Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура»





Скачать 268.5 Kb.
НазваниеОбразовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура»
Дата публикации08.12.2014
Размер268.5 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа




Сертификат «Лучшее педагогическое исследование года»

Архипова Татьяна Алексеевна,

заведующая кабинетом воспитательной работы

ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт

развития образования»
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура»
Программа
комплексных курсов повышения квалификации учителей

«Культурология. Православная культура»

Пояснительная записка
В настоящее время перед российским обществом, школой и педагогикой стоит острая проблема духовного становления личности, без которой невозможно решение актуальных и важных государственных задач. Разрешение данной проблемы в сфере образования связано с привлечением дополнительных средств обучения и воспитания подрастающего поколения, как в плане содержания образования, так и в плане методов и форм его реализации.

В практику образования в Российской Федерации вводится культурологический компонент, отражающий конфессиональные особенности культуры населения России. В соответствии с Договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви в содержание образования в качестве регионального компонента вводятся курсы «История православной культуры земли Смоленской» (8 кл.) и «Азбука Смоленского края» (4 кл.) о многих школах Смоленской области преподаются факультативы «Православная культура и этика».

Несмотря на важность названных предметов для решения образовательных задач и в частности, для духовно-нравственного воспитания, их использование в образовательной практике области связано с несколькими проблемами. Главной из которых является отсутствие достаточного базового уровня профессиональной подготовки педагогов, основная масса которых получила образование в советские годы, когда учебные программы педагогических вузов не включали достаточный культурологический компонент, особенно конфессиональный.

Актуальность специализации педагогов по основам православной культуры обуславливается важными задачами, стоящими перед современным российским образованием, связанными с возрождением национальных традиций русского народа, возросшим интересом к религии, что невозможно вне использования в педагогической практике всех составляющих русской культуры, формирование которой в течение тысячелетия определяло Православие. Расширение образовательного пространства, включающего содержание православной культуры, способствует реализации права учащихся на культурное и национальное наследие.

В связи с этим возникает необходимость повышения квалификации педагогов Смоленской области по основам культурологи, истории религии и православной культуры.

Повышение квалификации учителей по специальности «Культурология. Православная культура» проводится в соответствии с Договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви.

Для организации повышения квалификации педагогов Смоленской области разработана программа «Культурология. Православная культура».

Цель программы: теоретическая и практическая подготовка педагогов, профессионально ориентирующихся в вопросах современной культуры и религиозной жизни общества, способных решать в образовательной практике актуальные задачи духовного развития и нравственного становления учащихся, стать связующим звеном между православной духовной традицией и российским обществом.

Для реализации цели ставятся следующие задачи:

  • Создание эффективной системы духовно-нравственного просвещения на основе православной культуры.

  • Восстановление традиций национального воспитания.

  • Установление многообразных межкультурных связей на основе традиций русской культуры.

  • Расширение профессиональных знаний и умений педагогов в контексте духовного развития и нравственного воспитания учащихся.

Программа рассчитана на педагогов, имеющих высшее образование, преподающих или готовящихся преподавать в общеобразовательных учреждениях Смоленской области предметы или факультативы культурологического содержания с воспитательной направленностью в контексте духовных и нравственных основ развития личности учащихся.

При разработке программы и отборе содержания все аспекты религиозной проблематики выстраиваются с культурологических позиций. Это обусловлено светским характером российского образования, регламентированным Конституцией РФ.

Программа включает 4 раздела, два из которых обеспечивают теоретическую готовность педагогов к профессиональной деятельности. В первых разделах христианско-православная культура занимает доминирующее положение. Второй раздел способствуют ясному определению не только смысла и значения православной культуры, но также ее места и роли в содержании образования для обучения и воспитания в соответствии с целью. Примерное содержание раздела подразделяется на восемь содержательных линий.

  1. Православная христианская картина мира.

  2. История православной религии и культуры.

  3. Православная культура и религии мира.

  4. Письменная культура Православия (православная словесность).

  5. Православный образ жизни.

  6. Нравственная культура Православия.

  7. Художественная культура Православия.

  8. Православие - традиционная религия русского народа.

Третий и четвертый разделы призваны обеспечивать практическую реализацию поставленных задач на психологическом, педагогическом и методическом уровнях.

Наряду с аудиторными занятиями по разделам предлагается:

  1. проведение творческих мастерских, открытых уроков с привлечением работающих в этом направлении учителей города и области;

  2. знакомство с авторами курсов по православной культуре;

  3. разработка учебно-методических комплексов по тематике курсов;

  4. в качестве развивающей среды для духовного роста учителей предлагаются следующие формы вне учебной деятельности:

  • знакомство с приходской жизнью, храмами и монастырями своего города, района;

  • экскурсии по православным местам Смоленщины, просмотр видеофильмов: «Троице-Сергиева Лавра», «Валаам», «Соловки», «Афон», «Святая Земля»;

  • проведение вечеров духовной музыки, литературных гостиных, встреч с интересными людьми;

  • посещение музея «Русская старина».

Курс учитывает кадровый потенциал Смоленской духовной семинарии, Смоленского духовного училища, православной гимназии № 1 г. Смоленска, Смоленского государственного педагогического университета, Смоленского гуманитарного университета, Смоленского областного института усовершенствования учителей.

В качестве промежуточного контроля по учебным предметам предлагается написание контрольных работ, рефератов (реферирование предложенной преподавателем книги по предмету), разработка учебно-методических комплексов (УМК). В течение всего периода обучения слушатели должны сдать 3 контрольные работы, 4 реферата и 5 УМК.

Освоение каждого из разделов учебного плана завершается обязательной сдачей зачета. Повышение квалификации заканчивается защитой выпускного проекта.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают свидетельство о повышении квалификации.
Содержание программы
I. Нормативно-правовое обеспечение преподавания предметов по духовно-нравственному воспитанию и образованию


    1. Международные акты. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений

    2. Законодательство Российской федерации. Конституция Российской Федерации о недопустимости пропаганды религиозного превосходства. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» об обеспечении светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Федеральный закон «Об образовании» о светском характере образования. Государственные подзаконные акты Министерства образования РФ.

    3. Законодательство Смоленской области. Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви.



II. Православная культура



2.1. Православная картина мира

2.1.1. Морфология культуры. Что такое культура. Культура: слово, понятие, проблема. Происхождение и смысл термина» культура». Функции культуры. Типология социокультурных миров. Основные теории культурно-исторического процесса.

Мировоззрение(картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Суеверия в прошлом и в современности. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Религия и наука. Религия и философия. Откровения. Догмат, догматика. Религиозный культ и культура.

2.1.2 .Священная история. Библиясвященная книга христианства. Понятие о Священном Писании. Библейский рассказ о сотворении мира. Грехопадение человека. Каин и Авель. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Призвание Авраама. Исход. Понятие об исторических и пророческих книгах Ветхого Завета. Десять Заповедей. Священное Писание Нового Завета. Земная жизнь Иисуса Христа. Евангельские притчи. Заповеди блаженства. Воскресение Христово. Начало бытия христианской церкви. Книга Деяний Апостольских.

2.1.3. Основы православного вероучения. Феномен веры. Религия Догмат, теологумен. Божественное откровение, Писание и Предание. Катехизис. Монотеизм и политеизм. Божественная сущность, природа, энергии. Бог- Троица. Православное учение о Святой Троице. Западное учение «Filioque». Бог, мир и человек. Человек как личность и индивидуальность. Грехопадение и его последствия. Иисус Христос. Подвиг искупления. Крестная смерть, Воскресение и Вознесение. Рождение Церкви. Таинства. Иерархия. Апостольское преемство Церкви и Христианские конфессии в современном мире.
2.2 .История православной религии и культуры

2.2.1. История развития мировой культуры. Культура древних цивилизаций. Древний Восток в истории мировой культуры. Культура Древнего Египта. Культура Древней Греции. Римская культура и античность. Культура западноевропейского средневековья. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Европейская культура Нового времени. Культура ХХ века. Постмодерн.

2.2.2. История развития культуры России. Социально-исторические условия формирования русской культуры. Языческая культура древних славян. Принятие христианства на Руси, трансформация культуры. Основные идеи и ценности христианства и православия. Культура Киевской Руси. Русские летописи и летописцы. Нестор летописец. Повесть временных лет. Культура Московского царства и императорской России. «Серебряный веек» российской культуры. Культура России советского периода. Российская и русская культуры.

2.2.3. Западноевропейская и русская культуры. Культура и народы. Западноевропейская и русская культуры. Сравнительный анализ.

2.2.4.История христианской церкви. Языческий мир и иудейский народ накануне Рождества Христова. Рождение Христианской Церкви. Распространение христианства. Становление христианского богословия. Устройство и управление Древней Церкви. Причины гонений на христиан. Апологеты. Мученичество. Гонение Диоклетиана. Положение церкви при Константине и его преемниках. Лжеучение Ария. Первый и Второй Вселенский соборы. Христологические споры. Ересь Нестория. Вселенские соборы и их значение. Рождение монашества. Монашество на Востоке и Западе.. Разделение Церквей на Западную и Восточную. Упадок Римской Церкви. Ян Гус, Мартин Лютер. Реформация в Англии. Кальвинизм. Протестантские секты. Контрреформация. Орден иезуитов. Католическая экспансия в Новом Свете. Деятельность римских пап в 20 веке. Второй Ватиканский собор. Современное положение католической церкви. Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Черное и белое духовенство в Церкви. Русское монашество. Общежительное монашество, монастырь, виды монашеских послушаний. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Значение монашества.
2.3. Православная культура и религии мира

2.3.1.История религий. Основные понятия и термины: религия, культ, мировые религии, конфессии, церковные секты. Мифологическое сознание. Религиозность. Различные концепции происхождения религии. Основные школы религиоведения. Первобытная религиозная практика. Религии Древнего мира. Понятие о Боге. Язычество. Культ богини- Матери. Тотемизм. Фетишизм. Шаманство. Магизм и его отрицательная роль в религиозной жизни человечества. Краткий обзор религии Древнего Египта, Междуречья, Финикии. Реформа Эхнатона и другие проблески монотеизма. Религии древней Греции и Рима. Поиски единого бога в греческой философии. Религии Востока: ведические культы, брахманизм, индуизм, буддизм (краткий обзор). Монотеизм и дуализм. Зороастра. Религии Китая и Японии. Мировые религии. Иудаизм. Краткий исторический очерк. Понятие о ветхом завете. Вероучение. Декалог. Закон Моисеев. Обряды. Талмуд. Современное положение. Ислам. Краткий исторический очерк. Коран. Пророк. Предание. Вероучение. Калам. Суфизм. Суннизм и шиизм. Исламские секты и модернистские течения.

2.3.2. Религиозные организации в современной России. Динамика развития религиозных организаций в постсоветский период в России. Государственные, конфессиональные и межконфессиональные отношения в России. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений. Изменение социального статуса региональных организаций. Элементы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений. Сектантство.

2.4. Письменная культура Православия. Православная словесность.

2.4.1. Древнерусская и русская литература и православие. Русская православная литература. Слово о Законе и Благодатимитрополита Иллариона. Русские летописи и летописцы. Повесть временных лет. Жанры житийной литературы. Страстнотерпческие жития. Жития биографические, вероисповедные, древнекняжеские. Сказания о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. От Авраамия Смоленского до Сергия Радонежского. Клемент Смоленский и Кирилл Туровский. Житие протопопа Аваккума.

Письменная культура Православия.
2.5. Православный образ жизни

2.5.1. Агиография. Понятие предмета «агиография». Понятие о святости. Типы святых и православной духовной традиции. Святые мученики и исповедники. Житие святого

Меркурия Смоленского. Монашество. Преподобные. Особые виды монашеской жизни. Святители. Святые бессребреники и святые – Христа ради юродивые.

Спецкурс. Собор Смоленских святых. Святые Киевского периода. Авраамий Смоленский. Аркадий Вяземский. Игнатий Смоленский. Святые Московского периода. Святые Петербургского периода.

2.5.2. Литургическое предание церкви. Архитектура, устройство и символика Православного Храма. Богослужебный Устав. Богослужебная культура Православной Церкви. Правила участия в храмовых богослужениях; священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении. Таинства Христианской Церкви. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Особенности богослужебной культуры в монастырях, различных областях Руси. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви.

2.5.3. Духовная музыка и церковное пение. Роль и значение духовной музыки в развитии мировой культуры. История дохристианской музыки. Духовная музыка дохристианской церкви. Пение первых христиан. Периодизация развития русской духовной музыки. Музыкальная письменность Древней Руси. Нотные азбуки. Кондакарное пение. Чин распевов Русской Православной Церкви. Колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Портесное пение, его роль и судьба. Киевский, Греческий, Болгарский распевы. Итальянское влияние на русское музыкальное искусство. Д.С. Бортнянский, его вклад в мировую музыкальную культуру. Московская и Петербургская школы. Композиторское творчество. Современное состояние русской духовной музыки.
2.6. Нравственная культура Православия

2.6.1. Христианская культура

Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-троица, Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека. Символ веры. Православие, инославие, иноверие. Православная антропология Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Семья, род, народ в православной культуре. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм. Книга Домострой. Православное понимание свободы воли. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре.

2.6.2. Основы христианской нравственности. Иудейский и языческий мир перед Рождеством Христовым. Исагогика. Экзегетика и герменевтика избранных отрывков. Рождество и детские годы Иисуса Христа. Вопрос летоисчисления. Миссия Иоанна Крестителя. Нагорная проповедь (Евангельская этика). Заповеди блаженства. Новая и старая праведность. Евангельские чудеса. Притчи и их богословский смысл. Страдание и Воскресение Иисуса Христа. Религиозный смысл и значение крестной смерти Иисуса Христа.
2.7. Художественная культура Православия

2.7.1. Иконопись. Понятие иконы. Образ и подобие. Педагогика иконы в русской православной традиции. История иконографии в Древней Церкви. Ранняя икона. Иконоборчество. Седьмой Вселенский собор. Классическая византийская икона. Ее связь с крестово-купольной архитектурой и место в литургическом пространстве храма. Икона Владимиро-Суздальской Руси. Русская иконография 14-16 веков (новгородская, псковская, московская школы). Выдающиеся русские иконописцы. Андрей Рублев и его творчество. Богословское осмысление иконы. Икона и Запад. Заимствование западных иконографических типов и способов письма с 16 по 19 век. Икона в 20 веке - «умозрение в красках».

2.7.2. Храмовое зодчество. Храм и его организация. Древние храмы. Крестово-купольный храм эпохи патриарха Фотия. Храмовое зодчество на Руси. Киевский и Московский периоды. Петербургский период в храмовом зодчестве. Ампир, классицизм и русско-византийские стили в русской православной архитектуре 19 века. Русская православная архитектура 20 века. Утраты. Восстановление православных храмов с 1991 года. Строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя (г. Москва), строительство храма Исповедников и Новомучеников Российских (г. Смоленск).

Спецкурс. Храмы и монастыри Смоленщины. Храмы Смоленского княжества 11 века. Мономахов собор - первый крупный каменный храм на Смоленской земле. Храмовое зодчество 12-13 веков. Смоленская живопись 12-13 веков. Монастыри Смоленска и Смоленщины. Свято-Троицкий Болдинский монастырь. Роль церкви в строительстве Смоленской крепостной стены и обороне Смоленска в эпоху Смуты. Православные храмы в г. Вязьме. Храмовое строительство в Смоленске в 17-18 веках. Классическая храмовая архитектура. Строительство храмов на Смоленской земле в постперестроечный период.
2.8. Православие – традиционная религия русского народа

2.8.1. История Русской Православной Церкви. Христианство на Руси до принятия христианства. Крещение Руси и его значение. Православная церковь в эпоху феодальной раздробленности и Московского княжества. Православная и древнерусская культура. Православная церковь в 15-16 веках. Взаимоотношения церкви и государства в эпоху первых русских царей. Русское Патриаршество. Москва-Третий Рим. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в 17 в. Цари и Патриархи. Раскол 1666 г., его причины и последствия; обрядоверие, единоверческие общины. Реформа отношений церкви и государства при Петре I, ее протестантский характер. Русские императоры и Церковь. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковь и светская школа. Церковь и земство. Православная культура сословий русского общества. Православная культура казачества. Славянофилы и западники.

Спецкурс. История становления и развития православия на Смоленщине. Христианство на Смоленщине. Смоленская епархия в 12-13 веках, расцвет православной культуры. Православная церковь и культура Смоленщины в 13-15 веках. Смоленская епархия в 16-начале17 века. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 годах. Смоленская епархия во второй половине 17-18 в.в., 19-20 в.в.. Православная церковь на Смоленской земле в 1917-1945 г.г. Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001г.г.)

2.8.2. Русская религиозно-философская мысль. Источные начала и духовная прародина русской религиозной философии. Христианский платонизм. Предфилософский этап. «Слово о законе и Благодати» Иллариона, митрополита Киевского. «Поучение» Владимира Мономаха. Идея теократии. Бифуркация и раскол. Религиозная философия славянофилов. Метафизика всеединства. Русская религиозно-философская традиция: Вл. Соловьев, С. и Е. Трубецкие, П.Флоренский, С.Н. Булгаков, Н. Бердяев, А.П. Красавин.

Русская религиозная философия и вызовы глобализации.
III. Основы христианской педагогики и психологии
3.1.Православная педагогика и психология. Человек в свете христианской психологии. Антологический статус категорий научного знания. Потребности и страсти. Борьба со страстями. Генезис страсти. Основы христианской педагогики. Теория происхождения воспитания. Основы христианской антропологии. Известные педагоги о человеке. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Нравственное и трудовое воспитание в трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.

Спецкурс. Школа С.А. Рачинского. С.А. Рачинский - школьный апостол на Руси. Жизнь, деятельность, мировоззрение С.А. Рачинского. Проблема обучения детей в Татевской школе. Нравственное воспитание в педагогике С.А. Рачинского. Проблемы духовно-нравственного воспитания в России после реформы 1861 года. Борьба против алкоголизации населения. Просветительская деятельность С.А. Рачинского среди крестьян.
3.2. Взаимодействие школы и семья в духовно-нравственном воспитании личности. Семья-«колыбель созидания личности». Христианское понимание семьи и семейной любви. Связь детей и родителей. Глубина ответственности родителей за детей. Почитание детьми родителей. Развитие в детях душевных достоинств. Научение доброму слову. Развитие ума, чувств и воли. Проступки детей. Родительские увещевания и наказания, их необходимость. Осмотрительный выбор характера и мер наказания.
3.3. Организация внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании школьников. Использование средств массовой информации в приобщении к православной культуре. Сотрудничество методических объединений районов с отделом образования Смоленской епархии, приходами. Проведение Уроков нравственности в школе. Участие методических объединений в областных конкурсах по духовно-нравственному воспитанию, праздниках Смоленских святых, Днях Славянской письменности на Смоленщине.
IY. Методика преподавания предметов культурологической направленности
4.1. Концептуальные основы методики преподавания православных культурологических дисциплин в средней школе.

Авторские методики в практике работы регионов России по преподаванию православных культурологических дисциплин.
4.2.Методика преподавания предмета «История православной культуры земли Смоленской».

Концепция курса «История православной культуры земли Смоленской» и современные подходы к методике его преподавания в общеобразовательной школе: цель урока по ИПКЗС; содержание урока по ИПКЗС; способы деятельности на уроке по ИПКЗС. Особенности методики преподавания курса ИПКЗС в основной школе.. Образовательные и воспитательные задачи преподавания ИПКЗС в школе. Мировоззренческая, познавательная и культурно-историческая функции курса. Методы устного сообщения культурологического материала. Основные требования к изложению культурологического материала. Рассказ и сообщение. Описание и жизнеописание. Объяснение и рассуждение на уроках ИПКЗС. Изложение учителя и работа учащихся. Методы наглядного обучения. Наглядность в преподавании ИПКЗС. Методы работы с картиной, иконой на уроке. Методы работы с иллюстрациями. Использование технических средств обучения, аудио, видеотехники в преподавании предмета. Методы работы с учебником. Самостоятельная работа учащихся. Методический аппарат учебника и работа по разделам: «Умники и умницы», «Документы», «На заметку», «Твой духовный собеседник». Работа с текстом учебника в классе и дома. Работа с историческими и архивными документами. Использование художественной литературы в преподавании предмета. Методика работы над понятиями. Создание представлений и формирование культурных и православных понятий. Основные методы и приемы работы с учащимися: интегрированные, практические занятия, диспуты, конференции, составление проектов, написание сочинений, составление маршрутов по православным местам, конкурсы рисунков, уроки духовной музыки.

Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся по предмету.

Методика преподавания предмета «Азбука Смоленского края». Концепция краеведческого курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». Методика работы с учебным пособием в 3-х классах. Особенности построения занятий по краеведческому курсу в начальной школе.
4.3.Спецкурс. Создание духовно-образовательных комплексов (на примере учебных заведений и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Интеграция духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей в систему воспитания и обучения. Годовой круг праздников и традиций в образовательных учреждениях. Роль прихода в создании новой модели взаимодействия церкви и школы. Экскурсионные поездки по православным местам как действенный фактор духовного развития личности. Использование методической литературы, современных аудио и видеотехники на уроках и факультативах по истории православной культуры.
Спецкурс. Православное краеведение. Роль православного краеведения в формировании любви к малой Родине, ответственности за сохранение памятников православной культуры на Смоленщине, бережного отношения к обычаям и традициям православной культуры. Методика использования православного краеведения на уроках. Взаимодействие сельского прихода и школы в краеведческой работе, в духовно-нравственном возрождении села.
Учебный план
к программе повышения квалификации учителей

«Культурология. Православная культура»

(очная форма обучения)
Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогов к решению образовательных

задач средствами предметов «История православной культуры земли Смоленской».

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений Смоленской области

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 6-8 часов в день

Количество групп: - 1 , подгрупп - 2







Наименование разделов

и дисциплин


Всего

часов

В том числе


Формы

контроля

Лекции


Практич.,

семинары

Самост.

работа

I.

Нормативно-правовое обеспечение преподавания предметов по духовно-нравственному воспитанию и образованию



14



10






4



зачет

II.

Православная культура

295

188

26

81

зачет

III.

Основы православной педагогики и психологии


48

26

10

12

зачет


IV.

Методика преподавания предметов культурологической направленности


43


16


22


5


защита проектов

Итого

400

240

58

102




Учебно-тематический план
к программе повышения квалификации учителей

«Культурология. Православная культура»

(очная форма обучения)
Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогов к решению образовательных задач средствами предметов «История православной культуры земли Смоленской».

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений Смоленской области

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 6-8 часов в день

Количество групп: - 1 , подгрупп - 4







Наименование разделов

и дисциплин


Всего

часов

В том числе


Формы

контроля

Лекции


Практич.,

семинары

Самост.

работа

I.


Нормативно-правовое обеспечение преподавания предметов по духовно-нравственному воспитанию и образованию



14



10






4



зачет

II.


Православная культура


295

188

26

81

зачет




2.1.Православная картина мира

2.1.1.Морфология культуры.

2.1.2.Священная история.

2.1.3.Основы православного вероучения.

2.2.История православной религии и культуры.

2.2.1. История развития мировой культуры.

2.2.2. История развития культуры России.

2.2.3. Западноевропейская и русская культуры.

2.2.4. История христианской церкви.

2.3.Православная культура и религии мира

2.3.1.История религий.

2.3.2.Религиозные организации в современной России.

2.4.Письменная культура Православия. Православная словесность

2.4.1.Древнерусская и русская литература и Православие.

2.5.Православный образ жизни

2.5.1.Агиография.

Спецкурс «Собор Смоленских святых».

2.5.6.Литургическое предание церкви.

2.5.7.Духовная музыка и церковное пение.

2.6.Нравственная культура Православия

2.6.1.Христианская культура

2.6.2.Основы христианской нравственности.

2.7.Художественная культура Православия

2.7.1.Иконопись.

2.7.2.Храмовое зодчество.

Спецкурс» Храмы и монастыри Смоленщины».

Экскурсии по православным местам Смоленской области.

2.8.Православие-традиционная религия русского народа

2.8.1.История Русской Православной Церкви.

Спецкурс «История становления и развития Православия на Смоленщине».

2.8.2.Русская религиозно-философская мысль.





2

20

14


6
8
6
14


6

4

6

7

3
12
8


6

12


10

8

5
14
10

7


4

3


4

15


2

7

8


2
4


5


2

1

4

3

4
4


4

4


4

6

4
4
5

4


К.р.

К.р.

Реф.


УМК

УМК

К.р.
Реферат

Реферат

III.



Основы православной педагогики и психологии


48



26



10



12



зачет





3.1. Православная педагогика и психология.

Спецкурс: Школа Рачинского.

3.2.Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном становлении личности.

3.3.Организация внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию личности.

Экскурсия.Поездка на Рославльские святые источники.




16
4

4

2



4
6


4

4

4


Реферат

УМК

УМК





IY.

Методика преподавания предметов культурологической направленности

43


16



22



5



Зачет

(защита

проектов)



4.1. Концептуальные основы методики преподавания православных культурологических дисциплин в средней школе.

4.2. Методика преподавания предметов «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края».

Спецкурс: Создание духовно-образовательных комплексов (на примере учебных заведений и храма Новомучеников и исповедников Российских г. Смоленска).

Спецкурс: Православное краеведение (из опыта работы Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря).





2


12


2



14


4

4

4


1


УМК

Итого


400

240

58

102




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconРеферат Слушателя годичных курсов повышения квалификации учителей...
Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconОбразовательная программа «Коммуникативно-ориентироанное обучение иностранным языкам»
Учебная программа краткосрочных курсов повышения квалификации учителей английского языка
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В результате освоения содержания предмета «Адаптивная физическая культура» с курсантами курсов повышения квалификации учителей физической...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconУчебному предмету "православная культура" учителя русского языка...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconРабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconУчебному предмету «православная культура» учителя русского языка...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Православная культура» и на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconОбразовательная программа повышения квалификации
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconРабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура»
«Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
...
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconРабочая программа по предмету «Православная культура»
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т....
Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения квалификации учителей «Культурология. Православная культура» iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск