Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Рассмотрено: Утверждаю: руководитель МО директор МБОУ«СОШ № 10» _______/Болдычева М.Н./ __________ /А.О. Леоненко/ протокол № приказ № 129 от «29» августа 2013 г. от «30» августа 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» (полное название учебного предмета) 5-9 (класс, параллель) на 2013 - 2014 учебный год Составитель: Трофимова Лариса Вениаминовна, учитель изобразительного искусства I категории г. Череповец Цели и задачи, решаемые при реализации программы Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: - дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся; - понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов. - осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества. Формирование художественно-творческой активности: - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; - учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. Формирование художественных знаний, умений, навыков. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 класс составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, М., «Просвещение», 2010. Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой Программа рассчитана на 1 час в неделю: 34 часа в год (5-7 класс), и 0,5часа: 17 часов в год (8-9 класс). Итого за весь курс обучения: 136 часов. Система контроля Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ. Содержание рабочей программы Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Древние корни народного искусства. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор – человек, общество, время. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер. Изобразительное искусство в жизни человека. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20го века. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Изобразительное искусство в жизни человека. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Великие темы жизни. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве 19го века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20го века. Реальность жизни и художественный образ. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строчка – текст. Искусство шрифта. Композиция в графическом дизайне. Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Объект и про6странство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Цвет в архитектуре и дизайне. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Город сквозь время. Город сегодня и завтра. Живое пространство города. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Природа и архитектура. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Мой дом – мой образ жизни. Мода, культура и ты. Планируемые результаты освоения программы обучающимися 1 год обучения (5 класс) Учащиеся должны понимать: - значение древних корней народного искусства; - связь времён в народном искусстве; - место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; - особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана; - знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома); - уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства. Учащиеся должны уметь: - отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов); - создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи); - объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. 2 год обучения (6 класс) Учащиеся должны знать: - особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры; - основные жанры изобразительного искусства; - известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи; - о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики; - о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства. Учащиеся должны уметь: - работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом; - выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом; - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма; - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица; - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы; - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов; - пользоваться различными графическими техниками; - оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах. 3 год обучения (7 класс) Учащиеся должны знать: - о процессе работы художника над созданием станковых произведений; - о месте станкового искусства в познании жизни; - о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях; - о произведениях агитационно-массового искусства; - о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства; - о выдающихся произведениях современного искусства. Учащиеся должны уметь: - связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; - работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; - передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер; - изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы; - выполнять элементы оформления альбома или книги; - отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; - вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве. 4 год обучения (8 – 9 классы) Учащиеся должны знать: - как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; - основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Учащиеся должны уметь: - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; - владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); - создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); - использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки. Учебно-методический комплекс Учебник: – Горяева, Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл./под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010г. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник 6 класс/ под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8 класс/под ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение.2010. • дополнительные пособия для учителя: О.В.Свиридова. Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 20010г. Коллектив авторов под руководством Б.М. Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010 Е.С. Туманова и др. Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества. – Волгоград: Учитель, 2009г. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г. О.В. Павлова. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009г. О.В. Свиридова. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2009г. • дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского в 9 классе
|
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа предмета Изобразительное искусство Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы.... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием. Изобразительное искусство направлено в основном... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного... | Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное... Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной... | Программа история изобразительного искусства 1-4классы Зеленодольск... Программа учебного предмета разработана на основе «Изобразительное искусство» примерные образовательные программы для детских художественных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное... | ||
Островская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное... «Изобразительное искусство»: прогр. /Сост. Б. М. Неменский. М.: Просвещение. Программа детализирует, раскрывает и определяет общую... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 9 класс Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |