Скачать 237.35 Kb.
|
Прикубанский округ город Краснодар Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78 Утверждено решение педсовета протокол № 1 от « 31 » августа 2010 г. Председатель педсовета Е.А.Шкута РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо введению в социологиюСтупень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 10 класс Количество часов 34 Уровень профильный Учитель Недельская Олеся Сергеевна Программа разработана на основе авторской программы О.С.Недельской «Введение в социологию 10-11 классы», утвержденной решением педсовета МОУ СОШ № 78 г. Краснодара, протокол № 1 от 31.08.2010 г. Введение в социологию 11 класс (34 часа) Пояснительная записка Рабочая программа «Введение в социологию» рассчитана на учащихся 10-11-х профильных социально-гуманитарных или социально-экономических классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук и поддерживает профильный общеобразовательный предмет «обществознание». Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне и обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию» социально-гуманитарного профиля. Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом. Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов. Содержание курса состоит из 10 разделов. Изучение строится по принципу усложнения материала, сочетании теории и решения практических прикладных задач. В программе отводится много времени на самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном обществе, и успешной социализации личности подрастающего поколения. Задачи курса
Учебно-тематическое планирование курса
Программа Введение в социологию 10 класс (34 часа) Раздел 1. Социологическое знание (7 ч) Социология как наука. (1 ч) Объект и предмет социологии. Функции социологии. Структура социологического знания. Социология в системе наук. (1 ч) Особое место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. История становления и развития социологии. (2 ч) Исследования социальной сферы в античности и эпохе Возрождения. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. О. Конт – родоначальник социологии. Классический период развития социологии. Основные направления социологии в ХХ веке (М.Вебер, П. Сорокин, Т.Парсонс). Современные социологические теории. Методы социологии. Основы социологического исследования. (2 ч) Как провести социологическое исследование. Программа исследования. Основные шаги в работе социолога. Опрос как метод социологии. Особенности и виды социологического опроса (анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, экспертный опрос). Наблюдение, эксперимент, контент-анализ в социологии. Исследовательская работа. Проведение анкетирования по заданной теме. (1 ч) Раздел 2. Развитие общества (6 ч) Признаки общества. (1 ч) Понятие общества, его структура. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Признаки общества. Сферы общества, их взаимосвязь и взаимовлияние. Типология обществ. (1 ч) Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общественно-экономические формации. Сравнительные характеристики аграрного, индустриального и постиндустриального общества. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. (1 ч) Закон ускорения истории. Закон неравномерности. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. (1 ч) Понятия «прогресс» и «регресс». Формы прогресса: реформистский, революционный. Понятие модернизации. Практическая работа. Признаки и типологии обществ. (1 ч) Практическая работа. Социальный прогресс и его противоречивость. (1 ч) Раздел 3. Культура (8 ч) Что такое культура. (1 ч) Определение понятия «культура». Связь с понятием «цивилизация». Показатели цивилизованности. Состав культуры. (1 ч) Материальная и духовная культура. Культурное наследие. Культурные универсалии. Культурные нормы. (1 ч) Привычки, манеры, этикет, традиции, обычаи, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода, ценности. Формы культуры. (1 ч) Элитарная, массовая и народная культура. Субкультура. Контркультура. Культурное разнообразие. Культурная динамика. (1 ч) Открытия и изобретения. Селективность культуры. Культурный лаг, культурная трансмиссия. Практическое занятие. Виды и формы культуры.(1 ч) Эссе. Элитарная и массовая культура: враги или союзники?(1 ч) Семинар. Проблемы современной российской культуры. (1 ч) Раздел 4. Социализация (7 ч) Что такое социализация. (1 ч) Понятие «социализация». Сущность процесса социализации. Этапы социализации. Связь с понятием «обучение». Феральные люди. Детство. (1 ч) Его особенности и значение в процессе социализации. Биологические предпосылки детства. Семейные роли родителей и детей. Юность. (1 ч) Тинэйджеры. Молодежная субкультура. Трудности социализации в период юности, их причины. Зрелый возраст и старость. (1 ч) Критерии зрелости. Завершение активного периода социализации в старости. Агенты и виды социализации. (1 ч) Агенты первичной и вторичной социализации и их функции. Практическая работа. Социализация в моей жизни. (1 ч) Исследовательская работа. Поведение и образ жизни современных тинэйджеров в России. (1 ч) Раздел 5. Социальный контроль (6 ч) Что такое социальный контроль. (1ч.) Понятия «социальный контроль», «социальные нормы», «санкции». Социальные предписания. Социальные нормы и социальные функции. (1 ч) Классификация социальных норм. Виды санкций. Функции социального контроля. Формы социального контроля. (1 ч) Внутренний и внешний контроль. Формальный, неформальный. Общественное мнение. Нежелательные формы общественного поведения. (1 ч) Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Преступность (профессиональная, организованная). Исследовательская работа. Девиантное поведение вокруг меня. (1 ч) Семинар. Причины роста подростковой преступности в современной России. (1 ч) Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения программы курса «Введение в социологию» учащиеся получают возможность: Знать \ понимать: - социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; - основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы; - закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы; - различные подходы к исследованию проблем человека и общества; - особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания. Уметь: - характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе; - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических); - анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; - формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; - применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
При изучении курса целесообразно будет применять такие методы работы, как лекция, практические и семинарские занятия, исследовательские работы учащихся. Формами контроля могут стать защита рефератов, тематические зачеты по курсу и конференция учащихся с презентацией результатов познавательной и исследовательской деятельности. Литература
Согласовано Зам директора по УВР И.А.Фоменко « 30 » августа 2010 г. Прикубанский округ город Краснодар Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по введению в социологию Класс 10 «Б» Учитель Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы О.С.Недельской «Введение в социологию», 10 класс, утвержденной решением педсовета МОУ СОШ № 78 г. Краснодара, протокол № 1 от 31.08.2010г. Краснодар, 2010
|
Решение педсовета протокол №1 от 30 августа Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №81 г. Краснодара | Программа по русскому языку 6 класс. Программу составила Принята: решение педсовета мбоу «Бабаевская сош №1» (протокол заседания №1 от 29 августа 2013 г.) | ||
Решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2013 ... | Решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года «основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,... | ||
Решение педсовета протокол №1 Оборудование: Карта, учебники, картина, ук РФ., Конституция, таблицы, ист. Справки | Решение педсовета протокол №1 от 28. 08. 2013 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар | ||
Решение педсовета протокол № Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления | Решение педсовета протокол №8 от 24. 05. 2013 «Изобразительное искусство 5-9 классы» под руководством Т. Я. Шпикаловой Москва «Просвещение» 2007 год | ||
Решение педсовета протокол №1 Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10-11 классы (автор-составитель Е. А. Семенко), Краснодар 2008 г | Решение педсовета протокол №1 от «28» Программа разработана на основе программы «История религий» под редакцией В. М. Лавров, Т. Д. Стецюра, для 10—11 классов общеобразовательных... | ||
Решение педсовета протокол №1 от «30» Программа разработана на основе программы начального и основного образования «Технология». Авторы ХохловаМ. В., Самородский П. С.,... | Решение педсовета протокол Программа разработана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс/авт сост.... | ||
Решение педсовета протокол №1 от 29. 08. 2011 года Количество часов: 68 часов Уровень: профильный (базовый, углубленный, профильный) | Решение педсовета протокол №6 от 29. 08 «Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы» | ||
Решение педсовета протокол №1 Занятия в кружке позволяют всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания. Так же данная... | Решение педсовета протокол №1 Программа разработана на основе Программы Т. П. Андреевской, О. Н. Журавлевой. История с древнейших времен до наших дней: Программа... |