Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации30.03.2014
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шугурская средняя общеобразовательная школа
изображение 017


Согласовано: ___________ Утверждаю:____________

Заместитель директора по учебной работе Директор МБОУ Шугурской СОШ

С.С.Попова Э.М. Нохова

«___» ________ 2013 г. «___» _________ 2013г.

Приказ № ______

Рабочая программа

элективного курса

«Вышивка бисером и шерстяной нитью»

в 5 - 11 классах

на 2012-2013 учебный год
Составил: Рассмотрено:

Е.М. Свяжина, на заседании МО

учитель технологии _________/__________

1 квалификационная категория протокол №____

от «____» _____20___г.

Пояснительная записка


Программа по курсу «Вышивки бисером и шерстяной нитью» по обучению 5-11 классов направлена по воспитанию у них художественной культуры, развитие интереса к национальному искусству, его традициям и наследию.

Где отражена культура народов Севера - ханты и манси, их быт, промыслы, обычаи и традиции.

Детское творчество развивается всегда на базе тех достижений, которые до него были завоеваны народом и человечеством в целом. Только духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом творчества.

Программа обеспечивает вхождение ребенка в художественную, творческую атмосферу не в качестве зрителя, слушателя, а в качестве активного участника творческого процесса.

Актуальность данного курса заключается в том, что в современных экологических условиях Декоративно-прикладное искусство дает ребенку возможность творчески реализовать свой потенциал, направленной на сохранение и развитие национальной культуры. Дальнейшая деятельность в этом направлении даст положительный эффект для развития и сохранения национальной культуры в художественном детском творчестве.

Вышивка бисером и шерстяной нитью - одни из самых древних видов декоративного искусства. В течении многих столетий вырабатывались определенные приемы выполнения плетения ,вышивки и нашивания бисера . Формировался характер, орнамент, его колорит. В результате изучения курса у учащихся формируются знания о своем национальном искусстве.

Изделия, выполненные своими руками, формируют правильное понимание культуры быта народа, культуры человеческих отношений.

Занятия по программе « Вышивка бисером и шерстяной нитью» позволяет успешно решить сразу несколько важных задач:

  • во-первых, у учащихся возникает интерес к уникальной культуре народа, которую пытаются сберечь и передать потомкам ведь подлинных знатоков этого искусства осталось очень немного);

  • во-вторых, проявляется активность детей в освоении материала курса, мотивация занятия;

  • в-третьих, они начинают задумываться о нашей общей ответственности за сохранение своеобразия и самобытности любого народа;

Творческая деятельность девочек по курсу « Вышивка бисером и шерстяной нитью», прежде всего, рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса личностных качеств и творческих способностей инициативности, изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, трудолюбия, способности видеть главное, общее в различных исходных явлениях.

В программе предусмотрено освоение технике бисероплетения, вышивание бисером и шерстяной нитью и формирование основ самостоятельной национальной творческой деятельности, в результате которой рождаются оригинальные, эксклюзивные работы. Каждая выполненная ребенком работа – сувенир, картина костюм и т.д. предрасположены к бытованию, а характер детского творчества вбирает в себя типологию коллективного творчества.

Курс « Вышивка бисером и шерстяной нитью» создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества девочек. В работе используются определенные правила:

  • выбор ученицами рисунка, изделия, является делом добровольным и не зависит ни от сложности данного изделия, ни от приобретенных умений и навыков;

  • любое самостоятельное – индивидуальное выполненное изделие поощряется;

  • если изделие выполнено с существенными недоработками, то анализируем процесс работы, делаем выводы. После этого девочки решают - переделать или дополнить определенные детали, наброски, линии к изделию.

В тематическом планировании сформированы цели и задачи курса:

  • Раскрыть истоки национального творчества и роль Декоративно-прикладного искусства.

  • Привить любовь к национальным видам искусства.

  • Сформировать представление о национальном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

  • Рассмотреть художественный орнамент при изучении основных видов вышивки бисером и шерстяной нитью.

  • Создать условия для развития художественных творческих способностей учащихся, сформировать навыки и приемы национальной вышивки бисером, шерстяными нитью.

В программе раскрывается содержание тем, выделены основные понятия, указаны межпредметные связи. Программа не допускает чрезмерного увлечения широтой тематики, большого объема информации. При небольшом количестве учебных часов на ДПИ ведет к превращению его в теоретический предмет. Надо стремиться к соотношению теории и практики, чтобы в процессе курса учащиеся учились не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием создавать изделия.

Последовательность изучения разделов и тем дано по принципу усложнения и увеличения объема теоретического и практического материала, с учетом возрастных особенностей учащихся. В программе уточнен объем теоретического учебного материала, терминологии, упражнений. Обращено внимание на основные группы знаний и типы учебных умений.

В числе последних названы интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать); предметные ( умение применять полученные знания, соблюдать правила техники безопасности, применять терминологию); организационно-познавательные ( умение соблюдать правила работы в кабинете, умение работать в коллективе ); трудовые (умение пользоваться инструментами, оборудованием.)

Указаны основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса.

Мы стараемся увидеть в изделиях своих девочек крупицу оригинального, чтобы они постоянно чувствовали удовлетворение от сделанного. И стремились при этом полно раскрыть свои творческие возможности.

Красота создаваемая детьми это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений творчества. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Учащиеся должны знать:

-теоретическую основу всех тем, уметь пользоваться данными знаниями;

-основы композиции и правила выполнения рисунка, эскиза;

-основные способы вышивания и нашивания бисером, шерстяной ниткой, традиционные, усовершенствованные ;

-основные виды и свойства тканей, ниток, бисера и других материалов, применяемых для вышивки и плетения бисером, шерстяной ниткой;

-национальные орнаменты, технику нашивания и вышивания бисером, шерстяными нитками технологию изготовления украшений.

Должны уметь:

-делать зарисовку рисунка на бумаге, а также владеть способами переноса рисунка;

-выполнять все виды нашивания ,вышивки бисером и шерстяной нитью;

-самостоятельно выполнять изделия, картины, сувениры, предметы одежды;

-плести бисером разными способами, шить ,вышивать и украшать национальную и современную одежду;

-правильно работать инструментами, соблюдать правила Т.Б. и санитарно-гигиенические требования.

В знаниях и умениях отражены наиболее существенные вопросы теоретического курса. Включен раздел «Использование учебно-наглядных пособий».

Важная роль в программе отводится развитие творческого начала личности, инициативы, уверенности, творческой фантазии и воображения. Не менее важной стороной учебных программ является практическая направленность, позволяющая каждому желающему освоить на практике технологию выполнения изделий, с тем, чтобы потом использовать полученные знания, умения и навыки в дальнейшем профессиональном самоопределении или личных интересах. В начале изучения мы осваиваем более простые технологические приемы, связанные с изготовлением традиционных сувениров. А в течение последующих учебных годов дети осваивают сложную технологию выполнения работы.

В деле изучения национальной культуры и приобщения к ней большую помощь оказывает школьный краеведческий музей. Собирание коллекций произведений национальных промыслов дает возможность глубже

понять национальную культуру, душу народа. Оно идет параллельно с изучением детьми основ национального прикладного искусства. В ходе изучения курса необходимо использовать опыт поколений, беседы и встречи с жителями поселка, художниками и мастерами. Формы занятий могут быть нетрадиционными: посиделки, фольклорные встречи, уроки сказки и т.д.

В программе по курсу «Вышивка бисером и шерстяной нитью используется проектная технология.
Работа учащихся оценивается по следующим критериям:

Декоративность – выполнение работы в цвете, умение создавать композицию, соответствие содержания и формы, наличие и применение различных форм вышивки и плетения.

Индивидуальность – фантазия при выполнении работы.

Содержательность – полнота реализованных в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия.
Содержание работы в 5 классе
Техника безопасности.

Техника безопасности при вышивании. Правила организации работ. Рабочее место. Работа за компьютером.

Орнаментальное искусство.

История создания орнамента. Использование орнамента на одежде, в домашней утвари.

Знакомство с орнаментами народов Севера .Орнаменты- полоски, розетки.

Рисование растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге.

Правила составления орнамента в цвете. Вычерчивание орнамент на бумагу, ткань.

Составление композиций. Цветовое решение .

Понятие композиции. Основные законы композиции. Выбор главного композиционного центра. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст, смешение цветов. Цветовая гамма бисера, нити.

Перевод рисунка на ткань. Способы перевода рисунка на ткань.

Перенос рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги, способом,

подсвечивания и наметкой, перенос рисунка наколом.

История вышивки и нашивания бисера. Способы вышивки.

Возникновение вышивки в древнем мире. Традиционные способы вышивки бисером « вперед иголкой»

крест назад иголкой ит.д., усовершенствованный - «точечное», « вперед иголкой по четыре бисеринки» и т.д.

История костюма народов Севера ( ханты, манси)

Сувенир « Игольница»

Вычерчивание орнамент-розетку на ткань. Выкраивание основных деталей игольницы (круг, овал, квадрат,ромб).

Нашивание традиционным способом бисера по контуру на орнамент-розетку. Наполнение деталей игольницы поролоном для придания объема игольницы. Вышивка пайетками ,бисером край контура основных деталей игольницы, Оформление бахромы по краю игольницы. Изготовление меховых помпонов. Украшение игольницы помпонами из меха.

Составление презентации – проекта.

Описание последовательности работы, фото и иллюстративные материалы изделия.

Наложение текста, таблиц и изображений на презентацию. Защита проектов.

Экскурсии.
Экскурсии в Музей знакомство с Декоративно-прикладным искусством народов.

Экскурсии на периодические выставки художественного и декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставки, показы, конкурсы.

Содержание работы по курсу в 6 классе

Техника безопасности.

Техника безопасности при вышивании. Правила организации работ. Рабочее место. Работа с компьютером.

Орнаментальное искусство.

История создания орнамента. Использование орнамента на одежде, в домашней утвари.

Знакомство с орнаментами народов Севера .

Орнаменты- полоски, розетки. Рисование растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге.

Правила составления орнамента в цвете. Вычерчивание орнамент на бумагу, ткань
Налобная полоска Восточной группы манси. (6 класс)

Вычерчивание полоски из сукна , нашивание бисера по периметру полоски в несколько рядов

(в зависимости размера бисера и полоски). Центральная часть заполнения традиционным способом нашивания бисером.

Оформление бахромы. Пришивание полоски тесьмы по краю головной полоски.
Сувенир «На счастье» («Чирки» - летняя обувь манси) . (6 класс)

Вычерчивание деталей на ткань, кожу. Нашивание бисера традиционным способом на центральную и боковую

деталь чирков. Пришивание подошвы точечным способом. Нашивание тесьмы по краю чирков.

Оформление рамочки для сувенира «на счастье» «мешковиной».
Составление презентации – проекта.

Описание последовательности работы, фото и иллюстративные материалы изделия.

Наложение текста, таблиц и изображений на презентацию. Защита проектов.

Экскурсии.
Экскурсии в Музей знакомство с Декоративно-прикладным искусством народов.

Экскурсии на периодические выставки художественного и декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставки, показы, конкурсы.

Содержание работы по курсу в 7,8 классах

Техника безопасности.

Техника безопасности при вышивании. Правила организации работ. Рабочее место. Работа с компьютером.

Орнаментальное искусство.

История создания орнамента. Использование орнамента на одежде, в домашней утвари.

Знакомство с орнаментами народов Севера .

Орнаменты- полоски, розетки. Рисование растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге.

Правила составления орнамента в цвете. Вычерчивание орнамент на бумагу, ткань
Картина по сказкам Северных народов (7 класс)

Выбор иллюстраций по сказкам, составление композиций на ватман. Перенос рисунка на ткань.

Вышивка бисером основных и мелких деталей рисунка. Дополнительное нашивание пайеток,

меха, бус, тесьмы, ткани, кожи. Оформление картины в рамочку
Составление презентации – проекта.

Описание последовательности работы, фото и иллюстративные материалы изделия.

Наложение текста, таблиц и изображений на презентацию. Защита проектов.

Экскурсии.
Экскурсии в Музей знакомство с Декоративно-прикладным искусством народов.

Экскурсии на периодические выставки художественного и декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставки, показы, конкурсы.

Содержание работы по курсу в 9 -11 классах
Техника безопасности.

Техника безопасности при вышивании. Правила организации работ. Рабочее место. Работа за компьютером.

История вышивки шерстяной нитью. Виды и способы вышивки.

История создания орнамента вышивки шерстяной нитью. Особенности вышивки шерстяной нитью Восточной группы манси и ханты. Использование орнамента на одежде, в домашней утвари. Правила составления орнамента в цвете.

Виды орнаментов ханты и манси « керемь-ханчь», «ханда-ханчь».
Изготовление костюма – платье Восточной группы манси.

Работа по составлению композиции. Снятие мерок. Раскрой изделия с учетом индивидуальных размеров раскрой деталей. Подбор цветов ниток. Техника выполнения вышивки шерстяной нитью. Характеристика и расчет ткани.

Подготовка орнаментов «керемь-ханчь», «ханда-ханчь» для вышивки. Подбор ниток по цвету.

Техника выполнения вышивки. Сметывание и сшивание деталей. Обработка боковых срезов, подшивка подола платья. Оформление изделия (пуговицы, декоративные детали).

Составление презентации – проекта.

Описание последовательности работы, фото и иллюстративные материалы изделия.

Наложение текста, таблиц и изображений на презентацию. Защита проектов.

Экскурсии.
Экскурсии в Музей знакомство с Декоративно-прикладным искусством народов.

Экскурсии на периодические выставки художественного и декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставки, показы, конкурсы.


Программное и учебно-методическое

оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

5











Авторская программа

Декоративно - прикладного искусства

« Вышивка бисером

и шерстяной нитью»

Рабочая тетрадь



«Орнаменты народов Севера, как исторический источник»

С.В. Иванов
«Мансийские орнаменты»

П.Е. Шешкин,

И.Д. Шабалина
«Основы художественного ремесла. Бисер»

М. Лукина
Учебное пособие « История ХМАО с древности до наших дней»
Уроки Евдокии Ерныховой
Работа с кожей (сборники)


6











Рабочая тетрадь



7










Рабочая тетрадь



8










Рабочая тетрадь


9










Рабочая тетрадь

10











Рабочая тетрадь



Учитель: Свяжина Е.М

МБОУ Шугурская СОШ

Класс 5

Количество часов в неделю по учебному плану – 0,5 ч

Общее количество часов в соответствии с программой – 17,5

5 класс



Наименование темы

Всего по программе

Практическая часть

1

Орнаментальное искусство

3

2

2

Работа с тканью

1

1

3

Способы нашивания бисера

2

2

4

Сувенир – игольница

11,5

11

5

Посещение музея Выставка

1

-







17,5




Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год


итого

Административный контроль ЗУНов



















Количество плановых контрольных работ



















практических работ



















Творческих работ

1




1







2

Выставки





1







1

2
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск