Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 282.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.04.2014
Размер282.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
••••••••••Образовательные программы дополнительного образования: классификация, требования, технология разработки*

Кленова Н.В., зам.зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат философских наук, Буйлова Л.Н., зам. директора Центра детского и юношеского творчества «Бибирево», кандидат педагогических наук.

______________________________

* В качестве синонима понятию «образовательная программа дополнительного образования детей» может использоваться понятие «дополнительная образовательная программа».
Каждому руководителю хорошо известно, что официальное признание образовательного учреждения происходит путем предъявления органам образования особым образом оформленных документов, отражающих уникальность учреждения, которая как раз и складывается из авторских разработок педагогов, являющихся как бы идейным основанием работы учебного заведения, своеобразным стержнем его программы деятельности.

Педагоги дополнительного образования в отличие от школьных учителей сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако значительная их часть в новой ситуации недостаточно владеет научно-практическими основами педагогического творчества, слабо знакома с технологией проектирования учебного материала.

Предлагаемый читателю алгоритм проектирования и оформления образовательных программ проверен практикой. Хочется надеяться, что он поможет каждому педагогу дополнительного образования представить свою образовательную программу таким образом, чтобы она была изложена четко, кратко и в то же время с исчерпывающей полнотой, что даст возможность экспертам и другим педагогам понять и достойно оценить ее, а самому педагогу - успешно работать по ней.
Классификация образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определить ее вид.

Классификацию программ можно провести по различным основаниям. Наиболее распространенная в дополнительном образовании детей классификация подразделяет образовательные программы на следующие виды: типовые (примерные), модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские*.

___________________________________

* «Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей». - М.: ЦРСДОД, 1999, с.40-41.

Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления образованием и рекомендоваться в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности. До 1992 года типовые программы для внешкольных учреждений существовали в классическом варианте: утверждались Министерством просвещения РФ, были рассчитаны на достижение строго фиксированного результата (знаний, умений, навыков), предполагали использование традиционных форм контроля и оценки (зачетов, экзаменов, контрольных работ).

В настоящее время с введением принципа вариативности в дополнительном образовании детей, расширением рамок свободы творчества педагогов понятие «типовая программа», на наш взгляд, несколько видоизменяется. Современная типовая программа может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы); не случайно ее характеризуют как примерную.

Разработка типовых (примерных) программ сегодня является одной из актуальных проблем дополнительного образования детей. По нашему мнению, образовательная программа может претендовать на статус типовой, если отвечает следующим требованиям (критериям):

• устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению деятельности в рамках той или иной направленности (от этого минимума и следует отталкиваться педагогам при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать, но не опускаться ниже его при отборе содержания программы);

• технологична в аспекте реализации (т.е. включает пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без ее предварительной доработки, модификации).

Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа. В ее основу положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной ее делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе или неудовлетворенности педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа - это версия методического решения конкретной проблемы (А. Сиденко, В. Чернушевич); такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. По мере апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной, но обязательно требует документального доказательства новизны и авторства. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Программа, заявленная как авторская, должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий авторский характер программы и ее принадлежность разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Приведенную классификацию образовательных программ сегодня можно встретить практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей*. Правда, далеко не всегда удается найти должные разъяснения относительно основания данной классификации и отличий друг от друга перечисленных в ней программ. На наш взгляд, критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в их разработке - от простого воспроизведения педагогом типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.

Можно провести классификацию образовательных программ дополнительного образования детей и по другим основаниям, например, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности (Логинова Л.Г.). В этом случае выделяются следующие виды программ.

____________________________

* Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000, с. 119.

Комплексные, представляющие собой определенное соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся следующие.

1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественных, спортивных, музыкальных) либо групп развития дошкольников, существующих сегодня при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

Примером может послужить комплексная программа студии раннего развития дошкольников «Сорока» Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска, которая включает следующие предметы: художественное творчество (лепка), хореография и ритмика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, коррекционно-логопедические занятия «Родная речь», развитие элементарных математических представлений, английский для дошкольников.

2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-то деятельности или профессии.

В качестве примера назовем комплексную образовательную программу театрально-музыкальной студии «Карусель» Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга, которая позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства (основному профилю обучения в студии), но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

3. Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих при этом по разным образовательным направлениям.

Интересный пример в этом плане - комплексная программа «Букет настроений», реализуемая в упомянутом выше Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Это коррекционно-развивающая программа для младших школьников, испытывающих трудности адаптации к школьной жизни. Суть работы состоит в том, что учитель регулярно в течение всего учебного года приводит свой класс в Дом творчества, где дети под попечительством педагогов дополнительного образования включаются в интересную для них досуговую деятельность (театральную, игровую, изобразительную). Незаметно для детей создается такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребенка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, развивает эмпатию, формирует коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые нормы поведения, содействует формированию в классе благоприятного психологического климата.

Интегрированные программы объединяют отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки глубины содержания. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

К таким программам могут относиться дополнительные образовательные программы, связанные с общеобразовательными предметами. Например, в Детской художественной школе «Трехозерье» при школе № 1048 г. Москвы образовательный процесс осуществляется по программе «Эстетическая экология», причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края.

Другой пример - курс «Я и мир» (Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска). Эта программа берет на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав какое-либо основание для этого, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе - соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п. Примером могут послужить:

- программа «Здоровье», назначение которой состоит в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через ряд школьных учебных предметов и внеурочную деятельность (Центр образования «Москва-98» №1953);

- программа «Одаренный ребенок», которая направлена на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников (Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества - лицей №1553 «На Донской»).

Приведенные классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.
Требования к образовательным программам дополнительного образования детей

Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательность действий по достижению поставленной цели.

Существует несколько определений понятия «образовательная программа дополнительного образования детей (дополнительная образовательная программа)». Приведем те, которые наиболее часто используются практиками. Программа - это:

• документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;

• модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка и обосновывающая содержание образования и технологию его передачи;

• курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;

• индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;

• предметная сторона, составная часть единой образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.

Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог: внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего учебного курса. При всей индивидуальности подходов к разработке образовательных программ существует потребность правильно конструировать и оформлять авторские разработки для того, чтобы их можно было внедрять в практику работы образовательного учреждения*.

________________________________________

* Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ. // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2001, № 2.

В целях улучшения качества педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей Министерством образования России разработаны и рекомендованы к использованию единые «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). Соблюдение этих требований обязательно, и каждому педагогу надо хорошо знать и понимать их содержание. Приведем текст упомянутого письма.

«Содержание образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры,

- российским традициям,

- культурно-национальным особенностям регионов;

- определенному уровню образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

- современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

• создание условий для развития личности ребенка;

• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

• профилактику асоциального поведения;

• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

• укрепление психического и физического здоровья;

• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

• титульный лист;

• пояснительную записку;

• учебно-тематический план;

• содержание изучаемого курса;

• методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

• список литературы.

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (дидактический материал, техническое оснащение занятий);

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск