Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности





Скачать 448.88 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
страница1/4
Дата публикации20.10.2013
Размер448.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова)
Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________________И.В. Столярова

«___________»_______________2012 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Программа учебной дисциплины

федерального компонента для специальности

«Дошкольная педагогика»

(заочная форма обучения)

Общая трудоёмкость: 280 часов


Составитель:

Харитонова А.А., ассистент

кафедры дошкольной педагогики

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета

протокол от «______» января 2012 г. № _____

Ульяновск, 2012

Пояснительная записка
Профессиональное образование на современном этапе ориентируется на подготовку специалиста конкурентоспособного, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, творчески, критически мыслить, выработать убеждения и отстаивать их, уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию и адаптации на рынке труда. Сегодня высока объективная потребность в компетентных кадрах и в системе дошкольного образования, соответствующих требованиям профессиональной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность – интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста профиля «Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности, но и социально-нравственной позиции личности.

Программа дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей» разработана на основании следующих документов, определивших её содержательно-технологичкскую направленность: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года»; Закона РФ «Об образовании» ст. 2, 28, 29; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 года № 337 и от 22 декабря 2009 года № 778 «Об утверждении ФГОС ВПО»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2005 года № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц».

В последние годы в нашей стране придаётся большое значение преобразованиям в духовной сфере современного общества. Видные учёные – педагоги, музыканты, психологи, философы говорят о необходимости повышения роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения. Музыка занимает исключительное место в формировании личности детей дошкольного возраста. Это объясняется её спецификой. Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», а В.М. Медушевский «моделью человеческих эмоций». Именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, его отношения к миру, к людям, к себе.

Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление. Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной системе осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями группы, а также родителями. Успех этой работы зависит и от деятельности руководителей – заведующего детским садом и его заместителей, которые должны обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер деятельности администрации определяется её собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием мира музыки в воспитании детей, требует компетентной подготовки в области «Теории и методики музыкального воспитания». Музыкально-образовательная компетентность педагога детского сада рассматривается в программе как результат овладения им соответствующими компетенциями, обеспечивающими гуманистическую ориентацию при принятии решений и выбор способов личностно-ориентированного взаимодействия субъектов музыкально-педагогической деятельности. Недостаточно научить студента умениям музыкально-образовательной деятельности, освоить знания, важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой, творческую активность, сформировать способы самостоятельных действий, стимулирующих студентов к активной деятельности. В процессе освоения «Теории и методики музыкального воспитания» обосновываются и совершенствуются разнообразные формы, методы, приёмы, способствующие развитию музыкально-творческих способностей детей, их музыкальных интересов и предпочтений. Студент овладевает программным материалом, отражающим практическую деятельность по музыкальному воспитанию детей – технологию организации условий развития восприятия музыки детьми, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), убеждаются в необходимости взаимодействия всех субъектов музыкально-педагогического процесса в проведении музыкальных занятий, праздников, развлечений.

Для совершенствования педагогического процесса при раскрытии каждой темы учитывались межпредметные связи с дисциплинами общекультурной, психолого-педагогичекой, предметной подготовки.

Для освоения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» студент использует знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин: «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Организация дошкольного образования».

Освоение дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методическая работа в ДОУ», дисциплин по выбору, связанных с углубленным изучением проблем художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста.

Данный курс опирается на новейшие достижения музыкальной педагогики и смежных наук, является связующим звеном между теоретической базой, приобретаемой студентами в процессе занятий по профилирующим дисциплинам и её практическим преломлением в их дальнейшей педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Выписка из стандарта:

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя и заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.
Целью дисциплины является формирование у студента профессиональных навыков, необходимых для осуществления музыкального воспитания детей дошкольного возраста, художественно-творческое и профессиональное развитие их личности.

Задачи курса:

1. Развитие общей музыкальности студента, эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкальному образованию личности.

2. Овладение студентом теоретическими знаниями, различными педагогическими технологиями, накопление опыта и применение его в решении конкретных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

3. Формирование у студента интереса к миру музыкального искусства во всех многообразных связях с жизнью.

4. Воспитание художественного вкуса студента и его музыкальной культуры.
Общая трудоёмкость дисциплины 280 часов

Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина преподаётся в 8 и 9 семестрах. Общая трудоёмкость составляет 280 часов: из них 34 часов аудиторной нагрузки (20 часов лекций, 14 часов практических занятий) и 246 часов самостоятельной работы с итоговым контролем экзаменом после 9 семестра.


Номер семестра

Учебные занятия


Форма итоговой аттестации

Всего

часов

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторные занятия, час

Самостоят. работа, час




8

146

20

-

-

126



9

134

-

14

-

120

Экзамен (9)


Ито

го:



280


20


14


-


246




Примерный тематический план


Наименование раздела и тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекц. занятия

Лаб. занятия

Практ. занятия

Самост. работа

Раздел I. Основные вопросы теории и методики музыкального воспитания детей














Тема 1. Музыка как вид искусства. Теоретические основы музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.



2







11


Тема 2. История становления и развития теории и методики музыкального воспитания дошкольников в России



2







12

Тема 3. Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста


2




2

11

Тема 4. Вариативные программы музыкального воспитания в детском саду







2

11

Тема 5. Музыкальные способности. Диагностика музыкальности ребёнка.


2




2

11

Тема 6. Музыкальная культура и её становление у дошкольников.


2







11

Тема 7. Особенности музыкального репертуара, используемого в работе с детьми.


2







13

Тема 8. Методы и приёмы музыкального воспитания детей.


2







11

Раздел II. Музыкальная деятельность детей














Тема 9. Общая характеристика видов музыкальной деятельности.

2







11

Тема 10. Развитие музыкального восприятия детей.










11

Тема 11. Пение – ведущий вид детского исполнительства.







2

11

Тема 12. Музыкально-ритмические движения детей.










11

Тема 13. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.











16

Тема 14. Особенности развития детского музыкального творчества.








2

13



Тема 15. Музыкально-образовательная деятельность детей.











13


Раздел III. Формы организации музыкальной деятельности детей














Тема 16. Общая характеристика форм организации музыкальной деятельности.

2







11

Тема 17. Организованная деятельность по музыке в детском саду, их виды, методика проведения.










11

Тема 18. Музыка в повседневной жизни детского сада.








2

11

Тема 19. Музыкальное воспитание детей в семье.











11

Раздел IV. Деятельность педагогического коллектива детского сада по музыкальному воспитанию детей














Тема 20. Особенности работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию.








2

11

Тема 21. Преемственность в работе по музыкальному воспитанию детского сада и школы.


2







14

ИТОГО:

20

-

14

246


Содержание разделов и тем
Лекции
Раздел I. Основные вопросы теории и методики музыкального развития детей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента...
Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720. 65...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconТема: оригами «Слоник»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности icon«Алёнушка и Гуси-лебеди»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconТема "Гуси-лебеди"
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconВ подготовительной группе «Спасаем братца»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconКонспект занятия по развитию речи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности iconУтверждаю: Директор моудод «цдт»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск