Скачать 3.49 Mb.
|
Заведующая МКДОУ д/с № 178 _______________ В.А. Пушкина Приказ №___от «___» ____ 2012 г. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек» Принята на педагогическом совете Протокол № 3 от 20 декабря 2012 г СОДЕРЖАНИЕ: Первый раздел. Обязательная часть. Пояснительная записка
Организация режима пребывания детей в ДОУ
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 130 Второй раздел. Вариативная часть.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек» Полный адрес дошкольного образовательного учреждения: субъект РФ: Сибирский Федеральный Округ индекс: 630064 г. Новосибирск, ул. Новогодняя, 14 телефон: 346 – 59 – 45 e-mail: ds_178_nsk@nios.ru Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение открыто в 1978 году. На сегодняшний день в детском саду работает 6 групп, из них 2 группы детей раннего возраста и 4 группы детей дошкольного возраста. Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек» (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Основная образовательная программа разработана в соответствии с документами федерального уровня: - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» с изменениями от апреля 2008 г. (ст.15 п.1, ст. 17, ст.18, ст. 32 п.6,7,8);;
документами регионального уровня: - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 03.02.2011 № 184 «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010-2013 г.г.»; -Методические рекомендации, о порядке разработки образовательной программы учреждения, реализующего программу дошкольного образования. документами муниципального уровня: - приказ № 136-од от 28.02.2011 г. Главного управления образования мэрии города Новосибирска «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в 2011 - 2013 годах». Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Основная образовательная программа ДОУ учитывает специфические географические, климатические, экологические особенности города Новосибирска. Новосибирск — один из крупнейших городов России, центр передовой науки, наукоемкой промышленности, строительной индустрии, важнейший узел транзитных перевозок Западная Европа — Восточная Азия. Численность населения Новосибирска (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи населения переписных анкет) 1 473 730 чел. в границах города (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт-Петербурга). Город занимает площадь 506,67 км². Город на реке Обь — крупный культурный центр с современной полиграфической базой, теле и радиоцентрами, место проведения многочисленных выставок, конференций, семинаров, гастролей известных музыкальных и театральных коллективов, зарубежных артистов и музыкантов. Новосибирск — это академические научные учреждения с мировой славой, один из центров международного научного обмена. Всемирную известность Новосибирску принёс Новосибирский Академгородок (Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук), на территории которого расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа НГУ, Высший колледж информатики НГУ. Недалеко от Новосибирска, в наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». В поселке Краснообск расположено Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. Всего в Новосибирске 32 высших учебных заведения (11 университетов, 8 академий, 13 институтов), кроме того имеется 14 филиалов вузов других городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). Известность Новосибирска, города-труженика, города науки и культуры дополняют красота сосновых боров, тихих речек в его окрестностях и одной из самых больших российских рек—Оби. Новосибирск находится в континентальной климатической зоне; среднегодовая температура воздуха +0,2 °C. Для города характерны большие колебания среднемесячных (38 °C) и абсолютных (91 °C) температур воздуха. Средняя температура воздуха в январе −19 °C, в июле +19 °C. Самая низкая температура зафиксирована 9 января 1915 года −51,1 °C, самая высокая 7 июля 2005 года +40 °C. Город расположен на границе лесостепной и лесной природных зон. Среднее годовое количество часов солнечного сияния — 2880. Эти данные учитывались при составлении расписания прогулок, составлении меню в летний и зимний периоды. В летний период прием детей осуществляется на улице, увеличивается объем образовательной деятельности на открытых площадках, в зимний период при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с. В дни каникул и в летний период непосредственную образовательную деятельность проводить не рекомендовано. Рекомендовано проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок. Город разделен рекой на две части, которые долгие годы развивались относительно самостоятельно и исторически строились вдоль железнодорожных магистралей. Современный Новосибирск включает 10 административных районов: Заельцовский, Калининский, Ленинский, Кировский, Дзержинский, Первомайский, Советский, Железнодорожный, Центральный и Октябрьский. Кировский район - это район заводов-гигантов, научных организаций и высших учебных заведений Кировский район составляет часть левобережья Новосибирска. Сегодня — это крупнейшая в городе промышленная зона с большой численностью населения. На левом берегу реки Обь действуют две станции метрополитена - «Площадь Маркса» и «Студенческая». В непосредственной близости от детского сада расположены две общеобразовательные школы (170 и 176), плавательный бассейн «Олимпик», библиотека имени П.П.Бажова, НГТУ.
Общие принципы формирования Программы заданы Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утвержденными и введенными в действие Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому Программа создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Это комплексная образовательная Программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект - субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания Программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования предусмотрено для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире. Содержание Программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Программа стремится к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В Программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу. Программа делает акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды. Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Программа предусматривает целостное развитие ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами Программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познаательную0 эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Реализация Программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предусматривает организацию:
В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание Программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразной, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в Программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Также при реализации Программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в Программе означает:
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование... | Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного... Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района... | ||
Пояснительная записка Основная общеобразо Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения | Сказка города Белореченска от. 30. 08. 2013 Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский... | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»... | Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №4 змр рт» Муниципального автономного учреждения дошкольного образования Ильинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального... Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ Детский... | Пояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального... Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка Детский... | ||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073400 «Вокальное искусство» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования ... |