Научной конференции





Скачать 12.93 Mb.
НазваниеНаучной конференции
страница1/77
Дата публикации07.03.2015
Размер12.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77
ФЕДЕРАЛЬНОЕ агентство по образованию

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КемГУ


НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
МАТЕРИАЛЫ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ

НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(2-3 МАРТА 2006 г.)

БЕЛОВО 2006

ББК Ч 214(2Рос-4Ке) 73я431

Н 34

УДК 001:37(036)


Печатается по решению редакционно-издательского совета КемГУ.
Редколлегия: к.и.н. Е.Е. Адакин (отв.ред.)

к.б.н. Л.И. Законнова (отв. секретарь)

к.и.н. И.Ю. Верчагина

к.э.н. С.И. Григашкина
Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2006.– Ч. 2. – с.
ISBN 5-8353-0357-2
Сборник содержит тексты докладов и сообщений учёных, преподавателей вузов, школьных учителей, специалистов, представленных на Международную научную конференцию «Наука и образование», проводимую Беловским институтом (филиалом) ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». В них отражены результаты новейших разработок в области педагогики.

Рекомендуется студентам, преподавателям, учителям для использования в научных и учебных целях.
ББК Ч 214(2Рос-4Ке) 73я431

ISBN 5-8353-0357-2


Тексты докладов приведены в авторской редакции



©
©

Беловский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет», 2006

Коллектив авторов, 2006



СОДЕРЖАНИЕ

СЕКЦИЯ «профессиональное и общее образование
в условиях модернизации» 19

ИНФОРМАЦИОННЫЕ Образовательные технологии в высшем медицинском образовании
Аброськина О.В. 19

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Автайкина Т.О. 22

ДИСТАНТНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ
Адакин Е. Е., Трофимова Ю. В. 28

Модульная организация профессиональной
деятельности специалистов социального приюта
Алфёрова В. Н. 32

Методика оценки качества учебных
пособий модульного типа
Ананьева Е.И. 37

Комплексное решение задач физического
и эстетического воспитания в рамках
занятий по физической культуре
Андреева О. В., Исаев В. Б., Алонцев В. В. 41

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Андронникова О.О. 45

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ
ПРАКТИКУМОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ
КРЕАТИВНОСТИ ПОЛУЧАЕМОГО ЗНАНИЯ
Асанова И.М., Алексеев Г.В., Жуковецкая Е.А.,
Жарикова Н.Б., Прокудин Ю.А., Рубанова И.М. 49

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Астахова Е. В. 54

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Афанасьева О.Ю. 58

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Афонина Р.Н. 64

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ПАКЕТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Балицкая Н.В. 71

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ
Белова Е.Н. 76

Проектирования курса математического анализа
для экономических специальностей в Евразийском
институте экономики, менеджмента, информатики
Белянина Е.Ю. 80

ИНТЕРЕС КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ВО ВНЕКЛАССНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ШКОЛЫ
Беридзе Е.А. 85

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ
Бундина К.В. 89

Система дифференциации образования
как определяющий фактор при введении
профильного обучения в гимназии
Бурцев О.П., Чибышева Г.Г., Зайцева О.В., 93

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.НОВОКУЗНЕЦКА»
Бускина Е.В. 98

О понятии “паблик рилейшнз”
в рамках профилактической работы в вузах
Варнавская О.А. 102

ПОГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕД. ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ
У ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОАНАЛИЗА
СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Васильев А.А. 106

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Веселова Н.Н. 111

Профессиональное самоопределение учащихся
в системе начального профессионального образования
Воднива М.В. 115

Технология учебного проектирования как средство развития творческого потенциала студентов
в системе профессионального туристского образования
Войтенко М.В. 119

Дистанционное образование как средство повышения
результативности и эффективности обучения в школе
Володина С.А. 121

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ
УЧИТЕЛЯ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ
Волченкова К.Н. 124

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Воронцова М.В., Абрамян А.К. 131

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Вострикова Е.А. 135

КОНФЛИКТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
Врачинская Т.В. 138

ТЕОРЕТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»
Галанова М.А. 140

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Галиновский А.Л. 144

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Гарькина Е.Н. 147

СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Герасимова В.А. 151

Интегративно-модульный подход к обучению общей
химии студентов-биологов
Гермогенова Н.И. 155

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
Горохова С.А. 160

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ
Горутько Е.Н. 163

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Градусова Т.К. 167

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
КАК БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Градусова Т.К., Миронова Л.Г. 170

РОЛЬ УМК В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Гребенникова Н.Л. 174

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Григашкина С. И., Кадочникова А.А. 176

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Далингер В.А. 179

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Демчук Н.А. 183

Методы углубленного изучения
истории и естественных наук
Драч А.М. 185

МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Дробчик Т.Ю., Незоров Б.П. 187

К вопросу о сущности понятия «учебно-познавательная ситуация» в педагогическом процессе
Дронова Е.Н. 191

МОНИТОРИНГ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Дунина-Седенкова Е.Г. 195

Факторы, способствующие совершенствованию
индивидуального стиля деятельности учителя
Евланова Л.И. 198

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Ергазина А.А. 203

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Ефременкова О.В., Чернявский А.Ф. 207

Особенности развития российской высшей школы
в свете мировых тенденций
Ефремова Е.В. 216

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК»
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Законнова Л.И. 220

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Захарычева А.М. 223

СТАТУС ВУЗА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Захарычева А.М., Салихов А.В. 228

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Злобин А.Ю., Гавва А.Р. 233

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ECDL
Злобин А.Ю. 236

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВЕДОВ
Злобин А.Ю., Сенчурова Ю. А. 238

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Зорина Е.А. 239

Диалектические основы интеграционных
процессов в высшем образовании
Иванова В. И. 244

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ:
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Иванова Л.Г. 248

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
Ивашнёва С.В. 252

Субъектно-конструктивный метод как оптимальный
способ формирования аналитического мышления
студентов педагогического вуза
Игракова О.В. 259

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Инкина С.Г. 262

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кайль Л.В. 266

Компетентностный подход как наиболее эффективный способ модернизации образования в России
Капц И.В. 267

Интерактивное общение как способ формирования ученического коллектива
Картавцева А.П. 272

Формирование информационной грамотности учащихся
Картавцева А.П. 274

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Картаусов Д.И. 276

Technology of Probation in the System
of Pedagogics Science
Kasandrova Zlatka 280

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Кашкимбаев М.К.. Шураханова К. 285

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГУВЕРНЕРСТВА
Кириллов В. А. 288

Диалог как способ развития у учащихся
начального профессиональнго образования
умений делового общения
Ковалева Ю.С. 291

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Коваленко В.И. 294

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ковтун Т.В. 299

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Козлов В.И., Денисов Н.Л. 301

Проблемы в преподавании экономики в школе
и поиск путей их разрешения
Козлова Л. Н., Козлов А. Г. 304

Становление компетентности социального работника
Кокшенева Е.А. 309

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ – К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Колесникова Л.Г. 314

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Колмаков В.Н. 318

Дополнительное (к высшему) образование
с присвоением квалификации
«Менеджер наукоемких технологий» за 2 года
Комов А.Н., Ергомышева Л.Л 322

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ МАТЕМАТИКИ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кондратенко Л.Н. 325

Компетентно-деятельностный подход как одно
из направлений современной методики
обучения иностранным языкам в ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Кониченко Л.Н. 328

САМООБРАЗОВАНИЕ ДОМИНАНТНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Корвяков В.А. 330

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Коробкова С.А. 335

Проблемы гендерного обучения
в профессиональном образовании
Костенецкая М.П. 340

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТИВНЫХ
КУРСАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Костюченко Н.В., Колыванова Н.Н. 344

ПРИМЕНЕНИЕ WEBMATHEMATICA
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Кочеткова С.В. 349

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ»-II. ОБОСНОВАНИЕ
Кошкина Н.И. 353

РАЗВИТИЕ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кравченко И.А. 358

Проблемы укрепления связей между наукой, образованием и производством
Кузнецова А.Р., Саитова Р.З. 361

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ
Кузьмина Н.Н. 365

О необходимости ВВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙВ ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Кузьмина Н.Н., Попов Н.А. 370

РОЛЬ, МЕСТО И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ США
(на примере колледжа Альверно, штат Висконсин)
Кузьминых Ж.О. 372

СИСТЕМА УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫЧЕСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНций ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Куракова Е.В., Федоров В.М. 376

Роль преподавателя в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
Лабзина П. Г., Черкасова И. В. 378

Совершенствование преподавания учебного предмета химии в условиях сельской малокомплектной школы
Лазарева П.В. 381

Формирование информационной культуры учителей
как необходимое условие развития инновационных
процессов в образовании
Лазарева Л.И. 384

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Ланская И.А. 388

психолого-педагогическое сопровождение СОЦИАЛЬНО- профессионального самоопределения ОБучающихся
Левина И.Л., Кушелевская Л.П. 392

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ
Левченко В.В., Постникова Е.В. 394

СПЕЦКУРС «ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»
КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
Маврина Н.В. 396

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ MICROSOFT EXCEL
В ТЕОРИИ ПРЕДЕЛОВ
Майгула Н.В., Марасанов Ю.Н. 400

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДАТЧИКОВ И ОПЫТЫ
С НИМИ В КУРСЕ МЕХАНИКИ
Майер Р.В. 404

Проблема оптимизации образовательного потенциала населения в соответствии с потребностями региональной экономики
Макарова М.Н. 411

СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Макарова Л.Н., Кузьмин Р.И., Кузьмина С.В. 415

ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ КАК ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ
ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
КОЛЛЕКТИВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК
Масленникова Н.П. 419

Инновационная педагогика в формировании
творческой личности
Медведев В.И. 423

Организационно-педагогические условия формирования творческой личности в воспитательно-образовательном
процессе сельской школы
Медведев В.И. 425

информационнАЯ культурА личности
Медешова А.Б. 428

Концептуальное и педагогическое обеспечение экологизации основ естественнонаучных знаний и его реализация в экологическом образовании и воспитании младших школьников
(к постановке проблемы)
Медко Т.В. 430

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МОДЕРНИЗАЦИЯ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михайловский О.С. 433

Особенности европейского речевого этикета
Мишина Н.Ф., Белашова Л.А. 441

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
Мокина В.В. 444

Роль «Паблик Рилейшнз» в системе
экологического образования
Мытарева Е.А., Шиян Т.В. 446

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
Мячина О.В., Борисова И.В. 449

научный стиль мышления в учебно-познавательной деятельности студентов
Мячина О.В., Борисова И.В., Севостьянова А.С. 451

ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКИ ТЕСТОВ, КАК СОСТАВЛЮЩИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Назаров С.А., Каменева Т.С., Назаров В.А. 453

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наумкина Т.А. 456

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Наумова О.Г. 460

Анализ требований к профессиональной подготовке специалиста в сфере швейного производства
Несмашная Е.А. 464

Некоторые аспекты управленческой деятельности
воспитания школьников в современных условиях
Нестерюк Н.А., Козлов А.Г. 468

ОПТИМИЗАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС
Нечаева А.В., Лаврентьев Г.В. 472

ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ -
ИМПЕРАТИВ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Николаева Л.А. 477

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Овчинникова Л.Л., Чалкова Т.С. 479

ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Огерчук А.А. 480

СУБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ольховая Т.А. 485

Подготовка будущих учителей в условиях модернизации профессионального и общего образования
Осяк С.А., Лупик А.Н., Романцова Н.Ф. 488

Проблемы подготовки преподавателя химии в условиях классического университетского образования
Павлова М.С. 491

Характеристика активных методов обучения
как средства формирования личностно-профессиональной компетенции у будущих
учителей иностранного языка
Панова М. В. 495

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ
Патласов О.Ю. 499

ИСТОРИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОДУШЕВЛЕННЫХ И НЕОДУШЕВЛЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Перегудина Т.Н. 505

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА: УСЛОВИЯ,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Петрова М.П. 508

Формирование готовности будущего учителя
к педагогическому сопровождению формирования самостоятельности школьников
Петунин О.В. 512

Реализация учебно-исследовательской
деятельности учащихся в процессе
внеклассных и внеурочных занятий
Поварич Н.А. 515

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Поданёва Т.В. 518

ВЗГЛЯД ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ
Подлипчук Г.И., Колоденкова А.Е. 520

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ
Попов Ю.В., Неудахина Н.А. 524

Роль межпредметных задач в совершенствовании подготовки студентов инженерных специальностей
Попова Г.А. 529

Воспитательный процесс в школе как совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей
Разумцева Л.Н. 533

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Рачилина М.В., 536

некоторые аспекты Использования локальноЙ аксиоматизации в профильном обучении геометрии
Рванова А. С. 540

Профессиональная позиция педагога как средство развития интеллектуальных и творческих
способностей ребенка в условиях детского дома
Ревякина И.В., Дмитриева Н.В. 544

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Родин А.Я., Родин М.А. 548

ОТ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Рыбкина А.А. 550

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Салова И.Ю. 555

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПО
Салтымакова Т.П. 561

МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОГРАММЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Самофалов А.Е. 565

О проблеме подготовки будущего учителя к работе в профильных классах
Севастьянова И.Н. 569

Структура и содержание профессионально-прикладной математической компетенции
Сейферт И.В. 573

SOME PECULIARITIES OF COMMUNICATIVELY
ORIENTED LANGUAGE ACQUISITION
Seredinceva A.S. 575

Здоровьесбережение учащихся
как основное направление модернизации
современного образования
Синицын Ю.Н., Остащенко Е.В. 579

ФЕНОМЕН КАРЬЕРЫ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Cитева С.С. 583

Модернизация системы высшего образования Казахстана
Сулима С. В. 585

Integrating Intercultural Training Material
in the ELT Classroom
Soultanova I.V. 591

Образование и религия – поиск путей синтеза:
И. Кант о религиозном воспитании
Суслова И.Б. 595

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Суханова С.Н. 600

Использование родного языка при усвоении иностранного как психологическая опора для студентов негуманитарного профиля
Терешкова О.Н. 605

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
С ВЫСШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Тимченко И.И. 609

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Титова Е.Ю. 612

некоторые подходы к формированию
ассертивного поведения у студентов первого
курса на уроках обществознания
Толстова И.Н. 616

Научно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса школьников
на этапе предпрофильной подготовки
Трифонова Л. В. 618

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХИМИКОВ
Трубачева Л.В., Чернова С.П. 622

Эффективность подготовки выпускников начального профессионального образования методом организации дополнительных образовательных услуг
Тульбович И.В. 626

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ УЧЕТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Тюнина И.М. 628

Развитие творческого потенциала студентов
при изучении “Концепций современного естествознания”
Удалова И.Н. 632

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Устинова Л.Г., Ходырева Н.Г. 635

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Утипкалиева А.М. 639

К вопросу о создании базы данных для проверки
знаний студентов гуманитарных факультетов
Федорова О.П., Каминская Е.В. 642

К вопросу об обучении языкам в условиях билингвизма
Филиппова Л.В., Жданова В.С. 644

ОСНОВАНИЯ, ЦЕЛИ И АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Фролова Н.В. 647

О некоторых проблемах профессиональной
подготовки будущих учителей
Хамидулина Н.А. 651

ФУНКЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ВАЖНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Харевич Л.А. 653

Профессиональное самоопределение выпускников национальных школ Республики Хакасия
Чаптыкова О.Ю. 657

МОДУЛЬНО – РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Черных А.В. 661

ОБ ОТБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Чуксина О. В. 664

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Чурекова Т.М., Палехина М.С. 668

Тестирование, как эффективный метод ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
физико-математического лицея
Шамшович В.Ф., Хусаинов М.А., Хлебникова Т.Д. 674

К КОНЦЕПЦИИ О КОНСТРУКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
Шаталова Н.П. 677

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Шеенко Е.И. 684

К вопросу о понятии «учебная деятельность»
Шелкунова Т.В. 689

О когнитивной педагогике и когнитивно-концептуальной модели экологического
образованияи воспитания младших
школьников (к постановке проблемы)
Шимко З.И. 693

РАЗРАБОТКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
Шкулова Н.Г. 698

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Шмицлер В.М. 702

Дистанционное обучение иностранному языку
и его необходимость в современном обществе
Щеголева О.Н. 705

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СОКРАЩЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Щербакова Н.А. 708

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Щербакова Н.А. 713

СЕКЦИЯ «профессиональное и общее образование
в условиях модернизации»


УДК 378.661:681.518 (045)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ Образовательные технологии в высшем медицинском образовании
Аброськина О.В.

ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет Росздрава»
Кризис традиционной системы образования признается важнейшей проблемой мирового сообщества XXI в. Очевидно, что это лишь часть глобального цивилизационного кризиса. В высшей школе XXI в. необходима иная логика трактовки образования: отсутствие культа императивных методов воспитания, ориентация на развитие личности, стимулирование творчества и творческого мышления, установка на образование и самообразование, тогда как традиционно на первом месте стоит обучение.

Одним из насущных требований современной системы образования является внимание к индивидуальности обучаемого. В наибольшей степени формированию творческой личности соответствует личностно-ориентированное обучение, в основе которой – парадигма гуманистической психологии: помощь студентам в личностном развитии, свобода выбора образовательной технологии. Результатом такого образования является сама личность, ее сущностные внутренние характеристики, то, что определяет поведение человека. При этом целью становится развитие способности к постоянному самостоятельному приобретению информации.

Принцип «образование — для удовлетворения потребностей и в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности», провозглашенный в соответствии с парадигмой образования и Законом об образовании РФ, требует совершенно иных подходов к организации образовательного процесса.

Время третьего тысячелетия порождает принципиально новый психологический облик профессионала – преподавателя медицинского вуза. Достижение профессионализма преподавателя медицинского вуза становится возможным при активной способности к самоопределению в условиях динамичного развития общества, к личностному и профессиональному росту.

Современная парадигма образования предполагает переход от утилитарно-прагматических целей как совокупности знаний, умений и навыков для успешного осуществления производственной деятельности, к гуманистической цели – субъекту, его личностному развитию. Реализация этой цели предполагает не только усвоение социально-культурного опыта человечества, но и процесс самоформирования личности. Самореализация, объединяя индивидуально-личностный и социально-культурный опыт человечества, продуцируется через опыт и знания. Новая педагогика должна ориентироваться не только на науку, т.е. рациональный способ познания мира, а на всю культуру в целом. Установка на синтез дидактики и культуры есть суть новой образовательной парадигмы.

Человеческая личность не сводится только к знанию и эрудиции, однако существующая система образования ориентирует, в основном, на получение знаний, формирование специалиста, но не развитие личности. Для преподавателей медицинских дисциплин учебный предмет должен стать средством собственного саморазвития и формирования у студентов не только профессиональных качеств, но и творческого мышления, культуры личности.

Таким образом, гуманистическая парадигма образования предполагает смену созерцательной установки в обучении на творческую деятельность, тогда целью образования становится именно развитие личности, а не только формирование профессиональной пригодности, а смыслом – органическое соединение профессионального обучения и образования. Ведь образование есть развитие личности, а обучение – средство достижения этой цели.

В этой переориентации неизбежна гуманизация самой педагогики, которая длительное время рассматривала в качестве основной ценности образования – науку. Педагогика обязана не только фиксировать сущее, но и формировать образ должного образования, и как следствие, неизбежна смена парадигм. Суть этой переориентации – перейти от человека как объекта образования, пассивно принимающего информацию, к человеку-субъекту, способному к самообразованию.

Гуманизация образования это развитие личности преподавателя и студента в целом, не дополнение к существующей системе образования, а ее преобразование. Основное направление гуманизации – создание творчески ориентированной (креативной) педагогики, изменение ее цели. Гуманистическая трансформация образования неизбежно вызывает новые способы и средства в организации и методике образовательного процесса. Проблемное обучение, индивидуализация, более тесная связь с практикой, отказ от унификации учебного процесса и ориентации на среднего студента, введение новых, помимо оценки, критериев образованности, внедрение в учебный процесс информационной технологии – в совокупности должно помочь преодолеть существующие недостатки медицинского образования и трансформировать студента в субъект образовательной деятельности.

Взаимодействие между людьми – преподавателями и студентами, а также между самими студентами лежит в основе полноценного образования. Демографические и экономические изменения влияют на такие взаимоотношения, повышая важность общения профессорско-преподавательского состава со студентами. Информационные же технологии являются средством, которое способствует поддержанию такого общения. Они не подменяют собой человеческое общение – просто решают определенные задачи.

Основной задачей высшего медицинского образования на современном этапе его развития является повышение качества подготовки специалистов. Эффективность в обучении тесно связана с понятием – «оптимизация». За критерии оптимизации следует взять максимально возможные результаты в формировании знаний, умений и навыков личности; достижение поставленных целей без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для аудиторных занятий.

Особым элементом оптимизации содержания медицинского образования должна являться его межпредметная координация. Современный подход к решению любой проблемы требует синтеза дисциплинарных знаний. При реализации функций вуза необходимо решение ряда проблем, суть которых – в преодолении противоречий организации процесса обучения. Главное из них – противоречие между тенденцией интеграции и дифференциации. Оно проявляется в необходимости решать одновременно задачи предметного построения учебного пана и ориентации процесса обучения на конечный результат, многофункциональность в деятельности специалистов и узкая направленность обучения на решение конкретных задач. Без межпредметного согласования материала происходит ненужное дублирование материала, слабая опора на известный из смежных дисциплин материал, и как следствие – излишние затраты времени, снижение эффективности обучения.

Медицинский вуз должен уделить внимание не только прочности и глубине, но и востребованности фундаментальных знаний, на которых выстраивается профессиональная подготовка будущего врача. Любая дисциплина должна воспитывать у студентов потребность и умение использовать ее научное содержание для выработки дисциплинарной и целостной картины решения профессиональной проблемы.

Социальный заказ предполагает необходимость формирования качественной системы профессионального медицинского образования, что определило необходимость разработки и реализации новых структур содержания образования.

Инновационные процессы, происходящие в высшей профессиональной медицинской школе, отражаются как на теории, так и на методике преподавания различных предметов. Одной из характерных особенностей учебного процесса настоящего времени является информатизация образования, основанная на внедрении новых информационных технологий, ориентированных на оптимальное управление ходом учебного процесса, взаимодействие человека и информационной среды. Информационная среда, находясь в постоянном обновлении, представляет собой неистощимый источник и ресурс деятельности человека.

В условиях информационного общества в формировании специалиста вступают в противоречия темп приращения информации и ограниченные возможности личности по ее усвоению, содержание, способы формирования и развития информационной культуры врача. Чтобы их разрешить эти противоречия следует стремиться к социально–детерминированному образовательному идеалу максимального развития способностей человека к самореализации.

В этом смысле перспективные возможности предоставляют информационные технологии как новое образовательное пространство, существенно отличающиеся от традиционного тем, что в нем личность является актуальным источником целей собственного обучения и развития.

Опережающее образование – конструктивное направление развития системы образования, готовящее человека к стремительным изменениям в окружающем мире. Все чаще традиционные педагогические технологии в обучении заменяются на информационные. Дистанционное образование позволяет студентам в новых социальных и экономических условиях быть широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований социума.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов позволяет совершенствовать познавательные процессы. Студенты, работающие в системе дистанционного образования, занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время. Каждый из них самостоятельно определяет для себя время, место, темы работы, не изменяя обычный уклад жизни. Кроме того, компьютер позволяет постоянно вести в различных формах самоконтроль, что повышает мотивацию и творческий уровень учебной работы. Следовательно, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактуализации личности.

Процессы преобразования и интенсивное проникновение информационных технологий в сферу высшего медицинского образования и процесс обучения в современном медицинском вузе дали возможность педагогам применять на практике разнообразные методы и формы обучения, искать эффективные пути оптимизации учебного процесса.

Это связано с все более возрастающими потоками и насыщенностью учебной и профессиональной информации, повышением требований к качеству обучения и уровню подготовки выпускников медицинских вузов, уменьшением времени, отводимого на изучение предметов учебного плана, с ростом потребностей общества в специалистах современного уровня.

Использование информационных технологий в образовании позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, систематизировать знания, снизить временные затраты, в значительной мере индивидуализировать обучение. Оно дает толчок к развитию навыков самообучения, овладению современным инструментарием, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника медицинского вуза.

УДК 37.018.46

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Автайкина Т.О.

МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г.Новокузнецка
Переосмысление сущности и целей образования повлекли за собой пересмотр его содержания и технологий, изменение взглядов на деятельность учителя и на требования к его личности. Современный учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься на высокие уровни самостоятельной организации деятельности, владеть в полном объеме всем богатством достижений в области теории педагогики и педагогической психологии, а также передовой педагогической практики.

Это заставляет по-новому посмотреть на подготовку педагогов в сфере повышения квалификации.

В течение последних лет по мере усложнения задач воспитательно-образовательного процесса и накопления все большего объема знаний, связанного с развитием психолого-педагогической науки и обогащением практического опыта современной школы, учителю все труднее стало справляться с отбором, переработкой и использованием этих знаний. Многие ученые (М.И.Махмутов, К.Я.Вазина, М.В.Кларин, В.Н.Ягодкин, Ю.Н.Кулюткин и др.), анализируя сложившуюся ситуацию, указывают на необходимость осуществления перехода от традиционно информационного подхода в обучении учителей в процессе повышения квалификации (ПК) к новому проблемно-методологическому подходу, суть которого состоит в том, чтобы давать учителям не готовые выводы и рецепты, а раскрывать перед ними пути решения типичных проблем, возникающих в практике учебно-воспитательной работы, и тем самым готовить учителей к их творческому решению[1].

Одной из главных задач повышения квалификации учителя является задача формирования его педагогического мышления, умений систематически и постоянно учиться и совершенствоваться, «обеспечения в ходе курсовой подготовки превращения знаний учителя в его убеждения, а убеждений – в сознательную, общественно целесообразную деятельность» [4 ].

Мы считаем, что названная задача может эффективно решаться с помощью методов, в основе которых лежит принцип проблемности в обучении, а именно, моделирование педагогических ситуаций, решение конструктивных задач, деловые и педагогические игры.

Остановимся подробнее на имитационном моделировании как способе обучения на основе анализа педагогических ситуаций.

Имитационное моделирование получило распространение в мировой педагогике в 60-80 гг. Данная методика была разработана в Гарварде и поначалу применялась в бизнес – школах, затем - в системе профессионального образования.

Имитация (имитационное моделирование) – это «живое изображение основных черт деятельности» [7]. Анализ педагогических ситуаций – это «глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, выполняемое для того, чтобы выявить ее частные и (или) общие характерные свойства» [7]. В процессе повышения квалификации учителей анализ педагогических ситуаций используется как один из основных методов решения педагогических задач. Основная функция данного метода связана с выработкой у педагогов-слушателей курсов ПК умений вычленять проблему, объяснять причину ее возникновения и намечать возможные пути ее решения. В процессе анализа имитированных педагогических ситуаций важно сформировать не только понимание проблем и путей их решения, но и личностное отношение педагогов к этим проблемам, их оценку.

Проиллюстрируем на конкретных примерах, как может осуществляться анализ педагогических ситуаций.

Пример 1. Обсуждение возникшей проблемы.

Одной из форм организации анализа педагогических ситуаций, используемой нами в практике повышения квалификации учителей, является организация дискуссии по наиболее актуальным проблемам, волнующим педагогическую общественность. Цель таких обсуждений и дискуссий – познакомить учителей с самой проблемой, выявить их личностное отношение к этой проблеме и наметить возможные пути ее решения.

Так, например, введение безотметочного обучения в первом классе четырехлетней начальной школы – это реальная жизненная ситуация, положительные и отрицательные эффекты которой постоянно обсуждаются педагогами, методистами, родителями, управленцами разного уровня.

На занятии по теме «Безотметочное обучение как условие реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе» перед лекцией были предложены следующие вопросы для обсуждения [6]:

  • Как ликвидировать, имеющуюся у школьников, зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?

  • К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных результатов учащихся:

  • а) к объективности;

  • б) к субъективности?

  • Среди педагогов можно встретить мнение, что безотметочное обучение в начальной школе себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

Первоначально вопросы обсуждаются в малых группах, затем проводится общегрупповая дискуссия. Ведущий обсуждение должен быть умелым руководителем, чтобы избежать ряд ловушек [2]:

  1. участники нередко стремятся решить какой-либо вопрос, не работающий на принятие основного решения;

  2. ведущий не в состоянии предусмотреть все вопросы, какие могут возникнуть в ходе обсуждения, в отличие от лектора, который имеет возможность управлять потоком вопросов; сами вопросы не обязательно имеют единственно правильный ответ;

  3. в традиционном обучении учащихся обычно не побуждают думать самостоятельно, поэтому с их стороны может возникнуть сопротивление;

  4. изучение конкретных ситуаций требует много времени, потому что участники приходят к выводам в результате обсуждений, обучающим является сам ход этого процесса.

Проблемы, которые обсуждались в ходе дискуссии, касались отношений учителей к формам контроля и оценивания учебных достижений младших школьников в условиях построения личностно-ориентированной модели начальной школы. При этом в ходе дискуссии высказывались разнообразные предложения по совершенствованию оценочной деятельности учителя начальных классов вообще, и оцениванию образовательных результатов шестилетних первоклассников, в частности.

Мы не ставим своей целью обсуждать конкретное содержание данной дискуссии, а приводим ее лишь как пример для иллюстрации более общего вопроса о значимости таких дискуссий для обучения учителей в процессе повышения их квалификации.

Пример 2. Анализ педагогических ситуаций с целью формирования критериев их оценки.

Это более сложный процесс организации учебной деятельности, цель которой - не только диагностика отношения учителей-слушателей курсов ПК к той или иной проблеме, но и выработка у них умений анализировать педагогические ситуации в соответствии с теми или иными критериями.

Рассмотрим одно из занятий по теме «Нормативно-правовое обеспечение оценочной деятельности учителя начальных классов».

Цель занятия: познакомить с нормативными документами, регламентирующими контрольно-оценочную деятельность учителя начальной школы; показать роль нормативных документов в реализации принципа объективности и справедливости в процессе оценивания письменных работ учащихся начальной школы.

Педагогическая проблема, зафиксированная нами в практике учителей начальных классов и предлагаемая для решения на курсах повышения квалификации, заключается в том, что процесс оценивания, как правило, носит ситуативный характер, отсутствует критериальная основа выставления отметок учителями начальных классов за письменные работы учащихся.

Структура занятия.

  1. Ввод в проблемную ситуацию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научной конференции iconСборник статей по Материалам Всероссийской научной конференции
История и философия науки: Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 4-5 мая 2012) / Под...
Научной конференции iconУважаемый коллега, Ваш доклад включен в программу V научной конференции...
О состоянии учебно-лабораторной и научной базы в свете требований фгос третьего поколения
Научной конференции iconСтуденческой научной
Материалы международной студенческой научной конференции (27 29 февраля 2012 г.) том 2
Научной конференции iconПоложение о научно-практической конференции старшеклассников, посвященной...
Целью конференции является популяризация инженерных и научных знаний, развитие научной деятельности молодежи 1
Научной конференции iconПрограмма третьей ме ждународной научной конференции «стилистика...
Вартанова Е. Л., доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Московского государственного университета имени...
Научной конференции iconПрограмма конференции челябинск, 2015 Оргкомитет III международной...
Председатель: Циринг Диана Александровна, д-р психол наук, проф., ректор Челябинского государственного университета
Научной конференции iconМатериалы межрегиональной филологической конференции
Шадринские чтения: Материалы межрегиональной филологи­ческой научной конференции / Отв ред. С. Б. Борисов. – Шадринск: шгпи, 2004....
Научной конференции iconИнформационное письмо о международной конференции Уважаемые коллеги!!!...
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
Научной конференции iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний...
Научной конференции iconПрограмма Всероссийской научной конференции «Британский мир: опыт...
Лариса Александровна Цветкова (проректор спбгу по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности...
Научной конференции iconИнформационное сообщение
Организационный и Программный комитеты Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях – 20» планируют...
Научной конференции iconПрограмма конференции 17 октября День заезда участников конференции....
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
Научной конференции iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
Научной конференции iconПрограмма 47-й научной студенческой конференции 8 апреля 2015 г. Челябинск, 2015
Приглашаем Вас 8 апреля 2015 г принять участие в 47-й конференции по итогам научно-исследовательской работы студентов Челябинской...
Научной конференции iconПРОГРАММА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Научной конференции iconСписок публикаций Р. А. Шепенко № Наименование, вид Выходные данные...
К вопросу о международном налоговом праве / Современные проблемы теории налогового права: материалы международной научной конференции....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск