О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год





НазваниеО выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год
страница1/4
Дата публикации03.11.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Утверждено на заседании


Ученого совета

14 ноября 2006 г.

Протокол № 8




К Р А Т К И Й О Т Ч Е Т
о выполнении Комплексной программы
«ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

за 2006 год


Научный руководитель:

Академик РАО Л.В. Школяр

Головные организации – Институт художественного образования РАО

Институт социально-педагогических проблем сельской школы РАО

Москва – 2006 год




РЕФЕРАТ

В отчетном году закончен трехлетний этап исследований по Комплексной программе РАО «Образование как институт культуры». Фундаментальные и прикладные исследования проходили по четырем подпрограммам - «Культурные основания современной системы образования», «Духовно-эстетические ценности искусства в творческом развитии личности», «Модернизация художественного образования», «Социально-педагогические аспекты модернизации образования», - имеющим важное научное значение для реализации культуротворческой функции образования, восполнения художественной составляющей образовательного процесса в системе дошкольных, общеобразовательных, средних и высших профессиональных учреждений.

Основные интегрированные результаты фундаментальных и прикладных исследований 2006 года могут быть применены в целях духовного и социального становления личности в широком образовательном пространстве, сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи, а также при подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального художественного и социально-педагогического образования.

В ходе исследований «Культурных оснований современной системы образования» впервые разработаны критерии эффективной педагогической деятельности в системе непрерывного культуросообразного образования, в структуре которых лежит: инициирование и педагогическая поддержка процессов творческого освоения детьми фундаментальных основ культуры; координированное развитие творческого воображения и теоретического мышления; развитие креативности как ведущего свойства личности; формирование умения и желания учиться как общая способность растущего человека к самоизменению, самопреобразованию; расширение перспектив психического развития путем включения детей в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; создание условий для организации и развития творческих детско-взрослых общностей; реализация художественно-эстетической доминанты культуросообразного образования; культивирование в детях творческого ценностного отношения к своему физическому и духовному здоровью как фундаментальной культурно-образовательной ценности (Кудрявцев В.Т., Школяр Л.В.).

По результатам социологических исследований Института подготовлен научный доклад «Социальный статус искусства и гражданская ответственность педагога». Дана характеристика современного представления о культуре, которая как никакая другая сфера позволяет кардинально изменить мировоззренческие установки личности. Это особенно важно в современный период, характеризующийся поворотом к человеку как высшей ценности (Демин В.П.).

Впервые в исследованиях разработана проблема эстетической антропологии, которая рассматривается как особая область понимания бесконечного отношения Человек - Истина средствами искусства. Раскрыто теоретико-психологическое представление о целостной личности художника. В этом контексте целостная личность художника находится с самого начала антропогенеза в неразрывном единстве бесконечного отношения, возникающего сначала как интимно-религиозное Я-Ты, потом как рационально-философское Человек - Мир, и, наконец, арт-антропологически Живой художник - Живой мир (Ражников В.Г.).

Определены принципы формирования художественной культуры школьников в условиях взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений культуры: регулярность и системность совместной работы учреждений культуры и школы; включение в практику работы учреждений культуры разнообразных видов и форм общения школьников с искусством и культурой в целом; организация и проведение массовых мероприятий; системная работа с педагогами школ; взаимодействие и сотрудничество между учреждениями культуры (Фохт-Бабушкин Ю.У.).

Раскрыты перспективные направления развития образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве как условия формирования национального самосознания современного молодого поколения России. В результате исследования выделены принципиальные положения по приобщению детей и подростков к своим художественным корням, к собственной культуре и культуре других народов, что является определяющим в воспитании толерантности в многонациональном государстве. Концептуальной идеей такого обучения и воспитания является общение с многовековым искусством, в основе которого лежит преемственность поколений, передача художественного опыта, коллективный характер художественного труда (Максимович В.Ф.).

Обоснована динамика культурологического образования студентов педагогических вузов. Подготовлена «Современная концепция культурологического образования студентов педагогических вузов», в основе которой лежит положение о том, что именно культура становится сегодня опорным фактором просвещения. Культурологическое образование будущего педагога должно быть направлено на формирование способностей: ценить и понимать прекрасное; пользоваться плодами культурного развития человечества в общении с детьми; активно участвовать в процессах поддержания интереса к искусству и обновлении общественной культуры в жизни страны как условия саморазвития и самообразования (Савенкова Л.Г.).

Завершена работа над монографией «Педагогика Баухауза», которая является первым на русском языке исследованием педагогической деятельности всемирно известного института формообразования и первого института дизайна в Европе. Проанализированы теоретические основы формирования педагогической концепции Баухауза и показана необходимость внедрения подобной системы художественно-промышленного образования в современное профессионально-художественное образование в России (Дружкова Н.И.).

Определены концептуальные подходы к проблеме взаимодействия массовой культуры и традиций гуманитарного образования. Анализ ситуации в социокультурной среде российского общества показал: экспансия массовой культуры, особенно жестко влияющей на ментальность подростков, носит не воинствующий, но примитивно-декларативный характер, что в итоге и формирует «новые» формулы и модели успешности, идеалы для подражания и мировоззрение «современного героя». Такому губительному воздействию массовой культуры может успешно противостоять реализация в едином социокультурном пространстве страны ряда концептуальных положений, ключевым из которых выступает приоритет отечественных национально-культурных ценностей и идеалов в содержании образования на всех его уровнях (Школяр В.А.).

В русле подпрограммы «Духовно-эстетические ценности искусства в творческом развитии личности» разработано научно-методическое обеспечение освоения классической и современной литературы в старшей школе. Выявлено, что современные подходы к литературному образованию обуславливают следующие факторы: понимание истоков русской духовности; осмысление открытий и размышлений русских писателей; доверие к тексту, осознание множественности его трактовок; избавление от шаблонов, готовых схем в интерпретации произведений; осмысление сущностных идеалов свободы, добра и справедливости, долга и чести (Иванова Э.И.).

Обоснованы критерии освоения музыкальной классики учащимися разного возраста. Установлено, что показателями эффективного освоения произведений музыкальной классики являются глубина восприятия музыкального произведения, ощущение диалектического единства контрастных образов, высокий уровень музыкальный памяти и интонационного слуха, умение выразительно исполнять (петь и пластически интонировать) основные музыкальные темы-мелодии (Критская Е.Д.). Сформулированы и обоснованы принципы вокально-творческого развития детей. В качестве ведущих дидактических положений определены: обеспечение органичного погружения школьников в певческий опыт предшествующих поколений, где пение представлено как проявление духовной сущности человека в познании мира; организация вокально-поэтической среды, способствующей постижению таинства рождения звуков в самом человеке и вокруг него; сохранение эмоционально-увлекательной атмосферы занятий, направленной на выявление духовно-звучащего, поющего начала каждого ребенка (Алексеева Л.Л.).

Выявлено влияние междисциплинарного подхода на полихудожественное развитие учащихся, сформулированы педагогические условия взаимодействия школы и музея, способствующие общему активному развитию и успешности художественно-творческой деятельности учащихся (Протопопов Ю.Н., Столяров Б.А.). Показано, что междисциплинарный подход помогает педагогу создавать эффективные технологии человекоцентрированного обучения; обеспечивает опору на общечеловеческие нравственные и духовные ценности; развивает у школьников стремление находиться в непрерывном диалоге с культурой; способствует созданию доброжелательной творческой атмосферы и благоприятных условий для продуктивной деятельности (Е.П.Кабкова).

Обобщены результаты сравнительного анализа этнокультурных особенностей художественного творчества детей и подростков разных поколений XX века с методологических позиций педагогики, психологии, этнографии детства и этнопедагогики. Доказано, что художественное творчество детей есть неотъемлемая часть традиционной культуры и художественной культуры народа конкретного исторического периода. Изучение творческих работ детей из Англии, Германии, Чехословакии, России показало, что влияние идеологии нивелирует роль национальной традиции в воспитании, что убедительно подтверждает сопоставление рисунков детей и подростков разных поколений из Советского Союза, выполненных на протяжении 1910-1980-х гг. Показано, что изучение традиций родной национальной культуры в сочетании с европеизированной системой обучения языку изобразительного искусства грозит потерей национальных традиций культуры (Фомина Н.Н.).

В разделе «Модернизация художественного образования» разработаны концептуальные подходы создания учебно-методических комплектов по искусству нового поколения (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) с учетом приоритетных направлений государственной политики в области образования. В результате исследований создана научная база для развития инновационной деятельности, внедрены в широкую практику школ учебники образовательной области «Искусство», получившие гриф Минобрнауки РФ (Школяр Л.В.).

В рамках проблем художественной дидактики разработан образовательный комплекс, направленный на художественно-творческое развитие детей и юношества. Создана и обоснована система развивающих художественно-творческих заданий, учитывающая критические сроки развития интеллекта, и ориентированная на формирование нестандартного самостоятельного мышления и творческих способностей школьников (Савенкова Л.Г.). Определено содержание педагогического сопровождения элективных учебных курсов по искусству в системе профильного обучения. В основе содержания лежит принципиальная позиция - через художественно-эстетическое воспитание воздействовать на интеллектуально-творческое и духовно-нравственное начало подрастающего поколения (Алексеева Л.Л.).

Выявлены основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества в условиях внедрения занятий искусством в образовательное пространство. Перспективы формирования активной, творческой, самореализующейся личности основываются на интеграции общеобразовательных, развивающих, адаптирующих задач и включение современных методик арттерапии в художественно-творческую деятельность детей (Бережная М.С.). Разработан информационный учебный методический комплекс - электронная версия образовательного модуля художественного развития личности «Художественная коммуникация. От книги до компьютера». Модуль предназначен для организации творческой деятельности учащихся и направлен на решение двух основных задач: освоение информационных технологий как средств художественного выражения и как средств обучения учащихся (Селиванова Т.В.).

В области дополнительного художественного образования разработано содержание и формы педагогической деятельности, обобщены новейшие педагогические технологии. Выявлено, что характерным для современного дополнительного образования является опора на творческое развивающее обучение и решение проблем подростковой адаптации к новым социальным условиям. Обнаруженные методики позволяют создавать в дополнительном образовании модели прогредиентного подхода (лат. progredior – идти вперед). Это способствует воплощению в современной театральной педагогике принципов русского психологического театра, и развитию теоретических положений медиаобразования в русле активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства кино (Кабкова Е.П.).

В рамках подпрограммы «Социально-педагогические аспекты модернизации образования» обоснована концепция развития образования в контексте приоритетных Национальных проектов; определены механизмы реализации социально-педагогической парадигмы образования в условиях интенсификации социокультурного развития общества. Принципиальная новизна исследования заключается в системном анализе социально-педагогических факторов и механизмов модернизации образования, их влияния на реализацию национальных приоритетов социальной и образовательной политики (Бочарова В.Г., Филонов Г.Н.).

Экспериментальные исследования 2006 года предусматривали выявление новых перспектив содержания и форм работы в структуре базового и дополнительного образования в разных видах искусства. Определено развивающее воздействие нового содержания образования на уроках искусства, раскрыта его роль в музыкальном образовании детей и юношества. Исходя из цели - развитие творческих сущностных сил подростка в процессе формирования его художественной культуры, - выявлены критерии, позволяющие определить уровень продвижения школьников в освоении содержания и форм музыкального искусства (Школяр Л.В.). Проведена апробация инновационных технологий освоения музыкальной классики, направленных на социализацию школьников. Разработаны методические рекомендации для учителей музыки, способствующие повышению качества и эффективности учебного процесса в целях нравственно-эстетического воспитания учащихся (Критская Е.Д.). Выявлен характер музыкально-творческого развития учащихся в процессе звукорежиссерского оформления электронной композиции. Подтверждено положение о том, что обращение к этим средствам развивает способность ученика к ассоциативному мышлению (Красильников И.М.).

Определено содержание образования по одному из направлений народных художественных промыслов (вышивке). Определяющим условием является погружение студентов в конкретное монохудожественное пространство художественной вышивки, после изучения того полихудожественного объема учебного материала, который предусмотрен в общенаучных и общепрофессиональных дисциплинах: культурологии, экономике и менеджменте, рисунке и живописи, истории искусства (Максимович В.Ф.).

Одним из важных аспектов опытно-экспериментальной работы была разработка направлений и условий продуктивного художественно-творческого развития детей и школьников на занятиях искусством. Апробирован учебно-методический комплект развивающих заданий для детей и школьников. Важную часть комплекта составляют задания, направленные на активизацию творческой деятельности детей, развитие воображения и фантазии (Л.Г. Савенкова).

Выявлены эффективные формы психологического сопровождения профилактики асоциального поведения детей и молодежи. Выбор основан на иерархической структуре ценностей, которая формируется в результате взаимодействия личности с социумом во всем его многообразии. Применяемые в совокупности формы способствуют интеграции личности, позволяют снизить возможность проявления асоциального поведения и повысить уровень ответственности за собственные действия (Бережная М.С.).

Проведена апробация содержания элективных учебных курсов по литературе и методов развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста. Деятельностный подход к проявлениям творческих возможностей и способностей школьников был подчинен разработке приёмов и методов развития личности и исходил из условия переориентации образовательной парадигмы (Иванова Э.И.).

Экспериментально проверены методы диагностики развития театрально-исполнительской культуры учащихся, проявляющиеся в ряде показателей: совершенствовании коллективной работы, росте самостоятельности и инициативы при работе над постановкой спектакля. Установлено, что навыки импровизационной деятельности проявляются в развитии волевых характеристик личности, наращивании объема личных жизненных впечатлений, яркости и образности работы воображения (Некрасова Л.М.). Проверены инновационные методические подходы взаимодействия педагога и учащихся в художественно-творческом процессе. Определены эффективные формы работы: создание развивающей медиасреды; организация проектной деятельности в области кино; включение элементов кинотренинга в образовательную практику (Баженова Л.М.).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconПрограмма «Культура здоровья» Программы работы с детьми-инвалидами и родителями проект «мост»
Информация о выполнении (участии в выполнении) работ по реализации проекта (ов) в рамках Федеральной целевой программы развития образования...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconОтчет о деятельности Республиканского центра народного творчества за 2003 год
Комплексной Программы развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года, Государственной программы «Народы Башкортостана»,...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconВяземская централизованная библиотечная система муниципального образования...
Директор Смыслова Надежда Николаевна (Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций РФ 2007 год; Почетная грамота Российского...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconНаучной конференции
Н-34 Наука и образование: Материалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы...
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы...
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-11 классов...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы...
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconОбразовательная программа год
Образование – высшее, Пермский государственный педагогический институт, физический факультет, 1983 год
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconПрограмма является подпрограммой Комплексной программы развития колледжа на 2006-2011 годы
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саткинский педагогический колледж»
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconДоклад директора гоу сош №867 Островской Л. Т. "Результаты работы...
«Столичное образование – 4» по следующим направлениям: дополнительное образование, профильное обучение, образовательная подготовка,...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа по физической культуре для 5 9-х классов составлена...
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (2007 г.) авторов Ляха В. И. и Зданевича А. А программа рассчитана...
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconОтчет по научно-исследовательской работе «Разработка комплексной...
«Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры»
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconИсходные положения Программы состоят в том, что образование выступает...
Социально-педагогическая среда как фактор формирования предпринимательского стиля мышления школьников
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconАнализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки...
В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки....
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа разработана на основе комплексной программы общеобразовательных...
Уровень программы: базовый стандарт. Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 часа в неделю
О выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год iconРабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана...
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы», автором составителем которой являются В. И. Лях и А. А. Зданевич;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск