ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра культурологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Обычаи и традиции народов мира» Петрозаводский государственный университет
Кафедра культурологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой туризма
д.п.н., доцент Павлова Э.Н
__________________________
"___" _______________ 2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Обычаи и традиции народов мира
для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
специализация «Гостиничный сервис»
квалификация «Специалист по сервису и туризму» ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения – заочная
Курс 4
Семестр 7, 8
Лекции 6 (час.) Зачёт во 2 семестре
Практические (семинарские) занятия – 6 (час.)
Курсовая работа (проект) по дисциплине – нет
Контрольная работа 1
Всего часов 12 (час.) Самостоятельная работа 138 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 150 (час.)
20011г Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г. Рабочая учебная программа является авторской. Разработчик: к.и.н., доцент Пулькин М.В.____________ Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры культурологии "__" _____________2011г протокол №_____
Зав. кафедрой культурологии профессор, д.ф.н. ____________В.М. Пивоев Рабочая учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма "__" _____________2011г протокол №_____ Зав. кафедрой туризма д.п.н., доцент ___________ Э.Н. Павлова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью дисциплины является изучение проблем истории религии, аксиологии, телеологии и мифологии посредством всестороннего анализа основных тенденций развития этнической культуры, ее психологических, коммуникативных аспектов. Задачи дисциплины:
• формирование у студентов представлений об этнической культуре как предмете гуманитарного знания и об отдельных ее составляющих в частности;
• выработка объективной оценки культурно-исторических процессов на основе сравнительного изучения явлений культуры в разные исторические периоды;
• создание навыков анализа культурно-исторических процессов прошлого и современности;
• расширение культурного кругозора студентов;
• формирование высокого уровня общей культуры. В процессе изучения дисциплины студенты должны
знать:
• о месте и роли христианства в мировой культуре, значении православной церкви в истории России;
• об особенностях модернизационных процессов в культуре настоящего;
• специфику процессов глобализации и проблемы сохранения этнической культуры;
• причины появления, сохранения и тенденции развития элитарной, массовой культур и контркультуры;
уметь:
• уметь объяснить роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры;
• уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления. иметь представления:
• о структуре культурологического знания, морфологии культуры;
• об основных подходах к пониманию культуры и о структуре культурологического знания. Преподавание курса увязано с такими предметами как: «Организация службы питания», «Мировая культура и искусство», «Основы индустрии гостеприимства», «Организация службы приёма и размещения». С целью осуществления контроля знаний и проверки уровня усвоения материала программой предусмотрен зачёт.
Учебно-тематический план
Наименование темы
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекции
| Семинарские занятия
| Самостоятельная работа
| семестр седьмой
| 58
| 4
| 4
| 50
| 1. Методология осмысления этнической культуры
| 8
| 1
| –
| 7
| 2.Современная русская культура
| 8
| 1
| –
| 7
| 3. Обычаи и традиции во Франции
| 9
| –
| 2
| 7
| 4.Обычаи и традиции в Англии
| 8
| 1
| –
| 7
| 5. Обычаи и традиции в Италии
| 8
| –
| 1
| 7
| 6. Обычаи и традиции в Испании
| 8
| 1
| –
| 7
| 7. Обычаи и традиции американцев
| 9
| –
| 1
| 8
| семестр восьмой
| 92
| 2
| 2
| 88
| 8. Обычаи и традиции немцев
| 17
| 1
| –
| 16
| 9. Обычаи и традиции в Китае
| 17
| 1
| –
| 16
| 10. Обычаи и традиции японцев
| 18
| –
| 1
| 17
| 11. Обычаи и традиции евреев
| 17
| –
| –
| 17
| 12. Обычаи и традиции финно-угорских народов
| 19
| –
| 1
| 18
| зачёт
| 4
| –
| –
| 4
| Всего
| 150
| 6
| 6
| 138
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Предмет и цели курса. Понятие «культуры», этимология слова «культура». Культура как «доведение вещей до совершенства». Многомерность содержания и многообразие форм этнической культуры. Основные подходы к осмыслению культуры народов мира. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Проблемы взаимоотношений с другими народами России и зарубежных стран, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях русских. Русский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение. ФРАНЦУЗЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях французов. Французский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение. АНГЛИЧАНЕ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях англичан. Английский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
ИТАЛЬЯНЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях итальянцев. Итальянский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
ИСПАНЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях испанцев. Испанский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
АМЕРИКАНЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях американцев. Американский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
НЕМЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях немцев. Немецкий дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
КИТАЙЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях китайцев. Китайский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
ЯПОНЦЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых, удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях японцев. Японский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
ЕВРЕИ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях евреев. Еврейский дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Преступность и девиантное поведение.
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ
Проблемы взаимоотношений с другими народами, автостереотипы. Распространенные представления о воспитании детей, отношениях с властью, основные черты материальной культуры. Представления о бытовых удобствах, досуге, супружество и любовь в представлениях финно-угорских народов. Дом и понятие уюта, традиционная и современная пища. Шестулность и девиантное поведение.
Литература
Основная
Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003
Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. М., 2003.
Дополнительная
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
Используются также Интернет-ресурсы по специфическим чертам культуры отдельных народов. Методические указания для студентов
Учебный курс нацелен на изучение обычаев и традиций народов России и зарубежных стран и призван помочь студентам:
• понимать и уметь объяснить роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры;
• уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны иметь четкие представления:
• о структуре культурологического знания, морфологии культуры;
• об основных подходах к пониманию культуры и о структуре культурологического знания;
• о месте и роли христианства в мировой культуре, значении православной церкви в истории России;
• об особенностях модернизационных процессов в культуре настоящего;
• о специфике процессов глобализации и проблемах сохранения этнической культуры;
• о причинах появления, сохранения и тенденциях развития элитарной, массовой культур и контркультуры;
Вопросы для контрольной работы
Специфические черты современной испанской культуры
Специфические черты современной итальянской культуры
Специфические черты современной американской культуры
Специфические черты современной немецкой культуры
Специфические черты современной английской культуры
Специфические черты современной французской культуры
Специфические черты современной китайской культуры
Специфические черты современной японской культуры
Специфические черты современной еврейской культуры
Специфические черты современной финно-угорской культуры
Специфические черты современной русской культуры
Формы усвоения материала
■ изучение теоретического и практического материала по лекциям, учебным пособиям, с использованием рекомендованной литературы;
■ подготовка к семинарским занятиям в соответствии с планами и рекомендациями преподавателя;
■ подготовка докладов и рефератов по отдельным вопросам;
■написания реферата — овладение методологией культурологического анализа. В работе студент должен показать умение анализировать явления культуры, способность к логическому мышлению, пониманию социокультурного контекста. Темы рефератов работ предполагают разные подходы. Часть из них требует обращения к произведениям художественной литературы, другим видам искусства, т.к. искусство "кодирует" этническую культуру, всесторонне и глубоко передает характер культурно-исторической эпохи. Следует иметь в виду, что методика культурологического анализа отличается от искусствоведческого, литературоведческого. Культурологический анализ не может быть сведен к рассмотрению отдельно взятого художественного явления. В культурологии любое произведение искусства воспринимается как факт культуры конкретной эпохи, отражающий прежде всего культурную специфику. Поэтому если выбранная тема требует обращения к художественным произведениям, то автор должен на основе хорошего знания текста раскрыть тип той культурной эпохи, которой принадлежит данное художественное явление. Элементы сюжета произведения или творческой биографии художника могут привлекаться лишь в том случае, если это способствует раскрытию
темы реферата. Культурологический анализ включает следующие аспекты:
• краткий обзор и анализ социально-исторических событий эпохи;
• осмысление культурных ценностей рассматриваемой эпохи (философских, религиозных, нравственных, этических и т.д.);
• исследование конкретных проблем и идей своего времени, изложенных в анализируемом первоисточнике;
Если же выбранная тема требует обращения к научным трудам культурологов, то следует иметь в виду, что автор ре Герата должен представить не конспект прочитанного, а продемонстрировать глубокое осмысление научного текста. В работе должна просматриваться позиция студента по отношению к рассматриваемой проблеме, его выводы.
Оценивается знание материала, существующих научных концепций культуры, а также умение студента логически изложить наблюдения и выводы, выразить свою точку зрения.
Текст должен быть написан на одной стороне листа с соблюдением полей.
Реферат не будет зачтен в случае:
• небрежного оформления титульного листа, библиографии, текста;
• поверхностного и непоследовательного изложения вопросов темы;
• механического комбинирования или дословного переписывания разделов учебников, статей;
• если содержание курсовой работы не соответствует ее теме.
• если на защите автор не сможет кратко, но емко раскрыть основные идеи своей работы и охарактеризовать круг используемых источников. Методические рекомендации для преподавателя: Учебная дисциплина предполагает всесторонний анализ основных тенденций развития этнической культуры, ее психологические, коммуникативные аспекты, изучение проблем истории религии, аксиологии, телеологии и мифологии в том объёме, в каком это необходимо для осуществления задач курса.
Основные методики и приемы изложения курса включают в себя:
проблемное изложение теоретического лекционного материала;
обсуждение вопросов в дискуссионной форме в рамках семинарских занятий;
осуществление текущего, промежуточного и итогового контроля;
Формы контроля:
текущий контроль осуществляется в процессе проведения
семинарских занятий в форме устных выступлений, подготовки докладов, выполнения письменных заданий; контрольные работы и тесты по отдельным темам;
промежуточный контроль может осуществляться в форме зачета по основным вопросам изучения курса.
к.и.н., доцент Пулькин М.В._______________ |