1. Предмет и задачи педагогики





Скачать 108.95 Kb.
Название1. Предмет и задачи педагогики
Дата публикации06.04.2015
Размер108.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебно-методический комплекс

для аспирантов
СОДЕРЖАНИЕ


Педагогика высшей школы. 3

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6

Тематический план занятий. 6

Основная литература. 8

Педагогика высшей школы.


Программа.
Тема 1. Предмет и задачи педагогики.

Система высшего образования как предмет вузовской педагогики. Социально-

экономические потребности общества в подготовке кадров высшей квалификации для разных сфер жизни и производственной деятельности как объективная предпосылка возникновения и развития вузов и вузовской педагогики. В проблематику входит определение целей, задач высшего образования, содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, разработка наиболее эффективных способов организации обучения, сравнение различных систем высшего образования в целях избрания оптимальных вариантов; определение функций субъектов образовательного процесса в сфере высшего образования.

В задачи вузовской педагогики входит исследование закономерностей педагогического процесса в высшей школе, мониторинг протекания этого процесса и его результатов, выявление и распространение передового опыта, внедрение новых технологий и достижений науки, прогнозирование развития системы высшего образования и своевременная разработка необходимых рекомендаций.

Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы. Связь вузовской педагогики с философией, социологией, историей, экономикой, культурологией. Вузовская педагогика и психология. Педагогика и теория управления.

Обзор литературы. Интенсивное развитие вузовской педагогики во второй половине ХХ века.

Роль опыта выдающихся преподавателей вуза в развитии педагогики высшей школы.
Тема 2. Методология и методы научного исследования проблем высшей школы.

Методология как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования действительности. Проблема определения статуса методологии в зависимости от уровня абстрактности знаний. Иерархия методологий: общенаучная, частнонаучная_и предметно-тематическая. Интенсивный рост методологических исследований в ХХ в.
Методологическое обеспечение постановки и решения научных и практических задач в области образования. Процесс активного проникновения методологии из области научного исследования в педагогике в сферу практической деятельности, в область управления педагогическими системами.
Методология научного исследования как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методы исследования в педагогике.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, документации; ранжирование, рейтинг. Опытная работа и
эксперимент. Изучение и обобщение педагогического опыта. Использование в педагогике методов других наук (психологии, социологии, математики).
Теоретические методы исследования: методы работы с научной литературой. Анализ, контент-анализ, обобщение. Методы прогнозирования (моделирование, экстраполяция, метод экспертных оценок).
Обогащение методов исследования как условие совершенствования педагогической науки.

Тема З. Из истории развития высшей школы и вузовской педагогики.
Возникновение вузов, особенности развития высшего образования в разных странах мира. Высшее образование в России. Роль университетов в развитии образования; типы высшей школы в России в Х1Х — начале ХХ века (университеты, лицей, институты).
Интенсивное развитие высшей школы в ХХ веке.
Начало исследования проблем высшей школы (ХII-III вв.). Развитие опыта преподавания в вузах, усложнение форм и методов работы; интенсивное развитие вузовской педагогики в ХХ веке.
Реформирование отечественной системы высшего образования; концепция модернизации; проблемы и перспективы развития.

Тема 4. Содержание образования.
Понятие содержания образования. Объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку и отбор содержания (цели как социальный заказ общества, цели и задачи конкретного образовательно-воспитательного учреждения, политика государства, экономические возможности страны, научная разработанность, психологический фактор и другие). Педагогические теории и концепции отбора содержания образования.
Документы, определяющие содержание образования: учебные планы и
Госстандарты; учебные программы, учебники и учебные пособия.
Наука и учебный предмет. Соотношение предметов общеобразовательных и специальных. Федеральный, региональный и вузовский компоненты содержания образования.
Учебники и учебные пособия.

Тема 5. Принципы и методы обучения.
Общедидактические принципы обучения, особенности их применения в высшей школе. Характеристика принципов обучения: принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип профессиональной направленности; принцип наглядности; принцип связи с жизнью; принцип прочности; принцип учета социально-психологических особенностей студентов.
Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения; различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Основные средства обучения.

Тема 6. Пути активизации познавательной деятельности студентов.

Оптимальный выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания учебного материала, реальных возможностей студентов и условий обучения. Проблема активизации познавательной деятельности. Технологии обучения. Технология сообщающего, проблемного, программированного обучения; технология модульного и компьютеризированного обучения.
Тема 7. Организация самостоятельной работы студентов.
Роль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа в связи с аудиторными занятиями. Самостоятельная самообразовательная работа. Источники самообразования. Книга и другие печатные материалы как источник самообразования. Методы работы с книгой. Методы чтения. Методы документального отражения прочитанного. Использование источников информации на электронных носителях.
Интернет в системе самообразования. Элементы НОТ в работе студентов.
Культура умственного труда. Формирование индивидуального стиля работы.

Тема 8. Учет и оценка знаний студентов.
Значение проверки и оценки знаний. Учет и оценка знаний как важнейший вид обратной связи, средство управления качеством образования.
Виды учета: предварительный, текущий, тематический, итоговый; их значение, методика проведения.
Методы проверки знаний и умений студентов: письменные работы репродуктивного и конструктивного характера (алгоритмические и творческие), доклады, коллоквиум, решение задач и анализ ситуаций, защита проектов (планов, разработок), викторина, конкурс, олимпиада, тестирование, обсуждение книг, дискуссии, составление аннотаций и рецензий, деловая игра.
Организация и проведение зачетов и экзаменов.
Оценивание результатов усвоения программного материала, критерии и принципы оценивания.

Тема 9. Внеаудиторная работа.
Значение внеаудиторной работы (образовательное, воспитательное, развивающее, организующее, научно-методическое).
Основные направления внеаудиторной работы:

- образовательно-просветительное;

- ценностно-ориентационное;

- рекреационно-развлекательная деятельность;

- творческая деятельность (научная, художественная);

- организация общественно-полезной деятельности;

- общение;

Формы внеаудиторнои работы: массовая, групповая, индивидуальная, объединенная. Принципы организации внеаудиторной работы. Планирование, методика проведения.


Тема 10. Преподаватель высшей школы.
Функции, высокое назначение в обществе. Специфика деятельности. Преподаватель высшей школы как исследователь. Профессиональная этика педагогика. Педагогический такт как одна из форм проявления педагогической этики. Педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство. Пути совершенствования педагогического мастерства.
Личность педагога высшей школы. Выдающееся педагоги отечественной высшей школы.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.

Тематический план занятий.


п/п

1 Тематика занятий

Лекция

Семинар

1.

Предмет и задачи педагогики высшей школы. Связь педагогики с другими науками. Обзор литературы.
Методология и методы научного исследования проблем высшей школы.

2




2.

Из истории развития высшей школы и вузовской педагогики. Высшая школа за рубежом. Проблемы и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.

2

2
,


З.

Содержание образования. Концёпции и принципы отбора содержания образования. Госстандарты, учебные планы, программы.

2




4.

Принципы и методы обучения.

2

2

5.

Пути активизации познавательной деятельности студентов.




4

6.

Формы организации обучения в вузе.

2




7.

Организация самостоятельной работы студентов. Элементы НОТ в вузе.

2




8.

Значение, организация и методы контроля знаний студентов. Оценка знаний.







9.

Преподаватель высшей школы (Функции, личность, этика педагога). Выдающиеся педагоги высшей школы.

2

4

10.

Внеаудиторная работа. Значение, содержание, формы.

2







Итого:

16

12


Темы рефератов, докладов, сообщений.


1. Актуальные проблемы педагогики высшей школы.
2. Формирование личности специалиста в вузе.
З. Содержание и методы профессионального воспитания студентов.
4. Активизация познавательной деятельности студентов.
5. Содержание научной организации педагогического труда.
б. Научно-исследовательская работа студентов и их творческое воспитание.
7. Проблема индивидуального подхода в подготовке специалиста.
8. Особенности проблемного обучения в вузе.
9. Современные технические средства обучения как средство активизации познавательной деятельности.
10. Дистанционное обучение: сущность, перспективы.
11 .Использование возможностей преподаваемой учебной дисциплины для профориентации.
12.Сочетание учебной и внеучебной работы в преподавании данной дисциплины.
1З.Использование различных видов наглядности в учебном процессе.
14. Деловые игры, моделирование, дискуссии, мозговая атака и др. активные методы.
15.Модульное обучение.
16.Зарождение и особенности развития высшего образования в России (ХVII
– I пол. ХIХ века).
17.Высшая школа России XIX – начала XX века.
18.Высшая школа России в советский период.
19.Преподаватель высшей школы (облик, особенности деятельности; этика).
20.Высшая школа за рубежом.
21. Проблемы и перспективы развития высшей школы на современном этапе.



Основная литература.


  1. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.

  2. Захарова, И. Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы / И. Г. Захарова. – Тюмень : Издательство ТГУ, 2002. – 174 с.

  3. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – Москва : Академия, 2008. – 156 с.

  4. Лицерова, С. А. Педагогика : теория и педагогический опыт (1 ч.) / С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 148 с.

  5. Лицерова, С. А. Педагогика : теория и педагогический опыт (2 ч.) Условия развития педагогических инноваций / С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2010. – 104 с.

  6. Лицерова, С. А. Педагогика : учебная программа, методические материалы и рекомендации / С. А. Лицерова. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. – 104 с.

  7. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Желязнякова. – Москва : Академия, 2002. – 288 с.

  8. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2008. – 222 с.

  9. Педагогика и методика образовательного процесса в творческом вузе : сб. отв. ред. С. А. Лицерова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. – 212 с.

  10. Педагогика : теория, системы, технологии : учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. Д. Смирнова. – Москва : Академия, 2008. – 507 c.

  11. Попков, В. А. Дидактика высшей школы : учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – Москва : Академический проект, 2008. – 223 с.

  12. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – Москва : Академический проект, 2010. – 239 с.

  13. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего и среднего образования : от деятельности к личности : учебное пособие для студентов / С. Д. Смирнов. – Москва : Академия, 2009. – 302 с.



Дополнительная литература.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет и задачи педагогики icon1. Предмет, цели, задачи, принципы, методы специальной педагогики...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
1. Предмет и задачи педагогики icon1 Предмет и задачи нейропси
ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств...
1. Предмет и задачи педагогики iconВопросы к экзамену по дисциплине «клиническая нейропсихология» Определение...
Фундаментальное и прикладное значение нейропсихологии для медицины, психологии, педагогики и дефектологии. Нейропсихология индивидуальных...
1. Предмет и задачи педагогики icon1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики
Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое...
1. Предмет и задачи педагогики icon1. Общие теоретические основы коррекционной педагогики *> Семинарское...
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
1. Предмет и задачи педагогики iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
1. Предмет и задачи педагогики iconМатематическая страничка + викторина по физике Подготовил Баранов Олег 7в класс 16. 05. 2006г
Это очень занимательный и развивающий по своей сути предмет. На уроках мы решаем не только алгебраические задачи, но и задачи на...
1. Предмет и задачи педагогики iconТема Пожарная тактика и ее задачи
Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими
1. Предмет и задачи педагогики iconКлассный час по теме: «Прикоснись ко мне добротой». Считаю, что тема...
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
1. Предмет и задачи педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
1. Предмет и задачи педагогики icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
1. Предмет и задачи педагогики iconПредмет, класс Алгебра и начала анализа, 11класс Тема урока. «Применение...
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
1. Предмет и задачи педагогики icon№ Цель и задачи коррекционной педагогики
Раскройте понятия «коррекционная педагогика» и её значение на современном этапе развития общества
1. Предмет и задачи педагогики iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
1. Предмет и задачи педагогики iconПояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация...
Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти
1. Предмет и задачи педагогики icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск