Основная образовательная программа дошкольного образования





НазваниеОсновная образовательная программа дошкольного образования
страница1/37
Дата публикации03.10.2013
Размер3.49 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Заведующая МКДОУ д/с № 178

_______________ В.А. Пушкина

Приказ №___от «___» ____ 2012 г.

Основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска

«Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек»

Принята на педагогическом совете

Протокол № 3 от 20 декабря 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ:
Первый раздел. Обязательная часть.
Пояснительная записка


Особенности осуществления образовательного процесса

4

Принципы и подходы к формированию общеобразовательной Программы

5

Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы

8

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы

9

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

12


Организация режима пребывания детей в ДОУ


Режим деятельности образовательного учреждения

21

Организация питания

21

Организация сна

23

Организация прогулки

23

Система закаливающих мероприятий

24

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

25

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

28

Формы работы с детьми

28

Непосредственно-образовательная деятельность

30

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

32

Самостоятельная деятельность детей

32

Организация развивающей среды

33

Интеграция образовательных областей

37


Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей


Физическое развитие

42

Здоровье

50

Безопасность

56

Социализация

63

Труд

76

Познание

83

Коммуникация

97

Чтение художественной литературы

105

Художественное творчество

110

Музыка

122


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
130

Второй раздел. Вариативная часть.


Образовательный процесс в группе раннего возраста

149

Программа «Давай поиграем!»

150

Программа «Давай познакомимся!»

151


ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек»

Полный адрес дошкольного образовательного учреждения:

субъект РФ: Сибирский Федеральный Округ

индекс: 630064

г. Новосибирск, ул. Новогодняя, 14

телефон: 346 – 59 – 45

e-mail: ds_178_nsk@nios.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение открыто в 1978 году.

На сегодняшний день в детском саду работает 6 групп, из них 2 группы детей раннего возраста и 4 группы детей дошкольного возраста.

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 178 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей «Аленький цветочек» (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Основная образовательная программа разработана в соответствии с документами федерального уровня:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» с изменениями от апреля 2008 г. (ст.15 п.1, ст. 17, ст.18, ст. 32 п.6,7,8);;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666;

  • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ 04.10. 2010 г. № 986;

  • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. №2106;

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

  • Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.2791-10 с
    изменениями № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
    государственных требований к структуре основной общеобразовательной
    программы дошкольного образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2151 от 20 июля 2011 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

документами регионального уровня:

- Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области от 03.02.2011 № 184 «О внедрении федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010-2013 г.г.»;

-Методические рекомендации, о порядке разработки образовательной программы учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

документами муниципального уровня:

- приказ № 136-од от 28.02.2011 г. Главного управления образования мэрии города Новосибирска «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в 2011 - 2013 годах».

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».


    1. Особенности осуществления образовательного процесса


Основная образовательная программа ДОУ учитывает специфические географические, климатические, экологические особенности города Новосибирска.

Новосибирск — один из крупнейших городов России, центр передовой науки, наукоемкой промышленности, строительной индустрии, важнейший узел транзитных перевозок Западная Европа — Восточная Азия.

Численность населения Новосибирска (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи населения переписных анкет) 1 473 730 чел. в границах города (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт-Петербурга). Город занимает площадь 506,67 км².

Город на реке Обь — крупный культурный центр с современной полиграфической базой, теле и радиоцентрами, место проведения многочисленных выставок, конференций, семинаров, гастролей известных музыкальных и театральных коллективов, зарубежных артистов и музыкантов.

Новосибирск — это академические научные учреждения с мировой славой, один из центров международного научного обмена.

Всемирную известность Новосибирску принёс Новосибирский Академгородок (Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук), на территории которого расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа НГУ, Высший колледж информатики НГУ. Недалеко от Новосибирска, в наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». В поселке Краснообск расположено Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук.

Всего в Новосибирске 32 высших учебных заведения (11 университетов, 8 академий, 13 институтов), кроме того имеется 14 филиалов вузов других городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга).

Известность Новосибирска, города-труженика, города науки и культуры дополняют красота сосновых боров, тихих речек в его окрестностях и одной из самых больших российских рек—Оби.

Новосибирск находится в континентальной климатической зоне; среднегодовая температура воздуха +0,2 °C. Для города характерны большие колебания среднемесячных (38 °C) и абсолютных (91 °C) температур воздуха. Средняя температура воздуха в январе −19 °C, в июле +19 °C. Самая низкая температура зафиксирована 9 января 1915 года −51,1 °C, самая высокая 7 июля 2005 года +40 °C. Город расположен на границе лесостепной и лесной природных зон. Среднее годовое количество часов солнечного сияния — 2880.

Эти данные учитывались при составлении расписания прогулок, составлении меню в летний и зимний периоды. В летний период прием детей осуществляется на улице, увеличивается объем образовательной деятельности на открытых площадках, в зимний период при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.

В дни каникул и в летний период непосредственную образовательную деятельность проводить не рекомендовано. Рекомендовано проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Город разделен рекой на две части, которые долгие годы развивались относительно самостоятельно и исторически строились вдоль железнодорожных магистралей.

Современный Новосибирск включает 10 административных районов: Заельцовский, Калининский, Ленинский, Кировский, Дзержинский, Первомайский, Советский, Железнодорожный, Центральный и Октябрьский.

Кировский район - это район заводов-гигантов, научных организаций и высших учебных заведений

Кировский район составляет часть левобережья Новосибирска. Сегодня — это крупнейшая в городе промышленная зона с большой численностью населения.

На левом берегу реки Обь действуют две станции метрополитена - «Площадь Маркса» и «Студенческая».

В непосредственной близости от детского сада расположены две общеобразовательные школы (170 и 176), плавательный бассейн «Олимпик», библиотека имени П.П.Бажова, НГТУ.


    1. Принципы и подходы к формированию Программы


Общие принципы формирования Программы заданы Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утвержденными и введенными в действие Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г.

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому Программа создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Это комплексная образовательная Программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект - субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания Программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования предусмотрено для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире.

Содержание Программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Программа стремится к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В Программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.

Программа делает акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Программа предусматривает целостное развитие ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами Программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познаательную0 эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Реализация Программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Программа предусматривает организацию:

  • Образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

  • Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • Самостоятельной деятельности детей;

  • Предметно-развивающей среды;

  • Процесса взаимодействия с семьями детей по реализации Программы;

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание Программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразной, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в Программе.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Также при реализации Программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Программе означает:

  • Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного...
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка Основная общеобразо
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Основная образовательная программа дошкольного образования iconСказка города Белореченска от. 30. 08. 2013
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «сош №4 змр рт»
Муниципального автономного учреждения дошкольного образования Ильинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида
Основная образовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ Детский...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка Детский...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073400 «Вокальное искусство»
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
...
Основная образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск