Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»





Скачать 131.05 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»
Дата публикации21.06.2014
Размер131.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 8 классе

«Обобщение изученного по теме

«Обособленные определения и приложения»

Учитель русского языка и литературы КСОШ №2

Королёва Нина Васильевна.

Цель урока:

1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений и приложений;

2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Воспитательная цель: на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у учащихся любовь к родному слову и к родной природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Словарно-орфографическая работа.

Записать словосочетания, объяснить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Ветреная погода, туманный день, вылепленный детьми снеговик , освещённый солнцем, размытый весенними водами, усеянный цветами, овеянные ветром, неезженые дороги, багряный закат, ледяной покров.

Дополнительный вопрос: сделайте вывод, когда же в причастиях и прилагательных пишется Н и НН.


  1. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Времена года.

Так мы назовем наш урок.

- В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки С. Щипачева: «Весь мир, с листвой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им»4.
Расставьте в этом предложении знаки препинания, объясните их, сделайте синтаксический разбор предложения.
- Неповторимый и огромный мир русской словесности открывается нам на каждом уроке. Чтобы свободно в нем ориентироваться, важно знать правила. Повторим теорию.

4. Повторение.

Тест №1.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

(взаимопроверка) Ключ: 1.2); 2.2); 3.2); 4.2); 5.2). (на доске)
5. Объяснительный диктант.

1) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

2) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие.

3) Мы, ребятишки, радовались первым весенним проталинам.

4) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.

5) Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно.

6) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес.

7) Днём галки гуляли с грачами на полях, а вечером вместе садились на голые, звеневшие на весеннем ветру деревья.
6. Самостоятельная работа.

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

  1. Кое-где на лесных проталинах начинают зацветать подснежники - перелески. Они разрастаются ковром.

  2. Цветок ландыша кажется маленьким прозрачным кувшинчиком. Он перевернулся горлышком вниз.

6А. Индивидуальная самостоятельная работа.

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).
7. Работа с текстом.
***

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево. Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков.

Стайка клестов - еловиков, весело пересвистывающая, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, весёлые, общительные, всю зиму проводят в еловых лесах.

( По Соколову-Микитову)

Прочитайте текст.

Определите его тему и основную мысль.

Найдите в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Дополнительные задания: выписать причастия и прилагательные с Н и НН, сделать их морфемный разбор

Барабанная, ранней, освобождённой, увешанными.
8. Итоговый тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

  1. 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.



0 ошибок – «5», 1- 2 ошибки – «4», 3- 4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».
(самопроверка) Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1).
9. Домашняя работа.

1. Выпишите из произведений художественной литературы 2-3 примера с обособленными определениями и приложениями на тему весны.

2. Составьте со словосочетаниями из орфографической диктовки предложения с обособленными определениями и приложениями.

Тест №1.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.


Тест №1.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

  1. Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

  2. Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

  3. Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).



Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

  1. Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

  2. Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

  3. Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).


Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

  1. Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

  2. Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

  3. Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).


Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

  1. Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

  2. Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

  3. Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).



Текст.

(1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну.

(6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков.

(8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах.

( По Соколову-Микитову)

Текст.

(1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну.

(6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков.

(8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах.

( По Соколову-Микитову)

Текст.
(1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну.

(6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков.

(8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах.

( По Соколову-Микитову)


Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

Тест №1.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

Текст.
(1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну.

(6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков.

(8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах.

( По Соколову-Микитову)

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения....

Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconТема: «Обособленные определения и приложения»
Оборудование: учебник русского языка 8 класс под ред. М. С. Разумовской, 1с русский язык, «Фраза» электронный тренажер, рабочие тетради...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» icon12. Подготовка к егэ. Обособленные члены предложения
Обособленные определения, обстоятельства, приложения. Материал для практической работы
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обособленные определения (Подготовка к написанию сочинения по картине В. Маковского «Обряжение невесты» на заключительном занятии...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок в 8 классе по теме «Sport»
Цели: обобщение изученного материала по теме «Спорт»; развитие аудитивных, графических и лексических навыков; развитие интереса учащихся...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» iconУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного...
Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск