музыка, музыкальный образ, мелодия и её элементы, характер и движение музыки. Эти знания учащиеся применяют в другом виде искусства – графическая живопись, в которой происходит показ практически всех МСВ (музыкальные средства выразительности).

На уроке поощряется самостоятельность, индивидуальность, фантазия, внимательность, которая поможет осознанно воспринимать музыкальную форму и жанр как целостное явление. Отслеживать логику развития музыкальной мысли во времени, анализировать, следя за развитием музыкального образа в зрительном и слуховом плане одновременно.




Урок первый.
Иногда в музыкальной литературе можно прочитать о сравнении оперы Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» с произведением древнерусской иконописи.

Очень стройно, неторопливо, последовательно, подобно иконе с клеймами, изображается жизнь героя, его подвиги, искушения и противостояния им. Опера повествует об испытаниях как отдельно взятой личности (Февронии, Княжича, князя Юрия, Гришки), так и всего китежского народа.

Надо отметить, что во все времена величайшей особенностью русского народа был и остаётся героизм, борьба за свободу и независимость. Сюжет оперы уносит нас в далёкие времена, связанные с нашествием Батыев полчищ на Русь, с борьбой народа против татаро– монгольского ига.

Основной конфликт двух народов раскрывает симфоническая картина

«Сеча при Керженце».
Не могли бы вы вспомнить, что послужило предпосылкой этого конфликта?
Уч-ся: Мудрый князь Юрий выстроил город Великий Китеж в глубине непроходимых лесов и болот, чтобы не мог добраться до него враг. Китежане узнают, что и на Великий Китеж движется татарское войско; нашелся предатель указавший дорогу врагам (Гришка). Без борьбы китежане не хотят покориться врагу. Малочисленная китежская дружина с Всеволодом во главе отправляется против татар.
(Звучит музыка «Сеча…» )

На сцене битва русских с татарами не показана. О ней рассказывает музыка (антракт). Значит, содержание музыки нам известно.
Вспомните, к какому типу относится данная музыка?
Уч-ся: Это программная музыка; выразительно – изобразительная.
Что лежит в её основе?
Уч-ся: Слышим два образа, две темы (тема татар и тема русских) .
Действительно, слушая музыку, мы узнаём и тех и других. Ошибиться невозможно.

Давайте послушаем тему татар
(Звучит тема татар).
Дайте характеристику этому музыкальному образу.

Уч-ся: Музыка лишена чувств, слышны интонации набега, топота, скачки в быстром темпе, низком регистре; минор – знак темной силы. В основе музыкальной характеристики татар легла старинная русская песня «Про татарский полон» - «Как за речкою да за Дарьею», но в измененном виде – как музыкальное воплощение стихийной силы.
Слушаем тему, которая рисует русскую китежскую дружину.
(Звучит тема русских)
Проанализируйте услышанное.
Уч-ся: Интонационный язык этой темы построен на интонации русской лирической песни. Несмотря на то, что движение музыки проходит в очень быстром темпе, мы отчетливо слышим песенные интонации в среднем и высоком регистре.
(Слушаем все произведение)
Какое очень важное музыкальное средство выразительности говорит нам о масштабах происходящего?
Уч-ся: Оркестровка. Звучит симфонический оркестр в полном составе.
Что помогает осознать нам при слушании музыки весь драматизм происходящего?
Уч-ся: Динамика (нарастающая); окончание произведения – резкий «провал» (всё кончено): по сюжету мы знаем – погибла вся русская дружина. После проведения главных тем (тема татар и русских) в начале произведения идёт их лобовое столкновение (темы накладываются одна на другую).

(По ходу анализа музыки заполняется таблица)


МСВ

Слуховое восприятие

ЖСВ

Зрительное восприятие

Выбор элементов, цвета

***

***












Урок второй.

1. Орг. Момент. Сообщение цели урока: наша сегодняшняя задача - создать звуковую декорацию к музыке Римского – Корсакова «Сеча при Керженце»

(Слушание музыки)

2. Давайте определим сначала «родственные» СВ в музыке и живописи, которые мы сможем отобразить в нашей декорации.

(Работа с таблицей в тетради и на доске)

МСВ

ЖСВ

Содержание

Интонационный язык

Динамика

Регистр

Тембр

Кульминация

Сюжет

Ритм линий

Динамика

Цвет

Декоративность

Композиционный центр


3. Так как мы создаём одну общую декорацию, то её содержание увидим в конце урока. А вот перевод интонационного языка на плоскость нас интересует сейчас. Предлагаю его обдумать сообща в группах:
1 и 2гр. – Работают над темой «Русская дружина»

3 и 4 гр. – Работают над темой «Татар»

5 гр. – продумать композицию всей декорации (рисунка).

(Ребята работают в группах; задание дано на карточке; звучит музыка)
4. Выступление 1 уч – ся от каждой группы о выполненной работе.



5. Индивидуальная работа: каждый ученик выполняет творческую работу своей группы (звучит музыка).


6. На доске оформляется декорация из детских рисунков к музыке Римского – Корсакова «Сеча при Керженце».




Включается музыка и мы, слушая её, следим глазами по декорации за развитием музыкального действия.

Можно вызвать 1 ученика к доске, который будет показывать, что звучит в данный момент.

Приложения к уроку

Таблица



МСВ


Слуховое восприятие


ЖСВ

Зрительное восприятие

Выбор элементов цвета

1 форма, жанр

Одночастная пьеса

Декорация








2 содержание


Борьба (сеча) китежской дружины с татарами;

Программность (есть конкретный сюжет - либретто)


Сюжет


Развёрнутое повествование




3 тип музыки

Изобразительный











4 характер


Суровый, жёсткий, боевой, грозный, драматический











5 интонацион-ный язык


Тема татар: мотив «скачки», топот,; русская народная песня «Про татарский полон» («Как за речкою да за Дарьею») в изменённом виде в очень быстром темпе

Тема русских: лирическая песня в изменённом виде в быстром темпе


Ритм линий декоративность

Татары: вертикальный (нападение)

Русские: горизонтальный

(защита)

Орнамент, плетение – узор, построенный на ритмическом чере-довании элементов






тёмный


светлый

6 тембр

Симфонический оркестр











7 динамика


Нарастающая

Резкий «провал» (всё кончено)


Динамика




постепенное насыщение красок


8 регистр

Тема татар: низкий

Тема русских: средний, высокий

Цвет

Колорит

Напряжение, ожидание, волнение

холодный, светлый, тёмный

9 лад

Минор










10 кульмина-ция


С середины произведения и до конца

Композиционный центр

Трагическое завершение

(индивидуальная фантазия)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПояснительная записка Воспитание творческой активности учащихся в...
«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconТема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе...
Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПояснительная записка Формирование личности, готовой к активной,...
Жном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. icon«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических...
Всегда считал, что важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПрограмма по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,...
Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и развитие личности с устойчивым нравственным поведением, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию,...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconНовые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Возрастает социальная роль личности, поэтому...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconМатериалы Интернета Особенности педагога, работающего с одаренными детьми
Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. icon«Работа с одарёнными детьми в процессе изучения английского языка»
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Бщество ставит перед школой задачу создание условий для формирования личности нравственной. Эмоциональной, эстетически развитой,...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо учителей начальных классов работает по своим проблемам, но в русле общешкольной методической темы «Создание оптимальных условий...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconПояснительная записка Одной из важнейших задач современной подготовки...
Становится необходимым увеличивать оперативность обработки информации, а также следить за эффективностью организации деятельности...
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной отечественной школой, является воспитание в каждом ребёнке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. iconЛеушинская средняя общеобразовательная школа исполнитель
Цель: воспитание здоровой, творческой личности с социально-активной гражданской и жизненной позицией, адаптированной к социуму и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск