Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
МО учителей Заместитель директора директор МБОУ СОШ
начальных классов по УВР п. Пеледуй
Руководитель МО Незнамова З.И. Якунина Т.В. Синюкова И.Г.
______________________ ____________________ _____________________
« 29 » августа 2013г. « 6 »сентября 2013 г. «10 » сентября2013 г Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 – 7 классов
2013 /2014 учебный год
Составлена учителем:
Захаровой Л.С. Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану
для 5 - 7 классов.
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1 – 9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В.С. Кузина. – М.: Дрофа, 2004).
Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность - образное познание действительности. Художник - педагог П.П. Чистяков писал: "Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования".
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К.Д. Ушинский, "дети ...мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще". (Ушинский, К.Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. - М.: Просвещение, 1954.)
Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто "отсиживать" урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ребенка, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства.
Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебно - методических и дополнительных пособий:
-Кузин, В.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе/ В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;
-Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей/ В.С. Кузин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999;
-Кузин, В.С. психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.С. Кузин. - М.: Агар, 1997; -Кузин, В.С. Наброски и зарисовки/ В.С. Кузин. - М., 1980;
-Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. М., 2006;
-Сокольникова, В.С. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5 - 8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов/ В.С. Сокольникова, В.С. кузин, Э.И. Кубышкина. Обнинск: Титул, 1999.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа "Изобразительное искусства. 1 - 9 классы" (под редакцией доктора педагогических наука В.С.Кузина) 33-35 часов. "Декоративно - прикладное искусство и жизнь человека", авторы Б.М. Неменский, Н.В. Гросул, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базовый - в 5 -8 классах.
С учетом уровней специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели. задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса в частности: в 5 - 7 классах (базовый уровень) дидактико–технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п.
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира, школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуре. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластичных) искусств определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основе произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценке произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Тематическое планирование по ИЗО (5 класс)
|
| №
| Наименование раздела программы
|
| Количество часов
| тип урока
| элементы содержания
| требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| вид контроля
| элементы дополнительного (необязательного) содержания
| Дата проведения
| 1
| ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИА И
| Цветовой Круг.
| 1
| Введение новых знаний
| Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета
| Знать: понятия цветовой круг, составные и основные цвета, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета. Уметь: различать теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета, смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.
| Контроль выполнения упражнений.
|
| 03.09
|
| 2
|
| Экскурсия в осенний парк
| 1
| Урок-наблюдение
| Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветочные сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.
| Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива. Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже.
| Ответы на вопросы.
|
| 10.09
|
| 3
|
| Декоративный цветок
| 1
| Введение новых знаний
| Условность декоративного изображения. Колорит
| Знать: понятия теплый и холодный колорит, приемы работы акварелью "по-сухому" и "по-сырому". Уметь выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка, работать в технике "мазок"
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Понятия о симметрии и асимметрии
| 17.09
|
| 4
|
| Живописные упражнения, монотипия "Веселые кляксы"
| 1
| Урок - практикум
| Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.
| Знать приемы работы акварелью, гуашью, технику печатания «монотипия"
| Контроль выполнения упражнений. Ответы на вопросы.
| Воображение как основа творческой деятельности человека
| 24.09
|
| 5
|
| "Золотая осень". Рисунок дерева с натуры, по памяти.
| 1
| Введение новых знаний
| Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность.
| Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж; строение дерева; изменение цвета в зависимости от освещения; законы перспективы. Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов воздушной и линейной перспективы.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Цвет как средство передачи эмоционального состояния автора.
| 01.10
|
| 6
|
| Рисование Фруктов и овощей
| 1
| Введение новых знаний
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства.
| Знать жанр изобразительного искусства - натюрморт; особенности формы разных овощей и фруктов; изменение цвета в зависимости от освещения; правила построения композиции. Уметь выполнять рисунок с натуры.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
| 8.10
|
| 7
| ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ.
| Хохлома. Золотые узоры.
| 1
| Введение новых знаний
| Декоративно - прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятия об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.
| Знать понятия декоративно - прикладное искусство, орнамент; особенности хохломской росписи и ее элементы. Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| история народных промыслов.
| 15.10
|
| 8
| Рисуем отгадки к народным загадкам.
| 1
| Урок - обобщение
| устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке
| Контроль выполнения упражнений.
| построение композиции, формулировка собственного замысла. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснение их замысла.
| 22.10
|
| 9,10
| Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
| 1
| Введение новых знаний
| художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
| Знать художественные промыслы России; контрастные цвета; виды и элементы орнамента. Уметь: придумывать узоры; выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Манера выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца.
| 05.11
|
| 11
| ОСОБЕННОСТИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ЖАНРОВ
| Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных.
| 1
| Введение новых знаний
| Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас.
| Знать особенности анималистического жанра изобразительного искусства; анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; отдельные произведения выдающихся художников. Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Герои - животные в литературе, устном народном творчестве
| 12.11
|
| 12
| мультипликационные герои.
| 1
| Введение новых знаний
| Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма.
| Знать значения понятия мультипликация. Уметь выполнять последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию предметов и облаков)
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Создание рисованного кино
| 19.11
|
| 13-14
| Веселый Дед Мороз
| 2
| Введение новых знаний
| Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура)
| Знать особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов; средства выразительного и эмоционального воздействия. Уметь использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры; работать с ножницами.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Новый год в жизни человека, в искусстве.
| 26.11
03.12
|
| 15
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ЕГО ВИДЫ И ЖАНРЫ. ГРАФИКА.
| Раппорт ткани
| 1
| Введение новых знаний
| Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.
| знать способы размножения изображений; особенности шаблона и трафарета; понятие рапорт; сферу применения различных способов размножения изображений. Уметь изготавливать шаблоны и трафареты; придумывать декоративный мотив; использовать художественные материалы, технику размножения.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
| 10.12
|
| |