Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 424.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации25.01.2014
Размер424.75 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Уроки двигательной активности




Пояснительная записка
Представленная программа по физической культуре на занятиях часа двигательной активности включает в себя следующие разделы.
Образовательный раздел содержания включает формирование специальных физкультурных знаний, инструктивно-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции с целью оптимизации процесса их развития и совершенствования. В своей совокупности эти элементы содержания представляют собой основу интеллектуального компонента физической культуры и методическую основу физического самосовершенствования. Именно этот раздел характеризует уровень образованности школьников в сфере физической культуры.
Раздел физического совершенствования (подготовка к изучению подвижных игр) включает непосредственное формирование двигательных умений и навыков, целесообразное воздействие на процесс развития физических качеств, формирование двигательных способностей. В своей совокупности эти элементы содержания представляют собой процесс обогащения двигательного опыта и совершенствования физиологических функций, механизмов адаптации организма, обеспечивающих двигательную активность, и являются базовой основой двигательного компонента физической культуры. Его реализация предполагает творческое использование теоретических знаний и инструктивно-методических умений, приобретаемых в процессе освоения содержания образовательного блока. Раздел ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников.

Раздел подвижных игр включает игры для развития сотрудничества и навыков общения, игры и упражнения для развития внимания и памяти, игры для развития речи и внимания, игры для развития координации движений, игры с бегом, с прыжками, с мячом, с фитболом, с обручем, игры для тренировки глазомера, народные игры, игры-эстафеты и соревнования-поединки.

Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Раздел общей физической подготовки включает упражнения для развития основных физических способностей – скорости, выносливости, координации, гибкости и силы. Раздел предназначен для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Общая физическая подготовка включает использование сразу большой группы упражнений из многих видов спорта с применением специальных тренажеров.
Оздоровительно-реабилитационный раздел включает комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры. Раздел ориентирован на решение задач по укреплению здоровья учащихся.
В процессе организации занятий практикума по физической культуре необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • процесс обучения должен предусматривать возможность создания условий для изучения и познания учащимися самих себя, своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

  • обучение должно способствовать освоению способов самообразования, физического самосовершенствования, правил освоения двигательных действий, принципов целесообразного воздействия на развитие физических качеств, освоение основ знаний о закономерностях тренирующего воздействия на организм;

  • учащиеся должны овладеть основами методики организации простых и наиболее популярных форм занятий физическими упражнениями;

  • учебные занятия должны способствовать освоению образцов физической культуры: совершенной техники двигательных действий, культуры движений, совершенного телосложения и т.п., а также формированию связанных с этим знаний из анатомии, физиологии, биомеханики, врачебного контроля и др.


Для достижения учащимися значимых личностных результатов на занятиях часа двигательной активности необходимо акцентировать внимание школьников на следующих действиях и заданиях:

  • уточнение личных мотивов осуществления процесса самосовершенствования;

  • осознание личных интересов и потребностей в физкультурно-спортивной деятельности и определение путей их удовлетворения;

  • умение выбрать в каждом учебном занятии информацию, полезную для организации процесса самосовершенствования;

  • воспитание в себе волевых и других положительных личностных качеств путем систематического преодоления трудностей, возникающих при выполнении физических упражнений;

  • выработка постоянной готовности к решению сложных жизненных задач, умения самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия;

  • «закаливание» своего характера с помощью средств физической культуры;

  • стремление к углублению специальных знаний из области анатомии, физиологии, психологии, валеологии и др.


Занятия часа двигательной активности проводятся один раз в неделю с 1-го по 4-ый класс за счет часов внеурочной деятельности Базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность».

Оценивание учащихся проходит в зачетной форме и регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания часа двигательной активности:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния психосоматического благополучия;

  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного психосоматического здоровья;

  • умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Личностные результаты освоения часа двигательной активности:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления психосоматического здоровья;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного психосоматического здоровья;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их психосоматического здоровья.


Метапредметные результаты освоения часа двигательной активности:

  • характеристика психосоматического здоровья и его индивидуальных проявлений, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • обеспечение защиты и сохранения индивидуального психосоматического здоровья позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального психосоматического здоровья;

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения психосоматического здоровья и возможностей его совершенствования;

  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;

  • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

  • оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами и обеспечение их совершенствования с учетом индивидуальных особенностей.


Учащиеся должны:

1. Знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), правила выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за функциональным состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.

2. Знать методику развития двигательных качеств, правила проведения спортивных и подвижных игр, правила режима дня, правила межличностного общения, методику проведения восстановительных процедур, методику выполнения оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, стопы, дыхания, правила составления утренней гигиенической гимнастики, правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания элементарной доврачебной помощи.

3. Уметь выполнять доступные (возрасту и подготовленности) физические упражнения (оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения).

4. Уметь провести занятие физическими упражнениями: выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль над функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения); выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль самочувствия, подведение итогов занятия – что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему).

5. Уметь выполнять гигиенические мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, основные компоненты режима дня.

6. Уметь работать в группах, распределяя права и обязанности, то есть быть социально адаптированным.

Эти требования к школьнику предопределяют эффективность его будущей адаптации в обществе и успешности жизнедеятельности.
Основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:

1. Формирование у обучающихся интереса к занятиям физической культурой.

2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности. Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельное формулирование цели занятий; выбор адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельная организация и проведение занятия, осуществление контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.

3. Формирование у обучающихся понимания смысла занятий часа двигательной активности. Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий.

Реализация представленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» обучающихся. При этом каждый школьник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами физической культуры.

Современный урок физической культуры предполагает следующую структуру: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.
Основная цель часа двигательной активности – это формирование навыков использования оздоровительной физической культуры и овладение школьниками навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам.
Час двигательной активности по физической культуре предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • понимание обучающимися важной социальной роли физической культуры для развития их личности и подготовки к учебе;

  • знание теоретических и практических основ, использование которых позволяет эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни;

  • формирование положительного отношения обучающихся к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности;

  • обеспечение общей физической подготовленности.

Основными разделами в данной программе, которыми нужно овладеть обучающимися начальной школы на третьем оздоровительном часе двигательной активности, являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.
Распределение учебного времени в 1-х классах (33 часа)

Подвижные игры (в течение учебного года – 18 часов)

Двигательные умения и навыки (физическое совершенствование) (октябрь – 5 часов)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (декабрь – 5 часов)

ОФП (февраль – 5 часов)
Распределение учебного времени в 2-х – 4-х классах (34 часа)

Подвижные игры (в течение учебного года – 16 часов)

Двигательные умения и навыки (физическое совершенствование) (октябрь-ноябрь – 6 часов)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (декабрь-январь – 6 часов)

ОФП (февраль – 6 часов)

Содержание программы
1 класс (33 часа)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск