Скачать 325.93 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ Г. ТАТАРСКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ Составитель: учитель музыки Ульбертова Ольга Васильевна Рецензент: Согласовано научно- методическим Советом протокол №___________________ Принято педагогическим Советом протокол №___________________ Утверждена приказом №________________ Директор лицея ____________________________Н. Е. Голиков ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтатус документа. Рабочая программа по музыке для 1-8 классов разработаны на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Статус документа. Рабочая программа по музыке для 1-8 классов составлена в соответствии с: - федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования по искусству. Федеральный базисный план ( от 09.03.2004г., приказ № 1312) - примерной программы, рекомендованной министерством образования , 2006г., Москва. Структура документа. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу. Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цели и задачи музыкального образования:
Место предмета в Базисном учебном плане. В учебном плане МОУ- лицея ( Педсовет протокол №1 от 31.08.09г.) образовательная область «Искусство» представлена двумя образовательными компонентами: «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение данных предметов отводится 2 часа в неделю в 5-7 классах и 1 час – в 8-9 классах (общий объем 515 часа, из них на «Музыку» — 258 часов) на 1 ступень – 135 часов, на 2 ступень – 123 часов, в соответствии с Базисным учебным планом (от 09. 03. 2004 г, приказ № 1312) общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Основные содержательные линии:
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки. При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. Особое приоритетное значение на второй ступени обучения приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте. В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира. Необходимые музыкальные умения учащихся, присущих основным видам музыкальной деятельности : В слушательской деятельности это умения:
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них. Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально - слушательской деятельности. В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания. В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временн′ых соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия. Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В основной школе сохраняется установка на развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности. В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации. В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю. В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий. В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов). Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах. Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников. Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования. Федеральный компонент государственного стандарта образования: В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании учебной программы по музыке для 1-4 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:
Первая из них — «Музыка вокруг нас» — представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель». Вторая «Музыка и ты» представлена в виде подтем: «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Основной целью первой ступени обучения является: формирование основ музыкальной культуры. Задачи:
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании учебной программы по музыке для 5-7 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:
Первая из них — «Основы музыкальной культуры» — представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематизма начальной школы. Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» — выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании учебной программы по музыке для 8 класса основной школы также выделяются две сквозные учебные темы:
При выстраивании первой из них — «Музыка в формировании духовной культуры личности» — сохраняется логика изложения учебного материала, принятая в программе 5-7 классов. Она предполагает реализацию на интонационной основе жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства. В 8 классе в этом ракурсе рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; претворение общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства. Вторая сквозная учебная тема — «Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же основаниях, что и в 5-7 классах. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующей цели: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи:
Межпредметные и внутри-предметные связи: В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из разделов, соответствующих темам « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», «Можем ли мы увидеть музыку», «Можем ли мы услышать живопись». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз. А также внутри-предметные связи: когда отдельные темы продолжают развитие тематизма на протяжении всего курса: «Жанры музыки», «Основы музыкальной культуры», «Композитор-исполнитель-слушатель». Для организации учебной процесса и повышения ее качества я использую технические и аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (музыкальный центр, магнитофон, DVD, фортепиано), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства. На уроках кроме использования ТСО, стараюсь использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. Методы: Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. -Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа) -Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация). -Практические методы обучения (упражнения). -Индуктивные и дедуктивные методы обучения (от частного к общему, от общего к частному). -Проблемно- поисковые методы обучения. -Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения (методы формирования познавательного интереса, познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении). -Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устного контроля, письменного контроля, самоконтроль). Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: - экскурсия - конкурс - викторина - самостоятельная работа - творческая работа - путешествие Требования к уровню подготовки обучающихся: Государственный стандарт общего образования, предусматривает требования разработанные на основе минимума и преемственности по ступеням общего образования. 1 ступень: |