Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода





Скачать 203.39 Kb.
НазваниеВоспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода
Дата публикации03.07.2013
Размер203.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Авторская технология Богдановой Александры Борисовны

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МКДОУ Д/С № 420 «Сибирячок» комбинированного вида

города Новосибирска

Воспитание духовности через приобщение дошкольников

к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода.

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир. 

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

Воспитывают патриотизм у детей, с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Ребенок приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов и т.д.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. В детском саду - это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки».

Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

Детей нужно приобщать к крестьянской культуре и быту. Изучать народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Дети вместе с взрослыми изготавливают народные игрушки и другие предметы. В процессе этих занятий, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи.

Обучающий должен построить у учащихся адекватные способы действия с предметами материальной и духовной культуры.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

Воспитывают патриотизм у детей, с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Ребенок приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов и т.д.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. В детском саду - это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки».

Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

Детей нужно приобщать к крестьянской культуре и быту. Изучать народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дошкольник должен общаться с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Это общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание классической музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться.

Современный педагогический опыт, направленный на духовно-нравственное воспитание дошкольников, уникален и заслуживает внимания ученых, потому что ребёнок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Ребенок равняется на взрослых. Поэтому, задача педагога и родителей – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребёнка, самовыражения душевных сил ребёнка.

Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание к музыке, а не обучать попеременно отдельным

навыкам.

Необходимо отойти от скучных, однообразных занятий, развлечений и праздников несущих в себе только репродуктивный способ передачи знаний, умений и навыков, необходимо использовать более интересные формы работы, способствующие развитию творческой активности ребенка.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (сейчас, лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано академиком Б. П. Юсовым.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения.

Программы полихудожественного типа предполагают развитие разных видов детского творчества. Взаимодействие искусств – явление многоуровневое, включающее собственно взаимосвязь искусств, взаимосвязь искусств с природными объектами.

Определяя основные цели полихудожественного воспитания, Б.П. Юсов пишет: «Вектор будущего – воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного – современного и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети…культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе...» (Б. П. Юсов Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников) Материалы Всероссийского. Совещания - семинара. Самара, 3-6 дек.1996г. М;-Самара: ИЦЭВ РАО, Самара. ИПРО, 19%.28)

Давно известно, что музыку мы не только слышим, но и проживаем двигательно, чувствуем в ней цвет и даже аромат, т.е. воспринимаем всеми органами чувств. В поэзии слово всегда музыкально и изобразительно: А. Блока:

Такой прозрачной глубины
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, мы используем наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Во время прослушивания музыкального произведения в подготовительной группе Э.Грига на тему «Зима» я одновременно показываю картину художника Грабаря «Февральская лазурь» и читаю по настроению совпадающее стихотворение И. Бунин «Зима».

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона.

Как снегири в кустах звенят... (См. Приложение №1)

Прослушав музыкальное произведение одновременно с поэтом и художником мы попадаем в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о музыке на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты и предъявлять их окружающим во всем блеске. Теперь каждый праздник для детей будет ассоциироваться с конкретными классическими музыкальными произведениями и картинами. Теперь знакомство с разными видами искусства останутся в памяти и встреча на развлечениях и праздниках подарят новые испытания чувств.

Безусловно, полихудожественный подход стал глубоким воздействием на человеческую душу ребенка. Дети слушают музыкальное произведение, слушают стихи с большим интересом, и постепенно словарный запас обогащается.

Детский сад №420 работает по программе «Истоки», в которой существует этнографический музей «Русская изба», также имеется переносной музей великих русских художников, что пормогаеит детям глубже понять культуру русского народа. Благодаря полихудожественному подходу к праздникам и развлечениям художественные средства различных видов искусств объединяются для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребенка, его творческих способностей.

В нашем дошкольном учреждении сложился прекрасный творческий коллектив педагогов - единомышленников, в который вошли заведующая, методист, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, руководитель музея «Русская изба».

Главная цель музыкального руководителя и любого педагога – воспитание ребенка средствами искусства. Только через искусство мы научим его любить, понимать, чувствовать, слышать, думать и т.д.

В системе полихудожественного подхода музыка приобретает силу обращения к чувствам. Дети ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяя свой словарный запас.
Целью моей работы является:

  1. Основная цель моей работы: совершенствовать раздел слушания музыки на музыкальных занятиях в ДОУ через полихудожественный подход.

  2. Развитие творческой активности, выступающую как интегрированное качество личности в деятельности ребенка.

Для реализации этих целей полихудожественного подхода были поставлены задачи:

Задачи:

1. Воспитание духовного, нравственного человека средствами искусства.

2. Знакомство с классической музыкой.

  1. Приобщение детей к русским народным традициям.

В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, творческого воображения.

В программе охарактеризован комплекс показателей развития творческой активности, применение полихудожественного подхода на музыкальных занятиях целесообразно.

В детском саду созданы все условия для работы по программе «Истоки» с включением парциальной программы полихудожественного подхода, которая строится на 4 линиях развития ребенка:

Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками. Праздники формируют взаимоотношения между людьми, сближают разные поколения, вырабатывают правила и нормы поведения. (Приложение № 10 к теме «Масленица», приложение №14,15 к теме «Пасха», к теме «Мамин праздник» и др.)

В познавательном развитии выделяют задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. (Приложение №1, 7 к теме « Зима», Приложение №5,6,8 к теме «Осень», приложение №13,19,20 к теме «Рождество», и др.)

Эстетическое развитие рассматривает в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). (В каждом приложении имеется эстетическое развитие полихудожественного подхода). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступны не только наивные образы детского фольклора, но и более сложные композиции декоративно-прикладного искусства. Так, дети после знакомства с проектами полихудожественного подхода к праздникам и развлечениям выходят в активную деятельность, которая выражается в танцах, песнях, играх, поделках, рисунках. П.П. Блонский считает. Что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...»

В программе физического развития заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости». Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому почти как воздух, необходимы детям музыкальные праздники и развлечения.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) акцент переносится со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. Согласно ФГТ сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые бы позволяли нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.

Использование полихудожественного подхода на праздниках и развлечениях — это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу. Праздник стал не только встречей ребенка с музыкой, но и общением с прекрасным, с высокими видами искусства. (Приложение №16 к теме «День Защитника Отечества»)

Таким образом, погружение детей в музыкальное произведение, средствами полихудожественного подхода несёт воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Имеется музыкальный зал «Соловушки» со сценой, оркестр народных инструментов, ударных и духовых, театральная гостиная с разнообразными видами театра, а также костюмерная, гримерная, этнографический музей «Русская изба» с изостудией, где собрано множество старинных вещей русского быта, а также художественные поделки, которые изготавливаются руками детей.

На музыкальных занятиях дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное.

Мною разработаны занятия на темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Кузьминки», «Покровская Ярмарка», «Масленица», «Пасха» и другие календарные праздники. В своей работе, я стараюсь связывать все занятия, с разными видами искусства, дети лучше слушают музыкальные произведения, понимают их, приобщаются к народным традициям русской культуры, рассказывают, о чем говорят картины, о чем грустит музыка.

Искусство воздействует на 3 стороны органов чувства: музыка, живопись, литература. Эти три стороны представляют собой основу полихудожественного подхода на музыкальных занятиях. Такой подход появился у академика Б.П. Юсова. Представляю принципы полихудожественного развития, средствами искусства по Юсову.

1. Для полихудожественного развития важно привлечь несколько видов искусств одновременно в комплексе.

2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, а это взаимное проникновение разных видов художественной деятельности.

3. Восприятие должно быть синтетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ.

4. Восприятие произведений искусства должно гармонически сочетаться с собственно - творческой деятельностью детей.

5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение.

6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной, где общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей.

7. Взаимодействие с искусством должно происходить по следующей схеме: писатель, художник, композитор: (через литературу, театр, картину, танец, музыку).

8. Главная цель полихудожественного развития ЭМПАТИЯ – постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию, т.к. это качество является эквивалентом духовности.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

После музыкальных занятий с полихудожественным подходом дети встречают тех же композиторов и художников с поэтами на праздниках и развлечениях, но уже в развернутом виде. Во время начала праздника или развлечения есть момент, когда ведущий рассказывает об истории и традициях праздника. В это время звучит классическая музыка, с которой дети встречались на музыкальных занятиях, а на экране появляется целая

серия картин, посвященных данному празднику. Музыкальное произведение сопровождается картинами и стихотворением, которое читает ведущий.

Тем самым, детям становится понятнее рассказ о празднике. Музыка помогает глубже понять настроение, характер мероприятия. Дети, в характере музыки, стараются подражать персонажам, которые изображены на картине. Более осмысленно понимают настроение, темп, динамику музыки, а также слова и художественного произведения.

Праздник! Сколько радости он дарит людям! Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты и предъявить их окружающим во всем блеске.

Искусство. Художественное восприятие.

Искусство - это одна из важнейших областей духовной жизни человечества. Искусство – это вид творческой деятельности, в которой объединяется переживание и оценка эстетических свойств сооружений действительности, а также познание мира в художественных образах. Искусство – это преобразование мира по законам красоты, а также наиболее богатый, универсальный язык художественной выразительности.

Восприятие – это психологический процесс, отражение в сознании человека, предметов и явлений окружающей действительности, при непосредственном воздействии на органы чувств.

В развлечениях и праздниках есть эпизод, где ведущий рассказывает историю праздника и в этот момент звучит музыкальное произведение и демонстрируется показ картин на заданную тему.

Итак, к празднику Пасхи знакомлю детей с классической музыкой С. Рахманинова, а также хоровое пение без сопровождения. (Приложение №14,15). Так же используются картины на экране во время празднования Пасхи. Как было сказано выше, во время проведения праздника ведущая рассказывает историю и его традиции с поэтическим словом А. Майкова «Повсюду благовест гудит». Одновременно с музыкой на экране демонстрируются картины с иконами, обрядовые картины и празднества (А.В. Маковский «Пасхальный стол», Б.М. Кустодиев «Пасхальный обряд» и другие), причем музыкальное сопровождение является программным произведением программы «Истоки» с программой «Родничок».

После прослушивания выход в активную деятельность, который выражается в играх («катание яиц»), рисовании («красим яйца»), подарок для детей (в яйце).

К празднику «День Победы» подготовительная работа проводилась на музыкальных занятиях. Во время прослушивания песен военных лет А.В. Александрова я дошкольникам демонстрирую презентацию картин военных и пленных, а также бои сражений. Заключительным этапом было пение песен в характере. На развлечениях демонстрировались уже не слайды, а документальный фильм военных лет, а также видеоролики из картин.

С использованием полихудожественного подхода мною подготовлены и проведены праздники и развлечения:

  1. Весна.(Приложение 2,4)

  1. День Победы. (Приложение 17,18)

  2. Зима. (Приложение 1,7)

  3. Покровская ярмарка. (Приложение 11,12)

  4. Новый год.

  5. Кузьминки. (Приложение 9)

  6. Мамин праздник.

  7. Масленица (Приложение 10)

  8. Осень (Приложение 5,6,8)

  9. Пасха (Приложение 14,15)

  10. День Защитника Отечества (Приложение16)

  11. Настроение (Приложение №3)

  12. Рождество (Приложение 13,19,20)

  13. Святки.

  14. Георгий Победоносец.

Произведения таких композиторов, как П.И. Чайковский, А. Вивальди, Л.В. Бетховен, С. Рахманинов и т.д., всегда будут достойны внимания, как и Б.М. Кустодиев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, а также С. А. Есенин, А.С. Пушкин, М. Лермонтов.

Для каждой возрастной группы я подбирала произведения искусств, соответствующие особенностям психического развития ребенка, который входит в план музыкального руководителя. Так, во второй младшей группе, на тему «Осени» дети знакомятся с В.А. Моцартом, с картиной Левитана «Золотая Осень» и Тютчева «Осень». Тем самым, беседы о времени года и наступающих праздниках, теперь у детей будет связано со встречей выдающихся композиторов, поэтов и художников.

В отличие от традиционных задач, детям закладываются:

нравственные чувства ребенка,

воспитывается чувство патриотизма,

основы эстетического созерцания природы, воспитывается интерес к познанию богатства мира природы.

Благодаря полихудожественному подходу у детей появилась возможность общаться с классической музыкой не только на занятиях, где продолжительность раздела составляет 5-7 минут, но и на развлечениях и праздниках. Повысилась творческая активность детей.

Дети с удовольствием слушают произведения классической музыки, умеют сопоставлять картины и музыку по темам, характеру, динамике, темпу, приобщаются к русским народным традициям. Такой полихудожественный подход помогает воспитывать духовного, нравственного человека, средствами искусства.

В наше время музыка звучит повсюду, но невозможно очень часто наслаждаться высокохудожественной музыкой, а на музыкальных занятиях дети могут получить большое удовольствие научиться понимать ее через различные виды искусства. И может быть каждый из детей не сможет стать музыкантом, но разбираться в красивой и богатой музыке они научатся.

Диагностические обследования детей, проводимые по итогам каждого года работы по программе «Истоки», позволили сделать вывод: полихудожественный подход на музыкальных занятиях оказывает значительное обогащение воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их творческих способностей.

Эта работа теперь предоставляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых-педагогов и родителей. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно на детских праздниках и развлечениях, в общении с другими людьми, учим ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Приложение.

Проекты полихудожественного подхода к праздникам и развлечениям.

Приложение №1 к теме «Зима»

Э. Григ. «Утро»

Грабарь «Февральская лазурь»

Ф.Тютчев «Зима»

Приложение №2 к теме «Весна»

М.П. Мусоргский «Рассвет на Моска - реке»

Ромадин «Март»

Ф.Тютчев «Весна»

Приложение №3 к теме «Настроение»

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт»

И.И. Левитан «Над вечным покоем»

В.Брюсов «Летняя гроза»

Приложение №4 к теме «Весна»

Салманов «Ночь»

Бялиницкий - Бирюль «Весенний день»

И.Бунин «Весеннее»

Приложение №5 к теме «Осень»

Шопен «Ноктюрн»

Левитан «Березовая роща»

А.С. Пушкин «Осень»

Приложение №6 к теме «Осень»

И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2

И.И.Левитан «Золотая осень»

Ф.Тютчев «Осень»

Приложение №7 к теме «Зима»

И. Штраус «Вальс»

Т. Кинкейд. «Новый Год»

С. Есенин «Снег», К. Случевский «Зима»

Приложение №8 к теме «Осень»

К. Глюк «Мелодия»

Левитан «Осенний день»

И.Тургенев «Осень»

Приложение №9 к теме «Кузьминки"

Русский народный оркестр «Во кузнице»

Л.Плахов «Кузница»

С. Есенин. «Кузнец» Том 2 с.33

Приложение №10 к теме «Масленица»

Русский народный оркестр «Масленица»

Б.М. Кустодиев «Масленица»

«Масленица» Ираида Мордовина

Приложение №11 к теме «Покровская ярмарка»

Ансамбль «Родные напевы» «Богородице, дева радуйся»

Икона Пресвятой Богородицы.

Приложение №12 к теме «Покровская ярмарка»

Оркестр русских народных инструментов

Б.Кустодиев «Ярмарка»

«Ярмарочные зазывалы» р.н.с.

Приложение № 13 к теме «Рождество»

  • «Рождественские песни» Детский хор «Ангелы поют»

  • «Рождество Христово» Русский хор

  • Валентин Берестов «Святки»

  • Воробьев «Пещера Рождества»

Приложение №14 к теме «Пасха»

  • С. Рахманинов Академический Большой хор Мастера Хорового пения соло Полина Баканова «Всенощное бдение» Благослови душу мою, господи»

  • А. Кузнецов «Воскресение Христово», 1898г

  • Карпычев «Явление Христа после воскресения « 1910 г.

  • А. Майков «Повсюду благовест гудит».

Приложение № 15 к теме «Пасха»

Колокольный звон. Целительство.

Б.М. Кустодиев «Пасхальный день

А. Майков «Повсюду благовест гудит»

Приложение № 16 к теме «Защитника Отечества»

Г.В. Свиридов сюита «Время вперед»

К. Симонов «Далеко на востоке»или Сосюра.

Фото танковых колонн на параде

Приложение № 17 к теме «День Победы»

Александров «Вставай, страна огромная»

Неизвестный художник «Широким шагом»

Приложение № 18 к теме «День Победы»

Песни военных лет.

Картины и фото сражений военных лет.

Приложение №19 к теме «Рождество»

1. Митрополичий хор русского кафедрального собора в Париже под управлением Петра Спасского (из альбома «Рождественская всенощная»)

2. Broklin Музей

2.1. А. Мантеньи

2.2 Воробьев «Пещера Рождества»

Приложение №20 к теме «Рождество»

  1. Митрополичий хор русского кафедрального собора в Париже. Кондак. Рождество Христово.

  1. Геррит Ван Хонтхорст «Поклонение пастухов»

    1. Корреджо «Поклонение пастухов»

    2. Эль Греко «Рождество»


Приложение №21 к теме «Мамин праздник»

  1. И.С.Бах «Аве Мария» (ф-но исполнение)

  1. Е.Ю. Шаламонова «Мама»

  2. Серия картин о маме.

Приложение № 22 к теме «Мамин день»

  1. Ф.Шуберт «Аве Мария»

  1. Е.Ю. Шаламонова «Мама»

  2. Серия картин божественной мамы.

Литература.

  1. К.А. Самолдина, Е.П.Маркова «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» Программа и методические рекомендации. Новосибирск НИПКиПРО 2007год.

  1. Программа «Истоки» Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца А.Н. Давидчук, И.Н. Ивашка. Москва «Просвещение» 2003 год.

  2. Воспитательно-образовательная программа «Родничок» Русская народная культура детям. Новосибирск 2008год.

  3. Журнал «Музыкальный руководитель» 6/2004 учредитель и изд. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

  4. А.Н. Давидчук, И.Н. Ивашка. «Планирование образовательной работы в ДОУ» Москва Мозаика-Синтез 2004г

  5. Ветлугина «Методика и теория дошкольного воспитания в детском саду» Москва 1986г.

  6. Журнал «Дошкольное воспитание» 1/2000 г.

  7. Ветлугина Н.А. «Теория и метолика музыкального воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1983г.

  8. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва, «Просвещение» 1987 г.

  9. М.А. Михайлова «Детские праздники» Ярославль «Академия развития», 199г.

  10. Стихи русских поэтов «Времена Года» Издательство «Самовар», Составитель Марина Владимировна Юдаева 2007г.

  11. «Здравствуй, праздник!» Состав. Лформление ООО «Корона принт». 1998г. Сост. Т. Барышникова

  12. Горькова Л.Г, Обухова Л.А. Москва «ВАКО» , «Праздники и развлечения в детском саду», 2004г.

  13. С. Н. Захарова «Сценарии праздников для старших дошкольников.»


Приведу пример одного из традиционных русских праздников: «Масленица»

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица,
Ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой.
Понедельник - день для встречи,
В гости все к друзьям идут.
А во вторник - песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
В среду - стол от угощений
Ломится: ешь, пей, казак!
А в четверг - день примирений...
"Тёщин день" - зовётся так.
Мирится свекровь с снохою,
Тёща зятю руку жмёт.
Споры кум забыл с кумою,
В гости всяк к себе зовёт.
Хороводы водят девки,
Парни едут на санях.
С яра снежного подлетки
Мчатся с горок на ногах.
Казаков урядник бравый
Зазывает для игры.
Рано утром он, лукавый,
Навтыкал в сугроб лозы.
На конях разгорячённых
Её рубят казаки:
На скаку на полном саблей
Её режут дончаки.
В стороне казачек важных
Неспокойный курагод.
Они в снег платки бросают -
Пусть наездник подберёт...
Ну а в пятницу - гулянье,
Пир на улицах идёт.
Атамана угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
Кони ряженые скачут,
Стон полозьев, песни, смех.
Казаки под бубен пляшут,
Старики счастливей всех.
День субботний величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.
Воскресенье - день прощанья,
Проводы седой зимы.
В каждой хате целованья,
Год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
После службы в поле выйдут
Все с поклоном казаки.
К Солнцу взор с молитвой вскинут
И попросят по-людски:
- Солнце красное, будь щедрым,
В поле семена согрей!
Будь, Господь, к нам милосердным:
Землю дождичком полей.
Дотемна идёт веселье,
Угощается народ,
До звезды до первой чтобы
Всем наесться наперёд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям средствами музыкальной деятельности»
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: приобщение детей к культуре русского народа, нравственно-патриотическое воспитание детей
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка»
Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений,...
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема самообразования: "Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа"
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconРабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconВыступления в оглавлении, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством подвижных народных игр» (Золотых О. А., Курганская О. С.)
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПроек т «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностные: осмысление народного наследия, этнической принадлежности, приобщение к культуре народа
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconСумона ильинка каа-хемского района республики тыва библиотечный урок
Цель: Знакомство с обычаями и обрядами тувинского народа во время празднования нового года. Приобщение к национальной культуре
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода icon«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством...
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения...
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПатриотическое воспитание детей и юношества в современных условиях
Отечеству, своему народу и его культуре, природе. Одно из приоритетных направлений в работе библиотеки с детьми, подростками и молодёжью...
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Воспитание дошкольников средствами дополнительного образования (От первых шагов до школы)»
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях языка, о ведущей роли коммуникативной функции языка, о том, что русский язык – один из развитых языков мира, о роли...
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие общей культуры через приобщение к русской культуре, обычаям и традициям
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск