Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»





НазваниеПрограмма учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»
страница1/5
Дата публикации23.05.2015
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского района Алтайского края

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства «Хоровое пение»

для учащихся 1-8(9) классов

Предметная область

ПО.02. Теория и история музыки
Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.03.Музыкальная литература

р.п. Благовещенка

2014 г.

Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»


Одобрено Утверждаю

Методическим советом Директор МБОУ ДОД

МБОУ ДОД «Благовещенская ДШИ» «Благовещенская ДШИ»

_______И.А. Бокова ______Соломенникова Е.Н.


Разработчик – Бокова И.А., преподаватель теоретических дисциплин


Рецензент - Л.Д. Игошина, заведующая вокальным отделением, преподаватель высшей

категории

Рецензент – Н.Н. Кива, заместитель директора по учебной работе МБОУ ДОД

«Кулундинская ДШИ»

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2.Срок реализации учебного предмета;

1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы искусств на реализацию учебного предмета;

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5.Цели и задачи учебного предмета;

1.6.Межпредметная связь;

1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план

Распределение учебного материала по годам обучения;
III. Содержание учебного предмета
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2.Критерии оценки;

3.Контрольные требования;
VI. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)
VII. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VIII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебно-методическая литература;

I.Пояснительная записка

1.1. В рамках образовательного процесса детских школ искусств занятия по музыкальной литературе играют важнейшую роль. Они способствуют разностороннему музыкальному развитию обучающихся, повышению их интеллектуального уровня и приобщению к мировой музыкальной культуре. На протяжении всего курса обучения, ученик получает необходимые навыки слушания классической музыки, осваивает теоретическую базу и расширяет кругозор.

В процессе изучения предмета «Музыкальная литература» обучающиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Музыкальная литература призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства. Этот предмет не ставит перед учащимися трудных задач: на уроках не приходится исполнять музыку, выполнять какие-либо упражнения, а домашние задания, как правило, не отличаются сложностью. Формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьёзную музыку, - осуществляется непроизвольно, без видимых усилий.

1.2.Срок реализации учебного предмета- данная программа рассчитана на 5 лет обучения.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:

  • Максимальная учебная нагрузка – 346,5 часов

  • Самостоятельная работа – 165 часов

  • Аудиторные занятия – 181,5

В соответствии с учебным планом занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час с 1 по 4 года обучения музыкальной литературы, 1,5 часа – 5 год обучения.

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

1.5. Цели и задачи учебного предмета.

Главной целью предмета музыкальная литература является воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре. Этот предмет должен способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей.

Задачи учебного предмета:

  • Формирование у детей любви и интереса к музыкальному искусству;

  • Понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

  • Развитие музыкальных способностей;

  • Подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки.

  • Способствовать всестороннему развитию детей;

  • Научить разбираться в стилях: барокко, классицизм, романтизм,

импрессионизм и т.д.;

  • Приобщить учащихся к осознанию красоты музыки, которая имела влияние на человека во все периоды истории.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.

Для решения задач музыкально – эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков, и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользоваться при этом необходимой музыкальной терминологией.

1.6. Межпредметная связь.

Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. На уроках музыкальной литературы должна постоянно проводиться взаимосвязь с такими предметами, как история, литература, изобразительное искусство, сольфеджио, специальность и т.д. Богатое содержание и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучение учащихся в детских музыкальных школ.
1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 класса представлены в самостоятельном разделе.

В настоящей программе соединены курс типовой Программы и методические рекомендации М. Шорниковой, З. Осовицкой, А. Казариновой. Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству конкретных авторов и познакомиться с особенностями творческого стиля, жанров, форм, образного содержания. Предлагается расширить круг изучаемых композиторов, произведений, изучать эпохи.
1.8.Примерные условия реализации данной программы:

- наличие учебных групп (не менее 3 человек);

- наличие учебного материала;

- портретов композиторов;

- наличие учебно-дидактического иллюстративного материала;

- наличие фоно- и аудиотеки;

- наличие аудио-, теле -, видео - , CD, DVD аппаратуры, компьютера,

интернета;

- осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и

хоровому классу, музыкальной литературе;

- соблюдение межпредметных связей;

- активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки,

самообразование педагогов.
II.Учебно-тематический план
Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательное изложение материала от эпохи к эпохе.

В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все основные этапы развития музыкальной культуры.

Тематическая структура предмета «Музыкальная литература»:

1. Обзорные темы.

2. Творческие портреты композиторов.

3. Краткие обзоры творчества композиторов.

4. Аналитические темы.

Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.
Первый год обучения (4 класс)



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

1

Введение: Музыка в нашей жизни. Музыкальный язык. Легенды о музыке.

6

3

3

2

Основные средства выразительности.

6

3

3

3

Инструменты, группы инструментов. Виды оркестров.

8

4

4

4

Музыкальные формы – период, куплетная, 2-х и 3-х частные формы. Вариации, рондо, сюита, соната.

10

5

5

5

Жанры в музыке – марш (инструментальные и песни-марши), песня, танец (танцы разных народов).

6

3

3

6

Народная песня и ее использование в творчестве композиторов.

4

2

2

7

Программно – изобразительная музыка.

6

3

3

8

Музыка и театр: а) музыка к драматическому спектаклю; б) опера

12

6

6

9

Детская музыка композиторов 20 века.

6

3

3

10

Контрольный урок

2

1

1




Итого

66

33

33


Второй год обучения (5 класс)



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

«Музыкальная литература зарубежных стран»

1

История развития музыки до XVII века.

4

2

2

2

Музыкальная культура Западной Европы 17 – 18 веков.

4

2

2

3

И.С. Бах – представитель эпохи Барокко. Жизненный путь композитора и краткий обзор творчества. Органное творчество. Сюиты. Полифонические произведения.

12

6

6

4

Классицизм. Венская классическая школа.

2

1

1

5

Й.Ф.Гайдн: Жизненный путь композитора и краткий обзор творчества. Знакомство с сонатно–симфоническим творчеством. Сонатная форма.

10

5

5

6

В.А.Моцарт: Биография и краткий обзор творчества. Соната для фортепиано -ля мажор. Симфония №40 –соль минор. Опера «Свадьба Фигаро».

10

5

5

7

Л.В.Бетховен: Биография и краткий обзор творческого наследия. Соната для фортепиано - до минор №8 «Патетическая». Увертюра «Эгмонт». Симфония №5 -до минор.

12

6

6

8

Романтизм в музыке.

2

1

1

9

Ф.Шуберт: Биография и краткий обзор творческого наследия. Песни. Фортепианные произведения. Симфония си минор «Неоконченная»

8

4

4

10

Контрольный урок

2

1

1




Итого

66

33

33


Третий год обучения (6 класс)



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

1

Ф.Шопен: Биография и краткий обзор

творческого наследия. Мазурки. Полонезы. Прелюдии. Этюды. Ноктюрны.

8

4

4

2

Фортепианная музыка композиторов-романтиков: Р. Шуман, Ф. Лист, Э.Григ

6

3

3

3

Развитие оперы в 19 веке в творчестве Р.Вагнера,

Д. Верди, Ж. Бизе.

6

3

3

4

Импрессионизм. Развитие европейской музыки в конце 19 начале 20 века: К. Дебюсси, М. Равель.

4

2

2

«Музыкальная литература русских композиторов»

5

Русская церковная музыка.

2

1

1

6

Музыкальная культура в России 18 века. Творцы русской комической музыки.

2

1

1

7

Русские композиторы, создатели старинного русского романса.

2

1

1

8

М.И.Глинка: Биография и краткий обзор творчества. Романсы и песни. Произведения для оркестра. Опера «Иван Сусанин».

14

7

7

9

А.С.Даргомыжский: Биография и краткий обзор творчества. Романсы и песни. Опера «Русалка».

8

4

4

10

Музыкальная культура в России второй половины 19 века.

2

1

1

11

А.П.Бородин: Биография и краткий обзор творчества. Симфония №2 си минор «Богатырская». Опера «Князь Игорь».

10

5

5

12

Контрольный урок

2

1

1




Итого

66

33

33


Четвертый год обучения (7 класс)



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

1

М.П.Мусоргский: Биография и краткий обзор творчества. Опера «Борис Годунов». Фортепианное и вокальное творчество.

10

5

5

2

Н.А.Римский-Корсаков: Биография и краткий обзор творчества. Симфонический оркестр Римского-Корсакова. Симфоническая сюита «Шехерезада».Опера Снегурочка. Опера «Сказка о царе Салтане».

14

7

7

3

П.И. Чайковский: Биография и краткий обзор творчества. Первый концерт для фортепиано с оркестром. Симфония №1 «Зимние грезы». Балеты. Опера «Евгений Онегин».

14

7

7

4

Музыкальная жизнь России в конце 19 начале 20 века.

2

1

1

5

Творчество С.И. Танеева. Кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония доминор, романсы и хоры.

2

1

1

6

А.К. Лядов: Биография и краткий обзор творчества. Симфонические пьесы «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».

4

2

2

7

Творчество А.К. Глазунова. Симфония №5, Концерт для скрипки с оркестром ми минор, Балет «Раймонда».

4

2

2

8

С.В. Рахманинов: Биография и краткий обзор творчества. Фортепианное творчество: прелюдии, этюды. Концерт для фортепиано с оркестром.

6

3

3

9

А.Н. Скрябин: Биография и краткий обзор творчества. Симфонические поэмы. Фортепианное творчество.

4

2

2

10

И. Ф. Стравинский: Биография и краткий обзор творчества. Балет «Петрушка».

4

2

2

11

Контрольный урок

2

1

1




Итого

66

33

33


Пятый год обучения (8 класс)



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

«Отечественная музыкальная литература XX века»

1

Обзор русской музыкальной культуры 20 века.

2,5

1

1,5

2

С.С.Прокофьев: Биография и краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано . Симфония №7-до# минор. Балет «Ромео и Джульетта». Балет «Золушка». Кантата «Александр Невский».

17,5

7

10,5

3

Д.Д.Шостакович: Биография и краткий обзор творчества. Симфония №7-до мажор. Прелюдия и фуга для фортепиано –ре мажор. Поэма «Казнь Степана Разина»

12,5

5

7,5

4

А.И.Хачатурян: Биография и краткий обзор творчества. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Гаянэ».

5

2

3

5

Д.Б. Кабалевский: Биография и краткий обзор творчества.Опера «Семья Тараса»

2,5

1

1,5

6

Г.В. Свиридов: Биография и краткий обзор творчества. Поэма «Памяти Сергея Есенина»;

«Время вперед!», «Метель».

5

2

3

7

Р.К. Щедрин: Биография и краткий обзор творчества. Концерт для оркестра «Озорные частушки», Кармен-сюита

5

2

3

8

В.А. Гаврилин : Биография и краткий обзор творчества. Симфония – действо «Перезвоны», «Русская тетрадь», Балет «Анюта»

2,5

1

1,5

9

Представители российского музыкального авангарда. Э.В. Денисов, С.А. Губайдуллина, А.Г. Шнитке

5

2

3

10

Искусство джаза. История развития джаза.

Основные течения.

2,5

1

1,5

11

К. Орф: Биография и краткий обзор творчества. Кантата «CarminaBurana»

2,5

1

1,5

12

Э.Л. Уэббер: Биография и краткий обзор творчества. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». «Призрак оперы», «Кошки».

5

2

3

13

А. Рыбников: Биография и краткий обзор творчества. Рок-опера «Юнона и Авось»

5

2

3

14

Знакомство с мюзиклом «Нотр-Дам де Пари» Р.Коччанте.

5

2

3

15

Российская музыка на рубеже XX – XXI века.

2,5

1

1,5

16

Контрольный урок

2,5

1

1,5




Итого

82,5

33

49,5


Занятия проводятся в форме комбинированного урока.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

 Урок - воспоминание;

 Урок – исследование;

 Урок – состязание;

 Урок – игра;

 Урок – повторение;

 Урок – путешествие;

 Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы.

Первый год обучения – вводный, содержащий предварительный круг знаний. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении.

  Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более  сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу.

Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии, характеристика содержаний, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдение и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложной вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема - монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия и разбор отдельных произведений.

Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение  биографий композиторов имеет большое идейно – воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально - теоретического характера. На таких уроках возможно использования фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминанием современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И.С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту. Жанровое разнообразии произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно–симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников.

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества зарубежных композиторов: Шопена, Шумана, Листа, Грига, Вагнера, Верди, Бизе, Дебюсси, Равеля и основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина.  Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.

Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, с романсами  и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.
Четвертый год обучения - изучение музыки советского и постсоветского периодов. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Лядова, Глазунова, Скрябина, Стравинского. Возросший уровень развития познавательных способностей учащихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуру сочинений, что полезно для совершенствования музыкальной культуры школьников.

Пятый год обучения завершает курс музыкальной литературы. Продолжается знакомство с творчеством русских композиторов - Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Свиридова, Щедрина и т.д.

Также, обучающимся предстоит познакомиться с искусством джаза, мюзиклом, рок-оперой.

Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви обучающихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.

III.Содержание учебного предмета
Первый год обучения

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства
Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Жонглирование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconОбразовательная программа в области циркового искусства «искусство цирка»
Программа учебного предмета «История циркового искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Концертмейстерский класс» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПриказ №166 Об утверждении федеральных государственных требований...
Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность предметная...
«Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconАннотация к рабочей программе «Специальность( флейта)» срок обучения 8 лет
«Специальность» по виду инструмента «Флейта», далее «Специальность (Флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Программа учебного предмета разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Специальность и чтение с листа» по виду инструмента «Гитара», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск