Скачать 66.12 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе (с инофонами). Учитель ГОУСОШ № 172 Соловьева Галина Александровна. Тема урока: « Род имени существительного. Имена существительные общего рода». Тип урока: систематизация знаний, умений , навыков; знакомство с существительными общего рода. Элементы минимального содержания образования: систематизация ранее изученного о существительном, углубление понятия о трех родах существительных; начальное представление о существительных общего рода. Элементы дополнительного содержания образования: работа с различными словарями. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить в тексте или в предложении существительные общего рода. Вид контроля: фронтальный опрос; коллективная и самостоятельная работа. Урок составлен в соответствии с программой по учебному комплексу , адресованному учащимся, под редакцией В.В. Бабайцевой. ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слово учителя. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным. Вспомним три рода существительных, как определяется род имени существительного и узнаем, что такое существительные общего рода. Запись названия темы на доске и в тетрадях. Работа с высказыванием А.С. Пушкина (Запись на доске сделана заранее) « О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг!» Беседа. -Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта. Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей? ( Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.) - Какая часть речи помогает передать это настроение? ( Учащиеся отвечают, что это существительные.) - В высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях. ( Реализация индивидуального домашнего задания.) Словарно- орфографическая работа. В тетрадях и на доске записываем слова: гений, парадокс, просвещенье. (Подготовленные заранее учащиеся поясняют и приводят примеры употребления данных слов.) (Пояснение слова «просвещение» должен подготовить инофон) ГЕНИЙ – высший творческий ум, высокий природный дар, дарование. ПАРАДОКС –1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. ( Можно привести в пример главного героя Яна Залусского и его высказывание из произведения В.Г. Короленко « Парадокс».) ПРОСВЕЩЕНЬЕ – высокий уровень развития, культуры; образование; знания. Фронтальный опрос. -Ребята, какими частями речи являются представленные слова? -А почему это существительные? -Что они обозначают? -На какие вопросы отвечают? -А еще есть в этом высказывании существительные? -Назовите их. Коллективная работа. - Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены. ( Дети выписывают: открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.) -Определим эту форму. А как это сделать? ( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос) - Как изменяются существительные? -А какие признаки являются постоянными? Задание для инофонов. -Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного? ( Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку: Женский род запомню я И скажу : « Она моя». И запомню род мужской, И опять скажу: « Он мой». Средний род: « Оно мое». Это правило твое! ) Коллективная работа. - А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому? ( Дети с помощью учителя находят слово «гений».) Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода. Например: « Моя мама- гений». « А.С. Пушкин – гений». Делаем вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода. - А почему они так называются? - Распределим существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим условия выбора орфограмм. Труже(н,нн)ица, трудяга, тру.., умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка, папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс. ( Учащиеся могут выполнить задание на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода, а остальные ученики - существительные общего рода.) - А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода? ( Учащиеся делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.) Чтение параграфа.№41 в учебнике « Теория». Беседа. - Что могут называть существительные общего рода? ( Учащиеся говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.) Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению. Например: - врач, учитель, повар, строитель, инженер…( называют профессию); -умница, молодчина, знаток…( передают замечательные качества человека); -плакса, неряха, недотепа ( отрицательные черты характера) Разбор и выполнение упр.230. - Чем различаются слова « труженик» и « трудяга»? Делаем вывод, что это слова разных стилей. Составляем и записываем с ними предложения. Разбираем по членам. Например: - Наши ребята – настоящие труженики. -Конь- трудяга до поздней ночи работал в поле. - Лошадка- трудяга до самого вечера работала в поле. -Как согласовать существительное общего рода с другими членами предложения? ( Учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что нужно найти главное слово, к которому относится это существительное.) Чтение второй части параграфа . Разбор и частичное выполнение упр.№231 Коллективная работа. - Укажите существительные общего рода в стихотворении. ( Оно заранее записано на доске.) -Что они называют? Обоснуйте свой ответ. Сегодня ты школьник, А завтра – рабочий, Художник, учитель, Строитель иль доктор. Для каждого нужное дело найдется, Кто с детства всерьез за работу берется! - Какую роль могут играть существительные в предложениях? ( Ученики делают вывод о синтаксической роли существительных.) Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. - Подберите однокоренные существительные женского рода к существительным мужского рода. Ученик, малыш, узбек, белорус, украинец, кореец, француз, китаец, учитель, студент. - С помощью каких морфем образуются эти слова? - Запишите текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограмм. Подчеркните существительные как члены предложения. Определите род существительных. -Какое слово в тексте является существительным общего рода? Выпишите его. -Как оно характеризует героя? Неспокойное море. Од..нокий п..рус м..ячит вдали. Кружат(..)ся над(ним) люб..пытные ч..йки. Куда пробирает(..)ся этот см..льчак? Зачем ..тважился он сразит(..)ся с грозной ст..хией? Что заставило героя- (не)поседу отправит(..)ся в опас(..)ное пут..шествие? Итог урока. Рефлексия. - Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? -Что вспомнили? Учащиеся отвечают, что выучили новые слова «гений», « парадокс», «просвещение»; вспомнили о значении существительного, о его употреблении в речи, а также о постоянных и непостоянных признаках этой части речи; повторили тему «Род имен существительных», познакомились с существительными общего рода. Домашнее задание. 1.Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» ( можно предложить выполнение данной работы инофонам) 2. Параграф № 41, упр. № 231 (закончить). 3. Выучить написание слов «гений», «парадокс», «просвещение». Составить с ними простые предложения, разобрать по членам. Указать , какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и... | Тема урока. Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка | ||
Конспект урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Общий род. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные употребляемые только во... | ||
Род имен существительных Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного | План-конспект урока имена существительные общего рода Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Тема урока : Имена существительные собственные и нарицательные Предметные результаты : Познакомить с понятиями «имена существительные собственные и нарицательные», формировать умение их различать,... | ||
Урок закрепления изученного Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить умение писать имена существительные женского рода... | Формы 1-го и 3-го лица единственного числа полностью совпадают Из прилагательных могут быть образованы существительные. Род образованного существительного передается соответствующим артиклем | ||
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения» Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность... | ||
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные.... | Тема : «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные | ||
Урок 1 lesson 1 Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные | Урок 1 lesson 1 Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные |