РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Департамент образования города Москвы
Юго – Западное окружное управление образования
______________________________________________
Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г.
Комплексные развивающие занятия
«Театральная игра»
для детей 2-3 лет
Автор-составитель
Габович Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования Москва
2009 год Пояснительная записка
Данная программа носит развивающий характер, ориентирована на детей младшегодошкольного возраста. Она направлена на развитие у детей разносторонних творческих возможностей, что достигается при помощи различных видов деятельности: в играх-драматизациях, слушании музыки, певческой деятельности, муз.- ритмической деятельности, элементарном музицировании.
Целевая аудитория программы - дети 2- 3 лет, в том числе и с различными нарушениями развития.
Цель программы: приобщить детей к миру игры и театра, развить у них потребность в активном самовыражении, развить музыкальные способности.
Исходя из цели программы, в её разных блоках определяются её основные задачи:
В играх- драматизациях:
- Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания.
- Развить воображение, эмоциональную сферу, игровые умения младших дошкольников на занятиях.
При слушании (восприятии) музыки:
- Учить восхищаться прекрасным звучащим миром музыки.
- Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность;
- Учить обращать внимание на смену характера различных частей используемой музыки.
- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.
- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.
- Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
В элементарной певческий деятельности
- Приобщать к элементарным певческим умениям:
- Подпевать пению руководителя.
- Приучать к одновременному началу и окончанию песни.
- Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него. В музыкально-ритмической деятельности
Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки:
Побуждать к импровизациям в музыкальных играх и свободных плясках.
В элементарном музицировании:
- Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.
- Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.
- Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов:
Программа опирается на методические рекомендации Н.Ф. Губановой «Театрализованная деятельность дошкольников», и использует ее конспекты занятий.
.
Актуальность программы
В ранний дошкольный период у ребёнка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Важно научить его управлять своим телом, эмоциями, поведением, научить сопереживать изображаемым персонажам, чувствовать и видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Данная программа ориентирована именно на эстетическое, культурное развитие дошкольника. В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Игровая деятельность – одна из форм освоения социального опыта. Связь между игровой и театрально- игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества. Новизна программы в том, что:
Занятия включены в общую структуру деятельности Центра и с успехом используются для детей с отставанием в развитии.
Театрально игровая деятельность способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка (то есть способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности).
К программе добавлены разработки М.Н.Габович по выявлению и развитию музыкальных способностей дошкольников.
Форма и методы проведения занятий.
Форма проведения - групповая, состав группы 5- 6 человек (для того, чтобы тесно контактировать с каждым ребенком). Группа постоянная, но допускает включение в нее детей с любого занятия. Занятия проводятся в игровой форме.Методы проведения занятий включают в себя: игры-драматизации, слушание музыки, певческую деятельность, муз.- ритмическую деятельность, элементарное музицирование Фрагменты занятий могут быть использованы для выступления на праздниках. Учебно-тематический план и содержание занятий
| Тема и цели занятия
| Количество
занятий
| В том
| числе
| теория
| практика
| 1.
| Введение. Знакомство с группой. «Цыплята на прогулке». Цель: Обогатить эмоции детей; дать заряд бодрости, вызвать интерес к игре
| 1
| 0,2
| 0,8
| 2.
| «Сказка про утят». Цель: приобщение детей к миру игры; знакомство со сказкой
| 1
| 0,2
| 0,8
| 3.
| «Утята и коршун». Цель: пробуждение желания вспомнить сказку, рассказывая о ней. Эмоциональный отклик на игру.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 4.
| «Цветочки на лужайке». Цель: Вовлечение в игровую ситуацию, привлечение к индивидуальному исполнению роли, радость от игры.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 5.
| «Паровоз ребят повёз». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 6.
| «Заинька серенький». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать эмоциональную реакцию в ответ на музыкальные и игровые образы; пробудить двигательную активность детей.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 7.
| «Игра с колобком». Цель: познакомить детей со сказкой, вовлечь в игру, порадовать детей яркой игровой ситуацией.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 8.
| «Колоски». Цель: рассказать об уборке урожая зерновых, вовлечь в игровую ситуацию, развивать чувство ритма.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 9.
| «Мы варили суп» ». Цель: познакомить с урожаем овощей; приобщить к двигательной импровизации; вызвать положительный эмоциональный отклик.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 10.
| «Катя собирается на прогулку». Цель: через инсценировку дать необходимые знания по самообслуживанию; показать образец одевания куклы на прогулку; учить одеваться в соответствии с погодой; учить обращаться с куклой, как с одушевленным лицом.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 11.
| «Ждём кукол с прогулки». Цель: дать представление о сюжетной логике игры: приготовление обеда для куклы- приход куклы с прогулки- кормление обедом, учить действовать в воображаемой ситуации; учить применять предметы- заместители, условные действия и воображаемые предметы; приобщать к импровизации в игре.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 12.
| «Кто там кричит?». Цель: дать представление о домашних животных; учить детей подражать их голосам; учить пересказывать сюжет знакомой сказки.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 13.
| «Снежинки танцуют». Цель: развивать чувство прекрасного, чувство ритма; побуждать детей откликаться на контрастные музыкальные образы(спокойное и ритмичное движение).
| 1
| 0,2
| 0,8
| 14.
| «Белый Хвостик». Цель: побуждать детей относиться к игрушке зайцу как к живому существу (заботиться, жалеть и т. д.; учит чувствовать интонацию своего голоса; развивать чувство ритма в двигательной импровизации.)
| 1
| 0,2
| 0,8
| 15.
| «Игрушки из коробки». Цель: вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей интересным сюжетом; пробуждать двигательную активность детей в свободной пляске.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 16.
| «Зимушкины забавы». Цель: порадовать детей игровым сюжетом; побуждать к двигательной импровизации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 17
| «Обогреем снегиря». Цель: учить заботиться о птицах; учить наделять игрушку чертами живого существа; чувствовать интонацию ласки и заботы; побуждать к двигательной импровизации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 18.
| «Идёт бычок». Цель: познакомить со стихами А.Барто и обыграть их сюжет; побуждать детей к высказыванию, к действиям с предметом.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 19.
| «Невеличка Галенька». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; научить играть в игру с ведущим.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 20
| «Вечером». Цель: привлечь детей к инсценировке сюжета; учить слушать текст внимательно, следя за действиями руководителя; учить выполнять действия самостоятельно.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 21
| «На горке». Цель: привлечь детей к инсценировке сюжета; учить пересказывать сюжет; дать эмоционально положительный заряд.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 22
| «Смело руль крути». Цель: побуждать к двигательной активности; учит выразительному движению; учить соотносить слово и действие; дать образец игры с машиной; побуждать к самостоятельной игре.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 23
| «Мыльные пузыри». Цель: порадовать детей новым сказочным сюжетом; учит понимать нравственный смысл сказки; побуждать к двигательной импровизации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 24
| «Колокольчики». Цель: дать представление о низких и высоких звуках0; развивать слуховое внимание; учить определять тембры музыкальных инструментов.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 25
| «Мама лишь одна бывает». Цель: показать значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 26
| «Игры с Петрушкой». Цель: приобщить к театру Петрушки; дать положительный заряд настроению, порадовать детей.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 27
| «Продавец Варя ». Цель: развивать игровые умения детей; учить обыгрывать взаимозависимые роли в сюжете; учить взаимодействовать с партнером.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 28
| «Доктор Маша». Цель: привлечь внимание детей к профессии врача; побуждать детей относиться к игрушке, как к живому существу; проявлять заботу, лечить, ухаживать. Сопереживать; вовлекать в инсценировки.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 29
| «Распускайтесь, деревца». Цель: приобщать детей к русской национальной культуре; дать представление о приходе весны; создать эмоциональный отклик на игровой сюжет; вовлечь в игру
| 1
| 0,2
| 0,8
| 30
| «Птенчик». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 31
| «Ручейки поют, звенят». Цель: расширить представление детей о временах года, о весне; познакомить с новой сказкой; учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержимому.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 32
| «Дождик капает по крыше». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации, вызвать положительные эмоции.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 33
| «Полевые цветы». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации, вызвать положительные эмоции.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 34
| «Березонька растет». Цель: воспитывать внимательное отношение и интерес к природе; развивать музыкальные способности детей.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 35
| «Жук отправился в полет». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 36
| «Ветерок». Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию, познакомить с новой сказкой.
| 1
| 0,2
| 0,8
|
| Итого:
| 36
|
|
|
Структура занятий Каждое занятие объединяется определенной темой (например: «цыплята на прогулке») театрализовано и включает в себя чередование нескольких видов деятельности: кукольный театр, игру, звукоподражание, движение под музыку, спонтанное рисование, и т. д. в произвольном порядке. Ожидаемый результат - дети участвуют в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли.
- обращают внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность; обращают внимание на смену характера различных частей используемой музыки.
- эмоционально отзываются на музыку разного характера.
- воспринимают и различают высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
- могут подпевать пению руководителя.
- могут одновременному началу и окончанию песни.
- могут самостоятельно и вместе со взрослыми петь под аккомпанемент и без него.
Дети владеют:
- различными видами хлопков в ладоши и по коленям,
- притопами одной ногой и попеременно,
- полуприседаниями с легким поворотом тела вправо и влево,
могут:
- покачиваться с ноги на ногу, прыгать на двух ногах,
- кружиться по одному и в парах,
- могут согласовывать движение с текстом и музыкой пляски;
- к концу года могут делать притопы правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону),
- выполнять движения с атрибутами.
Дети знакомы с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.
- знают, как выглядят и звучат различные виды детских музыкальных инструментов: Контроль и подведение итогов -результаты предварительной и заключительной диагностики психологов;
-входное и выходное тестирование музыкальных способностей;
-отчетный кукольный спектакль по итогам года. Условия реализации программы Наличие просторного помещения, фланелеграф, набор развивающих фигурок, набор настольных кукол, ширма, перчаточные куклы «би-ба-бо», шапочки персонажей, синтезатор, набор шумовых инструментов, музыкальный центр, музыкальные записи..
Наличие методических материалов для занятий:
Список рекомендуемой литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2006.
Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. М., 2004.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод, пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1982.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2001.
|