Скачать 180.97 Kb.
|
Управление образования администрации города Костромы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 71» П Р О Е К Т «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через различные формы фольклора» Музыкальный руководитель - Кудрявцева Т.Н. 2010 – 2011 год. Пояснительная записка. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача – привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Поэтому главной задачей своей деятельности я вижу в обогащении детей знаниями различных форм фольклора. Ведь фольклор – источник знаний о деятельности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле, средство познания лучших образцов народной песни. Фольклор учит видеть мир глазами своего народа. И как бы курсором моей работы в этом направлении являются слова М.Сухоруковой из стихотворного месяцеслова: «Иванушки, Алёнушки! Храни вас Бог, храни! Вы золотые зёрнышки моей Всея Руси. Молчаньем или голосом за вас тревожусь впредь: Пустым иль полным колосом вы будете шуметь». Проанализировав свою деятельность, проведя педагогические исследования, я пришла к выводу, что необходимо именно комплексное приобщение детей к народной культуре, у наших детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. Я увидела, что дети недостаточно знают русские народные песни, заклички, недостаточно знают народные инструменты, недостаточно проявляют творческую активность в исполнении фольклорных произведений. И тем не менее, дети активно участвуют в народных праздниках. Поэтому я решила разработать систему педагогических условий, обеспечивающих приобщение детей к истокам народной культуры через различные формы фольклора в рамках проекта, который так и называется: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через различные формы фольклора». В начале 2010 учебного года был разработан документ проекта, который был принят на педагогическом совете садика и определены сроки его еализации. А теперь я хочу познакомить вас непосредственно с проектом. Гипотеза проекта: Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной деятельности, имеют решающее значение в становлении основ личности. Основная цель проекта: Выработать систему педагогических условий, обеспечивающих приобщение детей к истокам народной культуры через различные формы фольклора. Задачи проекта: 1.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д. 2. Использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, заклички, Пословицы, приговорки, загадки, хороводы, т.к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми. 4.Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений. 5.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение спектаклей, праздников, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями. Методический проект, на доступном для детей уровне, знакомит их с народ- ными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом; способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности; воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Проект ориентирован на две возрастные ступени: Старший возраст ( 5-6 лет ) Подготовительная к школе группа ( 6-7 лет ) Проект построен на основе главных методических принципов:
Структура проекта: 1.Пояснительная записка с обоснованием взятой темой проекта. 2.Цели и задачи проекта. 3.Продолжительность и место реализации проекта. 4.Перспективный план реализации проекта. 5.Перспективный план работы с детьми. 6.Конечный результат. 7.Перечень используемой литературы. 8.Практический материал, используемый при реализации проекта: Программа театрального кружка «Теремок», конспекты занятий кружка «Русские посиделки», фонотека, игротека, праздничные мероприятия и т.д. Перспективный план реализации проекта План реализации проекта состоял из 3-х этапов: 1- подготовительный этап 2- этап реализации 3- заключительный (аналитический ) этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1.Определение целей и задач проекта. /Вы с ними уже ознакомлены/ 2.Подбор участников проекта. Это: дети-воспитатели-родители. Такое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса - одно из важнейших педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры. Результатом такой общей работы становится уважительное отношение родителей к детям и педагогам детского сада, понимания пользы музыкального воспитания детей. 3.Подготовка этапов реализации проекта: - определение содержания каждого этапа - сроки этапов 4.Выбор методов диагностики ( не формализованных: наблюдения, беседы, анкетирование) Хочу вам зачитать вопросы анкет для родителей и детей, а так же результаты анкетирования. 5.Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью. Всё это проходило в виде – родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций. 6. Подбор методического материала:
Для приобщения детей к истокам народной культуры была изучена масса литературы по фольклору: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, Хороводы, игры, заклички, считалки, частушки, дразнилки. Весь отобранный, накопленный материал я использовала на музыкальных занятиях и занятиях кружка «Русские посиделки». Таким образом, дети входили в мир народной культуры, учились исполнять произведения народного творчества. 7. Подбор и пополнение музея народного быта новыми экспонатами силами родителей и педагогов. Для формирования у детей более полных знаний о народной культуре, быте, я пополнила «Русскую избу» новыми экспонатами. Различные предметы быта и утварь стали приносить родители, к которым воспитатели обратились за помощью. Так появились вышитые полотенца, половики, сито, крынки, утюги и т.д. Огромную помощь в устройстве интерьера русской избы оказали воспитатели и работники детского сада: принесли керосиновую лампу, чугунки, сундук, лоскутное одеяло и подушки. В результате работы по оборудованию «Русской избы», у детей укрепился интерес к народному творчеству, русскому быту. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ 1.Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий. 2.Продолжать знакомство с произведениями разных жанров на музыкальных занятиях и встречах в кружке фольклора «Русские посиделки». 3. Учить детей изображать литературных героев в продуктивных видах деятельности, изготавливать несложные декорации и атрибуты к драматизациям по сюжетам любимых сказок совместно с родителями и педагогами. 4.Осуществление запланированных мероприятий. 5.Реализация перспективного плана работы с детьми. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
-Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило их знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Дети использовали эти знания во время осеннего праздника «Осенины на Руси», «Осенняя Ярмарка». Изучая обряды зимнего цикла, работа велась как на музыкальных занятиях, так и на занятиях кружка «Русские посиделки», дети разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, создавали (вместе с родителями), костюмы, пели колядки, хороводы. Готовясь к Масленице, дети разучивали заклички, дразнилки, изготовили (вместе с родителями ) чучело Масленицы. Знакомя детей с обрядами весеннего цикла, мы приглашали выступить в детском саду Костромской фольклорный ансамбль «Венец» Выступление фольклорного ансамбля каждый раз приводит детей в неопи- суемый восторг, т.к. участники ансамбля вместе с детьми поют и водят хоро- воды, и играют в народные игры. Такая форма получения знаний о народной культуре детьми очень наглядна, красочна, доступна. Фольклорный ансамбль «Венец» - частый гость в нашем садике. И взрослые, и дети очень рады этим встречам. В весенний период педагогический процесс на музыкальных занятиях представлял собой - блок народного творчества, где дети знакомились с понятием – «народное творчество», слушали в записи различные фольклорные коллективы (как взрослые, так и детские), пели народные песни, играли на народных инструментах, играли в народные игры. Другой формой работы в этом направлении с детьми стали, конечно же, музыкальные спектакли, сказки. Я веду театральный кружок «Теремок», на занятиях которого, помимо разучивания ролей, мы с детьми занимаемся этюдами по мимике, жестам, эмоциям. Результат работы театрального кружка – это сказки: «Дюймовочка», «Золушка», «Дело было в лесу», «Репка» и многие др., где герои поют, танцуют, декламируют, играют на музыкальных инструментах . При активном участии детей в постановках русских народных сказок формируются представления о честности и справедливости, добре и зле. Воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивается способность анализировать свои поступки, поступки сверстников и героев сказок. Проявляется творческая активность, желание доставлять радость зрителям. Очень интересной находкой явилось создание детского фольклорного ан- самбля «Изюминка», где дети совершенствуют свои музыкальные способности. Были пошиты костюмы народного плана специально для ансамбля. Дети принимают активное участие в концертах. У детей развивается внимание, умение слушать соседа, коллективное творчество. Дети чувствуют, что они занимаются значимым делом. В детях укрепляется чувство гордости за своё творчество, чувство уважения к искусству своего народа. В ансамбль принимаются все дети, желающие заниматься фольклором. При создании проекта, мы с воспитателями наметили работу по народно-прикладному искусству, которую они проводили с детьми в группах: 1. Это поделки из природного материала ( герои сказок). 2.Куклы из лоскутков ткани. 3. «Поделки-самоделки» - изготовление дымковских игрушек из солёного теста и их раскраска. ( Это лошадки, барышня, девушка с коромыслом и др.) Весна : 1. Раскрашивание пасхальных яиц и игры с ними. Лето : 1. Подвижные народные игры, проводимые на улице. (разученные ранее на физкультурных занятиях.) Осень: 1.Выставки поделок совместно с родителями из природного мате- риала: «Урожай у нас хорош, а на что же он похож?» В результате, вся проводимая работа в различных видах деятельности детей, проводимая в рамках проекта, выстроилась в определённую интегрированную систему педагогических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры, через различные формы фольклора. Что и являлось целью данного проекта. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (аналитический) 1. Сбор информации:
тормозящих в реализации воспитательно- образовательных задач проекта. Что касается первого пункта, то: благодаря проделанной работе по приобщению детей к истокам народной культуры через различные формы фольклора, а так же основываясь на результатах диагностики, я достигла планируемых результатов, а именно:
I подготовительная гр.- результаты диагностики на конец учебного года таковы: 45% ( 9 чел.) выпускников имеют глубокие знания о различных видах фольклора, соответственно 55% ( 11чел.) вышли на средний уровень. Низкого уровня нет ни у одного дошкольника. II подготовительная гр.- результаты диагностики на конец учебного года таковы: 75% (15 чел.) выпускников имеют высокий уровень знаний, соответственно25% ( 5 чел.) – средний уровень знаний о различных видах фольклора. Низкого уровня нет ни у одного дошкольника.
б/. у детей развито чувство ритма, памяти в игре на народных инструментах.
А что касается причин, тормозящих в реализации задач проекта, то каких-то серьёзных причин не наблюдалось. Но хотелось бы более активного участия родителей в этом направлении. Родители очень рады результатам работы, проводимой в детском саду по приобщению детей к народному творчеству, но, к сожалению, не все родители достаточно активны. Некоторые из них считают, что результат должен быть, но при минимальной затрате сил и времени с их стороны. Считают, что эта работа чисто садиковская. Поэтому мной были сделаны выводы об усилении работы среди малоактивных родителей в виде индивидуальных бесед, консультаций, разъяснений. В своей работе я сталкивалась и с детской пассивностью, закомплексованностью, неумению детей раскрыть свои возможности. Я вела поиск новых приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах, Это стимулирует потребность детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных музыкальных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на трещотках, бубнах, ложках, колокольчиках. Я предложила детям самим изготовить инструменты – шумелки, шуршалки, бренчалки, на которых они впоследствии с большим удовольствием играли. С большим задором дети поют песенку про рассорившихся петушков, надевая на руку так называемых – Филимоновских и Дымковских нарядных петушков. И пение, и действо доставляет им при этом большое удовольствие. По собранной информации в школе о выпускниках нашего садика, многие дети, учась в начальных классах, посещают фольклорные студии, играют в оркестрах народных инструментов, занимаются в театральных кружках при школе. И в завершении – я хочу отметить, что все созданные педагогические условия позволяют детям приобретать новые знания, умения, навыки; представления о земледельческом труде, о народном календаре, о праздниках, обрядах , знание народных игр, примет, пословиц, поговорок, загадок. Дети умеют рассказывать сказки, петь песни, участвовать в театральных представлениях. Создана полноценная среда развития каждого ребёнка. Таким образом, проанализировав свою педагогическую деятельность, я считаю, что такие достижения моих воспитанников свидетельствуют о том, что я на правильном пути. Проведённая работа дала положительные результаты. Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народного творчества через различные формы фольклора. Целью моей дальнейшей работы будет – разработка и реализация системы организационно-содержательных условий по ознакомлению детей младшего возраста с малыми формами фольклора. Используемая литература: 1. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом. «Детство – Пресс», 2004г. 2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Пугачёва Н.В., Есаулов Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие – М . Педагогическое общество России.2005 г. 3. «Русский дом» Самара 2011г. (Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей под редакцией Т.С. Комаровой, М., Мозаика – Синтез.) 5.Подвижные народные игры с песнями в детском саду. Составитель Н.Н. Доломанов, «Творческий центр». М. 2002г. 6. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Практическое пособие. М. Айрис – Пресс, 2003г. 7. О, Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Программа. Учебно – методическое пособие. Детство – Пресс, 2004г. 8. «Знакомство детей с русским народным творчеством». (Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.) Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маханева и др. 2004г. План индивидуальной работы с детьми музыкальный руководитель Кудрявцева Т.Н. Вторая младшая группа 1-й уровень. Слушает музыку внимательно, не всегда может назвать знакомые произведения. Высокие и низкие звуки различать не может. Поёт неточно, двигается не согласованно с музыкой. 2-й уровень. Узнаёт некоторые знакомые песни и пьесы, слушает заинтересованно. Различает низкие и высокие звуки с поправками педагога и с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой в простейших движениях. 3-й уровень. Активно проявляет своё отношение при слушании музыки. Эмоционально откликается на контрастный характер. Поёт с сопровождением, двигается согласованно с музыкой, легко, подвижно. Условия обозначения: - ПЕНИЕ - Музыкально-ритмические движения -Слушание музыки Средняя группа 1-й уровень. Слушает музыку внимательно, но не различает характер музыкального произведения. Узнаёт знакомые произведения, различает звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками. Воспроизводит в хлопках несложный ритмический рисунок, слабо различает темповые, динамические оттенки. Поёт правильно интонируя лишь с помощью педагога. Двигается, не всегда точно согласуя движения с музыкой. Исполняет простейшие мелодии, построенные в пределах терции, но допускает отдельные ошибки. 2-й уровень. Слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям и отмечает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь. Поёт активно, но не всегда чисто интонируя с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой, но недостаточно выразительно. Правильно исполняет простейшие мелодии в пределах терции. 3-й уровень. Эмоционально воспринимает музыкальные произведения, определяя характер и жанры незнакомых произведений, узнаёт знакомые, по вступлению, мелодии. Поёт хорошо знакомые несложные песни без сопровождения. Точно, ритмично двигается, проявляет самостоятельность, выразительно передавая музыкально-игровой образ и танцевальные движения. Хорошо выполняет творческие движения. Старшая группа 1-й уровень. Слушает музыку внимательно, но не различает характер муз. произ-й. Узнаёт знакомые произведения, различает звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками. Воспроизводит в хлопках несложный ритмический рисунок, слабо различает темповые , динамические оттенки. Поёт, правильно интонируя, лишь с помощью педагога. Двигается не всегда точно, согласуя движения с музыкой, исполняет простейшие мелодии, построенные в пределах терции, но допускает ошибки. 2-й уровень. Слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произ-ям и отличает характер знакомых произведений, иногда, ошибаясь. Поёт активно, но, не всегда чисто интонируя с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой, но не достаточно выразительно. Выполняет творческие задания, однако, не проявляет особой выдумки. Правильно исполняет простейшие мелодии. 3-й уровень. Эмоционально воспринимает муз. произведения, определяет характер и жанры незнакомых произведений, узнаёт знакомые произведения по вступлению мелодии. Поёт хорошо незнакомые несложные песни без сопровождения. Точно, ритмично двигается, выразительно передавая музыкально-игровой образ и танцевальные движения. Хорошо выполняет творческие движения. Подготовительная группа 1-й уровень. Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость, называет знакомые произведения, узнаёт их, но в опред-и характера музыки затрудняется. Различает звуковысотные, ритмич. соотношения, тембровые и динамические оттенки. С ошибками различает 2-х, 3-х-частную форму. Поёт, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряжённое. Двигается, в основном, согласованно с музыкой, но недостаточно выразительно, детальные изменения отметить самостоятельно не может, затрудняется с выполнением творческих заданий, Исполняет несложные задания на мелодических и ударных инструментах, но допускает ошибки. 2-й уровень. Называет любимые произведения, эмоционально отзывается на них, узнаёт знакомые по отдельным их частям, определяет характер 3-х пьес одного жанра. Различает звуковысотные, тембровые, ритмические соотношения, динамические оттенки в пределах программных требований. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное. Двигается ритмично, согласованно, точно, но не достаточно выразительно. Выполняет творческие задания увлечённо, с удовольствием, но качество импровизации недостаточно выразительно. Исполняет мелодии на мелодических и ударных инструментах, вовремя вступая со своими партиями. 3-й уровень. Очень эмоционально отзывается на музыку, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях, называет любимые, объясняет, почему они нравятся. Определяет характер незнакомых произведений, 2-х, 3-х частную форму , вступление, заключение и муз. фразы, выделяет выразительные средства музыки, перечисляет знакомые пьесы, композиторов, различает инструментальную и вокальную музыку. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, исправить самостоятельно неточные интонации и спеть попевку в 2-х, 3-х тональностях. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора... | «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством... Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формирование у учащихся основ нравственной и эстетической культуры через приобщение к исторической народной памяти, истокам... | Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям средствами музыкальной деятельности» | Г. мдоу №67 Консультация для родителей приобщение детей 6-7 лет к природе Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности | ||
Собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовских... Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство»: воспитание художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру изобразительного искусства,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие общей культуры через приобщение к русской культуре, обычаям и традициям | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии и биологии | ||
Выступления в оглавлении, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством подвижных народных игр» (Золотых О. А., Курганская О. С.) | Рабочая программа по истории 9кл моу «Верхнекондратинская средняя общеобразовательная школа» Мо РФ 2004 г. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... | ||
Рабочая программа по истории для 7 класса (с подробным календарно-тематическим планированием) Просвещение, 2008. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... | Программа по истории 9 класса Количество часов Всего: 70 ч.; в неделю:... Просвещение, 2008. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... | ||
Инструкция пользователя, аттестуемого в пункте проведения оценки... Просвещение, 2008. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Просвещение, 2008. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... |