Скачать 0.74 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского района Алтайского края Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» для учащихся 1-8(9) классов Предметная область ПО.02. Теория и история музыки Программа по учебному предмету ПО.02.УП.03.Музыкальная литература р.п. Благовещенка 2014 г. Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» Одобрено Утверждаю Методическим советом Директор МБОУ ДОД МБОУ ДОД «Благовещенская ДШИ» «Благовещенская ДШИ» _______И.А. Бокова ______Соломенникова Е.Н. Разработчик – Бокова И.А., преподаватель теоретических дисциплин Рецензент - Л.Д. Игошина, заведующая вокальным отделением, преподаватель высшей категории Рецензент – Н.Н. Кива, заместитель директора по учебной работе МБОУ ДОД «Кулундинская ДШИ» Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; 1.2.Срок реализации учебного предмета; 1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы искусств на реализацию учебного предмета; 1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий; 1.5.Цели и задачи учебного предмета; 1.6.Межпредметная связь; 1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета; 1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Учебно-тематический план Распределение учебного материала по годам обучения; III. Содержание учебного предмета IV. Требования к уровню подготовки обучающихся V. Формы и методы контроля, система оценок 1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 2.Критерии оценки; 3.Контрольные требования; VI. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс) VII. Методическое обеспечение учебного процесса 1.Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; 2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VIII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебно-методическая литература; I.Пояснительная записка 1.1. В рамках образовательного процесса детских школ искусств занятия по музыкальной литературе играют важнейшую роль. Они способствуют разностороннему музыкальному развитию обучающихся, повышению их интеллектуального уровня и приобщению к мировой музыкальной культуре. На протяжении всего курса обучения, ученик получает необходимые навыки слушания классической музыки, осваивает теоретическую базу и расширяет кругозор. В процессе изучения предмета «Музыкальная литература» обучающиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Музыкальная литература призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства. Этот предмет не ставит перед учащимися трудных задач: на уроках не приходится исполнять музыку, выполнять какие-либо упражнения, а домашние задания, как правило, не отличаются сложностью. Формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьёзную музыку, - осуществляется непроизвольно, без видимых усилий. 1.2.Срок реализации учебного предмета- данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по8 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:
В соответствии с учебным планом занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час с 1 по 4 года обучения музыкальной литературы, 1,5 часа – 5 год обучения. 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. 1.5. Цели и задачи учебного предмета. Главной целью предмета музыкальная литература является воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре. Этот предмет должен способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Задачи учебного предмета:
импрессионизм и т.д.;
Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Для решения задач музыкально – эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков, и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользоваться при этом необходимой музыкальной терминологией. 1.6. Межпредметная связь. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. На уроках музыкальной литературы должна постоянно проводиться взаимосвязь с такими предметами, как история, литература, изобразительное искусство, сольфеджио, специальность и т.д. Богатое содержание и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучение учащихся в детских музыкальных школ. 1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 класса представлены в самостоятельном разделе. В настоящей программе соединены курс типовой Программы и методические рекомендации М. Шорниковой, З. Осовицкой, А. Казариновой. Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству конкретных авторов и познакомиться с особенностями творческого стиля, жанров, форм, образного содержания. Предлагается расширить круг изучаемых композиторов, произведений, изучать эпохи. 1.8.Примерные условия реализации данной программы: - наличие учебных групп (не менее 3 человек); - наличие учебного материала; - портретов композиторов; - наличие учебно-дидактического иллюстративного материала; - наличие фоно- и аудиотеки; - наличие аудио-, теле -, видео - , CD, DVD аппаратуры, компьютера, интернета; - осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; - соблюдение межпредметных связей; - активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов. II.Учебно-тематический план Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательное изложение материала от эпохи к эпохе. В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все основные этапы развития музыкальной культуры. Тематическая структура предмета «Музыкальная литература»: 1. Обзорные темы. 2. Творческие портреты композиторов. 3. Краткие обзоры творчества композиторов. 4. Аналитические темы. Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану. Первый год обучения (4 класс)
Второй год обучения (5 класс)
Третий год обучения (6 класс)
Четвертый год обучения (7 класс)
Пятый год обучения (8 класс)
Занятия проводятся в форме комбинированного урока. Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм: Урок - воспоминание; Урок – исследование; Урок – состязание; Урок – игра; Урок – повторение; Урок – путешествие; Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе. Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – вводный, содержащий предварительный круг знаний. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении. Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии, характеристика содержаний, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдение и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложной вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы. Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема - монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия и разбор отдельных произведений. Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно – воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально - теоретического характера. На таких уроках возможно использования фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминанием современников. Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И.С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту. Жанровое разнообразии произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно–симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества зарубежных композиторов: Шопена, Шумана, Листа, Грига, Вагнера, Верди, Бизе, Дебюсси, Равеля и основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы. Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки. Четвертый год обучения - изучение музыки советского и постсоветского периодов. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Лядова, Глазунова, Скрябина, Стравинского. Возросший уровень развития познавательных способностей учащихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуру сочинений, что полезно для совершенствования музыкальной культуры школьников. Пятый год обучения завершает курс музыкальной литературы. Продолжается знакомство с творчеством русских композиторов - Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Свиридова, Щедрина и т.д. Также, обучающимся предстоит познакомиться с искусством джаза, мюзиклом, рок-оперой. Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви обучающихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране. III.Содержание учебного предмета Первый год обучения |
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований... | Общеобразовательная программа в области хореографического искусства Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | ||
Пояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его... Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Жонглирование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной... | Образовательная программа в области циркового искусства «искусство цирка» Программа учебного предмета «История циркового искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований... | ||
Образовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты» «Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Концертмейстерский класс» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области... | Приказ №166 Об утверждении федеральных государственных требований... Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной... | ||
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность предметная... «Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных... | Образовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты» «Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных... | ||
Аннотация к рабочей программе «Специальность( флейта)» срок обучения 8 лет «Специальность» по виду инструмента «Флейта», далее «Специальность (Флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Специальность и чтение с листа» по виду инструмента «Гитара», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных... |