РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебно-методический комплекс
для аспирантов СОДЕРЖАНИЕ
Педагогика высшей школы. 3
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6
Тематический план занятий. 6
Основная литература. 8
Педагогика высшей школы. Программа. Тема 1. Предмет и задачи педагогики.
Система высшего образования как предмет вузовской педагогики. Социально-
экономические потребности общества в подготовке кадров высшей квалификации для разных сфер жизни и производственной деятельности как объективная предпосылка возникновения и развития вузов и вузовской педагогики. В проблематику входит определение целей, задач высшего образования, содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, разработка наиболее эффективных способов организации обучения, сравнение различных систем высшего образования в целях избрания оптимальных вариантов; определение функций субъектов образовательного процесса в сфере высшего образования.
В задачи вузовской педагогики входит исследование закономерностей педагогического процесса в высшей школе, мониторинг протекания этого процесса и его результатов, выявление и распространение передового опыта, внедрение новых технологий и достижений науки, прогнозирование развития системы высшего образования и своевременная разработка необходимых рекомендаций.
Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы. Связь вузовской педагогики с философией, социологией, историей, экономикой, культурологией. Вузовская педагогика и психология. Педагогика и теория управления.
Обзор литературы. Интенсивное развитие вузовской педагогики во второй половине ХХ века.
Роль опыта выдающихся преподавателей вуза в развитии педагогики высшей школы. Тема 2. Методология и методы научного исследования проблем высшей школы.
Методология как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования действительности. Проблема определения статуса методологии в зависимости от уровня абстрактности знаний. Иерархия методологий: общенаучная, частнонаучная_и предметно-тематическая. Интенсивный рост методологических исследований в ХХ в. Методологическое обеспечение постановки и решения научных и практических задач в области образования. Процесс активного проникновения методологии из области научного исследования в педагогике в сферу практической деятельности, в область управления педагогическими системами. Методология научного исследования как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методы исследования в педагогике. Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, документации; ранжирование, рейтинг. Опытная работа и эксперимент. Изучение и обобщение педагогического опыта. Использование в педагогике методов других наук (психологии, социологии, математики). Теоретические методы исследования: методы работы с научной литературой. Анализ, контент-анализ, обобщение. Методы прогнозирования (моделирование, экстраполяция, метод экспертных оценок). Обогащение методов исследования как условие совершенствования педагогической науки.
Тема З. Из истории развития высшей школы и вузовской педагогики. Возникновение вузов, особенности развития высшего образования в разных странах мира. Высшее образование в России. Роль университетов в развитии образования; типы высшей школы в России в Х1Х — начале ХХ века (университеты, лицей, институты). Интенсивное развитие высшей школы в ХХ веке. Начало исследования проблем высшей школы (ХII-III вв.). Развитие опыта преподавания в вузах, усложнение форм и методов работы; интенсивное развитие вузовской педагогики в ХХ веке. Реформирование отечественной системы высшего образования; концепция модернизации; проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Содержание образования. Понятие содержания образования. Объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку и отбор содержания (цели как социальный заказ общества, цели и задачи конкретного образовательно-воспитательного учреждения, политика государства, экономические возможности страны, научная разработанность, психологический фактор и другие). Педагогические теории и концепции отбора содержания образования. Документы, определяющие содержание образования: учебные планы и Госстандарты; учебные программы, учебники и учебные пособия. Наука и учебный предмет. Соотношение предметов общеобразовательных и специальных. Федеральный, региональный и вузовский компоненты содержания образования. Учебники и учебные пособия.
Тема 5. Принципы и методы обучения. Общедидактические принципы обучения, особенности их применения в высшей школе. Характеристика принципов обучения: принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип профессиональной направленности; принцип наглядности; принцип связи с жизнью; принцип прочности; принцип учета социально-психологических особенностей студентов. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения; различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Основные средства обучения.
Тема 6. Пути активизации познавательной деятельности студентов.
Оптимальный выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания учебного материала, реальных возможностей студентов и условий обучения. Проблема активизации познавательной деятельности. Технологии обучения. Технология сообщающего, проблемного, программированного обучения; технология модульного и компьютеризированного обучения. Тема 7. Организация самостоятельной работы студентов. Роль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа в связи с аудиторными занятиями. Самостоятельная самообразовательная работа. Источники самообразования. Книга и другие печатные материалы как источник самообразования. Методы работы с книгой. Методы чтения. Методы документального отражения прочитанного. Использование источников информации на электронных носителях. Интернет в системе самообразования. Элементы НОТ в работе студентов. Культура умственного труда. Формирование индивидуального стиля работы.
Тема 8. Учет и оценка знаний студентов. Значение проверки и оценки знаний. Учет и оценка знаний как важнейший вид обратной связи, средство управления качеством образования. Виды учета: предварительный, текущий, тематический, итоговый; их значение, методика проведения. Методы проверки знаний и умений студентов: письменные работы репродуктивного и конструктивного характера (алгоритмические и творческие), доклады, коллоквиум, решение задач и анализ ситуаций, защита проектов (планов, разработок), викторина, конкурс, олимпиада, тестирование, обсуждение книг, дискуссии, составление аннотаций и рецензий, деловая игра. Организация и проведение зачетов и экзаменов. Оценивание результатов усвоения программного материала, критерии и принципы оценивания.
Тема 9. Внеаудиторная работа. Значение внеаудиторной работы (образовательное, воспитательное, развивающее, организующее, научно-методическое). Основные направления внеаудиторной работы:
- образовательно-просветительное;
- ценностно-ориентационное;
- рекреационно-развлекательная деятельность;
- творческая деятельность (научная, художественная);
- организация общественно-полезной деятельности;
- общение;
Формы внеаудиторнои работы: массовая, групповая, индивидуальная, объединенная. Принципы организации внеаудиторной работы. Планирование, методика проведения.
Тема 10. Преподаватель высшей школы. Функции, высокое назначение в обществе. Специфика деятельности. Преподаватель высшей школы как исследователь. Профессиональная этика педагогика. Педагогический такт как одна из форм проявления педагогической этики. Педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство. Пути совершенствования педагогического мастерства. Личность педагога высшей школы. Выдающееся педагоги отечественной высшей школы.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Тематический план занятий. п/п
| 1 Тематика занятий
| Лекция
| Семинар
| 1.
| Предмет и задачи педагогики высшей школы. Связь педагогики с другими науками. Обзор литературы. Методология и методы научного исследования проблем высшей школы.
| 2
|
| 2.
| Из истории развития высшей школы и вузовской педагогики. Высшая школа за рубежом. Проблемы и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
| 2
| 2 ,
| З.
| Содержание образования. Концёпции и принципы отбора содержания образования. Госстандарты, учебные планы, программы.
| 2
|
| 4.
| Принципы и методы обучения.
| 2
| 2
| 5.
| Пути активизации познавательной деятельности студентов.
|
| 4
| 6.
| Формы организации обучения в вузе.
| 2
|
| 7.
| Организация самостоятельной работы студентов. Элементы НОТ в вузе.
| 2
|
| 8.
| Значение, организация и методы контроля знаний студентов. Оценка знаний.
|
|
| 9.
| Преподаватель высшей школы (Функции, личность, этика педагога). Выдающиеся педагоги высшей школы.
| 2
| 4
| 10.
| Внеаудиторная работа. Значение, содержание, формы.
| 2
|
|
| Итого:
| 16
| 12
|
Темы рефератов, докладов, сообщений.
1. Актуальные проблемы педагогики высшей школы. 2. Формирование личности специалиста в вузе. З. Содержание и методы профессионального воспитания студентов. 4. Активизация познавательной деятельности студентов. 5. Содержание научной организации педагогического труда. б. Научно-исследовательская работа студентов и их творческое воспитание. 7. Проблема индивидуального подхода в подготовке специалиста. 8. Особенности проблемного обучения в вузе. 9. Современные технические средства обучения как средство активизации познавательной деятельности. 10. Дистанционное обучение: сущность, перспективы. 11 .Использование возможностей преподаваемой учебной дисциплины для профориентации. 12.Сочетание учебной и внеучебной работы в преподавании данной дисциплины. 1З.Использование различных видов наглядности в учебном процессе. 14. Деловые игры, моделирование, дискуссии, мозговая атака и др. активные методы. 15.Модульное обучение. 16.Зарождение и особенности развития высшего образования в России (ХVII – I пол. ХIХ века). 17.Высшая школа России XIX – начала XX века. 18.Высшая школа России в советский период. 19.Преподаватель высшей школы (облик, особенности деятельности; этика). 20.Высшая школа за рубежом. 21. Проблемы и перспективы развития высшей школы на современном этапе.
Основная литература. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
Захарова, И. Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы / И. Г. Захарова. – Тюмень : Издательство ТГУ, 2002. – 174 с.
Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – Москва : Академия, 2008. – 156 с.
Лицерова, С. А. Педагогика : теория и педагогический опыт (1 ч.) / С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 148 с.
Лицерова, С. А. Педагогика : теория и педагогический опыт (2 ч.) Условия развития педагогических инноваций / С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2010. – 104 с.
Лицерова, С. А. Педагогика : учебная программа, методические материалы и рекомендации / С. А. Лицерова. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. – 104 с.
Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Желязнякова. – Москва : Академия, 2002. – 288 с.
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2008. – 222 с.
Педагогика и методика образовательного процесса в творческом вузе : сб. отв. ред. С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. – 212 с.
Педагогика : теория, системы, технологии : учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. Д. Смирнова. – Москва : Академия, 2008. – 507 c.
Попков, В. А. Дидактика высшей школы : учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – Москва : Академический проект, 2008. – 223 с.
Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – Москва : Академический проект, 2010. – 239 с.
Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего и среднего образования : от деятельности к личности : учебное пособие для студентов / С. Д. Смирнов. – Москва : Академия, 2009. – 302 с.
Дополнительная литература.
|