Скачать 278.38 Kb.
|
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Пояснительная записка Программа «Музыка» для 9 класса предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования. Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. Другие отличительные особенности программы отразились:
Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры. В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в воспитании культуры мышления и речи. Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения. Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык. Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись. Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные: - с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств; - с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии). Иерархия в понимании стиля в искусстве стала общепринятой. Данная стилевая типология находит применение в программе. «Музыкальный стиль – камертон эпохи» Курс «Музыкальный стиль – камертон эпохи» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1-м полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура». Ведущей содержательной линией программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление её духовно- содержательных, ценностных смыслов, заключённых в музыкальных образах. Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности. Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты. Их цель - придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии (в исполнении учителя) органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения. Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно-интерпретаторскую деятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы. В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальная викторина, творческие задания на развитие ассоциативного мышления и т.д. В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Человек в мире искусства», «Современные интерпретации и обработки классической музыки», «Спасет ли мир красота?», «Искусство XXI века». По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д. В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы. Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Критериями отбора академических произведений стали яркая образность музыкальных фрагментов, их интонационная выразительность, наличие контраста (конфликта) в развитии образных сфер. Песенный репертуар составлялся с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности. Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры обучающихся. В 9 классе обучающиеся должны: знать/понимать:
«Музыкальный стиль – камертон эпохи» Учебный план 9 класс
Содержание программы
|
Рабочая программа по музыке 7 класс Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы... | Тематическое планирование по музыке класс Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4кл.)Д. Б. Кабалевского | ||
Рабочая программа по музыке 2 класс Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным... | Рабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных... Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных... | Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом... Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класcа Составила Быкина А. А Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка», фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная... | Рабочая программа по музыке 5 класс Варюшкиной Натальи Федоровны Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по предмет «Музыка» для обучающихся 3 класса на 2013 2014 учебный год Развернутое тематическое планирование по музыке (3 класс) разработано на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф и др., М.:... | ||
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9... Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебники: С. В. Иванов : Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф,... | ||
Календарно-тематический план по предмету "обществознание 9 класс".... Программа общеобразовательных учреждений: Обществознание 9 класс. Под ред. Соколова Л. А., М.: Просвещение 2007г | Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Алгебра, 7 класс.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных... | Плешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных... «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... |