Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»





Скачать 322.65 Kb.
НазваниеМетодические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер322.65 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

_______________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

__________________________________________________

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Физическая культура»
Методические указания
(для всех направлений подготовки бакалавров и специалистов)
заочная форма обучения

Омск

Издательство ОмГТУ

2011

Составители: М.Ю.Славнова, канд. пед. наук, доцент

Л.Ю.Гущина, канд. пед. наук, доцент


Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» включают темы рефератов по теории физического воспитания, формирования навыка здорового образа жизни, оздоровительной физической культуры, личной гигиены, психофизической подготовки и методам самоконтроля при организованных и самостоятельных занятиях физической культурой. Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу.

Предназначены для студентов всех направлений подготовки бакалавров и специалистов заочного обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.




Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Физическая культура» - систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, способствовать формированию физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

1) понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

2) знание научно-биологических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

4) овладение системой теоретических знаний по сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни;

5) понимание значения общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.

Теоретический раздел формирует систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

Контрольный раздел осуществляет учет процесса учебной деятельности студентов.

Объем дисциплины и виды учебной работы в часах и зачетных единицах




п/п


Вид учебной работы

Трудоемкость

Всего: часов/Зач. ед.

Семестр

Согласно перспективному учебному плану направления

1.

Самостоятельная работа, всего

72

72

1.1.

Проработка лекционного материала

67

67

1.2.

Домашнее задание

5

5

2.

Всего по дисциплине


72/2

72/2

3.

Семестровый контроль

зачет

зачет



Требования к оформлению реферата
Целью реферата является подробное изучение с одной из тем, представленных преподавателем для самостоятельной работы. Реферат должен быть оформлен следующим образом:

  1. Структура реферата: 1 – план, 2 – содержательная часть, 3 – выводы, 4– библиографический список.

В содержание реферата должны входить:

- Введение, которое должно быть кратким и содержательным. Автор дает определение темы работы, ее актуальности и значимости для науки и практики, краткий обзор литературы по изучаемому вопросу, определение основной цели работы и подчи­ненных ей более частных задач.

- Основная часть. В ней может быть несколько глав, разделов, пара­графов, в которых последовательно излагаются (раскрываются) основные положения работы, устанавливается «своя» точка зрения, обобщаются теоретические положения самого автора. Все выводы и обобщения долж­ны быть точными, достаточно обоснованными и «завершающими» раздел, параграф. Основной части следует отводить больше места, имея в виду ее важность и значение.

- Заключение содержит основные выводы, к которым пришел студент в результате изучения проблемы. Можно сформулировать задачи после­дующего изучения темы, ее практическое значение.

  1. Титульный лист должен содержать название данного учебного заведения, название факультета, на котором учится студент, название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель, на­звание дисциплины, по которой написана работа, указываются: тема реферата, фамилия, инициалы и звания преподавателя, фамилия и инициалы студента, номер группы, к которой он принад­лежит, название города, в котором находится данное учебное заведение, а также год написания данной работы (см. методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»/ Омск: Издательство ОмГТУ, 2012.)

  2. Для написания реферата необходимо использовать не менее 3-х литературных источников; основой должны служить учебники, указанные в разделе «Основная литература». Библиографический список оформляется строго в алфавитном по­рядке.

  3. Объем реферата 12–15 страниц, 12 шрифт, Times New Roman, страницы должны быть пронумерованы.


Рефераты, не соответствующие вышеозначенным требованиям, к рассмотрению не принимаются.
Темы рефератов


  1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

  2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

  3. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.

  4. Личная гигиена и закаливание

  5. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

  6. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

  7. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

  8. Внешняя среда – природные и социально-экологические факторы (их влияние на организм и жизнедеятельность).

  9. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям.

  10. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Особенности занятий спортом или системой физических упражнений.

  11. Национальные виды спорта. Нетрадиционные виды спорта.

  12. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

  13. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы.

  14. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

  15. Зоны относительной мощности в циклических видах спорта.

  16. Значение мышечной релаксации.

  17. Основные средства физического воспитания .

  18. Основные этапы обучения движениям.

  19. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов.

  20. Психофизические основы учебного труда интеллектуальной деятельности.

  21. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

  22. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной деятельности.

  23. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

  24. Врачебно-педагогические контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом.

  25. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

  26. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  27. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеурочное время.

  28. Физическая культура в производственной деятельности бакалавра и специалиста.

  29. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза.

  30. Этапы планирования спортивной подготовки.


Основные положения рефератов
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Основные понятия: физическая культура, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки.

Содержание: современное состояние физической культуры и спорта. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Контрольные вопросы:

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Компоненты физической культуры:

  • физическое воспитание;

  • физическое развитие;

  • профессионально-прикладная физическая культура;

  • оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

  • фоновые виды физической культуры;

  • средства физической культуры.

3.Физическая культура личности студента.

4. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
Основные понятия: физическая культура студента, профессиональная направленность физического воспитания, здоровье, здоровый образ жизни.

Содержание: основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

  2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

  3. Самооценка собственного здоровья.

  4. Профилактика вредных привычек.

  5. Физическое самовоспитание и совершенствование — условие здорового образа жизни.


ТЕМА 3. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ
Основные понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни». Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Комплексная оценка уровня физического здоровья. Критерии эффективности ЗОЖ.

Содержание: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни и его составляющие, содержание основных составляющих ЗОЖ; факторы, влияющие на состояние здоровья; адаптация, работоспособность, умственное утомление, уровень здоровья, комплексная оценка уровня физического здоровья. Современные подходы к укреплению здоровья.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие «Здоровье».

  2. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

  3. Здоровый образ жизни и его составляющие.

  4. Что такое рациональное питание?

  5. Каково влияние вредных привычек на организм?


ТЕМА 4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗАКАЛИВАНИЕ
Основные понятия: Гигиенические требования, личная гигиена, правила личной гигиены, гигиена тела, гигиена одежды и обуви, закаливание, принципы закаливания, систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур.

Содержание: определение закаливания, особая роль закаливания в повышении устойчивости организма к простудным заболеваниям. Примеры из жизни известных людей. Основные гигиенические принципы закаливания. Необходимость разнообразия средств в обеспечении всестороннего закаливания и способы повышения эффективности закаливания. Основные гигиенических требованиях и правила личной гигиены, закаливания.

Контрольные вопросы:

  1. Составляющие здорового образа жизни: личная гигиена и закаливание.

  2. Гигиенические основы закаливания.

  3. Закаливание воздухом.

  4. Закаливание водой.

  5. Закаливание солнцем.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основные понятия: организм человека, функциональные системы организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, гиподинамия и гипокинезия.

Содержание: анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма. Функциональные системы организма: костная система, мышечная система, физиологические системы организма (кровеносная, сердечно-сосудистая, пищеварения и выделения, нервная, эндокринная). Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Контрольные вопросы:

  1. Саморегуляция и самосовершенствование организма в процессе его развития.

  2. Общее представление о строении тела человека.

  3. Понятие об органах и физиологических системах организма человека.

  4. Физиологическая характеристика утомления и восстановления.

  5. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.


ТЕМА 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основные понятия: организм, двигательная активность, адаптация, метаболизм.

Содержание: роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое и при выполнении физической нагрузки; обмен веществ и энергии при мышечной деятельности; средства физической культуры в совершенствовании организма; краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Контрольные вопросы:

  1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

  2. Представление об обмене веществ.

  3. Витамины и их роль в обмене веществ.

  4. Представление о сердечно-сосудистой системе.

  5. Показатели деятельности дыхательной системы.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По дисциплине «Легкая атлетика» раздел дисциплины «Физическая культура» для студентов Института спорта и физического воспитания 2...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения По направлению...
Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconУчебного заведения
Проект по дисциплине «Физическая культура» «Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов» предназначен...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура», профилю...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания по написанию и оформлению реферата по дисциплине «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconПрограмма по дисциплине «Физическая культура»
Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Направление подготовки 080100 «Экономика»
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для перезачета/переаттестации...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск