«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год





Скачать 419.67 Kb.
Название«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год
страница1/2
Дата публикации30.03.2015
Размер419.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОТЧЕТ

о выполнении плана фундаментальных исследований РАО по направлению

«Социокультурные проблемы современного образования»

за 2010 год

Научный руководитель

академик РАО Собкин Владимир Самуилович
____________________
Ведущая организация

Учреждение Российской академии образования «Институт социологии образования»


Москва – 2010
РЕФЕРАТ

Научно-исследовательская деятельность Института социологии образования РАО в 2010 году была направлена на продолжение исследования социальных проблем, актуальных для современного этапа модернизации российской системы образования в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование». В этой связи особое внимание было уделено разработке инструментария и программы исследования динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях непрерывного образования. Продолжен анализ проведенных ранее социологических исследований по изучению особенностей влияния различных социально-экономических факторов на доступность получения качественного образования и изучению особенностей отношения участников образовательного процесса к проблемам соуправления в учреждениях системы образования. В соответствии с планом исследований на 2010 год рассмотрено своеобразие толерантных/ интолерантных установок учащихся в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Особое внимание уделено исследованию отношения учащихся основной школы к ИКТ. Специальный акцент сделан на характеристике изменения родительских стратегий воспитания детей дошкольного возраста. Изучены социокультурные особенности образовательной мобильности в системе высшего профессионального образования. Проведен анализ динамики изменения ценностных ориентаций учащихся в сфере художественной культуры. Осуществелена разработка инструментария и программы исследования влияния различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью. Особое внимание уделено исследованию механизмов идентификации при восприятии социальных конфликтов.

Приведенные в отчете данные основаны на материалах социологических опросов, проведенных Институтом в 2007-2010 гг. Всего в ходе работы было исследовано 21976 респондентов. Из них: 9411 учащихся общеобразовательных школ, 129 администраторов ОУ; 2599 учителей школ; 4785 родителей учащихся школ, 4678 родителей детей дошкольного возраста, 320 воспитателей ДОУ. Помимо этого для проведения сравнительного анализа результатов были также использованы материалы ранее проведенных в ИСО РАО исследований: 941 респондент среди родителей детей дошкольного возраста (1997 г.), 2510 учащихся 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов общеобразовательных школ (2005 г.), 2983 учащихся 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов общеобразовательных школ (2002 г.), 1242 учащихся 9-х классов (1975 г.) и др. Опросы проводились в различных регионах РФ: Москве, Московской области, Красноярском крае и др. При реализации исследовательских программ Институт осуществлял сотрудничество с органами управления образованием различных субъектов РФ (Красноярский край, Омская область и др.), а также с Московским центром качества образования, Рижской Академией педагогики и управления образованием и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В рамках работ по теме «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» разработана программа и инструментарий исследования, предусматривающие изучение динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования. Программа исследования ориентирована на выявление ценностных ориентаций учащихся основной и старшей школы и анализ их образовательных планов. Инструментарий предполагает проведение кросскультурного исследования, направленного на изучение особенностей социализации подростка и характеристику его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре. Основной целевой аудиторией опроса являются учащиеся основной и старшей школы (в возрасте от 12 до 18 лет), обучающиеся в общеобразовательных школах Москвы и Риги, а также в школах с русским этнокультурным компонентом. (Собкин В.С., Адамчук Д.В., Федотова А.В.).

С целью изучения значимости различных социально-экономических факторов, определяющих доступность получения качественного образования, проведен анализ данных социологического исследования учащихся основной школы (с 5-го по 9-й классы). Показано, что наиболее распространённой мотивацией посещения школы является прагматическая мотивация, направленная на получение знаний, которые пригодятся в будущем. Установлено, что с увеличением возраста познавательная мотивация школьников ослабевает и растет значимость мотивации общения со сверстниками (посещение школы для общения с друзьями). Выявлено, что к старшим классам отношение учащихся к школе меняется и становится более критичным. Также зафиксированы гендерные различия в позитивном отношении учащихся к школе. Установлено, что отношение к школе зависит от позиции, занимаемой учеником в классе, от уровня дохода семьи, а также от его успеваемости (Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М., Калашникова Е.А.).

В рамках работ по теме «Социокультурные проблемы мобильности при получении профессионального образования» были исследованы социальные стереотипы, проявляющиеся при ориентации учащихся в сфере профессий. Выявлены особенности проекции системы социально-личностных стереотипов на различные профессии, в том числе и те профессии, которые выбираются в качестве своей будущей специальности. Кроме того, наряду с другими профессиями, были рассмотрены оценки студентами-психологами профессий «психолога» и «психотерапевта» (Собкин В.С., Мкртычян А.А.).

По результатам данных социологического опроса 3056 учащихся основной школы (с 5-го по 9-й классы) московских общеобразовательных школ, проведенного Институтом социологии образования РАО в 2009 году, были изучены особенности использования информационно-коммуникационных технологий учащихся общеобразовательных школ. Зафиксировано сокращение «гендерного разрыва» в отношении подростков к информационно-коммуникационным технологиям: доля девочек, пользующихся компьютером в свободное время, существенно увеличилась за период с 2002 по 2009 гг. (Адамчук Д.В.).

По результатам исследования, которое было проведено ИСО РАО в московских школах с этнокультурным компонентом, были проанализированы особенности этноконфессиональной идентичности учащихся. Проведен социально-стратификационный анализ контингента учащихся в этих школах, что позволило уточнить социальные функции школ с этнокультурным компонентом. Показано, что некоторые школы с этнокультурным компонентом востребованы в основном как социальные институты, обеспечивающие процессы адаптации детей-мигрантов в новом социокультурном пространстве; другие школы с этнокультурным компонентом являются скорее институтами, способствующими сохранению или возрождению национальной культуры в условиях глобализации. Анализ мнений респондентов по вопросам межнациональной толерантности в целом позволил охарактеризовать школу с этнокультурным компонентом как институт, ориентированный на формирование толерантных установок (Собкин В.С., Коган-Лернер Л.Б., Галиева Ф.И.).

Проанализированы материалы социологического исследования, посвященного художественным предпочтениям учащихся общеобразовательных школ. Дана содержательная характеристика литературного развития подростков: значимость литературы наряду с другими видами искусства; изменения в отношении к художественной литературе, которые произошли в подростковой субкультуре за последние тридцать лет. Приведен анализ качества литературных предпочтений учащихся. Продолжен анализ эмпирических данных, полученных в ходе социально-психологического исследования по изучению особенностей идентификации зрителей-подростков с персонажами кинопроизведения при восприятии социальных конфликтов. Показано, что оценка актуальности фильма связана с ориентацией на проблематизацию нравственно-этических оснований, определяющих содержание фильма (Собкин В.С., Катина О.М., Маркина О.С.).

Анализ изменения родительских стратегий воспитания детей дошкольного возраста показал, что наиболее значимые изменения в целевых ориентациях происходят при переходе ребенка от ясельного (1,5 – 3 года) к младшему дошкольному возрасту (3-4 года). При этом стили взаимодействия родителей с ребенком являются инвариантными характеристиками в структуре воспитательной стратегии, практически не изменяясь на этапе дошкольного детства. Полученный материал был систематизирован относительно влияния различных факторов макро-, экзо- и микросистемного уровней (в соответствии с моделью У. Бронфенбреннера) на целевые ориентации родительских стратегий воспитания (Иванова А.И.).

Проанализированы мнения родителей и воспитателей о проблеме соуправления в системе дошкольного образования. Среди воспитателей ДОУ, также как и среди родителей, отмечается недостаточная осведомленность о формах и деятельности соуправления в ДОУ. В то же время такие факторы как большой стаж работы и наличие высшего педагогического образования, оказывают положительное влияние на информированность воспитателей об органах соуправления (Собкин В.С., Казначеева К.Н.).

В ходе работы над темой «Учительство как социально-профессиональная группа» были разработаны программа и инструментарий социологического исследования по изучению влияния различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью (В.С. Собкин, Мкртычян А.А.). Программа позволяет зафиксировать отношение студентов, обучающихся в педагогических вузах и факультетах к различным аспектам высшего педагогического образования. Разработанный инструментарий позволяет выявить влияние различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность студентов педагогических вузов выбранной специальностью.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В рамках работы над темой «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» разработана программа и инструментарий исследования, направленные на изучение динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования.

Основной целевой группой опроса являются учащиеся основной и старшей школы (в возрасте от 12 до 18 лет), обучающиеся в общеобразовательных школах, а также в школах с этнокультурным компонентом.

Разработанная анкета включает 13 тематических блоков вопросов, которые направлены на: характеристику структуры досуга подростка и выявление особенностей его информационного пространства; выявление ориентаций учащихся в области культуры; изучение уровня литературного развития и литературных предпочтений учащихся; характеристику ценностных ориентаций учащихся в отношении школьного образования и анализ их образовательных планов; выявление распространенности буллинг-поведения в школе и реакций подростков на ситуации, связанные со школьной травлей; анализ распространенности различных видов девиантного поведения и выявление ориентаций учащихся на занятия спортом и поддержание здорового образа жизни; характеристику структуры ценностных ориентаций подростков, выявление эмоциональной оценки своего будущего и степени сформированности жизненных планов; выявление установок и ориентаций учащихся в области межнациональной и межконфессиональной толерантности; характеристику особенностей политической социализации подростков и их политических ориентаций; изучение отношения учащихся к национальной политике и выявление их миграционных настроений; анализ установок учащихся в отношении экстремизма и экстремистских организаций; выявление членства подростков в неформальных молодежных объединениях и изучение особенностей субкультуры неформальных молодежных организаций; характеристику гражданской активности учащихся, их участие в различных общественных организациях.

Анкета содержит также блок вопросов, направленных на выявление демографических и социально-стратификационных характеристик респондента, включая вопросы, связанные с гендерной принадлежностью респондента, его возрастом, национальной принадлежностью, образовательным статусом его семьи (уровень образования родителей) и уровнем дохода семьи респондента. Данный блок вопросов анкеты необходим для проведения социологического анализа по линиям, касающимся гендерной специфики, возрастной динамики, вопросов социального неравенств. Программа позволит выявить и проанализировать особенности различных траекторий социализации подростка.

В ходе реализации работ по теме «Социальные проблемы неравенства доступа к получению качественного образования» проведен анализ результатов социологического опроса учащихся основной школы, который направлен на изучение значимости различных социально-экономических факторов, определяющих доступность получения качественного образования. Материалы исследования показали, что характер отношения учеников к школе существенным образом зависит от ряда демографических и социально-стратификационных показателей. Так, с возрастом значительно снижается положительное отношение учащихся к школе. Установлено, что учащиеся из семей с низким уровнем материальной обеспеченности существенно чаще, по сравнению со сверстниками из средне- и высокообеспеченных семей указывают в качестве основной причины негативного отношения к школе такой аспект, как сложность установления дружеских отношений с одноклассниками. Эти данные фиксируют необходимость учета социально-стратификационных параметров при организации образовательного процесса.

При работе над темой «Социокультурные проблемы мобильности при получении профессионального образования» было проведено изучение мнений студентов о получаемой ими профессии и степени идентификации себя с данной сферой профессиональной деятельности. В ходе эксперимента испытуемым для оценивания были предложены 32 профессии: агроном, администратор, актер, бизнесмен, военнослужащий, врач, дипломат, животновод, журналист, инженер, колхозник, кооператор, милиционер, модель, музыкант, парикмахер, партийный работник, пенсионер, писатель, продавец, психолог, психотерапевт, слесарь, служащий, сталевар, сторож, ученый, учитель, философ, чиновник, шофер и юрист.

В качестве социальных стереотипов выступали 19 социальных типажей: «карьерист», «интеллигент», «работяга», «прожигатель жизни», «бюрократ», «мошенник», «обыватель», «зависимый человек», «неуверенный в себе человек», «лидер», «романтик», «циник», «демагог», «деловой человек», «диктатор», «обеспеченный человек», «успешный человек», «уважаемый человек», «гламурный человек». К данному набору стереотипов было добавлено пять оценочных шкал, цель которых заключалась в определении отрицательных и положительных полюсов оценочного отношения респондентов. Испытуемые должны были по шестибалльной шкале (от 0 до 5, где 0 — полное отсутствие сходства, а 5 — максимальное сходство) оценить степень сходства каждого представленного типажа-стереотипа с соответствующей профессией.

Результаты проведенного исследования позволили выделить ряд обобщенных факторов, которые определяют отношение к профессиям («социальная успешность — социальная неуверенность», «личностное принятие — личностное неприятие» и др.) и оценить различные профессии в пространстве выделенных факторов.

В соответствии с планом работ на 2010 г. по теме «Социокультурные проблемы влияния техноэволюционных процессов на сферу образования» был проведен анализ результатов социологического опроса 3056 учащихся основной школы (с 5-го по 9-й классы) московских общеобразовательных школ.

Ответы учащихся на вопрос о том, чем они предпочитают заниматься в свободное от учебы время, показывают, что «“общение” с компьютером» занимает в структуре досуга школьников четвертое место (48,7%), уступая лишь «общению с друзьями» (49,8%), «прослушиванию музыки» (52,0%), а также наиболее популярному виду времяпрепровождения — прогулкам (70,9%). Такой вид досуга, как «просмотр ТВ», который ранее традиционно занимал верхние строки рейтинга в структуре досуга школьников, по данным настоящего исследования, находится лишь на шестом месте, на него указывают чуть более трети учащихся — 35,6%.

Было выявлено, что доля мальчиков, указывающих на «“общение” с компьютером» как на значимый способ проведения свободного времени, существенно выше, чем доля девочек (54,5% и 38,8% соответственно, р=.0001).

Сравнение с материалами предыдущих исследований ИСО РАО показывает, что с 2002 по 2009 гг. доля девочек, пользующихся компьютером в свободное время, существенно увеличилась с 25,6% до 38,8% (р=.0001). Это дает основание сделать вывод о том, что «гендерный разрыв» в отношении подростков к информационно-коммуникационным технологиям заметно сократился.

При оценке места информационно-коммуникационных технологий в информационном пространстве школьников, респондентам предлагалось ответить на соответствующий вопрос: «Где вы получаете наиболее важную и полезную для вас информацию?» Материалы опроса фиксируют, что Интернет как источник важной и полезной информации находится на втором по значимости месте (47,1%). На первом находятся уроки - (56,1%), третье место занимают книги (37,3%), а четвертое — родители (19,7%). При этом с возрастом «Интернет» занимает все более высокие позиции в этом рейтинге.

Анализ возрастной динамики показал, что от 5-го к 9-му классу более чем в два раза сокращается доля тех учащихся, кто проводит за компьютером «один час в день и менее» и параллельно с этим почти в два раза увеличивается число тех, кто уделяет компьютеру «три часа в день и более». В целом, в 9-м классе более половины московских школьников ежедневно проводят за компьютером более двух часов. Материалы исследования показывают, что среди современных школьников фактически отсутствуют те, кто «совсем не умеет пользоваться» компьютером, и лишь каждый десятый (10,1%) относит себя к «начинающим пользователям».

Обращает на себя внимание гендерная специфика в самооценке школьниками уровня своей компьютерной грамотности: доля мальчиков, относящих себя к высшему уровню владения ИКТ («более чем опытный пользователь»), в три раза превышает долю девочек, оценивающих свою компетентность в области ИКТ сходным образом — 15,6% и 4,9% соответственно (р=.0001). Показательно, что доля тех, кто относит себя к «начинающим пользователям» резко сокращается на рубеже 7-го класса. Количество же школьников, относящих себя к «опытным» или «более чем опытным» пользователям, на протяжении всего этапа обучения в основной школе не претерпевает существенных изменений. Это дает основания сделать вывод о том, что именно на рубеже 7-го класса начинается активное освоение информационно-коммуникационных технологий, которое, по всей видимости, связано с накоплением все большего опыта по применению средств ИКТ для решения различных задач.

Следует отметить также и выраженную гендерную специфику в мотивации пользования компьютером. Так, среди мальчиков существенно выше доля тех, кто указывает в качестве мотива пользования компьютера, на «компьютерные игры». Для девочек же более значимой, чем для мальчиков, оказывается мотивация, связанная с учебной деятельностью.

В рамках работ по теме «Становление гражданского общества и социальные проблемы развития общественного соуправления в сфере образования» был проведен анализ материалов, анкетных опросов 1936 родителей детей-дошкольников, чьи дети посещают детские сады города Москвы, а также 320 воспитателей, работающих в московских дошкольных учреждениях. Полученные данные показывают, что родители детей-дошкольников мало осведомлены о системе соуправления в ДОУ. О наличии в детском саду таких органов как Попечительский Совет и Совет детского сада знает лишь небольшое число родителей. Наиболее привычной и распространенной формой соуправления является Родительский комитет группы. Функции, которые выполняют различные органы соуправления в ДОУ, четко не определены и не ясны большинству родителей. В связи с этим многие виды деятельности различных советов и комитетов, названные родителями, дублируются.

Среди воспитателей ДОУ, также как и среди родителей, отмечается недостаточная осведомленность о формах и содержании деятельности дошкольного соуправления. В то же время такие факторы как большой стаж работы и наличие высшего педагогического образования, оказывают положительное влияние на информированность воспитателей об органах соуправления. В своих ответах воспитатели связывают родительское соуправление ДОУ в основном с двумя видами деятельности: помощь в организации мероприятий и финансовая поддержка ДОУ (привлечение средств, контроль за их распределением и др.). При этом, воспитатели с педагогическим образованием отдают предпочтение родительской помощи в организации занятий для детей, а воспитатели с непедагогическим образованием считают более значимой помощь в благоустройстве группы.

В качестве одной из функций органов соуправления декларируется участие в решении конфликтов, связанных с нормативно-правовыми аспектами. Однако результаты опроса показывают, что советы и комитеты, по мнению респондентов, играют весьма незначительную роль в решении конфликтов: как правило, родители более склонны обращаться по данным вопросам непосредственно к заведующей детским садом или воспитателям группы, либо пытаться самостоятельно решать возникшие проблемы. Социальное положение семьи оказывает значительное влияние на мнения родителей о проблеме соуправления в ДОУ. При этом более сильные социальные страты выше оценивают работу органов соуправления всех уровней.

При работе над данной темой в рамках сотрудничества Института социологии образования РАО и Московского центра качества образования также проведен опрос администраторов образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся и самих школьников. На протяжении периода с 2008 по 2010 гг. значимых сдвигов в активности участия родителей в процессах соуправления школой не произошло. Фактически, участие родителей в органах соуправления сводится к посещению классных родительских собраний (62,0%), а на долю других форм соуправления приходится суммарно лишь 10,5% ответов родителей. Следует также отметить, что весьма велика (27,5%) и доля тех родителей, кто вообще не принимает участия в процессах соуправления, в том числе не посещает даже родительские собрания.

По данным опроса учащихся, проведенного в 2009/10 учебном году, «постоянно» в соуправлении участвует лишь каждый десятый из опрошенных учащихся (11,3%). При этом «время от времени» задействованы в соуправлении 33,4% школьников, а вообще «не принимают участия в соуправлении школой» 55,3% учащихся.

Данные опроса педагогов свидетельствуют о том, что более четверти из них (26,6%) фиксируют, что они исключены из процессов управления школой.

В ходе работы над темой «Социология дошкольного детства» был проведен социокультурный анализ изменения родительских стратегий воспитания детей дошкольного возраста.

Материалы исследования показали, что на макросистемном уровне традиционная модель воспитания предполагает ориентацию родителей на статусно-ролевую возрастную вертикаль с сопутствующими ей идеологическими компонентами, в частности такими как желание воспитывать в ребенке патриотизм и религиозность. При этом за прошедшие десять лет произошел существенный сдвиг в целевых ориентациях воспитания дошкольника: если раньше родители были нацелены на индивидуализацию ребенка, направленную на проявление его субъектности, то современный контекст задает родительскую ориентацию на традиционалистскую модель воспитания, затрагивающую морально-идеологические аспекты развития личности ребенка. Характерно, что поселенческая специфика на макросистемном уровне проявляется в той же оппозиции: село задает традиционалистскую модель в целевых ориентациях родителей, а крупный город — индивидуалистскую.

Анализ опроса около двух тысяч родителей свидетельствует о существенном влиянии экзосистемных факторов на трансформацию целевых ориентаций в воспитании ребенка уже на этапе дошкольного детства. При этом среди рассмотренных различных факторов высокий образовательный статус родителей наиболее явно задает направление в сторону индивидуализации ребенка.

Достаточно отчетливо проявилось влияние микросистемных факторов на целевые ориентации родителей дошкольников. Так, отцовская модель воспитания направлена на развитие в ребенке волевых качеств, тогда как материнская больше ориентирована на развитие ребенка согласно статусно-ролевой возрастной вертикали. Таким образом, в полной семье удерживается оппозиция материнской и отцовской модели воспитания по ценностному основанию «статусно-ролевая возрастная вертикаль — индивидуализм». Существенные различия происходят в ситуации отсутствия одного из родителей: в неполной семье мать старается компенсировать отсутствие отца и стремиться актуализировать в ребенке достиженческие качества. При этом происходит снижение важности воспитания в ребенке морально-этических качеств и растет значимость развития у него прагматической ориентации.

Анализ полученных данных показал, что каждый второй из опрошенных родителей (51,4%) в своих взаимоотношениях с ребенком ориентирован на поддержание статусно-ролевой возрастной вертикали. На поддержание активности ребенка (его самовыражение) сориентированы 29,0%. Реализуют во взаимодействии со своим ребенком стиль равноправных отношений 16,5%. Явно выраженной авторитарной модели взаимодействия («ребенок должен беспрекословно подчиняться требованиям родителей и других взрослых в семье») придерживаются лишь единицы – 3,0%.

Материалы проведенного опроса показали, что стили взаимодействия родителей с ребенком, в отличие от целевых установок, являются инвариантными характеристиками в структуре воспитательной стратегии, т.е. существенно не меняются на этапе дошкольного детства ребенка.

Исследование показало, что среди родителей детей старшего дошкольного возраста наиболее часто отмечаются негативные оценки своего самочувствия при взаимодействии с ним; с возрастом ребенка существенно уменьшается доля родителей, отмечающих общее позитивное состояние во взаимодействии со своим ребенком («ощущаю себя счастливым человеком»).

В соответствии с планом работ на 2010 г. по теме «Учительство как социально-профессиональная группа» была разработана программа и инструментарий социологического исследования по изучению влияния различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью. Была создана анкета, направленная на выявление отношения студентов педагогических вузов к различным аспектам высшего педагогического образования. Она структурирована относительно четырех тематических блоков.

В первом блоке «Мотивация» выявляются различные аспекты мотивации выбора, как конкретного высшего учебного заведения, так и профессии педагога. Вопросы блока «Отношение к получаемому образованию» ориентированы на выявление отношения к получаемой профессии, к процессу обучения, качеству и содержанию обучения (оценка программы и дисциплин с точки зрения их актуальности, доступности, современности и т.д.). Блок «Профессиональные планы» непосредственно отражает удовлетворенность респондента получаемой профессией (с точки зрения ее престижности, социальной защищенности и т.д.). Вопросы блока «Культурные ориентации» направлены на выявление предпочтений в досуговой деятельности, не связанной с учебой. Необходимость этого блока вопросов заключается в том, что досуг, как определенная специфическая деятельность, отражает личностные характеристики, установки и ценностную систему, которые опосредованно влияют, в том числе, и на отношение респондента к профессиональной деятельности.

В ходе реализации работ по теме «Социальные проблемы толерантности в детской, подростковой и молодежной субкультурах» был проведен анализ данных социологического опроса в московских школах с этнокультурным компонентом (армянская, татарская, азербайджанская, две еврейские и две русские школы). Опрос проводился среди учащихся 7, 9 и 11 классов. Всего в пяти национальных школах было опрошено 400 человек. Для выявления отличительных черт, характерных именно для учащихся школ с этнокультурным компонентом, в качестве дополнительных данных были использованы материалы исследований учащихся общеобразовательных школ, проведенных в предыдущие годы.

В ходе исследования были проанализированы особенности этноконфессиональной идентичности учащихся школ с этнокультурным компонентом, проведен социально-стратификационный анализ контингента учащихся в этих школах. Согласно полученным данным некоторые школы с этнокультурным компонентом востребованы как социальные институты, обеспечивающие процессы адаптации мигрантов в новом социокультурном пространстве; другие школы с этнокультурным компонентом являются скорее институтами, способствующими сохранению или возрождению национальной культуры в условиях глобализации.

Был проведен анализ мнений респондентов по вопросам межнациональной толерантности. В данной части работы рассматривался, во-первых, аффективный компонент национальной идентичности (как основа формирования толерантных/интолерантных установок); во-вторых, поведенческий аспект национальной толерантности (участие в конфликтах на национальной почве); в-третьих, аффективный аспект национальной толерантности (отношение к представителям других национальностей). В целом, полученные данные позволяют охарактеризовать школу с этнокультурным компонентом как институт, где формируются толерантные установки.

В ходе реализации работ по теме «Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования» продолжен анализ эмпирических данных, полученных в ходе социально-психологического исследования по изучению особенностей механизмов идентификации зрителей с персонажами кинопроизведения при восприятии социальных конфликтов. Проведенное экспериментальное исследование особенностей восприятия подростками фильма показало, что те зрители, кто отмечает актуальность просмотренного фильма, обращаются в своих оценках к таким моральным категориям как гуманность, справедливость, честь, совесть, преданность. В своих высказываниях они затрагивают такие вечные темы, как проблема изгоя, противостояние человека коллективу, человеческое равнодушие. Иными словами, здесь проявляется тенденция, связанная с попыткой обобщения содержания через систему нравственно-этических категорий. Зрители же, отказывающие фильму в актуальности, в своих высказываниях о нем используют иные критерии, основываясь преимущественно на сопоставлении произошедших социальных изменений в обществе. Таким образом, восприятие фильма как актуального предполагает проблематизацию нравственно-этических оснований, характеризующих его основное содержание.

При работе над данной темой был также проведен анализ художественных предпочтений учащихся общеобразовательных школ. Было показано, что литература занимает отнюдь не лидирующие позиции в художественных ориентациях современного подростка. Если в 1975 году более 30,0 % опрошенных учеников 10 класса выбирали литературу в качестве наиболее привлекательного вида искусства, то в 2005 году так ответили лишь 7,3 % опрошенных. Сравнение данных 1975 и 2005 гг. фиксирует неуклонное падение интенсивности чтения, снижение интереса к чтению книг.

Анализ списка наиболее частотных произведений, которые ученики называют своими любимыми, позволяет говорить о достаточно низкой информированности подростков в сфере художественной литературы: среди любимых произведений учеников преобладают программные тексты, а самыми популярными книгами становятся произведения, не обладающие высокой эстетической и культурологической ценностью, являясь в определенной степени лишь «рыночным» продуктом. Как правило, это книги популярных жанров (детектив, фэнтези, фантастика), в основе сюжета которых – рассказ о героях-сверстниках (книги серии «Сталкер», «Вампирская сага» С. Майер, «Гарри Поттер» Д. Роуллинг и т.п). Показательно, что именно медиапрезентация многих книг обуславливает их успех в подростковой субкультуре. Результаты проведенного анализа показали, что учащиеся, имеющие высокую оценку по литературе чаще склонны выбирать в качестве своих любимых произведений тексты, имеющие более сложную жанрово-стилевую организацию, требующие более глубокого понимания (философско-психологический, исторический роман, драма).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В 2010 году Институтом проводилась экспериментальная работа на базе ГОУ СПО Колледж по подготовке социальных работников №16. Тема эксперимента: «Разработка системы инклюзивного образования обучающихся с нарушением слуха в колледже».

Цель эксперимента: Создание модели профессионального самоопределения и разработка программы психолого-педагогического сопровождения по социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.

Задачи эксперимента: Выявление особенностей профессиональных планов и образовательных потребностей у старшеклассников с дефектом слуха; разработка комплекса социально-психологических мероприятий по работе с детьми с нарушением слуха в системе начального образования.

Согласно задачам эксперимента на 2010 год, был подготовлен аналитический доклад «Подросток с дефектом слуха: профессиональные планы и образовательные потребности», общим объемом 1,2 п.л.


ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК

Разработанный в рамках темы «Становление гражданского общества и социальные проблемы развития общественного соуправления в сфере образования» инструментарий социологического исследования был использован при опросе администраторов образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся и самих школьников в 2009-2010 учебном году в рамках сотрудничества Института социологии образования РАО и Московского центра качества образования. Социологическое исследование проводилось в ходе плановых проверок московских общеобразовательных школ на предмет соответствия качества образования современным стандартам. Данное исследование реализовано в ходе проведения четырех массовых проверок образовательных учреждений в период с января по май 2010 года. Всего исследованием было охвачено 183 образовательных учреждения, в которых в общей сложности было опрошено 12 815 человек: 129 администраторов ОУ; 2599 учителей школ; 4785 родителей учащихся и 5735 школьников.

В соответствии с договором о сотрудничестве между Рижской Академией педагогики и управления образованием и Институтом социологии образования РАО в рамках темы «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» был разработан инструментарий исследования около 2000 учащихся общеобразовательных школ г. Риги (Латвия). Разработанная анкета посвящена изучению особенностей социализации подростка и характеристикам его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре.

В соответствии с соглашением о научном сотрудничестве между Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Институтом социологии образования РАО была разработана программа и инструментарий исследования в рамках темы «Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования. В связи с проведением года Франции в России был осуществлен опрос около 4000 посетителей художественной выставки «Пикассо. Москва. Из собрания национального музея Пикассо в Париже». Проведено психосемантическое исследование особенностей восприятия картин Пабло Пикассо посетителями выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ход научно-исследовательских работ, проведенных в 2010 году в рамках проектов 3.3. «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования» и 3.4. «Социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур», неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях Отделения образования и культуры РАО, заседаниях Президиума РАО и Бюро Президиума РАО. Результаты деятельности Института неизменно получали высокую оценку и рекомендации по их использованию, как в исследовательской работе, так и в педагогической практике.

В экспертном заключении Бюро Отделения образования и культуры РАО была отмечена актуальность тематики и новизна результатов, представленных в публикациях сотрудников Института. Кроме того, было обозначено, что результаты проводимых Институтом социологических исследований, используются региональными и муниципальными органами управления образованием при разработке программ развития образования. Была зафиксирована актуальность и научная значимость монографий и многочисленных публикаций сотрудников Института, которые широко используются при чтении курсов по социологии образования и возрастной психологии в различных вузах. Также была специально отмечена референтность результатов исследований Института для экспертного сообщества и научной общественности, как в России, так и за ее пределами.

При рассмотрении вопроса «О состоянии и развитии научных исследований Учреждения РАО «Институт социологии образования» в решении Бюро Президиума РАО (12.05.2010 г.) было отмечено, что в Институте реализуются содержательно обоснованные и стратегически важные направления перспективных исследований в области социологии образования, которые в последующие годы могут существенно расширить представление о функционировании образования в контексте процессов модернизации общества.

Кроме того результаты научно-исследовательской деятельности ИСО РАО были использованы в докладе «О повышении роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи» на заседании Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (22.04.2010 г.).

В 2010 году, в рамках выполнения плана фундаментальных исследований по проектам 3.3. и 3.4. опубликован сборник трудов по социологии образования и одна монография, общим объемом 21,5 п.л.. Кроме того подготовлено четыре аналитических доклада, одна аналитическая записка, а также два инструментария и программы исследований, общим объемом 10,0 п.л.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Списки опубликованных и подготовленных плановых работ

в 2010 году
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ ПЛАНОВЫХ РАБОТ

  1. Социология образования. Труды по социологии образования. Т.XIV. Вып.XXIV/ Под. Ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – 191 с.

  2. Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Труды по социологии образования. Т.XXIV. Вып. XXV. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – 152 с.


СПИСОК ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПЛАНОВЫХ РАБОТ
Аналитические доклады, отчеты, материалы

1. Собкин В.С. Инструментарий и программа исследования динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования. – 1,5 п.л.

2. Буреломова А.С., Смыслова М.М. Значимость различных социально-экономических факторов, определяющих доступность получения качественного образования»: Аналит. доклад. – 2,0 п.л.

3. Казначеева К.Н. Особенности отношения участников образовательного процесса к проблемам соуправления в учреждениях системы образования: Аналит. доклад.– 1,0 п.л.

4. Иванова А.И. Социокультурный анализ изменения родительских стратегий воспитания детей дошкольного возраста: Аналит. доклад. – 2,0 п.л.

5. Мкртычян А.А. Инструментарий и программа исследования Влияние различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью». – 1,5 п.л.

6. Коган-Лернер Л.Б.. Особенности толерантных/интолерантных установок подростков в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в детской, подростковой и молодежной субкультурах: Аналит. доклад. – 1,0 п.л.

7. Катина О.М. Художественные предпочтения учащихся общеобразовательных школ: Аналит. записка. – 1,0 п.л.


2. Аннотированный список наиболее значимых результатов научных исследований по темам НИР, завершенным в 2010 году
В соответствии с планом фундаментальных исследований на 2010 год по проекту 3.3. «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования» и проекту 3.4. «Социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур» завершения тем НИР не запланировано.

3. Аннотированный список научных разработок,

подготовленных в 2010 году к практическому применению
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconУчебно-методический комплекс по модулю кв11 «Западноевропейская правовая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Западноевропейская правовая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Западноевропейская правовая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconВопросы к экзамену по дисциплине «Концепции современного естествознания»
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconНоминация «Культура и массовые коммуникации»
России, за весомые художественные и социокультурные достижения в области культуры, искусства и образования. Премия была учреждена...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconДоклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
В этом докладе подводятся итоги 2010-2011 учебного года и рассказывается о нашем детском саде, его жизни, удачах и проблемах. О людях,...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Лицензия Серия а №12296 от 04. 03. 2010 года на образовательную деятельность в сфере начального общего, основного общего, полного...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconДоклад за 2009-2010 учебный год моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Год открытия – 1981 год. Лицензия на образовательную...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconРабочая учебная программа по музыке для 5-го класса разработана и...
Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconАнализ работы школы за 2010/11 учебный год Анализ работы школы за...
Активизировать деятельность мо классных руководителей трех ступеней образования. Разработать систему воспитательной работы в 5-х...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconАнализ современного состояния Единой Энергетической Системы России,...
В работе представлен анализ современного состояния Единой Энергетической Системы России, основных проблем в энергетике России, а...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Т. Баранова, Н. А. Ладыженской, Н. А. Шанского (2010 год), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта...
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconОценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный...
Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconИнформационно-аналитический отчет отдела образования и молодежной...

«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год iconИсследовательская работа Тема: «Вредные привычки современного школьника...
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск