Скачать 0.86 Mb.
|
2.3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ З.И. Курцева, Д.Д. Данилов 2.3.1. Основные положения Программы воспитания и социализации обучающихся в ОС «Школа 2100» (основная школа) Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых нацио- нальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, при- рода, человечество, и направлена на развитие и воспитание компе- тентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Программа направлена на: – освоение обучающимися социального опыта, основных социаль- ных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возрас- та, норм и правил общественного поведения; – формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; – формирование и развитие знаний, установок, личностных ориен- тиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохране- ния и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих лич- ности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основно- го общего образования; – формирование экологической культуры. Программа обеспечивает: – формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего созда- ние социальной среды развития обучающихся, включающего уроч- ную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российско- го общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (закон- ных представителей); – усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельно- сти, конструктивного социального поведения, мотивации и способ- ности к духовно-нравственному развитию; приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социо- культурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоиден- тификацию обучающихся посредством личностно значимой и обще- 149 ственно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, уста- новленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях челове- ка; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструк- тивных способов самореализации; – приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в учениче- ском самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в про- ведении акций и праздников (региональных, государственных, меж- дународных); – участие обучающихся в деятельности производственных, творче- ских объединений, благотворительных организаций; в экологиче- ском просвещении сверстников, родителей, населения; в благоу- стройстве школы, класса, сельского поселения, города; – формирование способности противостоять негативным воздей- ствиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; – развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; – учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; – формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профес- сиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и рабо- той служб занятости населения; – развитие собственных представлений о перспективах своего про- фессионального образования и будущей профессиональной деятель- ности; – приобретение практического опыта, соответствующего интере- сам и способностям обучающихся; – создание условий для профессиональной ориентации обучаю- щихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; – сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями про- фессионального образования, центрами профориентационной рабо- ты; совместную деятельность обучающихся с родителями (законны- ми представителями); – информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых состав- ляющих различных профессий, особенностях местного, регионально- го, российского и международного спроса на различные виды трудо- вой деятельности; – использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессио- нальной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их спо- 150 собностей и компетенций, необходимых для продолжения образова- ния и выбора профессии (в том числе компьютерного профессиональ- ного тестирования и тренинга в специализированных центрах); – осознание обучающимися ценности экологически целесообраз- ного, здорового и безопасного образа жизни; – формирование установки на систематические занятия физиче- ской культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; – осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; – формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоро- вья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; – овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; – формирование готовности обучающихся к социальному взаимо- действию по вопросам улучшения экологического качества окружаю- щей среды, устойчивого развития территории, экологического здоро- вьесберегающего просвещения населения, профилактики употребле- ния наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового обра- за жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; – осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологиче- ской культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожно- сти при выборе варианта поведения. Программа воспитания и социализации учащихся в ОС «Школа 2100» для основной школы (далее – Программа) отвечает требова- ниям следующих документов: «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»1, «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»2, «Фундаментальное ядро содержания общего образования»3, в которых отмечается отсут- ствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объеди- няющих людей в единую историко-культурную и социальную общ- ность; отсутствие способности противостоять негативным воздей- ствиям социальной среды; неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; недостаток созна- тельно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа, что в результате привело к отрицательно- му влиянию на общественную нравственность, гражданское само- сознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и 1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 2 Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности граждани- на России – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 3 Фундаментальное _______ядро содержания общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 151 труду, на отношение человека к человеку, в целом к низкой общей культуре подрастающего поколения. Данная Программа базируется на личностных и общественных ценностях, обозначенных в Концепции духовно-нравственного вос- питания и развития ОС «Школа 2100»1, и согласно принципам непре- рывности и преемственности обучения и воспитания учащихся логи- чески продолжает основные направления Программы духовно- нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100»2 для начальной школы (добрые чувства, мысли и поступки; страна граж- дан; труд для себя и для других; здоровье тела и духа; природа – наш дом; красота спасёт мир), однако ключевым понятием в данной Программе является понятие культура, объединяющее все общече- ловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся спо- собы их восприятия и достижения. Учитывая общеизвестные определения понятия «культура» (куль- тура как «совокупность духовных и материальных ценностей, нако- пленных человечеством на протяжении истории»), а также «деятель- ностный» подход к его трактовке, особое внимание необходимо обра- щать на роль образовательной среды в воспитании и социализации учащегося и влияние на него современной массовой культуры через средства массовой информации, нередко навязывающей подростку недостойные образцы культуры в качестве стандарта. Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализа- цию подростков (11–15 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосо- знания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и лич- ностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ори- ентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здо- рового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступ- ки, за настоящее и будущее своей страны. Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассма- тривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности. Вышеобозначенные положения позволяют выделить базовые направления развития социализации и культуры личности учащего- ся основной школы в преемственности с начальной школой. 1 Концепция духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образова- тельный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельд- штейна. – М.: Баласс, 2011 2 Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образова- тельный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельд- штейна. – М.: Баласс, 2011 Таблица 12 Преемственность с направле- ниями начальной школы Направления социализации в основной школе (ключевые ценности) Добрые чувства, мысли и поступки Культура духовно-нравственная и эстетическая (Добро) Культура поведения (Семья. Толерантность.) Страна граждан Культура гражданская (Родина) Культура самоидентификации (Мировоззрение. Солидарность. Социализация) Труд для себя и для других Культура учебной и трудовой деятельности (Образование) Здоровье тела и духа Культура здорового образа жизни (Здоровье) Природа наш дом Культура экологическая (Природа) Красота спасет мир Культура эстетическая (Красота) Социализация и общекультурное развитие личности учащегося – процесс длительный, разноуровневый, и только при условии органич- ного взаимодействия и взаимопроникновения всех обозначенных выше направлений можно рассчитывать на положительный результат. 1) Духовно-нравственная культура личности. (Доброта в чувствах, мыслях и поступках) Успех социализации обучающегося будет зависеть прежде всего от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности. Духовно-нравственная культура зиждется на таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др. Нравственная культура личности во многом определяет жизнен- ную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно- исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей пове- дения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать позитивные поступки (в том числе речевые). Духовная культура имеет более высокий уровень сознания лич- ности и свидетельствует об устойчивости нравственных качеств чело- века, который совершает добрые поступки бескорыстно, по велению |