Скачать 357.15 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социологии коммуникативных систем Утверждена решением Ученого совета социологического факультета Протокол № ___ от «___» _________ 2007 г. «СОЦИОЛИНГВИСТИКА»Учебно-методический комплекс Автор-составитель: Кандидат филологических наук, доцент Чудновская И.Н. Москва 2007СОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Дисциплина «Социолингвистика» читается в IV семестре на втором году обучения студентам социологического факультета. Она является первой специальной дисциплиной учебно-научного цикла предметов, изучающих социальную коммуникацию (социолингвистика, связи с общественностью, рекламоведение, массовая коммуникация и обобщающий курс социологии коммуникации), и исследует основные категории социальной коммуникации на ее языковом уровне. По окончании курса студент должен иметь представление о предмете социолингвистики, о категориях ее понятийного аппарата, об основных социолингвистических теориях и практикуемой деятельности, о наиболее продуктивных методах анализа. Студент обязан показать глубокие знания теории через умение проявить их в предлагаемых конкретных практических задачах и ситуациях. Содержание дисциплины состоит из 7 разделов, объединяющих 18 тем. Тематика соответствует стандарту дисциплины специализации. С учетом того, что курс читается социологам, основной упор делается не на рассмотрение особенностей языка как такового, а в большей степени на его соответствие социологическим категориям. Для более полного изучения материала содержание курса сопровождается учебно-методическим разделом, в который входят перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, примерная тематика рефератов и курсовых работ, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы, включающий в себя как классические труды, так и новейшие работы социолингвистов. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса – исходя из того, что язык является конституирующей основой социальной деятельности, исследовать базовые категории и закономерности языкового поведения человека в обществе; раскрыть многофакторную взаимообусловленность социальных и языковых структур на основе антропоцентрического подхода. Задачи курса связаны с многопараметричностью его предмета. ● Дать теоретическое и методологическое обоснование взаимообусловленности социальных и языковых структур, рассматривая последовательно связи: язык-человек, язык-личность, язык-социальные группы, язык-этнос, нация, язык-государство. ● Рассмотреть предмет с позиции диахронии и синхронии, макросоциолингвистики и микросоциолингвистики. ● Показать социальные функции языка в общественных отношениях людей и механизмы воздействия на человека и общество посредством языка; раскрыть роль языка как диагностического средства изучения социальных явлений. ● Познакомить студентов с прикладными аспектами функционирования языка в обществе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Социологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе | Социологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34 | ||
Социологический факультет Кафедра социологии безопасности Викторов А. Ш Примерная тематика лекционного курса (основные дидактические единицы учебного курса) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла фгос-3 | Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «Информатика», представлений и понимания таких ключевых понятий и процессов как: передача, обработка и накопление информации, технические... | Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Организация ученического самоуправления Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами... | Социальная ответственность государства в российском обществе: социологический анализ | ||
Историко-социологический институт Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры | Книга Памяти. Глава 2 Интернет-музей отряда «Ингрия» Социологический опрос Глава 5 Акция «Память» | ||
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный... | Социальные нормы российской студенческой молодежи в условиях неопределенности:... Охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает в жизни отношения повелений и подчинения | ||
Типы растеряевой улицы о книге: Ановрус В. «Социологический музей» Ооо «Глобал-Маркет» объявляет конкурс на создание логотипа для нового креативного современного и безумного проекта ИдеяМаркет | Виталий Григорьев Социология науки социология науки 1 часть социологический взгляд на науку 5 |