Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода»





Скачать 66.12 Kb.
НазваниеТема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода»
Дата публикации02.07.2014
Размер66.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 6 классе (с инофонами).
Учитель ГОУСОШ № 172 Соловьева Галина Александровна.


Тема урока: « Род имени существительного. Имена существительные общего рода».

Тип урока: систематизация знаний, умений , навыков; знакомство с существительными общего рода.
Элементы минимального содержания образования: систематизация ранее изученного о существительном, углубление понятия о трех родах существительных; начальное представление о существительных общего рода.
Элементы дополнительного содержания образования: работа с различными словарями.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить в тексте или в предложении существительные общего рода.
Вид контроля: фронтальный опрос; коллективная и самостоятельная работа.

Урок составлен в соответствии с программой по учебному комплексу , адресованному учащимся, под редакцией В.В. Бабайцевой.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


  1. Объяснение темы.


Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным. Вспомним три рода существительных, как определяется род имени существительного и узнаем, что такое существительные общего рода.
Запись названия темы на доске и в тетрадях.
Работа с высказыванием А.С. Пушкина

(Запись на доске сделана заранее)


« О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»


Беседа.

-Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта.

Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?
( Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.)

- Какая часть речи помогает передать это настроение?

( Учащиеся отвечают, что это существительные.)
- В высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.
( Реализация индивидуального домашнего задания.)
Словарно- орфографическая работа.
В тетрадях и на доске записываем слова: гений, парадокс, просвещенье. (Подготовленные заранее учащиеся поясняют и приводят примеры употребления данных слов.)

(Пояснение слова «просвещение» должен подготовить инофон)
ГЕНИЙ – высший творческий ум, высокий природный дар, дарование.
ПАРАДОКС –1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.

( Можно привести в пример главного героя Яна Залусского и его высказывание из произведения В.Г. Короленко « Парадокс».)
ПРОСВЕЩЕНЬЕ – высокий уровень развития, культуры; образование; знания.
Фронтальный опрос.
-Ребята, какими частями речи являются представленные слова?

-А почему это существительные?

-Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают?

-А еще есть в этом высказывании существительные?

-Назовите их.
Коллективная работа.

- Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены.

( Дети выписывают:

открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.)
-Определим эту форму. А как это сделать?

( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос)
- Как изменяются существительные?

-А какие признаки являются постоянными?
Задание для инофонов.
-Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного?

( Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:

Женский род запомню я

И скажу : « Она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: « Он мой».

Средний род: « Оно мое».

Это правило твое! )
Коллективная работа.

- А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому?

( Дети с помощью учителя находят слово «гений».)
Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода. Например:

« Моя мама- гений». « А.С. Пушкин – гений».
Делаем вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода.


- А почему они так называются?


- Распределим существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим условия выбора орфограмм.
Труже(н,нн)ица, трудяга, тру.., умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка, папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс.

( Учащиеся могут выполнить задание на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода, а остальные ученики - существительные общего рода.)
- А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?
( Учащиеся делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.)
Чтение параграфа.№41 в учебнике « Теория».
Беседа.
- Что могут называть существительные общего рода?

( Учащиеся говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.)
Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.

Например:

- врач, учитель, повар, строитель, инженер…( называют профессию);
-умница, молодчина, знаток…( передают замечательные качества человека);

-плакса, неряха, недотепа ( отрицательные черты характера)

Разбор и выполнение упр.230.

- Чем различаются слова « труженик» и « трудяга»?
Делаем вывод, что это слова разных стилей.

Составляем и записываем с ними предложения.

Разбираем по членам.

Например:
- Наши ребята – настоящие труженики.
-Конь- трудяга до поздней ночи работал в поле.

- Лошадка- трудяга до самого вечера работала в поле.
-Как согласовать существительное общего рода с другими членами предложения?
( Учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что нужно найти главное слово, к которому относится это существительное.)
Чтение второй части параграфа . Разбор и частичное выполнение упр.№231
Коллективная работа.
- Укажите существительные общего рода в стихотворении.
( Оно заранее записано на доске.)
-Что они называют? Обоснуйте свой ответ.


Сегодня ты школьник,

А завтра – рабочий,

Художник, учитель,

Строитель иль доктор.

Для каждого нужное дело найдется,

Кто с детства всерьез за работу берется!

- Какую роль могут играть существительные в предложениях?
( Ученики делают вывод о синтаксической роли существительных.)
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
- Подберите однокоренные существительные женского рода к существительным мужского рода.
Ученик, малыш, узбек, белорус, украинец, кореец, француз, китаец, учитель, студент.

- С помощью каких морфем образуются эти слова?
- Запишите текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограмм. Подчеркните существительные как члены предложения. Определите род существительных.
-Какое слово в тексте является существительным общего рода? Выпишите его.

-Как оно характеризует героя?
Неспокойное море. Од..нокий п..рус м..ячит вдали. Кружат(..)ся над(ним) люб..пытные ч..йки.

Куда пробирает(..)ся этот см..льчак? Зачем ..тважился он сразит(..)ся

с грозной ст..хией? Что заставило героя- (не)поседу отправит(..)ся в опас(..)ное пут..шествие?
Итог урока.
Рефлексия.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что вспомнили?
Учащиеся отвечают, что выучили новые слова «гений», « парадокс», «просвещение»; вспомнили о значении существительного, о его употреблении в речи, а также о постоянных и непостоянных признаках этой части речи; повторили тему «Род имен существительных», познакомились с существительными общего рода.

Домашнее задание.
1.Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» ( можно предложить выполнение данной работы инофонам)

2. Параграф № 41, упр. № 231 (закончить).

3. Выучить написание слов «гений», «парадокс», «просвещение». Составить с ними простые предложения, разобрать по членам. Указать , какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconТема урока. Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconКонспект урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Общий род. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные употребляемые только во...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconРод имен существительных
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconПлан-конспект урока имена существительные общего рода
Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconТема урока : Имена существительные собственные и нарицательные
Предметные результаты : Познакомить с понятиями «имена существительные собственные и нарицательные», формировать умение их различать,...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconУрок закрепления изученного
Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить умение писать имена существительные женского рода...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconФормы 1-го и 3-го лица единственного числа полностью совпадают
Из прилагательных могут быть образованы существительные. Род образованного существительного передается соответствующим артиклем
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность...
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconТема: Имена существительные собственные и нарицательные
Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные....
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconТема : «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные
Тема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода» iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск