Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс





Скачать 278.38 Kb.
НазваниеПрограмма по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс
страница1/3
Дата публикации01.05.2015
Размер278.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.

9 класс.

Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко.

Пояснительная записка

Программа «Музыка» для 9 класса предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Другие отличительные особенности программы отразились:

  • во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

  • в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

  • в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника;

  • в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.


Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.

В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:

  • Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;

  • Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства;

  • Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки;

  • Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;

  • Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в воспитании культуры мышления и речи.

Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие, значительно расширяются и углубляются.

Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись.

Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:

- с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;

- с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).

Иерархия в понимании стиля в искусстве стала общепринятой.

Данная стилевая типология находит применение в программе.

«Музыкальный стиль – камертон эпохи»
Курс «Музыкальный стиль – камертон эпохи» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1-м полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура». Ведущей содержательной линией программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление её духовно- содержательных, ценностных смыслов, заключённых в музыкальных образах.

Применение системного подхода имеет важное зна­чение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание про­граммы, отраженное в каждом из компонентов учеб­но-методического комплекса, обеспечивает ее полно­ценную реализацию в различных видах практической деятельности.

Слушание музыки предваряется вступи­тельным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные ас­пекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты. Их цель - придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослу­шивание музыкальных произведений по фонохресто­матии (в исполнении учителя) органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во мно­гом определяется содержанием проблемных вопро­сов. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превраща­лись в субъективно-интерпретаторскую деятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальная викторина, творческие задания на развитие ассоциативного мышления и т.д.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Человек в мире искусства», «Современные интерпретации и обработки классической музыки», «Спасет ли мир красота?», «Искусство XXI века». По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.

В качестве домашней работы могут быть предложе­ны творческие задания по созданию рисунков к прой­денным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы.

Овладение школьниками необходимыми певчески­ми умениями и навыками, отраженными в требовани­ях программы, происходит в процессе работы над пе­сенным репертуаром.

В целом музыкальный материал программы со­ставляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инст­рументальные сонаты и концерты, а также многочис­ленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хо­ровой музыки, популярных детских, эстрадных, бар­довских песен.

Критериями отбора академических произведений стали яркая образность музыкальных фрагментов, их интонационная выразительность, наличие контраста (конфликта) в развитии образных сфер.

Песенный репертуар составлялся с учетом его эсте­тической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.

Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебни­ков. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры обучающихся.

В 9 классе обучающиеся должны:

знать/понимать:

    • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки

    • Стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

    • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

    • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • уметь:

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

  • Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проекта


«Музыкальный стиль – камертон эпохи»

Учебный план

9 класс


№ урока

Тема урока

Количество

часов

1

Музыка как часть духовного опыта человечества

Разуч. песни: «Вечная любовь» Майданова




2

«Стиль – это человек»

Разуч. песни: «Сиреневый туман»Маркина

1

3

Взаимодействие формы и содержания. Барокко

Разуч. песни: «Снегопад» Экимяна

1

4

Классицизм

Разуч. песни: «Песня Верещагина» Блантера

1

5

Романтизм

Разуч. песни: «На тот большак» Фрадкина

1

6

Реализм

Разуч. песни: «Моей душе покоя нет» Матусовского

1

7

Импрессионизм

Разуч. песни: «Песня Матвея» Молчанова

1

8

Русская музыкальная классика

Разуч. песни: «Как упоительны в России вечера» Экимяна

1

9

Музыка ХХ века в Европе

Разуч. песни: «Любовь настала» Паулса

1

10-11

Музыка ХХ века в России

Разуч. песни: «Разговор со счастьем» Дербенева

Разуч. песни: «Колокола» Маркина

2

12-13

Стили и направления современной популярной музыки(джаз, рок-н-ролл, кантри-рок, фолк-рок, хеви-метал, рэп)

Разуч. песни: «Городок» Крутого

Разуч. песни: «Мама» Лазаревой

2

14

Авторская песня

Разуч. песни: «Веселая кадриль» Темнова

Разуч. песни: «Ландыши» Фельцмана

2

15

Музыка в кино

Разуч. песни: «Несет меня течение» Антонова

1

16

Заключительный урок

1




Итого

17


Содержание программы


№ урока

Тема урока

Содержание темы

Музыкальный

материал

1

Музыка как часть духовного опыта человечества

Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров. Характеристика особенностей музыкального языка. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад. Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Традиция и новаторство в мире музыки. Формы бытования музыкального искусства в современном обществе.

Л.В.Бетховен «Аппассионата», Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к драме А,С, Пушкина «Метель»

2

«Стиль – это человек» -

Понятие «Музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов к жизни в целом, к оружающему миру. Стиль как своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. История мирового искусства – никогда не прекращающаяся смена стилей и направлений. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха.


Сравнительный анализ произведений: Ф.Шуберт «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»,

Л.В.Бетховен «Сурок», А.И.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

3

Взаимодействие формы и содержания. Барокко

Роль музыки в нравственном воспитании общества. Ведущее положение духовной музыки в эпоху Возрождения и зарождение светских жанров: мадригалы, песни. Начало профессионального композиторского творчества и его представители: Жанекен, Палестрина, О.Лассо. Новое мировосприятие в эпоху барокко. Определение термина и стиля «Барокко». Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание парадной придворной оперы. К.Мотеверди и его «взволнованный стиль» Выделение инструментальной музыки в самостоятельную область творчества. Жанр инструментального концерта в творчестве А.Вивальди. Завершение в творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя сюиты. Творчество И.С.Баха. Значимость органа. Русская музыка барокко. Начало развития русской композиторской школы. М.С.Березовский, Д.С. Бортнянский

И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор, хоральная прелюдия. А.Корелли «Кончерто гроссо», О.Лассо «Эхо»

А. Вивальди «Времена года», И.С.Бах «Страсти по Матфею», «Высокая месса» си-минор, хоральная прелюдия, М.С.Березовский «Не отвержи мене во время старости»

«Под музыку Вивальди» С.Никитина

4

Классицизм

Понятия классицизм и классика. Определение стиля «Классицизм» Пробуждение интереса к Античности. Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. творчество Й Гайдна. Сонатно-симфонический цикл. «Прощальная симфония»

В.А.Моцарт – основные этапы творческой биографии. Симфония «Юпитер». Оперные шедевры. Реквием.

Й. Гайдн «Прощальная симфония», В.А.Моцарт, симфония «Юпитер», Л.В.Бетховен «Эгмонт»

5

Романтизм

Соотношение понятий «романтика», и «романтизм». Романтизм как художественный стиль. Сложность и противоречивость искусства романтизма. Эстетические принципы романтизма: неприятие реальной жизни, исключительность романтического героя, природа как стихийное начало, культ прошлого (средневековье), интерес к фольклору. Идея синтеза искусств и особая роль музыки. Внимание композиторов к сфере человеческих чувств и переживаний. Изменения в системе музыкальных жанров. Композиторы- романтики: Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, Берлиоз, Брамс

Ф.Шуберт «Неоконченная симфония» - 1 часть, «Экспромт» ля-ь мажор,

Ф.Шопен. Этюд № 10, Ф.Лист. «Венгерская рапсодия», Г.Мансини «Лунная река»

6

Реализм

Реализм как художественное направление. Главный принцип реализма: типические характеры, действующие в типических обстоятельствах Расцвет реализма в литературе, появление жанра социально-исторического романа, в живописи. Сложность выявления художественных направлений в музыке. Творчество Дж. Верди. Сочетание классицизма и реализма в русской музыке. М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Глуби на содержания русской музыки и её историческое значение. Фольклорные традиции музыке. «Могучая кучка». Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин» - как реалистический музыкальный роман

Дж Верди. Опера «Травиата», увертюра, опера «Набукко»- хор рабов-иудеев»

М.И.Глинка Арагонская хота».А.П.Бородин. «Князь Игорь». Половецкие пляски.

Римский – Корсаков «Шехеразада», П.И.Чайковский «Моцартиана»

7

Импрессионизм

Определение стиля. Лирическая созерцательность, неопределённость мелодических звучаний. Чередованиек и неожиданная мена высоких и низких регистров. Тончайшие нюансы впечатлений и настроений человечской души в музыке К.Дебюсси и М.Равеля

К.Дебюсси «Празднеств», «Послеполуденный отдых фавна», М.Равель – «Отражения», «Игра воды»

8

Русская музыкальная классика

М.И.Глинка-основоположник русской музыкальной классики..творчекое наследие «Могучей кучки» Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.




10-

Музыка ХХ века в Европе

Модернизм как сплав стилей и направлений в искусстве ХХ века новые принципы организации музыки. .Определение стиля неоклассицизм. Представители Неоклассицизма в музыке. Лозунг неоклассицизма. Творчество И.Стравинского и П.Хиндемита.

Музыкальный авангард - определение стиля. Творчество Г.Малера.

А.Шнитке – яркий выразитель тенденций сопоставления классики и современности. Фольклорные традиции в музыке.




11-12

Музыка ХХ века в России

Развитие классико-романтической направленности в музыке. Творческие портреты: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Б.Кабалевского, А.И.Хачатуряна, г.Свиридова. песенная классика




12-13

Стили и направления современной популярной музыки(джаз, рок-н-ролл, кантри-рок, фолк-рок, хеви-метал, рэп)







14

Авторская песня







15

Музыка в кино







16

Заключительный урок







  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке 7 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconТематическое планирование по музыке класс
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4кл.)Д. Б. Кабалевского
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке 2 класс
Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных...
Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке для 5 класcа Составила Быкина А. А
Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка», фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке 5 класс Варюшкиной Натальи Федоровны
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по предмет «Музыка» для обучающихся 3 класса на 2013 2014 учебный год
Развернутое тематическое планирование по музыке (3 класс) разработано на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П....
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф и др., М.:...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПрограмма по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9...
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебники: С. В. Иванов : Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф,...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconКалендарно-тематический план по предмету "обществознание 9 класс"....
Программа общеобразовательных учреждений: Обществознание 9 класс. Под ред. Соколова Л. А., М.: Просвещение 2007г
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Алгебра, 7 класс.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных...
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс iconПлешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск