Скачать 0.73 Mb.
|
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваСоциологический факультет Кафедра социологии безопасности Викторов А.Ш. «СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» Учебно-методический комплекс 020326 (ОПД) – Социология безопасности Москва, 2005 г. Автор (составитель) учебно-методического комплекса«Социология безопасности» д.с.н., проф. Викторов А.Ш.под общей редакцией член-корр. РАН Кузнецова В.Н. Утвержден на заседании кафедры социологии безопасности Протокол № 5 от «31» мая 2004 г. СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»В современных условиях Россия переживает трансформационные процессы, связанные с переходом к новым ценностным ориентирам развития,которые вызвали существенные изменения всех сфер общественной жизни. Особенно остро этот процесс затронул вопросы защиты социальных интересов личности и общества и воспроизводства народов России. Изменяются условия и ориентиры всей системы жизнеобеспечения, предопределявших благоприятные возможности для развития жизнеспособности государства, благополучия граждан и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации. Однако характер этих изменений в контексте формирования новой социокультурной политики имеет неоднозначные, преимущественно негативные результаты.Необходимость изучения курса обусловлена также теоретико-методологическими и практическими обстоятельствами. В настоящей геополитической ситуации полярности мнений, разнообразия теорий чрезвычайно важно заполнить духовный вакуум такими знаниями, идеями, учебными дисциплинами, которые, обладая безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут не только осмысленно воспринимать суть происходящих изменений, но и заложат творческие начала деятельности будущих специалистов, связанные с воплощением в жизнь Новой идеологии 21 века.Таким образом, наличие проблемной ситуации в сфере гуманитарного знания и предопределило актуальную значимость изучения учебной дисциплины «Социология безопасности», характер определения главной цели, основных задач, структуру курса и ее место в профессиональной подготовке студентов.1.1 Цель и основные задачи Раскрыть специфику социологии безопасности как специальной отрасли социологического знания через овладение студентами системой знаний по теории и практике междисциплинарного (комплексного) социологического исследования социоприродных, социокультурных и геокультурных проблем безопасности. Данная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач учебной дисциплины:
1.2 Место курса в профессиональной подготовке: Курс читается студентам в течение одного семестра на четвертом году обучения на основе полученных ими знаний в области истории социологии, общей социологии, методологии и методики социологических исследований и дисциплин специализации в соответствии с основной образовательной программой подготовки социолога в системе классического университетского образования. 1.3 Назначение курса Учебно-методический комплекс на основе аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы будет способствовать:
1.4 Структура учебно-методического комплекса – состоит из четырех разделов: вводного, организационно-методического, содержательного и учебно-методического обеспечения. II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУРСА 2.1 Теоретико-методологические основы курса Программа курса «Социология безопасности» составлена в соответствии с программой подготовки магистра – направления 521200 – Социология, направление утверждено приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 2 марта 2000 г. №686. Теоретико-методологической основой курса «Социология безопасности» являются идеи и концепция научной школы член-корр. РАН В.Н. Кузнецова, основные положения которой изложены в учебном пособии по «Социологии безопасности» (М., 2003 г.), в монографии «Идеология 21 века» (М., 2004 г.), в Хрестоматии «Социология безопасности» (М., 2003 г.) и программе учебного курса по «Социологии безопасности» (М., 2002 г.). 2.2 Общая характеристика учебного курса Курс «Социология безопасности» включает 8 тем. В первой теме «Введение в социологию безопасности» раскрывается актуальность и значимость изучения новой учебной дисциплины в современном обществознании. Вторая тема «Историческая эволюция безопасности как социокультурного явления» знакомит студентов с генезисом данного феномена, показывая онтологические и гносеологические основания в его понимании. В третьей теме «Теоретико-методологические основы социологии безопасности» анализируются концептуальные основания социологии безопасности (объект, предмет, основные понятия, принципы исследования). В четвертой теме «Социальная безопасность» раскрывается специфика проявления социальных опасностей (угроз) и различные способы их предотвращения. В пятой теме «Политическая безопасность» показывается особенность формирования «Национально-политических концепции безопасности» и дается их сравнительный анализ. В шестой теме «Экономическая безопасность» анализируется значимость данного вида безопасности в современной России. В седьмой теме «Духовная безопасность» представляется взаимосвязь между устойчивым развитием общества и уровнем защищенности ценностей его образа жизни. В восьмой теме «Методика и техника социологического исследования безопасности» показаны практические основы изучения вопросов безопасности. Структурно каждая тема содержит два уровня знаний: теоретический и практический, которые взаимодополняют друг друга, что способствует эффективности усвоения лекционного материала. В каждую тему включены как основные дидактические единицы по учебной дисциплине, так и дидактические единицы для самостоятельного изучения студентами. Расширенный объем учебного материала облегчит самостоятельную работу студента не только при подготовке к групповым занятиям, но и при выборе темы для написания доклада, реферата или курсовой (дипломной) работы. Ответы на контрольные вопросы по каждой теме дают возможность студентам закрепить полученные знания. 2.3 Формы контроля Текущего: - в течение семестра каждый студент участвует 1-2 раза в подготовке научного сообщения (доклада, содоклада); - 1-2 раза он должен использовать социологические методы сбора и анализа первичной информации; - еженедельно выполнять домашние работы по анализу материалов периодической печати и научных статей, посвященных различным проблемам безопасности; - задать не менее четырех вопросов преподавателю в письменной форме по материалам курса. Итогового: |
Социологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе | Социологический факультет Характеристика курса | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | Факультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных... Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика | ||
Южно-Уральский государственный университет кафедра социологии Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии | Социологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34 | ||
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология» | ||
Министерство образования республики беларусь белорусский государственный... Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | ||
Министерство образования и науки РФ новосибирский государственный... Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе | Программа «Фонд образовательных инноваций» ниу вшэ соболева Ирина... Факультет прикладной политологии, кафедра теории политики и политического анализа | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла фгос-3 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | Методические рекомендации по курсу «социология спорта» Структура дисциплины Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории,... |