ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1 – 4 классов.
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2011г.
Программа рассчитана на 99 часов в 1 классе и 102 часов во 2 - 4 классах из расчета 3 часа в неделю.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год, (3 часа в неделю).
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–4 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич). Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения», «Гимнастика с элементами акробатики».В данной рабочей программе в разделе «Легкоатлетические упражнения» 2 – 4 класс увеличены часы, так как учащиеся не на должном уровне выполняют легкоатлетические элементы (кроссовая подготовка, метание мяча).
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу:
по улучшению и исправлению осанки;
оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка;
содействуют гармоничному физическому развитию;
воспитывают координацию движений;
формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня;
способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
2.Содержание тем учебного курса.
2.1 Основы знаний о ФК .
Здоровье и физическое развитие человека.
Развитие физических качеств.
Напряжение и расслабление мышц при выполнении гимнастических упражнений.
Строение тела человека. Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические).
Влияние физических упражнений на организм человека.
Правила формирования осанки.
Роль зрения и слуха.
Значение утренней гигиенической гимнастики.
Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы.
Измерение частоты сердечных сокращений, роста, веса, окружности грудной клетки.
Влияние закаливающих процедур, режима дня на укрепление здоровья.
Защитные свойства организма.
Эмоции и их регулирование в процессе физических упражнений.
2.2 Подвижные игры
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность. Уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини- баскетбол.
2.3 Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий.
Ходить, бегать, выполнять построения и перестроения, прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять прыжки с мостика на козла высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, выполнять упражнения в лазании и равновесии.
2.4 Легкоатлетические упражнения
- в метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
Бег на короткие дистанции (из различных исходных положений),бег на скорость и выносливость ; команды «Старт», «Финиш», выполнение упражнений в прыжках в длину и высоту ;техника безопасности на занятиях.
2.5 Лыжная подготовка
Ступающий; скользящий шаг; попеременный и одновременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; повороты, торможение, подъемы и спуски с горы.
3.Учебно – тематический план
(часы по примерной программе)
№ п/п
| Вид программного материала
| Количество часов (уроков)
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Базовая часть
| 77
| 78
| 78
| 78
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
| 1.2
| Подвижные игры
| 20
| 18
| 18
| 18
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
| 17
| 18
| 18
| 18
| 1.4
| Легкоатлетические упражнения
| 21
| 21
| 21
| 21
| 1.5
| Лыжная подготовка
| 19
| 21
| 21
| 21
| 2
| Вариативная часть
|
|
|
|
| 2.1
| Подвижные игры c элементами баскетбола
| 22
| 24
| 24
| 24
|
| ИТОГО:
| 99
| 102
| 102
| 102
| (часы по рабочей программе)
№ п/п
| Вид программного материала
| Количество часов (уроков)
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Базовая часть
| 77
| 86
| 86
| 86
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
| 1.2
| Подвижные игры
| 20
| 18
| 18
| 18
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
| 17
| 15
| 15
| 15
| 1.4
| Легкоатлетические упражнения
| 21
| 36
| 36
| 36
| 1.5
| Лыжная подготовка
| 19
| 17
| 17
| 17
| 2
| Вариативная часть
|
|
|
|
| 2.1
| Подвижные игры c элементами баскетбола
| 22
| 16
| 16
| 16
|
| ИТОГО:
| 99
| 102
| 102
| 102
| 4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 1 – 4 класса:
Иметь представление:
- о зарождении древних Олимпийских игр;
- о физических качествах и общих правилах проведения уровня их развития;
- о правилах проведения закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки.
Уметь:
- определять уровень развития физических качеств(силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью;
- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.
Демонстрировать уровень физической подготовленности:
4 класс
Контрольные упражнения
| Мальчики
| Девочки
|
| высокий
| Средний
| низкий
| высокий
| Средний
| низкий
| Подтягивание в висе (кол-во раз)
Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз)
|
6
|
4
|
3
|
18
|
15
|
10
| Бег 60 м (с)
| 10.0
| 10.8
| 11.0
| 10.3
| 11.0
| 11.5
| Бег 1000 м (мин. с)
| 4.30
| 5.00
| 5.30
| 5.00
| 5.40
| 6.30
| Ходьба на лыжах 1 км (мин. с)
|
7.00
|
7.30
|
8.00
|
7.30
|
8.00
|
8.30
|
|