Скачать 448.88 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова) Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________________И.В. Столярова «___________»_______________2012 г. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Дошкольная педагогика» (заочная форма обучения) Общая трудоёмкость: 280 часов Составитель: Харитонова А.А., ассистент кафедры дошкольной педагогики Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета протокол от «______» января 2012 г. № _____ Ульяновск, 2012 Пояснительная записка Профессиональное образование на современном этапе ориентируется на подготовку специалиста конкурентоспособного, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, творчески, критически мыслить, выработать убеждения и отстаивать их, уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию и адаптации на рынке труда. Сегодня высока объективная потребность в компетентных кадрах и в системе дошкольного образования, соответствующих требованиям профессиональной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность – интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста профиля «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности, но и социально-нравственной позиции личности. Программа дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей» разработана на основании следующих документов, определивших её содержательно-технологичкскую направленность: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года»; Закона РФ «Об образовании» ст. 2, 28, 29; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 года № 337 и от 22 декабря 2009 года № 778 «Об утверждении ФГОС ВПО»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2005 года № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц». В последние годы в нашей стране придаётся большое значение преобразованиям в духовной сфере современного общества. Видные учёные – педагоги, музыканты, психологи, философы говорят о необходимости повышения роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения. Музыка занимает исключительное место в формировании личности детей дошкольного возраста. Это объясняется её спецификой. Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», а В.М. Медушевский «моделью человеческих эмоций». Именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, его отношения к миру, к людям, к себе. Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление. Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной системе осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями группы, а также родителями. Успех этой работы зависит и от деятельности руководителей – заведующего детским садом и его заместителей, которые должны обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер деятельности администрации определяется её собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием мира музыки в воспитании детей, требует компетентной подготовки в области «Теории и методики музыкального воспитания». Музыкально-образовательная компетентность педагога детского сада рассматривается в программе как результат овладения им соответствующими компетенциями, обеспечивающими гуманистическую ориентацию при принятии решений и выбор способов личностно-ориентированного взаимодействия субъектов музыкально-педагогической деятельности. Недостаточно научить студента умениям музыкально-образовательной деятельности, освоить знания, важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой, творческую активность, сформировать способы самостоятельных действий, стимулирующих студентов к активной деятельности. В процессе освоения «Теории и методики музыкального воспитания» обосновываются и совершенствуются разнообразные формы, методы, приёмы, способствующие развитию музыкально-творческих способностей детей, их музыкальных интересов и предпочтений. Студент овладевает программным материалом, отражающим практическую деятельность по музыкальному воспитанию детей – технологию организации условий развития восприятия музыки детьми, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), убеждаются в необходимости взаимодействия всех субъектов музыкально-педагогического процесса в проведении музыкальных занятий, праздников, развлечений. Для совершенствования педагогического процесса при раскрытии каждой темы учитывались межпредметные связи с дисциплинами общекультурной, психолого-педагогичекой, предметной подготовки. Для освоения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» студент использует знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин: «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Организация дошкольного образования». Освоение дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методическая работа в ДОУ», дисциплин по выбору, связанных с углубленным изучением проблем художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста. Данный курс опирается на новейшие достижения музыкальной педагогики и смежных наук, является связующим звеном между теоретической базой, приобретаемой студентами в процессе занятий по профилирующим дисциплинам и её практическим преломлением в их дальнейшей педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Выписка из стандарта: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя и заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище. Целью дисциплины является формирование у студента профессиональных навыков, необходимых для осуществления музыкального воспитания детей дошкольного возраста, художественно-творческое и профессиональное развитие их личности. Задачи курса: 1. Развитие общей музыкальности студента, эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкальному образованию личности. 2. Овладение студентом теоретическими знаниями, различными педагогическими технологиями, накопление опыта и применение его в решении конкретных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 3. Формирование у студента интереса к миру музыкального искусства во всех многообразных связях с жизнью. 4. Воспитание художественного вкуса студента и его музыкальной культуры. Общая трудоёмкость дисциплины 280 часов Объем дисциплины и виды учебной работы Дисциплина преподаётся в 8 и 9 семестрах. Общая трудоёмкость составляет 280 часов: из них 34 часов аудиторной нагрузки (20 часов лекций, 14 часов практических занятий) и 246 часов самостоятельной работы с итоговым контролем экзаменом после 9 семестра.
Примерный тематический план
Содержание разделов и тем Лекции Раздел I. Основные вопросы теории и методики музыкального развития детей. |
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного... | Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента... Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720. 65... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Тема: оригами «Слоник» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
«Алёнушка и Гуси-лебеди» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Тема "Гуси-лебеди" Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология | В подготовительной группе «Спасаем братца» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | ||
Конспект занятия по развитию речи Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Утверждаю: Директор моудод «цдт» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура |